ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 25.06.07 АФ-226/06

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6. Деятельность органов опеки и попечительства
                   по защите права ребенка на семью

     Особое  место  в  организации  работы по опеке и попечительству в
отношении   несовершеннолетних  занимает  обеспечение  гарантий  права
ребенка  жить  и  воспитываться  в  семье.  Данное  право закреплено в
основных  международных  документах по вопросам защиты прав и законных
интересов  детей  (в частности, Конвенции о правах ребенка), а также в
российском  законодательстве  (статья  54 Семейного кодекса Российской
Федерации).
     Деятельность по защите права ребенка жить и воспитываться в семье
предполагает следующие основные направления:
     профилактика социального сиротства;
     развитие  различных  форм  семейного устройства детей, оставшихся
без попечения родителей.
     6.1.  Деятельность органов опеки и попечительства по профилактике
социального сиротства
     По  данным  государственной  статистики, до 80% детей, оставшихся
без   попечения   родителей,  составляют  так  называемые  "социальные
сироты".  Среди  причин,  по  которым  эти дети остались без попечения
родителей,  преобладают  лишение  родительских  прав или ограничение в
родительских  правах,  отказ  родителей  от исполнения обязанностей по
воспитанию своих детей.
     В  связи  с  этим  приоритетным направлением деятельности органов
опеки  и  попечительства  по  защите  права  ребенка на семью является
организация  профилактической  работы  с  семьями  и  детьми (в первую
очередь,  с  семьями,  находящимися  в  социально  опасном положении),
предусматривающей  создание  условий  для  своевременного  выявления и
коррекции   проблем   на   ранней   стадии  семейного  неблагополучия,
сохранения ребенку во всех возможных случаях его родной семьи.
     В  качестве  объектов  профилактической и реабилитационной работы
органа  опеки  и попечительства должны рассматриваться не только дети,
оставшиеся  без  попечения  родителей,  но  и  дети, еще не лишившиеся
родительского  попечения,  находящиеся  в  обстановке,  представляющей
угрозу  их  жизни,  здоровью  или препятствующей их воспитанию, прежде
всего,  дети  из  семей, где родители (иные законные представители) не
исполняют  своих  обязанностей  по  воспитанию,  обучению и содержанию
своих   детей,  отрицательно  влияют  на  их  поведение  либо  жестоко
обращаются с ними.
     Обязанность   органов   опеки   и   попечительства   осуществлять
профилактическую  и  реабилитационную  работу  с  такими  детьми  (при
необходимости   -   и   с   другими   категориями  несовершеннолетних,
нуждающихся   в   помощи   государства)   должна   быть  закреплена  в
законодательстве субъекта Российской Федерации.
     Деятельность   органа  опеки  и  попечительства  по  профилактике
социального   сиротства   должна   быть  ориентирована  на  выполнение
следующих задач:
     своевременное   выявление   ребенка,   проживающего   в  семье  и
находящегося в ситуации, угрожающей его жизни и здоровью;
     организация профилактической и реабилитационной работы с ребенком
и его семьей на начальной стадии возникновения семейных проблем;
     организация работы по профилактике отказа родителей от ребенка, в
том  числе отказа взять ребенка из родильного дома (отделения) либо из
иного  детского  учреждения, дачи согласия на усыновление (удочерение)
ребенка;
     организация информационно-просветительской и коррекционной работы
с  родителями (иными законными представителями) детей, направленной на
повышение    их    сознательности,    компетентности,    оказание   им
соответствующей     психологической,    педагогической,    социальной,
медицинской, правовой помощи;
     организация комплексного социально-психологического сопровождения
семьи  и  ребенка в целях оказания помощи семье в воспитании ребенка и
осуществления   эффективного   контроля   за  условиями  его  жизни  и
воспитания.
     Указанная  работа должна осуществляться в рамках разрабатываемого
и  утверждаемого  органом  опеки и попечительства плана мероприятий по
защите прав и интересов ребенка.
     Действия органов опеки и попечительства должны быть направлены на
сохранение  семьи,  создание  условий  для воспитания ребенка в родной
семье.  Инициирование  вопроса  о  лишении  родительских  прав  должно
рассматриваться  в  качестве  крайней  меры  воздействия на родителей,
применяемой  только в тех случаях, когда иные меры не дали результата.
При  этом  органам  опеки  и  попечительства  следует  принять меры по
организации    реабилитационной   работы   с   родителями,   лишенными
родительских прав или ограниченными в родительских правах, оказанию им
необходимой помощи с целью восстановления семьи.
     Для  решения перечисленных задач в сфере профилактики социального
сиротства   необходимо  обеспечить  создание  дифференцированной  сети
учреждений,  осуществляющих  деятельность по оказанию психологической,
педагогической,  социальной,  медицинской,  правовой  помощи  семьям и
детям  по  месту  жительства, а также информирование населения об этих
учреждениях и оказываемых ими услугах.
     6.2.  Деятельность  органов  опеки и попечительства по устройству
детей,  оставшихся  без  попечения  родителей,  на  воспитание в семьи
граждан  Российской  Федерации,  постоянно  проживающих  на территории
Российской Федерации
     В  качестве первоочередных задач в сфере устройства детей, в силу
различных  причин  уже оставшихся без родительского попечения, следует
рассматривать развитие различных форм семейного устройства таких детей
как  альтернативы  их воспитанию в интернатных учреждениях, расширение
возможностей  устройства  детей  в семьи граждан Российской Федерации,
постоянно  проживающих  на  территории  Российской  Федерации, а также
обеспечение защиты прав детей в замещающей семье.
     С  учетом  приоритетности  права  ребенка  жить и воспитываться в
семье   (статьи   54,  123  Семейного  кодекса  Российской  Федерации)
устройство  ребенка, оставшегося без попечения родителей, в учреждение
должно  рассматриваться  в  качестве  временной  меры,  не исключающей
продолжения поиска возможностей его семейного устройства.
     В  рамках  своей деятельности по устройству детей, оставшихся без
попечения   родителей,   на   воспитание   в   семьи  органы  опеки  и
попечительства  субъекта Российской Федерации обязаны обеспечить поиск
и    подбор   граждан,   желающих   стать   усыновителями,   опекунами
(попечителями),  приемными  родителями.  Соответствующие мероприятия в
этом  направлении  должны осуществляться как территориальными органами
опеки   и  попечительства,  так  и  государственным  органом  опеки  и
попечительства  субъекта  Российской  Федерации,  выполняющим  функции
регионального оператора.
     Реализация данного направления требует планирования и организации
на  регулярной  основе  работы  по  информированию населения (в первую
очередь,  населения  соответствующего  субъекта  Российской Федерации,
муниципального образования) о возможностях семейного устройства детей,
оставшихся без попечения родителей.
     Указанную   информацию   целесообразно  размещать  там,  где  она
доступна практически каждому:
     на  телевидении  и  радио (как в виде роликов социальной рекламы,
так  и  в  специализированных  программах, посвященных вопросам защиты
прав  детей,  оставшихся  без попечения родителей); в сети Интернет; в
печатных   средствах   массовой   информации;  в  буклетах,  брошюрах,
распространяемых бесплатно, в том числе через почтовые отделения;
     в   общественных   местах,  в  государственных,  муниципальных  и
негосударственных  учреждениях, организациях, предприятиях (на улицах,
в      транспортных      средствах      общего      пользования,     в
лечебно-профилактических  учреждениях,  организациях культуры и досуга
(кинотеатрах,  театрах,  библиотеках),  зданиях местных администраций,
организациях  жилищно-коммунального  хозяйства, в почтовых отделениях,
отделениях  Сберегательного  банка  Российской Федерации, организациях
торговли  и  общественного  питания  и  т.д.),  в  том  числе  в  виде
объявлений,  наружной рекламы (плакатов, стендов, световых табло, иных
технических средств стабильного территориального размещения).
     Размещаемая  информация должна содержать, в том числе, сведения о
различных формах семейного устройства детей; об органах и учреждениях,
в  которые  следует  обращаться гражданам, желающим принять ребенка на
воспитание в семью (адреса, контактные телефоны, время приема и т.д.);
о  предъявляемых  требованиях  к  кандидатам  в  усыновители,  опекуны
(попечители),  приемные  родители;  о  законодательных  и  нормативных
правовых  актах,  регулирующих  вопросы передачи детей, оставшихся без
попечения  родителей,  на  воспитание  в семью; о детях, которые могут
быть устроены на воспитание в семьи граждан.
     При создании и распространении информации о детях, оставшихся без
попечения  родителей,  следует руководствоваться требованиями статьи 8
Федерального   закона   "О   государственном  банке  данных  о  детях,
оставшихся без попечения родителей".
     В  целях  своевременного устройства ребенка на воспитание в семью
необходимо  обеспечить  соблюдение  учреждениями,  в которых находятся
дети,   оставшиеся   без   попечения  родителей  (вне  зависимости  от
ведомственной   принадлежности   этих   учреждений),  территориальными
органами    опеки   и   попечительства   и   региональным   оператором
установленного   законодательством   <*>  порядка  и  сроков  передачи
сведений  о  детях,  оставшихся без попечения родителей, которые могут
быть устроены на воспитание в семью.
--------------------------------
     <*>  Статья  122  Семейного кодекса Российской Федерации, Правила
ведения   государственного   банка  данных  о  детях,  оставшихся  без
попечения  родителей,  и осуществления контроля за его формированием и
использованием,  утвержденные  Постановлением Правительства Российской
Федерации от 4 апреля 2002 г. N 217.

     При  этом  следует  учитывать,  что передача сведений о ребенке в
региональный  и  федеральный  банк  данных  о  детях,  оставшихся  без
попечения  родителей,  не  освобождает  соответственно территориальные
органы   опеки   и   попечительства   и   регионального  оператора  от
ответственности  за устройство ребенка в семью. Территориальные органы
опеки  и  попечительства  и  региональный  оператор  в  пределах своей
компетенции  обязаны  продолжать  работу  по  поиску  возможностей для
передачи  детей,  оставшихся  без попечения родителей, на воспитание в
семьи граждан.
     Важным  аспектом деятельности по устройству детей, оставшихся без
попечения   родителей,   на   воспитание   в  семьи  граждан  является
психолого-педагогическая  подготовка  лиц,  желающих принять ребенка в
свою   семью.   Такая   подготовка   необходима   для  снижения  риска
возникновения  в  дальнейшем  проблем, связанных с воспитанием детей в
новой  семье,  в  том  числе  жестокого обращения с детьми, причинения
вреда  их  жизни  и  здоровью,  а также возвращения (изъятия) детей из
семьи,  что  само  по  себе  является травмирующим обстоятельством для
ребенка.
     В связи с этим необходимо:
     обеспечить   разработку   программ   психолого-педагогической   и
правовой  подготовки  граждан,  желающих  принять  ребенка  (детей) на
воспитание  в  семью,  с  учетом  специфики  различных  форм семейного
устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
     определить  органы  и  учреждения,  ответственные за разработку и
(или)  реализацию  таких  программ,  на  региональном  и муниципальном
уровнях;
     обеспечить   информирование  граждан,  желающих  принять  ребенка
(детей)  на  воспитание  в  семью,  о  возможности  и целесообразности
прохождения  программы  подготовки  к приему в семью ребенка (детей) и
организовать  прохождение  ими  такой программы на добровольной основе
<*>.
--------------------------------
     <*>  В  настоящее  время законодательство Российской Федерации не
предусматривает  обязательного  прохождения кандидатами в усыновители,
опекуны  (попечители)  и  приемные  родители  специальной подготовки к
приему  ребенка  на  воспитание.  При  наличии  в  субъекте Российской
Федерации   иных  форм  семейного  устройства  детей,  оставшихся  без
попечения  родителей,  законодательством субъекта Российской Федерации
может  быть установлено требование о прохождении гражданами, желающими
принять  ребенка  (детей)  на  указанную  форму  устройства, программы
подготовки к приему в семью ребенка (детей).

     В  целях  защиты  прав  и законных интересов детей, переданных на
воспитание   в  семьи  граждан,  необходимо  обеспечить  осуществление
эффективного  контроля  за  их  адаптацией в замещающей семье, а также
психолого-педагогическое  и медико-социальное сопровождение замещающей
семьи.
     Значительный  объем работы по подбору, подготовке и сопровождению
семей,  принимающих  детей на воспитание, а также обеспечению контроля
за  условиями  жизни  и  воспитания  детей  в замещающей семье может в
установленном   порядке   выполняться   силами  соответствующих  служб
учреждений  органа  опеки  и  попечительства. В частности, эффективной
моделью  организации  подобных  служб  является  создание  их  на базе
учреждений   для   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,    различной    ведомственной   принадлежности,   за   счет
перераспределения  кадровых  ресурсов  и изменения штатного расписания
учреждения  с  включением  в  него  специалистов необходимого профиля,
осуществляющих   психолого-педагогическую,   социально-педагогическую,
социально-правовую  работу  с замещающей семьей (педагогов-психологов,
социальных педагогов, юристов, медицинских работников и т.д.).
     Подобная  мера  позволит,  в том числе, обеспечить реформирование
существующих  учреждений  для  детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без
попечения   родителей,   ориентировать   их  на  содействие  семейному
устройству детей, а не на постоянное пребывание в них детей <*>.
--------------------------------
     <*>  Одной  из приоритетных задач в сфере защиты права ребенка на
семью  является  сокращение числа детей, воспитывающихся в интернатных
учреждениях   для   детей-сирот  и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей, и количества этих учреждений.

     Вместе с тем при планировании соответствующих мероприятий следует
учитывать, что работа в данном направлении должна вестись поэтапно, по
мере создания необходимых условий для устройства детей, оставшихся без
попечения  родителей,  в  семьи граждан. В противном случае реализация
подобных  мер  не  только  не  позволит  создать  эффективную  систему
устройства детей на воспитание в семьи, но может привести к разрушению
уже  существующей системы воспитания и поддержки детей, оставшихся без
попечения  родителей,  как следствие, к росту детской безнадзорности и
беспризорности.
     Для  детей, которых не удается в короткие сроки устроить в семью,
необходимо   в   рамках   программ  реструктуризации  (реформирования)
учреждений   для   детей-сирот   и  детей,  оставшихся  без  попечения
родителей,  обеспечить  создание  учреждений  с  малой наполняемостью,
жизнедеятельность которых организована по семейному принципу.

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИИ И ОСУЩЕСТВЛЕНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВУ В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа