Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОЙЩИКА-УБОРЩИКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЗАНЯТОГО НАРУЖНОЙ ОБМЫВКОЙ КУЗОВОВ И ВНУТРЕННЕЙ УБОРКОЙ ПОМЕЩЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ".
1. ОБЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА 1.1. Настоящая Инструкция разработана на основе Трудового кодекса Российской Федерации, Отраслевых правил по охране труда в пассажирском хозяйстве федерального железнодорожного транспорта, утвержденных МПС России 20 ноября 2002 г. N ПОТ РО-13153-ЦЛ-923-02, других нормативных документов по вопросам охраны труда и устанавливает основные требования охраны труда для мойщика-уборщика подвижного состава, занятого наружной обмывкой кузовов и внутренней уборкой помещений пассажирских вагонов (далее - вагонов) при подготовке составов вагонов в рейс в пунктах формирования (оборота) состава. 1.2. К работе мойщиками-уборщиками подвижного состава (далее - мойщик-уборщик) допускаются лица, достигшие возраста восемнадцати лет, прошедшие при поступлении на работу предварительный медицинский осмотр, вводный и первичный инструктаж на рабочем месте по охране труда, противопожарный инструктаж, стажировку и первичную проверку знаний требований охраны труда. Не позднее одного месяца после приема на работу мойщик-уборщик должен пройти обучение по оказанию первой помощи пострадавшим при несчастных случаях. 1.3. В процессе работы мойщик-уборщик должен проходить: повторные, не реже одного раза в три месяца, и при необходимости внеплановые и целевые инструктажи по охране труда; очередную и внеочередную проверку знаний требований охраны труда; периодические медицинские осмотры в установленном порядке; периодическое, не реже одного раза в год, обучение по оказанию первой помощи пострадавшим; проверку знаний по электробезопасности один раз в год. 1.4. Мойщик-уборщик должен иметь I группу по электробезопасности. 1.5. Мойщик-уборщик должен знать: действие на человека опасных и вредных производственных факторов, возникающих во время работы; требования производственной санитарии, электробезопасности и пожарной безопасности; устройство вагона в объеме, необходимом для выполнения своих профессиональных обязанностей; технологический процесс подготовки составов вагонов в рейс в объеме выполняемой работы; инструкцию по приготовлению моющего раствора для обмывки вагонов; видимые и звуковые сигналы, обеспечивающие безопасность движения, знаки безопасности и порядок ограждения подвижного состава; место хранения аптечки с необходимыми медикаментами и перевязочными материалами. 1.6. Мойщик-уборщик должен: выполнять только входящую в его обязанности или порученную руководителем работ (бригадиром) работу; применять безопасные приемы выполнения работ; содержать в исправном состоянии и чистоте приспособления, инвентарь, а также специальную одежду, обувь и другие средства индивидуальной защиты; применять для наружной и внутренней очистки и обмывки вагонов разрешенные к применению моющие и дезинфицирующие средства; следить за сигналами и распоряжениями руководителя работ (бригадира) и выполнять его команды; выполнять требования запрещающих, предупреждающих, указательных и предписывающих знаков, надписей, сигналов, подаваемых машинистами, водителями транспортных средств, составителями поездов и другими работниками железнодорожного транспорта, а также указаний, передаваемых по громкоговорящей связи; быть предельно внимательным в местах движения транспорта; уметь оказывать первую помощь пострадавшим; знать и соблюдать требования настоящей Инструкции; соблюдать правила внутреннего трудового распорядка и установленные режимы труда и отдыха. Мойщику-уборщику запрещается находиться на работе в состоянии алкогольного, токсического или наркотического опьянения. 1.7. Во время работы на мойщика-уборщика могут воздействовать следующие основные опасные и вредные производственные факторы: движущийся железнодорожный подвижной состав (далее - подвижной состав), транспортные средства; повышенное значение напряжения электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенная температура водогрейного оборудования, воды; повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны; расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли; острые кромки, заусенцы и неровности поверхностей оборудования, инвентаря, инструмента и приспособлений. На мойщика-уборщика могут воздействовать химические опасные и вредные производственные факторы при его контакте с моющими средствами. 1.8. Мойщик-уборщик должен обеспечиваться сертифицированной специальной одеждой (далее - спецодежда), специальной обувью (далее - спецобувь) и другими средствами индивидуальной защиты (далее - СИЗ). Мойщику-уборщику должны выдаваться следующие спецодежда и спецобувь: костюм хлопчатобумажный; комплект водозащитной спецодежды мужской (женский); или полуплащ из плащ-палатки; или из прорезиненной ткани; очки защитные. При внутренней уборке пассажирского вагона, мытье полов и мест общего пользования дополнительно должны выдаваться: галоши резиновые; перчатки резиновые; фартук прорезиненный с нагрудником. При наружной обмывке подвижного состава дополнительно должны выдаваться: сапоги резиновые; фартук прорезиненный с нагрудником; рукавицы кислотозащитные. На наружных работах зимой дополнительно должны выдаваться: теплозащитный костюм; сапоги утепленные юфтевые на нефтеморозостойкой подошве в I, II поясах; валенки в III, IV и особом поясах; галоши на валенки. При работах по наружной очистке и обмывке кузовов вагонов, а также приготовлению моющих растворов должен выдаваться респиратор. При производстве работ на железнодорожных путях мойщику-уборщику должны выдаваться сигнальные жилеты со световозвращающими полосами. 1.9. Мойщик-уборщик должен знать сигналы пожарной тревоги и способы сообщения о пожаре, а также знать и уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. 1.10. Мойщик-уборщик должен соблюдать следующие требования пожарной безопасности: курить в отведенных для этой цели местах, имеющих надпись "Место для курения", обеспеченных средствами пожаротушения и оснащенных урнами или ящиками с песком; не пользоваться открытым огнем вблизи и внутри вагона, а также не использовать и не хранить в вагоне легковоспламеняющиеся и горючие жидкости; не пользоваться электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, без подставок из негорючих теплоизоляционных материалов, исключающих опасность возникновения пожара; не оставлять без присмотра включенные в сеть электронагревательные приборы. 1.11. Принимать пищу следует только в столовых, буфетах или в специально оборудованных для этого помещениях или местах, пить воду только из специально предназначенных для этого установок, а в вагоне - из бака с кипяченой водой. Перед приемом пищи необходимо тщательно вымыть руки теплой водой с мылом. 1.12. Мойщик-уборщик должен следить за исправностью спецодежды, своевременно сдавая ее в стирку и ремонт. Хранить спецодежду необходимо в специально предназначенных для этого шкафчиках гардеробных. 1.13. Для защиты открытых участков кожного покрова от воздействия моющих средств следует применять мази и пасты, разрешенные к применению в установленном порядке, в соответствии с инструкциями по их использованию. 1.14. При нахождении на железнодорожных путях мойщик-уборщик должен соблюдать следующие требования: к месту работы и с работы проходить только по специально установленным маршрутам, обозначенным указателями "Служебный проход"; при проходе вдоль железнодорожных путей на станции идти по широкому междупутью, обочине земляного полотна или в стороне от железнодорожного пути не ближе 2,5 м от крайнего рельса, при этом необходимо внимательно следить за передвижениями подвижного состава на смежных путях, смотреть под ноги, так как в указанных местах прохода могут быть предельные и пикетные столбики и другие препятствия; переходить железнодорожные пути только под прямым углом, предварительно убедившись, что в этом месте нет движущегося подвижного состава; при переходе железнодорожных путей в ненастную погоду (при тумане, снегопаде, метелях, дождях и т.п.), когда видимость световых и звуковых сигналов значительно снижается, необходимо предварительно остановиться в средней части междупутья и посмотреть как в одну, так и в другую сторону; переходить железнодорожный путь, занятый подвижным составом, пользуясь только тамбурами вагонов или переходными площадками вагонов с исправными подножками и поручнями; обходить группы вагонов или локомотивов на расстоянии не менее 5 м от автосцепки; проходить между расцепленными вагонами, если расстояние между автосцепками этих вагонов не менее 10 м; обращать внимание на показания ограждающих светофоров, звуковые сигналы и предупреждающие знаки; 1.15. При нахождении на железнодорожных путях мойщику-уборщику запрещается: производить работы по наружной обмывке кузова вагона со стороны соседнего железнодорожного пути, по которому движется подвижной состав; переходить или перебегать железнодорожные пути перед движущимся подвижным составом или сразу же вслед за прошедшим составом, не убедившись, что по соседнему железнодорожному пути не движется встречный поезд; подлезать под стоящие вагоны; становиться или садиться на рельсы; находиться на междупутье между поездами при безостановочном их следовании по смежным путям. В случае возникновения такой ситуации необходимо лечь или сесть на корточки, обхватив руками голову; переходить железнодорожные пути в пределах стрелочных переводов; при переходе железнодорожных путей наступать на головки рельсов и концы железобетонных шпал; находиться в местах, отмеченных знаком "Осторожно! Негабаритное место", а также около этих мест при прохождении подвижного состава; прикасаться к подвагонному электрооборудованию и межвагонным соединениям непосредственно или каким-либо предметом, инвентарем, а также подниматься на крышу вагона; наступать на электрические провода и кабели; прикасаться к оборванным проводам контактной сети и находящимся на них посторонним предметам независимо от того, касаются они земли и заземленных конструкций или нет; приближаться самому или применяемым инвентарем ближе 2 м к токоведущим частям контактной сети и воздушных линий, находящимся под напряжением, а к оборванным проводам - ближе 8 м. Мойщик-уборщик, обнаруживший обрыв проводов или других элементов контактной сети, а также свисающие с них посторонние предметы, должен немедленно сообщить об этом руководителю работ (бригадиру). До прибытия ремонтной бригады следует принять все необходимые меры к ограждению опасного места любыми подручными средствами, привлекая для этого работников всех подразделений железнодорожного транспорта и следить, чтобы никто не приближался к оборванным проводам на расстояние менее 8 м. Мойщик-уборщик, оказавшийся на расстоянии менее 8 м от лежащих на земле оборванных проводов, должен выходить из опасной зоны мелкими шагами, не превышающими длину стопы, и не отрывая ног от земли. 1.16. При выходе из помещений в ночное время необходимо некоторое время выждать, пока глаза привыкнут к темноте и установится нормальная видимость окружающих предметов. 1.17. Выходя на железнодорожный путь из помещений или из-за сооружений, ухудшающих видимость пути, необходимо предварительно убедиться в отсутствии движущегося по нему подвижного состава. 1.18. В случае получения травмы или заболевания мойщик-уборщик должен прекратить работу, поставить в известность руководителя работ (бригадира) и обратиться за помощью в медпункт или ближайшее медицинское учреждение. При травмировании других работников мойщик-уборщик должен оказать, при необходимости, первую помощь пострадавшему и доложить о случившемся руководителю работ (бригадиру). 1.19. При обнаружении нарушений настоящей Инструкции или неисправностей какого-либо приспособления, инструмента, а также средств индивидуальной защиты и пожаротушения мойщик-уборщик должен сообщить руководителю работ (бригадиру). 1.20. Мойщик-уборщик, не выполняющий требования настоящей Инструкции, несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ МОЙЩИКА-УБОРЩИКА ПОДВИЖНОГО СОСТАВА, ЗАНЯТОГО НАРУЖНОЙ ОБМЫВКОЙ КУЗОВОВ И ВНУТРЕННЕЙ УБОРКОЙ ПОМЕЩЕНИЙ ПАССАЖИРСКИХ ВАГОНОВ".