ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2005 ГОД. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. --.--.--

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2005 ГОД".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

5. Межнациональные проблемы

     Наблюдающийся   в   последние   годы  рост  националистических  и
ксенофобских  настроений  в российском обществе, резкий скачок насилия
на расовой и национальной почве несет непосредственную угрозу правам и
свободам   человека.  Незавидное  общероссийское  "лидерство"  в  этой
"номинации"  принадлежит Санкт-Петербургу и Воронежу, где только за 10
месяцев  2005  года  зарегистрировано  соответственно 10 и 9 серьезных
нападений  на  иностранных  граждан.  Приезжие  из ближнего и дальнего
зарубежья,  а  также  граждане  России с "неславянской" внешностью все
реже  чувствуют  себя  в  безопасности  на  улицах  крупных российских
городов,  где  они могут в любой момент подвергнуться оскорблениям или
насилию  со  стороны экстремистов, а зачастую стать жертвами произвола
сотрудников правоохранительных органов.
     Вызывает  тревогу  отсутствие  своевременной и должной реакции со
стороны  судебной  власти  и  правоохранительных органов на проявления
ксенофобии, приобретающие форму уголовно наказуемых деяний. Российские
суды  крайне  редко выносят приговоры по статье 282 Уголовного кодекса
Российской  Федерации  "Возбуждение  ненависти  либо  вражды,  а равно
унижение  человеческого  достоинства". Непонятную терпимость проявляют
органы  правопорядка,  государственной власти, местного самоуправления
по  отношению  к  известным  воинствующе экстремистским организациям и
периодическим  печатным  изданиям  националистического  и  фашистского
толка.
     В  то  же  время  обращает  на  себя  внимание активизация работы
общественных организаций, которые осуществляют мониторинг и инициируют
возбуждение уголовных дел по фактам разжигания межнациональной розни.
     Поводом  для  обращения  к  Уполномоченному  по  правам  человека
директора  Краснокамского  правозащитного центра О. Сергеева послужила
статья    "Наркобизнес    по-цыгански",    опубликованная   в   газете
"Краснокамская  звезда"  от  25  июня  2005 года. По мнению заявителя,
статья   носит   предвзятый   характер   и  провоцирует  антицыганские
настроения  в обществе, порождая в умах граждан устойчивую взаимосвязь
между  цыганами  и  преступностью. В статье проводится параллель между
наркобизнесом   и   "историческими  традициями  жизни  этого  народа".
Разделяя   мнение   О.  Сергеева,  Уполномоченный  направил  запрос  в
прокуратуру  Пермской  области  с  просьбой  дать  оценку содержанию и
тональности  статьи,  в  том  числе  с  точки  зрения  возможности  ее
квалификации  по  статье  282 УК РФ и при подтверждении фактов принять
меры прокурорского реагирования.
     Появление   такого  рода  публикаций  указывает  на  то,  что  до
настоящего времени прокуратура и судейский корпус не выработали четких
критериев  квалификации  таких  деяний,  как  оскорбление национальной
чести   и   достоинства.   Видимо,  следует  организовать  специальную
методическую  подготовку  для работников правоохранительных органов по
противодействию экстремизму и ксенофобии.
     На   отсутствие  должной  профессиональной  подготовки  и  слабую
профилактическую  работу  правоохранительных  органов и местной власти
указывают  массовые  столкновения на этнической почве, произошедшие 18
августа  2005  года в с. Яндыки Лиманского района Астраханской области
между  жителями  этого  села.  Только  после  того,  как был убит один
человек,  избито  несколько  десятков, а также сожжено восемь домов, в
село были введены подразделения милиции и внутренних войск.
     В  то  же время неадекватные действия силовых подразделений могут
послужить  толчком  к возникновению новых очагов напряженности, грубых
нарушений прав человека.
     Остаются  нерешенными  многие вопросы соблюдения прав иностранных
граждан,  беженцев  и  вынужденных переселенцев. Процедура легализации
лиц  этих категорий чрезвычайно усложнена, что, в свою очередь, ставит
под   сомнение  возможность  беспрепятственной  реализации  ими  прав,
гарантированных    Конституцией    Российской   Федерации.   Положение
иммигрантов  усугубляется  тем, что в соответствии с законодательством
Российской Федерации свой легальный статус они могут утратить на любом
этапе  пребывания  в  Российской  Федерации:  при  въезде  в страну, в
процессе регистрации и трудоустройства, при выезде.
     Конституционный  принцип  равенства  всех  перед  законом и судом
гарантирует  равноправие  граждан  Российской  Федерации,  иностранных
граждан  и  лиц  без  гражданства и обязанность государства обеспечить
соблюдение  их  прав. Иными словами, иностранные граждане, на законных
основаниях  находящиеся  в  Российской  Федерации,  пользуются правами
наравне  с гражданами России, кроме случаев, установленных федеральным
законом или международными договорами. Важно, однако, подчеркнуть, что
и  лица,  не  имеющие  законных  оснований для пребывания в Российской
Федерации  или  утратившие  их,  тем не менее пользуются на российской
территории рядом основополагающих прав, в частности на судебную защиту
от административного произвола и на обжалование судебных решений.
     На  практике, однако, большинству иммигрантов недоступна судебная
процедура  обжалования  действий  органов  государственной  власти или
решений  судов  первой инстанции. Не являются единичными случаи, когда
административное выдворение иммигранта производится сразу после подачи
им кассационной жалобы на решение суда еще до вступления этого решения
в законную силу. Подача ходатайства о признании беженцем или получении
убежища  по  гуманитарным  основаниям  также  перестала препятствовать
высылке.   Известны   случаи,  когда  иммигрант  в  государстве  своей
гражданской   принадлежности   подвергался  преследованию  со  стороны
местных    властей.   Институт   убежища   в   Российской   Федерации,
установленный Федеральным законом от 19.02.1993 N 4528-1 "О беженцах",
излишне  формализован  и  не  соответствует  современным  гуманитарным
требованиям. Во многом по этой причине в 2005 году временное убежище в
Российской Федерации получили только 127 человек из 698 обратившихся.
     В  отдельных случаях имеют место инициированные местными властями
кампании против определенных этнических групп. В частности, именно так
можно   квалифицировать   действия   властей  Краснодарского  края  по
отношению к проживающим там туркам-месхетинцам.
     На  территории Краснодарского края до недавнего времени проживало
около  12 тыс. турок-месхетинцев. Из них свыше 6 тыс. человек не имели
там регистрации по месту пребывания и жительства. Как следствие этого,
в   течение   более  десяти  лет  не  решались  вопросы,  связанные  с
приобретением  ими  гражданства, социальным обеспечением и медицинским
обслуживанием.
     В  апреле  2005 года Комиссар по правам человека Совета Европы А.
Хиль-Роблес  опубликовал  доклад о своем визите в Россию в 2004 году и
представил   его  Президенту  Российской  Федерации  В.В.  Путину,  по
поручению  которого  этот  документ был разослан всем главам субъектов
Федерации  для  использования  в  работе.  В  докладе  отмечается, что
проблема  предоставления  российского  гражданства  туркам-месхетинцам
остается неурегулированной лишь в Краснодарском крае. При этом суды по
сути  дела  отказываются  рассматривать заявления турок-месхетинцев об
установлении  факта  их законного проживания на территории России на 6
февраля 1992 года как основания для признания их гражданами Российской
Федерации.
     До  сих  пор администрация Краснодарского края не приняла никаких
мер  по улучшению положения турок-месхетинцев. В аналогичном положении
находятся  около 5,5 тыс. езидов, которые в 1988 - 1991 годах, то есть
до  распада  СССР,  переехали  в  Краснодарский край из Армении. Около
тысячи  из них удалось получить подтверждение российского гражданства.
Но  остальные  езиды  так  и  не  смогли  легализоваться.  В  одном из
поселков,  где  проживают  езиды, их детей даже отказались принимать в
школу  без предоставления родителями вида на жительство или разрешения
на временное проживание.
     Не  надеясь на изменение ситуации в крае, значительное количество
турок-месхетинцев   подало   заявления  о  включении  их  в  программу
переселения в США, реализуемую Международной организацией по миграции.
По  состоянию  на  1  сентября  2005 года в США выехало почти 3,8 тыс.
человек.  В  свою  очередь, езиды, считая проводимую краевыми властями
политику  дискриминационной,  также видят для себя только один выход -
уехать  из  России.  По  этому поводу они уже обратились к послу США в
России.
     Вряд  ли  можно  оправдать  действия администрации Краснодарского
края   намерением   урегулировать  миграционные  процессы,  обеспечить
национальный  баланс  в  регионе. Очевидно, что выезд малых этносов из
России  в  качестве  беженцев  - это поражение российской национальной
политики, свидетельство того, что ни федеральные, ни краевые власти не
смогли  или  не  захотели решить эти проблемы. Остается надеяться, что
уроки из этого поражения будут все же извлечены.
     Крайне   сложно   решаются   проблемы,  связанные  с  ликвидацией
последствий     осетино-ингушского    конфликта,    произошедшего    в
октябре-ноябре 1992 года.
     К  сожалению,  до  сих пор не достигнуто окончательное примирение
граждан  осетинской  и  ингушской  национальностей  в  ряде населенных
пунктов  Пригородного  района Республики Северной Осетии - Алании, где
сохраняется  угроза столкновений на межэтнической почве. В результате,
по  истечении 13 лет, почти 10 тыс. вынужденных переселенцев ингушской
национальности  так  и  не  смогли  пока  вернуться  в  места прежнего
проживания   на   территории   Северной  Осетии.  Все  они  продолжают
находиться   на   территории   Республики   Ингушетии,   размещаясь  в
вагончиках,  зданиях  детских  садов  и  больниц,  а  также  в частном
секторе.  Между  тем в Пригородном районе Республики Северной Осетии -
Алании  значительная  часть  домов,  в  которых  ранее  проживали лица
ингушской  национальности,  заселена  беженцами из Южной Осетии. Таким
образом,   вопрос   возвращения   в   Пригородный   район  вынужденных
переселенцев   ингушской   национальности   -   это   также  и  вопрос
обустройства беженцев из Южной Осетии.
     В  связи  с  тем,  что  в апреле 2005 года через контрольный пост
милиции  105 "Черменский круг" при попустительстве федеральных властей
североосетинскими представителями не были пропущены 4 ингушские семьи,
пожелавшие    вернуться    в   места   своего   прежнего   проживания,
Уполномоченный   по   правам   человека   обратился   к   Председателю
Правительства   Северной   Осетии   с  просьбой  усилить  контроль  за
выполнением графика возвращения вынужденных переселенцев.
     В  целом,  как представляется, за сохранение напряженности вокруг
вопроса    о    возвращении    вынужденных    переселенцев   ингушской
национальности   в  места  их  постоянного  проживания  на  территории
Республики  Северной  Осетии  -  Алании  должны  нести ответственность
североосетинские  и  ингушские  власти,  а  также  федеральный  центр.
Североосетинские  власти,  ссылаясь на несогласие местного осетинского
населения,  всемерно  затягивают возвращение ингушских переселенцев. В
свою  очередь,  ингушские  власти  за  13 лет мало что предприняли для
того,  чтобы  облегчить  условия  размещения  тех  же  переселенцев на
территории  Республики Ингушетии. Наконец, федеральные власти, по сути
дела,  в  течение  длительного  времени  самоустранялись  от  процесса
урегулирования, как бы забыв о том, что, когда два субъекта Российской
Федерации   пытаются   вести  себя  как  два  суверенных  и  не  очень
дружественных государства, под угрозой оказываются права и интересы не
только пострадавших от конфликта осетин и ингушей, но и граждан России
в целом.
     Для  окончательного  примирения в Пригородном районе и ликвидации
последствий  осетино-ингушского  конфликта  необходимо  конструктивное
сотрудничество  властей  всех  уровней, готовых в полной мере проявить
добрую    волю,   здравый   смысл   и   межэтническую   толерантность.
Принципиально  важно  при  этом, чтобы в своих действиях по ликвидации
последствий конфликта власти обеих республик не только ссылались бы на
препятствующие  этому  общественные  настроения,  но  и  предпринимали
энергичные  шаги для их изменения, демонстрируя, когда это необходимо,
твердость  духа  и  политическую волю. Особенно тщательно властям всех
уровней  следовало  бы  позаботиться  об  объективном и конструктивном
освещении  событий  в  средствах массовой информации. Необходимо также
исключить  возможность  использования любых общественных объединений в
разжигании национальной розни.
     Вызывает  тревогу  появление  и  тиражирование  в  СМИ призывов к
отмене   или  пересмотру  Закона  РСФСР  от  26.04.1991  N  1107-1  "О
реабилитации   репрессированных   народов".   8   ноября   2005   года
Уполномоченный   обратился   к   Председателю   Государственной   Думы
Федерального   Собрания   Российской   Федерации  с  рекомендацией  не
допустить   принятия  опрометчивых  решений  о  внесении  изменений  в
указанный  закон.  Он  представляет собой акт, осуждающий преступления
периода тоталитаризма и восстанавливающий историческую справедливость.
Предусмотренные    в    нем    меры   по   восстановлению   положения,
существовавшего   до   насильственного   переселения  репрессированных
народов, являются важным политическим ориентиром на будущее.
     Обстановка   в   Северо-Кавказском  регионе  в  целом  продолжает
оставаться нестабильной. Трагические события в Нальчике в октябре 2005
года  свидетельствуют  о  том,  что  в  Кабардино-Балкарии  в  течение
продолжительного  времени  действовало  мощное  вооруженное  подполье,
опиравшееся на постулаты радикального исламизма и ориентировавшееся на
насильственные,   экстремистские  действия.  В  сложившихся  условиях,
наряду  с  чисто  полицейскими мерами по поддержанию закона и порядка,
следует   подумать   о   разработке   специальной  программы  развития
традиционного  ислама  на Кавказе в противовес получившему в последнее
время распространение радикальному исламизму...

Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2005 ГОД".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа