Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".
4. ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ Одной из важнейших исходных задач формирования энергосберегающей политики как на уровне отдельных государств-участников СНГ, так и межгосударственном уровне является правильное определение и реальная оценка серьезности барьеров, имеющихся на пути расширения масштабов энергосбережения. Вследствие общности целого ряда основных современных тенденций развития социально-экономической и политической ситуации в государствах-участниках СНГ, многих десятилетий, проведенных ими в составе единого государства, основные барьеры на пути повышения эффективности использования топливно-энергетических ресурсов также имеют много общих черт и поддаются унифицированной классификации. К числу основных групп этих барьеров относятся: - институциональные; - правовые; - финансово-экономические; - научно-технические; - информационные; - рыночные. Институциональные барьеры обусловлены: - недостаточными властными полномочиями, а в некоторых государствах-участниках СНГ и отсутствием государственного органа, прямо ответственного за формирование и результаты осуществления национальной политики энергосбережения; - определением цен на энергию не под влиянием рыночной конъюнктуры, а административными решениями. Правовые барьеры связаны со следующими факторами: - недостаточная проработанность нормативно-правовой базы энергосбережения: законодательные акты об энергосбережении, уже принятые в большинстве государств-участников СНГ, являются актами непрямого действия и требуют разработки и принятия значительного числа подзаконных актов; - ограниченность масштабов разработки и внедрения новых стандартов энергетической эффективности для энергопотребляющего оборудования и приборов и недостаточная активность в плане корректировки действующих стандартов и контроля за их соблюдением; - отсутствие систематизации разработки и корректировки ГОСТов, СНиПов и других нормативных актов, призванных обеспечивать должный уровень энергоэффективных проектов; - слабость организации учета и контроля за расходованием топливно-энергетических ресурсов. Финансово-экономические барьеры связаны с недостатком инвестиционных ресурсов у государства и энергопотребителей и одновременно со слабым экономическим стимулированием энергосбережения. В их числе: - отсутствие капитала, особенно оборотных средств; - высокие банковские ставки на кредиты; - большие расходы на наращивание капитала по причине высоких кредитных ставок (период окупаемости инвестиций для проектов по энергосбережению становится слишком продолжительным); - использование неденежных форм взаиморасчетов (бартер, векселя); - неплатежи за использованную энергию, которые приводят к нехватке топлива для электростанций и ТЭЦ, дефициту тепловой и электрической энергии и препятствуют реализации функционирования энергорынка, и низкая платежеспособность значительной части потребителей; - недостаток инвестиций, включая внешние, - главное препятствие в нынешнем "экономическом климате"; - недостаточное экономическое стимулирование внедрения возобновляемых источников энергии, что не позволяет им конкурировать с традиционными. При этом лишь в очень ограниченном масштабе используются хорошо апробированные и широко применяемые за рубежом схемы финансирования инвестиций в энергосбережение, такие как лизинг, финансирование третьей стороной, выпуск энергосберегающих облигаций и т.д., которые при недостатке собственных финансовых средств позволяют привлечь внешние инвестиционные ресурсы. Научно-технические барьеры являются следствием слабости научно-технической базы энергосбережения. К ним относятся: - сокращение масштабов НИОКР в сфере энергосбережения под влиянием недостатка финансовых средств; - недостаточная интенсивность внедрения результатов уже выполненных энергосберегающих НИОКР в промышленное производство; - значительная доля устаревшего и соответственно низкоэффективного оборудования в отраслях ТЭК и сфере энергопотребления. Информационные барьеры связаны с недостаточным информационным обеспечением энергопотребителей и руководителей, ответственных за принятие стратегических, в том числе инвестиционных, решений в энергетике и других отраслях экономики о возможностях и выгодах экономии энергии, наличии и стоимости различных типов энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению. К числу информационных барьеров относятся: - ограниченное использование Интернет-технологий в поисках фирм-производителей энергоэффективного оборудования, энергоконсалтинговых и энергоаудиторских компаний, в создании баз данных; - низкий уровень образования в сфере энергосбережения: большинство программ подготовки специалистов не отвечает требованиям по освещению проблем энергосбережения; - ограниченные масштабы распространения консультационных пунктов по вопросам оценки энергоэффективности тех или иных приборов, технологий, оборудования, строительства или реконструкции жилого сектора и др.; - недостаточное использование средств массовой информации для пропаганды преимуществ энергосберегающего стиля хозяйствования для различных категорий потребителей; - ограниченное распространение и недостаточная результативность влияния маркировки энергоэффективности энергопотребляющего оборудования и приборов на предпочтения потребителей. Рыночные барьеры связаны с тем, что: - рынок энергосберегающего оборудования и технологий при колоссальной потребности в них в государствах-участниках СНГ более похож на "дикий рынок", где честная конкуренция заменяется явным лоббированием интересов отдельных фирм-производителей; - имеет место отсутствие достаточного опыта и культуры проведения маркетинговых исследований, бизнес-планирования, менеджмента проектов, связанных с энергосбережением; - фактические расходы, связанные с нерациональным использованием энергии, покрываются обществом, а не предприятиями, имеющими расход энергетических ресурсов выше установленных нормативов; - дополнительные расходы, связанные с загрязнением окружающей среды, устранением экологических последствий при производстве, передаче или потреблении энергии, не покрываются предприятиями, допустившими загрязнение окружающей среды; - избыточное потребление энергии покрывается не только потребителями (через оплату энергии), но и обществом - за счет дополнительных закупок (сверх необходимых) энергоресурсов; - экономические успехи энергоснабжающих компаний базируются лишь на увеличении продажи энергоресурсов, и практически не учитывается возможность снижения расходов за счет разработки и реализации программ управления потребительским спросом на энергию; - сегодняшний уровень развития законодательства в области энергосбережения в государствах-участниках СНГ пока не является серьезным препятствием для появления на потребительских рынках продукции, не отвечающей современным требованиям энергоэффективности. Существующие на сегодня в государствах-участниках СНГ барьеры на пути энергосбережения составляют (и даже в ряде случаев превышают) "критическую массу" и не позволяют достичь серьезного прогресса в деле повышения энергоэффективности их экономик. Поэтому важнейшей задачей является определение приоритетных направлений и мер, реализация которых может в ближайшем будущем способствовать их преодолению. |
Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".