Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".
5. Важнейшие инвестиционные проекты и комплекс обеспечивающих мероприятий В прогнозируемый период в металлургической промышленности не предусматривается реализация федеральных целевых программ, важнейшие непрограммные мероприятия приведены в Приложениях 3 и 4. В непрограммных мероприятиях предусмотрены три основных направления: - снижение ресурсоемкости производства металлопродукции за счет увеличения объемов разливки стали на машинах непрерывного литья заготовок, снижение объемов производства мартеновской стали, увеличение объемов производства алюминия в электролизерах с повышенной силой тока, рост объемов производства тяжелых цветных металлов с использованием автогенных процессов; - снижение вредного воздействия предприятий на окружающую среду (комплекс мероприятий по охране окружающей среды в аглодоменном и коксохимическом производствах черной металлургии; на предприятиях алюминиевой и медно-никелевой подотраслей); - повышение качества и добавленной стоимости продукции за счет увеличения объемов выплавки стали в электропечах; доли стали, подвергнутой внепечному вакуумированию; рост объемов производства проката тяжелых цветных металлов на машинах непрерывной разливки и отделки; расширение номенклатуры и увеличения доли продукции глубокой переработки металлов. Многие предприятия черной и цветной металлургии разработали и осуществляют инвестиционные программы реконструкции и технического перевооружения производства, направленные на повышение объемов производства и добавленной стоимости продукции, на снижение негативного воздействия на окружающую среду. Основные инвестиционные проекты предприятий комплекса, в соответствии с предложениями самих бизнес-структур, приведены в Приложении 4. Прогноз качественных изменений в структуре производства продукции металлургии в результате технического перевооружения производства представлен в Приложении 5, важнейшие инновационные проекты и НИР, рекомендуемые к реализации, - в Приложении 6, перспективы организации производства новых видов продукции - в Приложении 7. Реализация большинства инновационных мероприятий обусловит укрепление экономической безопасности и повышение обороноспособности страны, внесет вклад в социально-экономическое развитие регионов, будет способствовать созданию новых научно-технологических заделов, позволит повысить качество менеджмента и уровень корпоративного управления. Необходимо создание благоприятных условий для расширения сети предприятий малого и среднего бизнеса с гибкой системой производства, в том числе использование системы субконтракции и аутсорсинга, с целью удовлетворения спроса на металлопродукцию широкой номенклатуры для реализации инновационных проектов развития машиностроения, энергетики и других отраслей промышленности. В настоящее время металлургический комплекс России участвует в двух инвестиционных проектах, имеющих общегосударственное значение (утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации от 30.11.2006 N 1708-р). Целью инвестиционного проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" является строительство в рамках государственно-частного партнерства железнодорожной инфраструктуры, необходимой для освоения месторождений на юго-востоке Читинской области. При этом финансирование освоения месторождений полиметаллических руд (Лугоканское, Култуминское, Быстринское и Бугдаинское) и строительство ГОКов осуществляется за счет средств частного инвестора - ОАО "ГМК "Норильский Никель". Реализация проекта "Создание транспортной инфраструктуры для освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока Читинской области" позволит "вдохнуть" жизнь в удаленный регион, включив его в единое экономическое пространство, и сделать его новой точкой промышленного роста в России. Другой инвестиционный проект - "Комплексное развитие Нижнего Приангарья" предусматривает строительство ряда новых предприятий: алюминиевый завод, Богучанская ГЭС, целлюлозно-бумажный комбинат (ЦБК), завод МДФ, газоперерабатывающий завод, комплексный газохимический комбинат, Горевское металлургическое объединение, Тагарское металлургическое объединение - ГОК, Тагарское металлургическое объединение - меткомбинат, цементный завод. Реализация проекта напрямую зависит от развития и строительства новых инфраструктурных объектов за счет средств Инвестфонда. Инновационное обеспечение реализации "Стратегии..." предполагает: - концентрацию научно-технического потенциала отрасли, которая позволит направить усилия сохранившихся научных коллективов на решение перспективных задач развития; - создание благоприятного правового и экономического климата для формирования и развития малого инновационного предпринимательства; - создание благоприятных условий для привлечения высококвалифицированных ученых и специалистов, а также молодых специалистов в научно-техническую сферу. Механизм поддержки инновационной деятельности включает: - привлечение частного капитала для обеспечения непрерывности функционирования цикла "наука - производство"; - развитие механизмов частно-государственного партнерства. Направления повышения инвестиционной деятельности предприятий металлургического комплекса: - стимулирование инвестиционной активности предприятий - условия для этого складываются благоприятные, экономический рост объективно повышает спрос на металлопродукцию; - привлечение потребителей металлопродукции к реализации проектов по модернизации отдельных объектов; - создание технопарков. Предлагаемая "Стратегия..." предусматривает в качестве необходимых реализацию следующих условий: - сохранение макроэкономической стабильности и совершенствование нормативно-правовой базы экономики, создающих основу для притока инвестиций; - расширение емкости внутреннего рынка металлопродукции путем развития основных металлопотребляющих отраслей экономики - прежде всего машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный; - расширение объемов геологоразведочных работ по выявлению месторождений руд черных, цветных и редких металлов в рамках реализации "Долгосрочной государственной программы изучения недр и воспроизводства минерально-сырьевой базы России на основе баланса потребления и воспроизводства минерального сырья", в том числе за счет паритетного использования средств федерального бюджета и частных инвесторов; - усиление роли государства в защите интересов российских металлопроизводителей на мировых рынках, в частности, оказание содействия со стороны торговых представительств и посольств. Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий для эффективной реализации приоритетных задач "Стратегии...". Совершенствование нормативной правовой базы включает: - разработку и принятие технических регламентов в области производства металлопродукции; - совершенствование процедуры таможенного администрирования; - совершенствование администрирования налога на добычу полезных ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов; - совершенствование нормативно-правовой базы в сфере заготовки, переработки и реализации лома и отходов черных и цветных металлов, направленное на упорядочение оборота лома черных и цветных металлов и совершенствование контроля в этой сфере деятельности. Поддержка отечественных металлопроизводителей на внутреннем и международных рынках металлопродукции предполагает: - обеспечение защиты слабо развитых сегментов внутреннего рынка металлопродукции в период вступления России в ВТО (с учетом интересов потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных поставщиков на каждый сегмент, наличия адекватной законодательной и нормативной правовой базы), а также сохранение системы двусторонних международных соглашений; - проведение активной политики в международных организациях, осуществляющих допуск на мировые рынки металлопродукции; - углубление интеграционных процессов в отношениях со странами СНГ и ЕС. Особую значимость для сохранения и поддержания российского металлургического комплекса приобретает таможенно-тарифная политика. Основные принципы корректировки этой политики в части, относящейся к горно-металлургическому комплексу, следующие: - совершенствование защиты рынка от недобросовестной конкуренции; - меры защиты отечественных металлопроизводителей не должны ухудшать конкурентной среды на рынке; - объектами таможенно-тарифной защиты должны быть конкретные виды отечественной металлопродукции, период действия защитных мер также должен быть определенной продолжительности. Для восстановления и развития кадрового потенциала в металлургии целесообразно: - восстановление в полном объеме системы профтехобразования (особенно работников среднетехнического звена). Сохранение хотя бы на данном временном этапе системы профтехобразования (техникумов, колледжей) государственного подчинения за счет бюджетного финансирования; - согласование с работодателями специализации учебных планов подготовки инженеров; - расширение практики использования контрактной системы направления на учебу выпускников школ и средних учебных заведений; - более широкое использование международного опыта подготовки кадров и повышения их квалификации. Модернизация и реструктуризация предприятий металлургии тесно связаны с решением социальных проблем, возникающих при высвобождении трудящихся. Основные пути их решения предусматривают реализацию мероприятий, направленных на дополнительную социальную поддержку высвобождаемых работников за счет возможностей непосредственно работодателей: - увеличение работодателями (в зависимости от категорий работников и условий работы) размера единовременной материальной помощи высвобождаемым работникам для самостоятельного поиска работы; - досрочный выход на пенсию; - организация профессиональной переподготовки высвобождаемых работников; - создание приемлемых бездотационных рабочих мест (параллельно с процессом высвобождения работников) и производств непрофильной продукции; организация собственной предпринимательской деятельности высвобождаемыми работниками; - поддержка создания малых предприятий, создающих новые рабочие места. Основные источники финансирования мероприятий по социальной поддержке: - работодатели в рамках отраслевого тарифного соглашения по горно-металлургическому комплексу Российской Федерации на 2006 - 2008 гг.; - в рамках действующего законодательства федеральный бюджет по разделу 04 "Национальная экономика" (предусматриваются ассигнования на реализацию мероприятий по содействию занятости населения Российской Федерации). Повышение результативности взаимодействия государственных органов и бизнес-структур в сфере производства металлопродукции предполагает: - проведение промышленно-энергетического форсайта; - проведение прикладных экономических исследований по приоритетным направлениям стратегического развития комплекса; - реформирование системы профессиональной подготовки кадров и ее гармонизация с мировой практикой; - совершенствование системы квалификационных требований к работам и профессиям рабочих, должностям руководителей и специалистов комплекса; - развитие системы социального партнерства - в первую очередь, на региональном уровне; - дальнейшее проведение структурных реформ в металлургическом комплексе (технологические изменения структуры производства, видов продукции и др.); - координация работ по прогнозированию развития смежных отраслей и регионов. Для повышения надежности и обоснованности прогнозов развития отраслей необходимы: стратегия территориального развития России на долгосрочную перспективу, в первую очередь - перспективная схема размещения производительных сил; долгосрочный прогноз социально-экономического развития России; стратегия развития внешней торговли России, учитывающая состояние мировой экономической конъюнктуры, оценку конкурентных преимуществ России на мировом рынке, объемы экспорта и импорта, степени интеграции России в международное экономическое пространство; основные положения демографической и миграционной политики Российской Федерации; транспортно-энергетический баланс, который должен стать основным инструментом выявления диспропорций в процессе прогнозирования. В связи с этим необходимо координировать планы развития предприятий горно-металлургического комплекса с Генеральными схемами размещения объектов электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных дорог, стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов России. Также целесообразно разработать программу по обеспечению потребностей предприятий оборонно-промышленного комплекса в специальной продукции металлургической промышленности, в том числе по развитию производства высокотехнологичной продукции на основе титановых и магниевых сплавов и материалов. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".