Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".
Рекомендации и предложения по соблюдению и реализации прав и законных интересов детей-инвалидов Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации, поддерживая предложения государственных органов и общественных объединений, ученых и специалистов по совершенствованию механизмов защиты прав и свобод детей-инвалидов, считает необходимым сделать следующие выводы и дать рекомендации, а также внести предложения по восстановлению и реализации их прав и законных интересов. По мнению Уполномоченного, основными причинами нарушения прав детей-инвалидов и их фактической дискриминации являются: - ненадлежащее исполнение действующего российского законодательства государственными органами и должностными лицами; - несовершенство законодательной и нормативной базы, регулирующей защиту прав детей (и детей-инвалидов в частности) в России; - неудовлетворительная финансовая поддержка как семей, в которых есть дети-инвалиды, так и организаций и учреждений, осуществляющих их обслуживание и поддержку; - недостаточное понимание обществом и государством существа проблемы детской инвалидности и важности помощи этой категории российских граждан. Для устранения указанных причин представляются необходимыми усиление прокурорского и общественного контроля за соблюдением прав детей-инвалидов, качественное улучшение судебной защиты их прав, изменение финансовой политики государства в направлении обеспечения возможно более полной реабилитации и социальной адаптации детей-инвалидов, модернизация системы образования с целью обеспечения обучения и воспитания детей-инвалидов в общеобразовательных и специальных учреждениях по месту жительства в условиях проживания в семье. В связи с этим Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации предлагает следующее. Законодательные меры: 1. Принять Федеральный закон "О внесении изменений в Закон Российской Федерации "Об образовании" (в части обеспечения права на образование лиц с ограниченными возможностями здоровья), устанавливающий: - право детей данной категории на получение коррекционной помощи в раннем детском возрасте; - механизм создания специальных условий для обучения и воспитания лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных учреждениях различных типов и видов, в том числе в общеобразовательных; - новый перечень специальных (коррекционных) образовательных учреждений, в том числе для обучающихся, воспитанников с расстройствами аутистического спектра, с нарушениями эмоциональной сферы и поведения, со слепоглухотой, с другими сложными недостатками; - обязанность бюджетов субъектов РФ финансировать дополнительные затраты, обусловленные особенностями обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья, в том числе затраты на создание специальных условий для их обучения и воспитания в общих и специальных образовательных учреждениях, а также содержать обучающихся, воспитанников данной категории в образовательных учреждениях. 2. Внести в Федеральные законы "Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации", "О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов", "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в Закон РФ "Об образовании" изменения и дополнения, предусматривающие: - осуществление социального обслуживания обучающихся детей-инвалидов, нуждающихся в данных услугах, в образовательных учреждениях; - финансирование из федерального бюджета расходов на воспитание и обучение детей-инвалидов в дошкольных и общеобразовательных учреждениях в части реабилитационных мероприятий, технических средств и услуг, включенных в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду. 3. Принять федеральный закон, устанавливающий федеральный минимальный гарантированный уровень социальной защиты детей-инвалидов. 4. Внести в Семейный кодекс РФ изменения и дополнения, создающие правовые основы для устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в патронатные (профессиональные) семьи, а также для организации социального сопровождения (патроната) кровных и замещающих семей, в которых воспитываются дети-инвалиды. 5. Рассмотреть возможность внесения дополнений и изменений в Федеральный закон от 22.08.2004 N 122-ФЗ в части, регламентирующей права детей-инвалидов. 6. Принять разработанный общественными организациями Федеральный закон "Об общественном наблюдении за обеспечением прав и законных интересов воспитанников детских интернатных учреждений". 7. Усилить административную ответственность за нарушение норм Градостроительного кодекса РФ в части обеспечения безбарьерной среды жизнедеятельности инвалидов, в том числе детей-инвалидов. 8. Внести в федеральное законодательство изменения и дополнения, предусматривающие увеличение компенсации по уходу за ребенком. Правительству РФ: 1. В Типовые положения "О дошкольном образовательном учреждении", "Об общеобразовательном учреждении" и "Об образовательном учреждении для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи" внести изменения и дополнения, предусматривающие предоставление бесплатной коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в раннем возрасте, включая консультирование их семей, и создание условий для интегрированного образования. 2. При разработке Федеральной целевой программы "Дети России" на 2007 - 2010 годы в подпрограмме "Дети-инвалиды" основным приоритетом определить поддержку мероприятий по созданию условий для получения образования ребенком-инвалидом по месту жительства при воспитании в кровной либо замещающей семье. 3. Включить в Федеральный перечень реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 30.12.2005 N 2347-р: - мероприятия по социальной реабилитации, включающие социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию; - мероприятия и услуги в части, касающейся образования детей-инвалидов раннего, дошкольного и школьного возраста; - стандартизированные параметры для различных видов реабилитации детей-инвалидов в соответствии с формой индивидуальной программы реабилитации, утвержденной Приказом Минздравсоцразвития России от 29.11.2004 N 287. 4. Разработать национальную программу по сохранению семейной среды для детей-инвалидов и по развитию альтернативных семейных форм устройства детей-инвалидов и детей, оставшихся без попечения родителей, с целью постепенного сокращения количества детей-инвалидов, находящихся в интернатных учреждениях. 5. Утвердить Типовое положение о психолого-медико-педагогической комиссии с целью обеспечения прав детей-инвалидов на лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию согласно пункту 10 статьи 50 Закона РФ "Об образовании". 6. Расширить количество программ федеральных каналов телевидения, сопровождаемых сурдопереводом. 7. Поручить соответствующим министерствам и ведомствам разработать комплексные меры, обеспечивающие соблюдение прав детей-инвалидов на культурное, творческое и физическое развитие, а также определить механизм и сроки их реализации. 8. Разработать федеральную систему учета детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, содержащую характеристики каждого ребенка-инвалида и данные о его потребностях в различных видах реабилитации. 9. Провести реформирование детских интернатных специализированных учреждений по принципу небольших "семейных групп". Создать специальные коррекционные образовательные учреждения на базе детских домов-интернатов системы социальной защиты. Министерству образования и науки Российской Федерации: 1. Создать нормативную и методическую базу интегрированного образования и ранней коррекционно-педагогической помощи детям-инвалидам младшего возраста. 2. Создать условия для индивидуализации коррекционно-обучающих программ для детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. 3. Усовершенствовать систему подготовки, переподготовки и повышения квалификации специалистов для работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (в том числе с детьми-инвалидами) в системах общего и специального образования. Министерству здравоохранения и социального развития Российской Федерации: 1. В целях пресечения практики неправомерного помещения детей в детские дома-интернаты признать утратившей силу Инструкцию от 27.12.78 N 145 "О медицинских показаниях и противопоказаниях к приему в дома-интернаты". 2. Признать утратившим силу четвертый абзац подпункта "е" пункта 6 Приказа от 22.08.2005 N 535 "Об утверждении классификаций и критериев, используемых при осуществлении медико-социальной экспертизы граждан федеральными государственными учреждениями медико-социальной экспертизы" ввиду неприемлемости содержащейся в нем формулировки "неспособность к обучению". Министерству юстиции Российской Федерации: - провести правовую экспертизу нормативных правовых актов в области образования и социальной защиты детей-инвалидов, утвержденных до 1990 года и действующих в настоящее время. Генеральному прокурору РФ: 1. Усилить прокурорский надзор за соблюдением законодательства в отношении детей-инвалидов, их прав и законных интересов. 2. Обеспечить принятие прокурорами действенных мер прокурорского реагирования в отношении лиц, не исполняющих предписаний об устранении в указанный срок выявленных прокурорами нарушений прав детей-инвалидов. 3. Подготовить методические рекомендации по организации прокурорского надзора за соблюдением законодательства о защите прав и законных интересов детей-инвалидов. Пленуму Верховного Суда РФ: 1. Обобщить практику рассмотрения судами дел в отношении детей-инвалидов с целью информирования судей и принятия судами обоснованных решений. 2. Дать официальное толкование части 1 статьи 45 ГПК РФ в части полномочий прокурора обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод несовершеннолетних граждан в случае их нарушения законными представителями несовершеннолетних. Естественно, что за рамками этого специального доклада остались еще многие вопросы соблюдения прав и законных интересов детей-инвалидов в России. Однако хочется надеяться, что настоящий доклад, его выводы и предложения станут: - основой для совместной деятельности государства и общества по совершенствованию законодательства и обеспечению конституционного права детей-инвалидов на достойную жизнь, а также права на свободное развитие; - действенным инструментом мониторинга и контроля за соблюдением прав детей-инвалидов в Российской Федерации; - средством привлечения внимания всего общества к необходимости соблюдения принципа равных прав и возможностей для детей с нарушениями здоровья. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.П.ЛУКИН 10 мая 2006 г. |
Фрагмент документа "СПЕЦИАЛЬНЫЙ ДОКЛАД О СОБЛЮДЕНИИ ПРАВ ДЕТЕЙ-ИНВАЛИДОВ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".