Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".
1. Общие положения На протяжении 10 лет проводится работа по созданию в стране первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (ВОП) или семейного врача (СВ). Экспертные заключения по формированию объемов деятельности врача общей практики (семейного врача) показали, что в отечественном здравоохранении имеются объективные возможности для реализации концепции реорганизации первичной медико-санитарной помощи по принципу врача общей практики (семейного врача). При этом возникает необходимость системного подхода к решению проблемы, в связи с чем объектом исследования должна стать вся внебольничная сфера в виде разработки нескольких моделей ресурсного обеспечения ее в условиях поэтапного перехода к службе врача общей практики (семейного врача). В настоящее время повсеместно и часто с различными подходами идет самостоятельная проработка организационных и экономических основ создания службы ВОП (СВ) в России. Но и на сегодня основным структурным элементом организации первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) в системе этапного лечения остается территориальный терапевтический (педиатрический) участок, а участковый врач-терапевт (педиатр) является специалистом, обеспечивающим первичный контакт системы здравоохранения с отдельными гражданами и их семьями. Система организации ПМСП, сложившаяся в России, имеет ряд положительных элементов. К их числу относятся: - участковый принцип оказания ПМСП, обеспечивающий пациентам наблюдение одним участковым врачом (терапевтом, педиатром) относительно продолжительное время; - профессиональная кооперация, к которой сейчас стремятся независимые врачи во многих странах; - комплексность обслуживания пациента "под одной крышей"; - возможность совместного использования врачами медицинской техники и административно-хозяйственных служб. Но многолетняя ориентация амбулаторно-поликлинического обслуживания на его дифференциацию и специализацию привела к созданию достаточно сложной системы внебольничной помощи в России. Она складывается из первичного медицинского обслуживания как минимум по четырем специальностям (терапия, педиатрия, акушерство и гинекология и др.), сети специализированных кабинетов, а также службы скорой медицинской помощи. Многие лечебно-профилактические функции и врачебные манипуляции, составляющие базовую подготовку участкового врача-терапевта, были переданы другим врачам амбулаторно-поликлинического звена. Это привело к потере преемственности в работе участкового врача-терапевта и других специалистов при определении индивидуальной тактики сохранения здоровья пациента. К тому же в работе участкового терапевта не прослеживается семейная ориентация, так как ребенка в семье обслуживает участковый педиатр, женщину - акушер-гинеколог. Участковый терапевт перестал быть центральной фигурой в первичном звене здравоохранения, а превратился, в известной мере, в диспетчера, не отвечающего за здоровье пациента в целом. Так сформировался социальный заказ общества на создание в структуре первичной медико-санитарной помощи службы общей врачебной (семейной) практики. Это позволит решить следующие задачи: - расширить формы организации оказания первичной медицинской помощи гражданам и увеличить объем медицинской помощи, оказываемой гражданам на догоспитальном уровне; - обеспечить конституционное право граждан на выбор врача общей практики (семейного врача); - более эффективно и экономно использовать медицинские кадры и материальные ресурсы здравоохранения; - повысить качество первичной медицинской помощи и престиж врача, обеспечивающего эту помощь; - повысить уровень профессиональной подготовки врача. Приказ Минздрава России от 26.08.92 N 237 "О поэтапном переходе к организации первичной медицинской помощи по принципу врача общей практики (семейного врача)" предусматривает, что врач общей практики (семейный врач) должен быть ориентирован на оказание медицинской помощи широкого спектра при наиболее распространенных заболеваниях как терапевтического (включая педиатрию), так и хирургического плана (с акушерством и гинекологией), а также по специализированным видам помощи. В связи с этим было разработано несколько медико-организационных типовых моделей врача общей практики (семейного врача) и их ресурсного обеспечения, которые могут быть реализованы поэтапно, по мере создания соответствующих условий. Во многих субъектах Российской Федерации органами управления здравоохранением разработаны территориальные программы развития общей врачебной (семейной) практики. Работа общих врачебных (семейных) практик организована в Республиках Карелия, Татарстан, Саха (Якутия), Чувашия; Хабаровском крае, а также в областях: Самарской, Тульской, Ленинградской, Московской, Тверской и Калужской, в г. Санкт-Петербурге. В Республике Карелия принят Закон об общей врачебной (семейной) практике. В Самарской области подготовлены 549 врачей общей врачебной (семейной) практики, из которых 429 обеспечены рабочими местами в лечебно-профилактических учреждениях. Анализ складывающейся ситуации показывает, что в таких регионах страны, как г. Санкт-Петербург, Ленинградская, Самарская, Тульская области и др., семейная медицина стала неотъемлемым компонентом реформирования управления и финансирования системы здравоохранения. Особую актуальность для внедрения института врача общей практики (семейного врача) представляет сельское здравоохранение. Такой опыт имеется в Республике Карелия. Однако следует отметить, что ряд мероприятий по реализации отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" был выполнен не в полном объеме. Это связано как с рядом социально-экономических условий, так и с недостаточной организационной работой органов управления здравоохранением. Проведенные в ряде территорий РФ организационные эксперименты по внедрению врача общей практики (семейного врача) показали преимущества новой формы организации первичной медицинской помощи. Пациенты отмечают большую удовлетворенность работой врачей общей практики по сравнению с работой участковых врачей в связи с тем, что уменьшается число направлений на консультации к другим врачам (до 57%), уменьшается число обследований (30%), повышается внимание к пациенту. В результате внедрения общей врачебной практики (семейной медицины) в работу первичного звена здравоохранения количество вызовов на станции скорой медицинской помощи уменьшается на 23 - 30%. В поликлиниках, где работают врачи общей практики (семейные врачи), активнее развиваются стационарозамещающие виды медицинской помощи, а в сельских участковых больницах организуют койки сестринского ухода. Но реальной реформы первичного звена здравоохранения в стране не произошло. Подавляющее большинство территориальных поликлиник продолжают оказывать первичную медико-санитарную помощь силами участкового терапевта, а новый "институт" врачей общей практики (семейных врачей) еще не всегда соответствует уровню квалификации подобных специалистов. Результаты реализации отраслевой программы "Общая врачебная (семейная) практика" были всесторонне рассмотрены на состоявшейся 15 января 2002 г. коллегии Минздрава России. Коллегия отметила, что дальнейшее внедрение принципов общей врачебной (семейной) практики возможно только при разработке системного подхода к совершенствованию нормативно-правовых, социально-экономических, финансовых, материально-технических, организационно-методических и управленческих механизмов, обусловливающих особенности создания и функционирования службы общей врачебной (семейной) практики в структуре организации первичной медико-санитарной помощи российского здравоохранения. Одной из причин медленного реформирования первичного звена здравоохранения является недостаточно проработанная законодательная база функционирования врачей общей практики (семейных врачей). |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".