ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ. Решение. Экономический совет Содружества Независимых Государств. 11.03.05

Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

4. ОСНОВНЫЕ БАРЬЕРЫ НА ПУТИ РАЗВИТИЯ ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ

     Одной  из важнейших исходных задач формирования энергосберегающей
политики  как  на  уровне  отдельных  государств-участников СНГ, так и
межгосударственном  уровне  является правильное определение и реальная
оценка  серьезности  барьеров,  имеющихся на пути расширения масштабов
энергосбережения.
     Вследствие  общности  целого  ряда основных современных тенденций
развития    социально-экономической    и   политической   ситуации   в
государствах-участниках  СНГ,  многих  десятилетий,  проведенных ими в
составе  единого  государства,  основные  барьеры  на  пути  повышения
эффективности  использования  топливно-энергетических  ресурсов  также
имеют много общих черт и поддаются унифицированной классификации.
     К числу основных групп этих барьеров относятся:
     - институциональные;
     - правовые;
     - финансово-экономические;
     - научно-технические;
     - информационные;
     - рыночные.
     Институциональные барьеры обусловлены:
     - недостаточными    властными   полномочиями,   а   в   некоторых
государствах-участниках  СНГ  и  отсутствием  государственного органа,
прямо   ответственного  за  формирование  и  результаты  осуществления
национальной политики энергосбережения;
     - определением   цен   на   энергию   не  под  влиянием  рыночной
конъюнктуры, а административными решениями.
     Правовые барьеры связаны со следующими факторами:
     - недостаточная    проработанность    нормативно-правовой    базы
энергосбережения:   законодательные   акты  об  энергосбережении,  уже
принятые  в  большинстве  государств-участников  СНГ,  являются актами
непрямого действия и требуют разработки и принятия значительного числа
подзаконных актов;
     - ограниченность   масштабов   разработки   и   внедрения   новых
стандартов   энергетической   эффективности   для  энергопотребляющего
оборудования   и   приборов   и   недостаточная   активность  в  плане
корректировки действующих стандартов и контроля за их соблюдением;
     - отсутствие  систематизации  разработки  и корректировки ГОСТов,
СНиПов  и  других  нормативных  актов, призванных обеспечивать должный
уровень энергоэффективных проектов;
     - слабость   организации   учета   и  контроля  за  расходованием
топливно-энергетических ресурсов.
     Финансово-экономические    барьеры    связаны    с    недостатком
инвестиционных   ресурсов   у   государства   и  энергопотребителей  и
одновременно со слабым экономическим стимулированием энергосбережения.
В их числе:
     - отсутствие капитала, особенно оборотных средств;
     - высокие банковские ставки на кредиты;
     - большие  расходы  на  наращивание  капитала  по причине высоких
кредитных  ставок  (период  окупаемости  инвестиций  для  проектов  по
энергосбережению становится слишком продолжительным);
     - использование неденежных форм взаиморасчетов (бартер, векселя);
     - неплатежи   за   использованную  энергию,  которые  приводят  к
нехватке  топлива  для  электростанций  и  ТЭЦ,  дефициту  тепловой  и
электрической   энергии  и  препятствуют  реализации  функционирования
энергорынка,    и   низкая   платежеспособность   значительной   части
потребителей;
     - недостаток инвестиций, включая внешние, - главное препятствие в
нынешнем "экономическом климате";
     - недостаточное     экономическое     стимулирование    внедрения
возобновляемых источников энергии, что не позволяет им конкурировать с
традиционными.
     При  этом  лишь в очень ограниченном масштабе используются хорошо
апробированные  и  широко  применяемые за рубежом схемы финансирования
инвестиций   в  энергосбережение,  такие  как  лизинг,  финансирование
третьей  стороной,  выпуск энергосберегающих облигаций и т.д., которые
при  недостатке  собственных  финансовых  средств  позволяют  привлечь
внешние инвестиционные ресурсы.
     Научно-технические    барьеры    являются   следствием   слабости
научно-технической базы энергосбережения. К ним относятся:
     - сокращение   масштабов   НИОКР  в  сфере  энергосбережения  под
влиянием недостатка финансовых средств;
     - недостаточная    интенсивность    внедрения   результатов   уже
выполненных энергосберегающих НИОКР в промышленное производство;
     - значительная      доля     устаревшего     и     соответственно
низкоэффективного    оборудования    в    отраслях    ТЭК    и   сфере
энергопотребления.
     Информационные  барьеры  связаны  с  недостаточным информационным
обеспечением  энергопотребителей  и  руководителей,  ответственных  за
принятие   стратегических,  в  том  числе  инвестиционных,  решений  в
энергетике  и  других  отраслях  экономики  о  возможностях  и выгодах
экономии    энергии,    наличии    и    стоимости    различных   типов
энергосберегающего оборудования, приборов и услуг по энергосбережению.
К числу информационных барьеров относятся:
     - ограниченное   использование   Интернет-технологий   в  поисках
фирм-производителей          энергоэффективного          оборудования,
энергоконсалтинговых  и  энергоаудиторских  компаний,  в  создании баз
данных;
     - низкий    уровень   образования   в   сфере   энергосбережения:
большинство  программ  подготовки специалистов не отвечает требованиям
по освещению проблем энергосбережения;
     - ограниченные  масштабы распространения консультационных пунктов
по   вопросам   оценки  энергоэффективности  тех  или  иных  приборов,
технологий,   оборудования,  строительства  или  реконструкции  жилого
сектора и др.;
     - недостаточное  использование  средств  массовой  информации для
пропаганды  преимуществ  энергосберегающего  стиля  хозяйствования для
различных категорий потребителей;
     - ограниченное  распространение  и недостаточная результативность
влияния     маркировки     энергоэффективности     энергопотребляющего
оборудования и приборов на предпочтения потребителей.
     Рыночные барьеры связаны с тем, что:
     - рынок   энергосберегающего   оборудования   и   технологий  при
колоссальной  потребности  в  них  в государствах-участниках СНГ более
похож  на  "дикий  рынок",  где  честная  конкуренция заменяется явным
лоббированием интересов отдельных фирм-производителей;
     - имеет место отсутствие достаточного опыта и культуры проведения
маркетинговых исследований, бизнес-планирования, менеджмента проектов,
связанных с энергосбережением;
     - фактические  расходы, связанные с нерациональным использованием
энергии,  покрываются  обществом,  а не предприятиями, имеющими расход
энергетических ресурсов выше установленных нормативов;
     - дополнительные  расходы,  связанные  с  загрязнением окружающей
среды,   устранением   экологических   последствий  при  производстве,
передаче   или  потреблении  энергии,  не  покрываются  предприятиями,
допустившими загрязнение окружающей среды;
     - избыточное    потребление   энергии   покрывается   не   только
потребителями  (через  оплату  энергии),  но  и  обществом  -  за счет
дополнительных закупок (сверх необходимых) энергоресурсов;
     - экономические  успехи энергоснабжающих компаний базируются лишь
на  увеличении  продажи  энергоресурсов,  и практически не учитывается
возможность снижения расходов за счет разработки и реализации программ
управления потребительским спросом на энергию;
     - сегодняшний   уровень   развития   законодательства  в  области
энергосбережения   в  государствах-участниках  СНГ  пока  не  является
серьезным   препятствием   для  появления  на  потребительских  рынках
продукции, не отвечающей современным требованиям энергоэффективности.
     Существующие  на сегодня в государствах-участниках СНГ барьеры на
пути  энергосбережения  составляют  (и  даже в ряде случаев превышают)
"критическую массу" и не позволяют достичь серьезного прогресса в деле
повышения  энергоэффективности  их экономик. Поэтому важнейшей задачей
является   определение  приоритетных  направлений  и  мер,  реализация
которых может в ближайшем будущем способствовать их преодолению.

Фрагмент документа "ОБ ОСНОВНЫХ НАПРАВЛЕНИЯХ И ПРИНЦИПАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВ-УЧАСТНИКОВ СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ В ОБЛАСТИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТИ И ЭНЕРГОСБЕРЕЖЕНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа