ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и энергетики РФ. 29.05.07 177

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Важнейшие инвестиционные проекты и комплекс
                      обеспечивающих мероприятий

     В  прогнозируемый  период  в  металлургической  промышленности не
предусматривается  реализация  федеральных целевых программ, важнейшие
непрограммные мероприятия приведены в Приложениях 3 и 4.
     В   непрограммных   мероприятиях   предусмотрены   три   основных
направления:
     - снижение  ресурсоемкости  производства металлопродукции за счет
увеличения  объемов  разливки  стали  на  машинах  непрерывного  литья
заготовок,   снижение   объемов   производства   мартеновской   стали,
увеличение объемов производства алюминия в электролизерах с повышенной
силой  тока,  рост  объемов  производства  тяжелых  цветных металлов с
использованием автогенных процессов;
     - снижение  вредного  воздействия предприятий на окружающую среду
(комплекс  мероприятий  по  охране  окружающей  среды в аглодоменном и
коксохимическом  производствах  черной  металлургии;  на  предприятиях
алюминиевой и медно-никелевой подотраслей);
     - повышение  качества  и  добавленной стоимости продукции за счет
увеличения   объемов   выплавки  стали  в  электропечах;  доли  стали,
подвергнутой  внепечному  вакуумированию;  рост  объемов  производства
проката  тяжелых  цветных  металлов  на машинах непрерывной разливки и
отделки;  расширение номенклатуры и увеличения доли продукции глубокой
переработки металлов.
     Многие  предприятия  черной  и  цветной металлургии разработали и
осуществляют  инвестиционные  программы  реконструкции  и технического
перевооружения   производства,   направленные   на  повышение  объемов
производства   и   добавленной   стоимости   продукции,   на  снижение
негативного  воздействия  на окружающую среду. Основные инвестиционные
проекты  предприятий  комплекса,  в соответствии с предложениями самих
бизнес-структур, приведены в Приложении 4.
     Прогноз качественных изменений в структуре производства продукции
металлургии  в  результате  технического  перевооружения  производства
представлен  в  Приложении  5,  важнейшие инновационные проекты и НИР,
рекомендуемые  к реализации, - в Приложении 6, перспективы организации
производства новых видов продукции - в Приложении 7.
     Реализация   большинства   инновационных   мероприятий  обусловит
укрепление  экономической  безопасности и повышение обороноспособности
страны,  внесет  вклад  в  социально-экономическое  развитие регионов,
будет  способствовать  созданию  новых научно-технологических заделов,
позволит   повысить  качество  менеджмента  и  уровень  корпоративного
управления.
     Необходимо  создание  благоприятных  условий  для расширения сети
предприятий  малого и среднего бизнеса с гибкой системой производства,
в том числе использование системы субконтракции и аутсорсинга, с целью
удовлетворения  спроса  на  металлопродукцию  широкой номенклатуры для
реализации  инновационных проектов развития машиностроения, энергетики
и других отраслей промышленности.
     В  настоящее  время  металлургический комплекс России участвует в
двух  инвестиционных  проектах,  имеющих  общегосударственное значение
(утверждены   распоряжением   Правительства  Российской  Федерации  от
30.11.2006 N 1708-р).
     Целью     инвестиционного    проекта    "Создание    транспортной
инфраструктуры  для  освоения минерально-сырьевых ресурсов юго-востока
Читинской     области"     является     строительство     в     рамках
государственно-частного  партнерства  железнодорожной  инфраструктуры,
необходимой   для  освоения  месторождений  на  юго-востоке  Читинской
области.    При    этом    финансирование    освоения    месторождений
полиметаллических   руд   (Лугоканское,  Култуминское,  Быстринское  и
Бугдаинское)  и  строительство  ГОКов  осуществляется  за счет средств
частного инвестора - ОАО "ГМК "Норильский Никель".
     Реализация  проекта  "Создание  транспортной  инфраструктуры  для
освоения  минерально-сырьевых  ресурсов юго-востока Читинской области"
позволит  "вдохнуть"  жизнь  в  удаленный регион, включив его в единое
экономическое  пространство,  и сделать его новой точкой промышленного
роста в России.
     Другой  инвестиционный  проект  -  "Комплексное  развитие Нижнего
Приангарья"  предусматривает  строительство  ряда  новых  предприятий:
алюминиевый   завод,  Богучанская  ГЭС,  целлюлозно-бумажный  комбинат
(ЦБК),    завод    МДФ,    газоперерабатывающий   завод,   комплексный
газохимический   комбинат,   Горевское  металлургическое  объединение,
Тагарское    металлургическое    объединение    -    ГОК,    Тагарское
металлургическое   объединение   -   меткомбинат,   цементный   завод.
Реализация  проекта напрямую зависит от развития и строительства новых
инфраструктурных объектов за счет средств Инвестфонда.
     Инновационное обеспечение реализации "Стратегии..." предполагает:
     - концентрацию  научно-технического  потенциала  отрасли, которая
позволит направить усилия сохранившихся научных коллективов на решение
перспективных задач развития;
     - создание  благоприятного правового и экономического климата для
формирования и развития малого инновационного предпринимательства;
     - создание      благоприятных     условий     для     привлечения
высококвалифицированных   ученых   и  специалистов,  а  также  молодых
специалистов в научно-техническую сферу.
     Механизм поддержки инновационной деятельности включает:
     - привлечение  частного  капитала  для  обеспечения непрерывности
функционирования цикла "наука - производство";
     - развитие механизмов частно-государственного партнерства.
     Направления  повышения  инвестиционной  деятельности  предприятий
металлургического комплекса:
     - стимулирование  инвестиционной активности предприятий - условия
для  этого  складываются  благоприятные, экономический рост объективно
повышает спрос на металлопродукцию;
     - привлечение потребителей металлопродукции к реализации проектов
по модернизации отдельных объектов;
     - создание технопарков.
     Предлагаемая    "Стратегия..."    предусматривает    в   качестве
необходимых реализацию следующих условий:
     - сохранение  макроэкономической стабильности и совершенствование
нормативно-правовой  базы  экономики,  создающих  основу  для  притока
инвестиций;
     - расширение  емкости  внутреннего  рынка  металлопродукции путем
развития  основных  металлопотребляющих  отраслей  экономики  - прежде
всего машиностроительного комплекса, включая оборонно-промышленный;
     - расширение   объемов   геологоразведочных  работ  по  выявлению
месторождений   руд   черных,  цветных  и  редких  металлов  в  рамках
реализации  "Долгосрочной  государственной  программы  изучения недр и
воспроизводства  минерально-сырьевой  базы  России  на  основе баланса
потребления и воспроизводства минерального сырья", в том числе за счет
паритетного  использования  средств  федерального  бюджета  и  частных
инвесторов;
     - усиление   роли   государства  в  защите  интересов  российских
металлопроизводителей   на   мировых  рынках,  в  частности,  оказание
содействия со стороны торговых представительств и посольств.
     Комплекс обеспечивающих мероприятий направлен на создание условий
для эффективной реализации приоритетных задач "Стратегии...".
     Совершенствование нормативной правовой базы включает:
     - разработку   и   принятие  технических  регламентов  в  области
производства металлопродукции;
     - совершенствование процедуры таможенного администрирования;
     - совершенствование  администрирования  налога на добычу полезных
ископаемых в отношении руд черных и цветных металлов;
     - совершенствование  нормативно-правовой  базы в сфере заготовки,
переработки  и  реализации  лома  и отходов черных и цветных металлов,
направленное  на упорядочение оборота лома черных и цветных металлов и
совершенствование контроля в этой сфере деятельности.
     Поддержка  отечественных  металлопроизводителей  на  внутреннем и
международных рынках металлопродукции предполагает:
     - обеспечение  защиты  слабо развитых сегментов внутреннего рынка
металлопродукции  в период вступления России в ВТО (с учетом интересов
потребителей, фактического и потенциального уровня доступа иностранных
поставщиков  на  каждый  сегмент, наличия адекватной законодательной и
нормативной  правовой  базы),  а также сохранение системы двусторонних
международных соглашений;
     - проведение  активной  политики  в  международных  организациях,
осуществляющих допуск на мировые рынки металлопродукции;
     - углубление  интеграционных  процессов  в отношениях со странами
СНГ и ЕС.
     Особую   значимость  для  сохранения  и  поддержания  российского
металлургического  комплекса  приобретает таможенно-тарифная политика.
Основные  принципы  корректировки этой политики в части, относящейся к
горно-металлургическому комплексу, следующие:
     - совершенствование защиты рынка от недобросовестной конкуренции;
     - меры   защиты  отечественных  металлопроизводителей  не  должны
ухудшать конкурентной среды на рынке;
     - объектами таможенно-тарифной защиты должны быть конкретные виды
отечественной  металлопродукции,  период  действия  защитных мер также
должен быть определенной продолжительности.
     Для  восстановления и развития кадрового потенциала в металлургии
целесообразно:
     - восстановление   в  полном  объеме  системы  профтехобразования
(особенно  работников среднетехнического звена). Сохранение хотя бы на
данном   временном   этапе   системы  профтехобразования  (техникумов,
колледжей)    государственного    подчинения    за   счет   бюджетного
финансирования;
     - согласование  с  работодателями  специализации  учебных  планов
подготовки инженеров;
     - расширение    практики    использования   контрактной   системы
направления на учебу выпускников школ и средних учебных заведений;
     - более  широкое  использование  международного  опыта подготовки
кадров и повышения их квалификации.
     Модернизация  и  реструктуризация  предприятий  металлургии тесно
связаны  с  решением социальных проблем, возникающих при высвобождении
трудящихся.   Основные  пути  их  решения  предусматривают  реализацию
мероприятий,   направленных  на  дополнительную  социальную  поддержку
высвобождаемых   работников   за   счет  возможностей  непосредственно
работодателей:
     - увеличение   работодателями   (в   зависимости   от   категорий
работников  и  условий  работы)  размера  единовременной  материальной
помощи высвобождаемым работникам для самостоятельного поиска работы;
     - досрочный выход на пенсию;
     - организация   профессиональной   переподготовки  высвобождаемых
работников;
     - создание  приемлемых бездотационных рабочих мест (параллельно с
процессом   высвобождения   работников)   и  производств  непрофильной
продукции;  организация  собственной  предпринимательской деятельности
высвобождаемыми работниками;
     - поддержка  создания  малых предприятий, создающих новые рабочие
места.
     Основные   источники  финансирования  мероприятий  по  социальной
поддержке:
     - работодатели  в  рамках  отраслевого  тарифного  соглашения  по
горно-металлургическому  комплексу Российской Федерации на 2006 - 2008
гг.;
     - в  рамках  действующего  законодательства федеральный бюджет по
разделу 04 "Национальная экономика" (предусматриваются ассигнования на
реализацию  мероприятий  по  содействию занятости населения Российской
Федерации).
     Повышение результативности взаимодействия государственных органов
и бизнес-структур в сфере производства металлопродукции предполагает:
     - проведение промышленно-энергетического форсайта;
     - проведение    прикладных    экономических    исследований    по
приоритетным направлениям стратегического развития комплекса;
     - реформирование  системы профессиональной подготовки кадров и ее
гармонизация с мировой практикой;
     - совершенствование системы квалификационных требований к работам
и   профессиям   рабочих,   должностям  руководителей  и  специалистов
комплекса;
     - развитие системы социального партнерства - в первую очередь, на
региональном уровне;
     - дальнейшее  проведение  структурных  реформ  в металлургическом
комплексе  (технологические  изменения  структуры  производства, видов
продукции и др.);
     - координация  работ по прогнозированию развития смежных отраслей
и регионов.
     Для  повышения  надежности  и  обоснованности  прогнозов развития
отраслей  необходимы:  стратегия  территориального  развития России на
долгосрочную  перспективу,  в  первую  очередь  -  перспективная схема
размещения      производительных     сил;     долгосрочный     прогноз
социально-экономического  развития  России; стратегия развития внешней
торговли   России,   учитывающая   состояние   мировой   экономической
конъюнктуры,  оценку конкурентных преимуществ России на мировом рынке,
объемы  экспорта  и импорта, степени интеграции России в международное
экономическое   пространство;  основные  положения  демографической  и
миграционной политики Российской Федерации; транспортно-энергетический
баланс,   который   должен   стать   основным  инструментом  выявления
диспропорций  в  процессе  прогнозирования.  В связи с этим необходимо
координировать   планы  развития  предприятий  горно-металлургического
комплекса     с     Генеральными     схемами    размещения    объектов
электроэнергетики, развития трубопроводного транспорта и сети железных
дорог,  стратегиями развития других отраслей промышленности и регионов
России.  Также  целесообразно  разработать  программу  по  обеспечению
потребностей    предприятий    оборонно-промышленного    комплекса   в
специальной  продукции металлургической промышленности, в том числе по
развитию   производства   высокотехнологичной   продукции   на  основе
титановых и магниевых сплавов и материалов.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ МЕТАЛЛУРГИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2015 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа