Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ".
IV. ПРОВЕДЕНИЕ НАДЗОРА ЗА ИЗГОТОВЛЕНИЕМ ОБОРУДОВАНИЯ 31. В программе инспекции в общем случае следует указывать: - цели инспекции; - перечень подлежащих проверке вопросов; - перечень структурных подразделений организации, подлежащих инспектированию; - сроки проведения инспекции; - состав информации, которая должна быть подготовлена инспектируемой организацией в виде отчетов и справок и представлена комиссии в установленный программой срок. 32. В перечень подлежащих проверке вопросов следует включать проверку: - достоверности представляемой в Службу информации; - выполнения планов мероприятий по устранению нарушений, выявленных при ранее проведенных инспекциях; - функционирования действующей в организации системы обеспечения качества при осуществлении лицензированной деятельности; - наличия и функционирования программ обеспечения качества; - наличия планов качества, полноты и достоверности записей в них по проведенным работам; - полноты перечня нормативной документации, требования которой учитываются при осуществлении лицензированной деятельности, укомплектованности организации учтенными и откорректированными на момент проведения инспекции нормативными документами, системы их учета и внесения в них изменений; - порядка учета, обращения, хранения конструкторской документации, внесения в нее изменений, обеспечения ею рабочих мест; - порядка разработки, внесения изменений, учета, обращения, хранения технологической документации на изготовление и контроль оборудования, ее внедрения и обеспечения ею рабочих мест; - порядка постановки оборудования на производство; - метрологического обеспечения производства; - укомплектованности технологическим оборудованием, испытательными средствами, оснасткой и приспособлениями, лабораторными приборами и мерительным инструментом; - организации входного контроля, идентификации, хранения и запуска в производство материалов и комплектующих изделий; - организации неразрушающего контроля; - порядка проведения проверок испытательного оборудования, порядка проведения испытаний оборудования, порядка взаимодействия со сторонними испытательными лабораториями (при их наличии); - порядка учета и анализа претензий по качеству оборудования, проведения мероприятий по устранению выявленных дефектов при изготовлении, эксплуатации, а также принятия мер по предупреждению их появления в дальнейшем; - укомплектованности организации квалифицированными кадрами, позволяющими выполнять запланированный объем работ; - порядка обучения и периодической проверки знаний сварщиков, дефектоскопистов, контролеров, ведения документации по учету их работы, личных клейм, порядка проверки знаний норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к изготовлению оборудования, у руководящих и инженерно-технических работников, наличие у инженерно-технических работников и рабочих удостоверений о проверке знаний, соответствие записей в них фактически выполняемой работе, соблюдения сроков проверки знаний; - наличия лицензий у организаций, участвующих в изготовлении оборудования; - выполнения требований по сертификации оборудования, включенного в Номенклатуру оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, подлежащих обязательной сертификации в системе сертификации оборудования, изделий и технологий для ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения (ОИТ-0013-2000) и дополнения к ней; - порядка проведения оценок соответствия изготавливаемого оборудования требованиям норм и правил, конструкторской и технологической документации; - организации контроля за выполнением условий действия лицензий. Перечень вопросов может уточняться в зависимости от конкретных условий деятельности организации. 33. Программа инспекции, проводимой при рассмотрении заявления организации об изменении условий действия лицензии на изготовление оборудования, составляется по вопросам, предусмотренным п. 32 Методических указаний, с учетом специфики предлагаемых изменений. 34. Программа инспекции, выполняемой с целью проверки выполнения требований норм и правил, составляется по вопросам, предусмотренным п. 32 Методических указаний, с учетом вида проводимой инспекции (комплексная, целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, влияния изготавливаемого оборудования на безопасность ОИАЭ, информации о качестве и надежности изготавливаемого оборудования. 35. Программа инспекции, проводимой с целью проверки выполнения лицензиатом условий действия лицензии, составляется по вопросам, предусмотренным п. 32 Методических указаний, с учетом вида проводимой инспекции (комплексная, целевая, оперативная), результатов предыдущих инспекций, информации о качестве и надежности изготавливаемого оборудования. 36. При проверке выполнения требований по оценке соответствия изготавливаемого оборудования рекомендуется проверить наличие: - паспорта или технологического паспорта, карт замеров и т.п.; - сертификатов (или их копий), протоколов лабораторных испытаний; - протоколов испытаний и другой документации, характеризующей качество изготовления оборудования; - заполненных планов качества в предусмотренных точках задержки и точках освидетельствования. 37. При проведении инспекций рекомендуется проверять выполнение программы обеспечения качества при изготовлении. 38. В программе инспекции следует предусматривать участие в приемочных испытаниях опытных (головных) образцов оборудования. Для этого в условиях действия лицензии следует предусматривать представление информации о сроках проведения приемочных испытаний. 39. В подразделениях Службы, выполняющих надзор за изготовлением оборудования, должен проводиться учет и анализ результатов деятельности по надзору за изготовлением оборудования. Учету и анализу подлежат: - акты и предписания по результатам проведенных инспекций; - информация организаций об обеспечении качества и надежности изготавливаемого оборудования; - материалы по применению ограничительных, предупредительных и профилактических мер Службы; - информация о выполнении мероприятий по устранению выявленных недостатков. 40. При осуществлении надзора за изготовлением оборудования подразделения Службы получают от организаций и анализируют следующую информацию: - о количестве и характере допущенных при изготовлении отступлений от требований конструкторской и технологической документации, влияющих на качество и надежность оборудования; - о количестве и характере допущенных при изготовлении отступлений от требований норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требования к качеству и надежности оборудования; - о количестве и характере брака при изготовлении оборудования; - о наличии претензий и рекламаций на изготовленное оборудование от эксплуатирующих организаций и потребителей, включая информацию об отказах и дефектах; - о наличии претензий и замечаний к качеству применяемых комплектующих, материалов и полуфабрикатов; - о мерах, принимаемых организацией по предупреждению отступлений и нарушений. При этом необходимо убедиться в том, что информация представлена как результат наличия и выполнения в ней процедур, предусмотренных программой обеспечения качества, включающих: - регистрацию нарушений требований к качеству работ (ошибок конструирования, изготовления, дефектов и отказов оборудования, выявленных при испытаниях, ошибок персонала и др.) и их анализ; - систему исключения использования материалов, полуфабрикатов, комплектующих и оборудования, не соответствующих установленным требованиям (например, порядок их документирования, идентификации, изоляции и утилизации); - систему сбора и обработки данных о несоответствиях, нарушениях, дефектах, причинах их возникновения, принятых корректирующих мерах. 41. При проведении анализа полученной информации в рамках осуществления надзора следует оценить: - причины и условия появления брака и отступлений от требований конструкторской и технологической документации, норм и правил, других нормативных документов, устанавливающих требований по качеству и надежности оборудования; - эффективность и достаточность мер, принимаемых организацией по предупреждению нарушений и отступлений от требований конструкторской и технологической документации, норм и правил в области использования атомной энергии, других нормативных документов; - эффективность процедур действующей в организации программы обеспечения качества; - наметившиеся тенденции в причинах и характере нарушений и отступлений от действующих требований; - наличие иного оборудования, при изготовлении которого не исключены подобные нарушения. 42. По результатам анализа деятельности по надзору за изготовлением оборудования подразделения Службы должны: - совершенствовать программы проведения инспекций; - корректировать планы проведения инспекций; - организовывать и проводить при необходимости целевые и оперативные инспекции (в том числе внеплановые) в других организациях, где возможны подобные нарушения. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ И ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ НАДЗОРА ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ ТРЕБОВАНИЙ НОРМ И ПРАВИЛ И УСЛОВИЙ ДЕЙСТВИЯ ЛИЦЕНЗИЙ ПРИ ИЗГОТОВЛЕНИИ ОБОРУДОВАНИЯ ДЛЯ ОБЪЕКТОВ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ АТОМНОЙ ЭНЕРГИИ".