СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ. Не задано. Уполномоченный по правам человека в РФ. 10.05.06

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

Рекомендации и предложения по соблюдению
        и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов

     Уполномоченный   по   правам  человека  в  Российской  Федерации,
поддерживая   предложения   государственных   органов  и  общественных
объединений,  ученых  и  специалистов  по совершенствованию механизмов
защиты  прав  и  свобод  детей-инвалидов,  считает необходимым сделать
следующие  выводы  и  дать рекомендации, а также внести предложения по
восстановлению и реализации их прав и законных интересов.
     По  мнению  Уполномоченного,  основными  причинами нарушения прав
детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются:
     - ненадлежащее      исполнение      действующего      российского
законодательства государственными органами и должностными лицами;
     - несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей
защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России;
     - неудовлетворительная  финансовая поддержка как семей, в которых
есть  дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их
обслуживание и поддержку;
     - недостаточное   понимание  обществом  и  государством  существа
проблемы   детской  инвалидности  и  важности  помощи  этой  категории
российских граждан.
     Для   устранения  указанных  причин  представляются  необходимыми
усиление  прокурорского  и  общественного контроля за соблюдением прав
детей-инвалидов,  качественное  улучшение  судебной  защиты  их  прав,
изменение  финансовой  политики  государства в направлении обеспечения
возможно    более   полной   реабилитации   и   социальной   адаптации
детей-инвалидов,  модернизация системы образования с целью обеспечения
обучения   и   воспитания   детей-инвалидов  в  общеобразовательных  и
специальных  учреждениях  по  месту жительства в условиях проживания в
семье.
     В  связи  с  этим  Уполномоченный по правам человека в Российской
Федерации предлагает следующее.
     Законодательные меры:
     1.  Принять  Федеральный  закон  "О  внесении  изменений  в Закон
Российской  Федерации  "Об  образовании" (в части обеспечения права на
образование    лиц    с    ограниченными    возможностями   здоровья),
устанавливающий:
     - право  детей данной категории на получение коррекционной помощи
в раннем детском возрасте;
     - механизм создания специальных условий для обучения и воспитания
лиц   с   ограниченными   возможностями   здоровья  в  образовательных
учреждениях    различных    типов    и    видов,   в   том   числе   в
общеобразовательных;
     - новый   перечень  специальных  (коррекционных)  образовательных
учреждений,   в   том   числе   для   обучающихся,   воспитанников   с
расстройствами  аутистического  спектра,  с  нарушениями эмоциональной
сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками;
     - обязанность  бюджетов субъектов РФ финансировать дополнительные
затраты,  обусловленные  особенностями  обучения  лиц  с ограниченными
возможностями  здоровья,  в  том числе затраты на создание специальных
условий   для   их   обучения  и  воспитания  в  общих  и  специальных
образовательных    учреждениях,   а   также   содержать   обучающихся,
воспитанников данной категории в образовательных учреждениях.
     2.   Внести   в   Федеральные   законы  "Об  основах  социального
обслуживания   населения   в   Российской  Федерации",  "О  социальном
обслуживании  граждан  пожилого  возраста  и инвалидов", "О социальной
защите  инвалидов в Российской Федерации", в Закон РФ "Об образовании"
изменения и дополнения, предусматривающие:
     - осуществление      социального     обслуживания     обучающихся
детей-инвалидов,  нуждающихся  в  данных  услугах,  в  образовательных
учреждениях;
     - финансирование из федерального бюджета расходов на воспитание и
обучение    детей-инвалидов   в   дошкольных   и   общеобразовательных
учреждениях  в части реабилитационных мероприятий, технических средств
и   услуг,   включенных   в   Федеральный   перечень  реабилитационных
мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых
инвалиду.
     3.   Принять   федеральный   закон,  устанавливающий  федеральный
минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов.
     4.  Внести в Семейный кодекс РФ изменения и дополнения, создающие
правовые  основы  для  устройства  детей-сирот и детей, оставшихся без
попечения  родителей,  в патронатные (профессиональные) семьи, а также
для   организации  социального  сопровождения  (патроната)  кровных  и
замещающих семей, в которых воспитываются дети-инвалиды.
     5.  Рассмотреть  возможность  внесения  дополнений  и изменений в
Федеральный  закон  от  22.08.2004  N 122-ФЗ в части, регламентирующей
права детей-инвалидов.
     6.  Принять разработанный общественными организациями Федеральный
закон  "Об  общественном  наблюдении  за  обеспечением прав и законных
интересов воспитанников детских интернатных учреждений".
     7.  Усилить  административную  ответственность  за нарушение норм
Градостроительного  кодекса  РФ в части обеспечения безбарьерной среды
жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов.
     8.  Внести в федеральное законодательство изменения и дополнения,
предусматривающие увеличение компенсации по уходу за ребенком.
     Правительству РФ:
     1. В Типовые положения "О дошкольном образовательном учреждении",
"Об  общеобразовательном  учреждении" и "Об образовательном учреждении
для  детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной
помощи"    внести    изменения    и    дополнения,   предусматривающие
предоставление  бесплатной  коррекционной помощи детям с ограниченными
возможностями  здоровья в раннем возрасте, включая консультирование их
семей, и создание условий для интегрированного образования.
     2.  При разработке Федеральной целевой программы "Дети России" на
2007  -  2010 годы в подпрограмме "Дети-инвалиды" основным приоритетом
определить  поддержку  мероприятий  по  созданию условий для получения
образования  ребенком-инвалидом  по  месту жительства при воспитании в
кровной либо замещающей семье.
     3.  Включить в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий,
технических  средств  реабилитации  и услуг, предоставляемых инвалиду,
утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р:
     - мероприятия     по    социальной    реабилитации,    включающие
социально-средовую,                          социально-педагогическую,
социально-психологическую      и     социокультурную     реабилитацию,
социально-бытовую адаптацию;
     - мероприятия   и   услуги   в   части,   касающейся  образования
детей-инвалидов раннего, дошкольного и школьного возраста;
     - стандартизированные  параметры для различных видов реабилитации
детей-инвалидов  в  соответствии  с  формой  индивидуальной  программы
реабилитации,  утвержденной  Приказом  Минздравсоцразвития  России  от
29.11.2004 N 287.
     4.  Разработать  национальную  программу  по  сохранению семейной
среды  для  детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм
устройства   детей-инвалидов   и   детей,   оставшихся  без  попечения
родителей, с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов,
находящихся в интернатных учреждениях.
     5.  Утвердить Типовое положение о психолого-медико-педагогической
комиссии   с   целью  обеспечения  прав  детей-инвалидов  на  лечение,
воспитание  и  обучение,  социальную  адаптацию  и интеграцию согласно
пункту 10 статьи 50 Закона РФ "Об образовании".
     6. Расширить количество программ федеральных каналов телевидения,
сопровождаемых сурдопереводом.
     7.    Поручить   соответствующим   министерствам   и   ведомствам
разработать   комплексные   меры,   обеспечивающие   соблюдение   прав
детей-инвалидов  на  культурное,  творческое  и физическое развитие, а
также определить механизм и сроки их реализации.
     8.  Разработать федеральную систему учета детей-инвалидов и детей
с  ограниченными  возможностями  здоровья,  содержащую  характеристики
каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах
реабилитации.
     9. Провести реформирование детских интернатных специализированных
учреждений по принципу небольших "семейных групп". Создать специальные
коррекционные    образовательные    учреждения    на    базе   детских
домов-интернатов системы социальной защиты.
     Министерству образования и науки Российской Федерации:
     1.  Создать  нормативную  и  методическую  базу  интегрированного
образования     и     ранней     коррекционно-педагогической    помощи
детям-инвалидам младшего возраста.
     2.  Создать  условия  для индивидуализации коррекционно-обучающих
программ для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии.
     3.   Усовершенствовать   систему   подготовки,  переподготовки  и
повышения   квалификации   специалистов   для   работы   с   детьми  с
ограниченными возможностями здоровья (в том числе с детьми-инвалидами)
в системах общего и специального образования.
     Министерству  здравоохранения  и  социального развития Российской
Федерации:
     1.  В  целях пресечения практики неправомерного помещения детей в
детские дома-интернаты признать утратившей силу Инструкцию от 27.12.78
N  145  "О  медицинских  показаниях  и  противопоказаниях  к  приему в
дома-интернаты".
     2.  Признать утратившим силу четвертый абзац подпункта "е" пункта
6  Приказа  от  22.08.2005  N  535  "Об  утверждении  классификаций  и
критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы
граждан  федеральными  государственными учреждениями медико-социальной
экспертизы"  ввиду  неприемлемости  содержащейся  в  нем  формулировки
"неспособность к обучению".
     Министерству юстиции Российской Федерации:
     - провести  правовую  экспертизу  нормативных  правовых  актов  в
области  образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных
до 1990 года и действующих в настоящее время.
     Генеральному прокурору РФ:
     1.  Усилить прокурорский надзор за соблюдением законодательства в
отношении детей-инвалидов, их прав и законных интересов.
     2.  Обеспечить принятие прокурорами действенных мер прокурорского
реагирования в отношении лиц, не исполняющих предписаний об устранении
в    указанный    срок    выявленных    прокурорами   нарушений   прав
детей-инвалидов.
     3.   Подготовить   методические   рекомендации   по   организации
прокурорского  надзора за соблюдением законодательства о защите прав и
законных интересов детей-инвалидов.
     Пленуму Верховного Суда РФ:
     1.   Обобщить   практику  рассмотрения  судами  дел  в  отношении
детей-инвалидов   с  целью  информирования  судей  и  принятия  судами
обоснованных решений.
     2.  Дать  официальное толкование части 1 статьи 45 ГПК РФ в части
полномочий  прокурора  обратиться  в  суд с заявлением в защиту прав и
свобод  несовершеннолетних  граждан  в  случае  их нарушения законными
представителями несовершеннолетних.
     Естественно,  что  за рамками этого специального доклада остались
еще    многие   вопросы   соблюдения   прав   и   законных   интересов
детей-инвалидов  в  России.  Однако  хочется  надеяться, что настоящий
доклад, его выводы и предложения станут:
     - основой  для  совместной деятельности государства и общества по
совершенствованию   законодательства  и  обеспечению  конституционного
права  детей-инвалидов  на достойную жизнь, а также права на свободное
развитие;
     - действенным  инструментом мониторинга и контроля за соблюдением
прав детей-инвалидов в Российской Федерации;
     - средством  привлечения  внимания всего общества к необходимости
соблюдения принципа равных прав и возможностей для детей с нарушениями
здоровья.

Уполномоченный
по правам человека
в Российской Федерации
                                                             В.П.ЛУКИН
10 мая 2006 г.

Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа