Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ".
4. Профилактика ВИЧ-инфекции в образовательных учреждениях Имеется много свидетельств о том, что часть учащихся образовательных учреждений Российской Федерации уже вовлечена в рискованное по заражению ВИЧ поведение и немало школьников уже заражены ВИЧ. Поэтому предупреждение передачи ВИЧ считается естественной тактической задачей здравоохранения и системы образования. Формирование в школе навыков предупреждения заражения ВИЧ решает стратегическую задачу предупреждения распространения ВИЧ среди населения России, так как после окончания учебных заведений молодежь становится менее доступной для систематического обучения, в то время как риски заражения ВИЧ продолжают возрастать. Но на практике работа по обучению этой группы ограничивается рядом препятствий организационного и идеологического порядка и поэтому до настоящего времени в России осуществляется в недостаточном объеме. Основной проблемой "идеологического" плана является то, что значительная часть общественности и населения, так и педагогов полагают, что обсуждение вопросов, связанных с путями распространения ВИЧ (например, обсуждение тем, связанных с сексуальной активностью), может не столько препятствовать рискованному поведению, сколько провоцировать такое поведения у детей и подростков. Кроме того, сами работники образования могут не иметь мотивации на обучение учащихся вопросам предупреждения распространения ВИЧ/СПИД, поскольку могут не иметь достаточных знаний об этой угрозе, или по той причине, что не считают данную деятельность своей обязанностью. Большинство педагогов также не имеют специальной подготовки, позволяющей обсуждать с учащимися интимные вопросы. В связи с этими причинами обучение учащихся методам предотвращения заражения ВИЧ осуществляется в Российской Федерации в недостаточных объемах. Медленное внедрение систематического обучения молодежи негативным образом сказывается на общем эффекте противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД. Там, где удалось добиться единых согласованных стандартов и программ обучения, например, в северных странах Европы, Канаде, Австралии, в целом отмечено их позитивное влияние на изменение поведения основной части населения в сторону менее рискованного. В странах с большим разнообразием подходов и при наличии противоречивых программ обучения эти успехи носили более фрагментарный характер и касались учащихся отдельных школ или ограниченных территорий. В то же время, по отдельным сообщениям, на фоне существования системы обучения молодежи по вопросам сексуального поведения и предупреждения ВИЧ-инфекции и инфекций, передаваемых половым путем (ИППП), были отмечены эпизоды роста числа случаев беременностей и заболевания ИППП среди школьников. Подобные сообщения могут вызывать сомнения в эффективности и целесообразности внедрения обучающих программ по ВИЧ/СПИД в общеобразовательных учреждениях, однако, на самом деле, неоднозначность международного опыта обусловлена рядом объективных и субъективных факторов. Эти факторы нуждаются в анализе, необходимом для постоянной коррекции проводимых мероприятий. Неудачи в осуществлении обучения учащихся в различных странах были связаны с комплексом препятствий, среди которых можно отметить наиболее важные: Сомнения в целесообразности обучения вопросам предупреждения заражения ВИЧ в общеобразовательных учреждениях. Встречается мнение, что специальное обучение вопросам предупреждения заражения ВИЧ и другими инфекциями, передаваемыми половым путем, в общеобразовательных учреждениях вообще нецелесообразно. При этом высказываются сомнения относительно реальности угрозы ВИЧ/СПИД, необходимости специально рассматривать такой узкий вопрос, который, по мнению части педагогов, может решаться в общем контексте привития морали и нравственности, то есть в рамках "тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию". Наконец, ряд общественных деятелей может публично отрицать существование ВИЧ/СПИД или реальность угрозы распространения этого заболевания среди общего населения. Опасения относительно провокации более рискованного поведения. ВИЧ-инфекция передается преимущественно половым путем, а в России значительная часть случаев заражения обусловлена также и потреблением запрещенных наркотических препаратов, вводимых парентерально (внутривенное введение с помощью шприцев и игл). Среди педагогов, со стороны родителей и общественности высказываются опасение, что обучение менее опасному половому поведению (в особенности использование презервативов) или тем более обучение тому, как вводить наркотики, не боясь заразиться ВИЧ, может провоцировать интерес подростков к этим явлениям жизни. В связи с этим значительная часть педагогов выступает против обсуждения этих конкретных вопросов в общеобразовательных учреждениях или считает достаточным "включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию". Противоречия между концепцией обучения менее опасному в плане заражения ВИЧ поведению и морально-этическим представлениям. Значительная часть педагогов и медиков, других представителей общественности полагают, что для предотвращения заражения ВИЧ достаточно обучать детей и подростков традиционному поведению. Этот подход базируется на формировании установки на запрет добрачных сексуальных связей, на строгую моногамию, на запрет потребления наркотиков. С этой точки зрения обсуждение вопросов использования презервативов в качестве альтернативного поведения, препятствующего заражению ВИЧ, или вопросы обмена шприцев для потребителей наркотиков кажутся бессмысленными или скорее вредными. В ряде случаев учащиеся оказываются лишены доступа к объективной информации о ВИЧ-инфекции и способах предупреждения заражения ВИЧ. Влияние религиозных и общественных (неправительственных) организаций. На определенных территориях наиболее распространенные религиозные объединения, а также иные общественные организации, пользующиеся влиянием, могут оказывать прямое или опосредованное давление на учреждения образования по поводу организации обучения или содержания материалов по профилактике заражения ВИЧ. Сторонники религиозных конфессий настаивают на преобладании в обучающих материалах концепции воздержания. Ими допускаются даже такие приемы, как заведомо ложные утверждения о неэффективности использования презервативов. В то же время некоторые "неправительственные организации" могут чрезмерно акцентировать внимание исключительно на использовании презервативов, "снижении вреда" от занятий коммерческим сексом и от использования наркотиков, как бы игнорируя другие способы снижения риска заражения ВИЧ. В ряде случаев религиозные и общественные организации могут высказывать совершенно противоположные взгляды и требования к обучению учащихся, в результате чего какой-либо эффект от обучения не достигается. Отсутствие единой педагогической концепции по предупреждению ВИЧ-инфекции среди учащихся. В связи с противоречивыми взглядами общественности на целесообразность обучения по вопросам предупреждения заражения ВИЧ в настоящее время достаточно трудно выработать единую педагогическую концепцию и программы по этой тематике. В связи с расхождениями идеологического характера инструктивные и директивные документы могут не выполняться (саботироваться) педагогами, непосредственно осуществляющими обучение учащейся молодежи. Кроме того, расхождения могут касаться также отдельных аспектов обучения, например, возраста учащихся, в котором необходимо начинать обучение, и зависимости объема информации от возраста учащихся. Влияние общих тенденций общественного развития. Проведение обучающих мероприятий в системе учебных заведений на фоне различных фаз развития "сексуальной революции" или изменения отношения общества к потреблению наркотиков может быть затруднено или наоборот облегчено в зависимости от господствующих в обществе тенденций конкретного периода. Так, периодические тенденции стигматизировать или, наоборот, романтизировать занятия коммерческим сексом, однополым сексом и т.п. могут прямо или косвенно отражаться на эффективности сексуального просвещения школьников. Например, время от времени возникающие политизированные дискуссии относительно степени угрозы общественной нравственности, заложенной в материалах по профилактике ВИЧ и ИППП, не могут не отражаться на желании учителей или врачей участвовать в профилактических мероприятиях. Разнородность учреждений образования. Различия образовательных учреждений по ведомственной подчиненности, форме собственности, доминирующим дисциплинам (музыкальные, технические и т.п.) могут создавать сложности при внедрении программ по предотвращению распространения ВИЧ. Стигматизация и дискриминация. Одной из проблем подачи информации для учащихся является возможная и часто обнаруживаемая на практике стигматизация уязвимых к ВИЧ групп населения: мужчин, имеющих секс с мужчинами, потребителей наркотиков, коммерческих секс-работников, иностранцев, мигрантов и др., а также их дискриминация. Достаточно часто содержание просветительской информации по предупреждению заражения ВИЧ сводится к призыву избегать контактов с представителями "групп риска". ("Игла наркомана грозит Вам СПИДом"). Дискриминация и стигматизация людей, живущих с ВИЧ, также может снизить эффективность обучения молодежи. Попытки ассоциации риска заражения ВИЧ только с этими контингентами может привести к тому, что учащиеся не будут ассоциировать свое собственное поведение, например, сексуальные связи с одноклассниками, с возможностью заражения. Стигматизация особенно снижает эффективность обучения учащихся, уже вовлеченных в опасное поведение, так как они сами становятся объектами стигматизации и негативно воспринимают "внешнюю" по отношению к их группе информацию. Внутренние противоречия концепции снижения риска инфицирования ВИЧ путем обучения методам предупреждения заражения. Хотя полное воздержание от половой жизни и может привести к значительному снижению риска инфицирования ВИЧ, этот метод не может рассматриваться как реалистичный. В то же время ни моногамные отношения, ни постоянное использование презервативов не могут считаться абсолютно надежными способами защиты от ВИЧ-инфекции, так как "единственный" половой партнер может сам иметь других партнеров, в том числе живущих с ВИЧ, а презерватив может порваться в процессе полового акта. Психологические особенности молодежи (подростков). Возможно, наиболее труднопреодолимой проблемой в осуществлении обучения учащейся молодежи навыкам менее опасного поведения являются возрастные психологические особенности подростков: эмоциональная неуравновешенность, юношеский негативизм, потребность испытать все на собственном опыте и т.п. Значительная часть информации, преподносимая в общеобразовательных учреждениях, может негативно интерпретироваться в сознании подростка. Так, информация об угрозе заражения ВИЧ при половых контактах часто расценивается только как формальная угроза абстрактной расплаты за непослушание в области половой морали. Предупреждение об угрозе заражения ВИЧ при приеме наркотиков может расцениваться как дополнительный фактор "запугивания" и без того многочисленными отрицательными последствиями их употребления. Противоречия между содержанием обучающих программ и общей работой по профилактике опасного в плане заражения ВИЧ поведения в обществе. В определенные периоды организации и проведения профилактики ВИЧ-инфекции в отдельных странах и на отдельных территориях могут возникать противоречия между внутренними и внешними (по отношению к системе образования) потоками информационного воздействия. Если обучение в системе образования не поддерживается аналогичной активностью средств массовой информации, то его эффективность может быть значительно снижена. Отсутствие подготовленных педагогических кадров. Важным фактором, препятствующим обучению учащихся вопросам предупреждения заражения ВИЧ, является отсутствие достаточного количества специалистов, обученных навыкам практического обучения подростков безопасному в плане заражения ВИЧ поведению. Для педагогов, закончивших профессиональную подготовку в предшествующие эпидемии ВИЧ-инфекции годы, представляет достаточно большую сложность обсуждать соответствующие вопросы с учащимися. Попытки проведения профилактической работы педагогическими кадрами, не имеющими соответствующей подготовки, могут привести к негативному восприятию учащимися информации. Принципы организации обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ/СПИД Социально-экономические изменения, произошедшие в последние годы в Российской Федерации, привели к ослаблению традиционной половой морали, росту мобильности населения, масштабированию коммерческого секса и потребления наркотиков. Связанное с этими явлениями распространение ВИЧ/СПИД значительно усугубляет ситуацию. В то же время, как показывает опыт ряда стран Европы, мобилизация населения на противодействие эпидемии ВИЧ/СПИД может содействовать ослаблению негативных тенденций "сексуальной революции". Огромный социально-демографический урон, наносимый эпидемией ВИЧ/СПИД, заставляет рассматривать вопросы о борьбе с эпидемией в качестве приоритетных направлений деятельности российского государства. Необходимость проведения просветительных мероприятий среди населения, в особенности среди молодежи, которая подвергается наибольшему риску заражения ВИЧ, не вызывает сомнения. У 75% россиян, живущих с ВИЧ, ВИЧ-инфекция была впервые зарегистрирована, когда они были в возрасте до 30 лет, а у 30 - 16% - в возрасте до 20 лет. При этом следует учесть, что все они заразились ВИЧ за несколько лет до того, как заболевание было диагностировано. Целесообразность использования для обучения именно образовательных учреждений определяется возможностью охватить обучением в организованном порядке большей части молодежи. Среди гарантий, взятых на себя государством в области противодействия эпидемии ВИЧ/СПИД, в тексте статьи 6 Федерального закона "О предупреждении распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)" упоминаются: - регулярное информирование населения, в том числе через средства массовой информации, о доступных мерах профилактики ВИЧ-инфекции; - включение в учебные программы образовательных учреждений тематических вопросов по нравственному и половому воспитанию. Таким образом, в России имеется правовая база для внедрения в образовательных учреждениях программ обучения в области предупреждения заражения ВИЧ, по крайней мере, в рамках тематических вопросов по половому воспитанию. Учащиеся всех учебных заведений РФ независимо от формы собственности, программ обучения и других различий имеют право на получение адекватной и полной информации, которая помогла бы им избежать заражения ВИЧ. Конечной целью обучения является создание у молодого человека мотивации на самостоятельный и осознанный выбор поведения, препятствующего риску заражения ВИЧ. Планирование мероприятий по обучению учащихся общеобразовательных учреждений в рамках программ по предупреждению распространения ВИЧ/СПИД и ИППП должно координироваться в рамках тесного межсекторального и межведомственного взаимодействия. Согласованная позиция администрации, органов образования и здравоохранения, политических и общественных организаций, которая может быть достигнута в рамках деятельности межсекторальных координационных советов по профилактике и борьбе с ВИЧ/СПИД, должна стать базой, обеспечивающей снижение уровня конфликта подходов и интересов, которые могут возникать по описанным выше мотивам. В то же время следует учитывать, что ни религиозные, ни иные общественные и негосударственные объединения и организации не имеют права определять концепцию и информационное наполнение государственных программ по информированию населения, в том числе учащихся, по вопросам, связанным с профилактикой ВИЧ-инфекции. Программы по обучению учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ разрабатываются и утверждаются органами здравоохранения и образования, согласуются с администрацией соответствующего уровня. При их составлении может учитываться мнение политических и общественных организаций, однако лишь в том случае, если оно не противоречит задачам противодействия эпидемии. Например, нельзя согласиться с мнением каких-либо организаций, отрицающих возможность использования презервативов для предупреждения заражения ВИЧ. Общественные объединения, включая религиозные, могут осуществлять информирование населения о путях предупреждения ВИЧ-инфекции в рамках прав, определенных их уставными документами, вне государственных учебных заведений. При этом следует учитывать, что заявленные некоторыми организациями программы "по профилактике распространения ВИЧ-инфекции среди молодежи" на практике могут не соответствовать заявленным целям. Поэтому при попытках общественных организаций осуществлять свою деятельность в государственных образовательных учреждениях, их программы должны быть согласованы и утверждены органами здравоохранения (санитарно-эпидемиологической службой) и образования, а все предоставленные "инструкторы и преподаватели" пройти аттестацию на знание программы. При этом программы обучения, предлагаемые неправительственными организациями, не должны содержать противоречивых материалов или навязывать односторонний подход к решению проблемы предупреждения распространения ВИЧ/СПИД. Учитывая возможность нежелательной интерпретации некоторыми родителями несовершеннолетних учащихся как самого факта обучения вопросам, связанным с сексуальной активностью, так и содержания программ по обучению способам предупреждения заражения, целесообразно предварительно предоставить родителям возможность получить информацию о проводимом обучении и получить их информированное согласие на участии детей в занятиях. Одним из решений проблемы предвзятого отношения учащихся к "официальной информации" может стать использование для обучения специально подготовленных инструкторов из числа учащихся (использование принципа "равный равному"). При этом, однако, следует учитывать, что инструкторы из числа учащихся должны заниматься учебой, они могут лишь временно принимать участие в этой деятельности, их интерес к однообразной деятельности быстро ослабевает. По этой причине необходимо постоянно работать над повышением их знаний и навыков и обновлять состав инструкторов. Необходимо отметить, что помимо лекционного обучения учащихся навыкам предупреждения заражения ВИЧ должны широко использоваться такие методы, как демонстрация видеофильмов, распространение брошюр и буклетов. Для профилактики заражения ВИЧ/СПИД могут использоваться и наглядные материалы, в том числе подготовленные самими учащимися. Предполагается, что более эффективны в плане обучения ролевые игры и другие обучающие приемы, подразумевающие активное участие учащихся: викторины, дискуссии, самодеятельные спектакли. При подаче информации целесообразно исключать прямые поучительные и назидательные мотивы, которые могут восприниматься подростками негативно. Содержание информации о предупреждении заражения ВИЧ для учащихся Молодые люди имеют право знать, что заражение ВИЧ приводит через несколько лет к развитию смертельного заболевания - синдрома приобретенного иммунного дефицита (СПИДа), что заболевание это пока неизлечимо, а современная медицина позволяет только на неопределенное время предупредить развитие СПИДа, при условии постоянного приема большого количества дорогостоящих лекарственных препаратов. Информация, предоставляемая учащимся, должна определенным образом доводить до их сведения, что снизить риск инфицирования ВИЧ можно как путем уменьшения числа половых партнеров (воздержание, строгие моногамные отношения), так и путем использования барьерного способа предупреждения заражения, то есть путем использования презервативов. При этом до сведения учащихся должно быть доведено, что ни тот, ни другой путь не является абсолютно надежным в плане предупреждения заражения ВИЧ, но они в сотни раз снижают риск заражения. Учащиеся должны получать достаточную информацию для того, чтобы в будущем они могли сделать правильный выбор поведения, обеспечивающий максимальную защиту от ВИЧ, в тех условиях, в которых он может оказаться в будущей жизни. Обучение учащихся специализированных учебных заведений, включая высшие учебные заведения, также целесообразно осуществлять в организованном порядке. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОФИЛАКТИКИ ВИЧ-ИНФЕКЦИИ СРЕДИ РАЗЛИЧНЫХ ГРУПП НАСЕЛЕНИЯ".