МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Рекомендации. Министерство здравоохранения РФ. 14.04.03

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Анализ нормативных актов, регламентирующих организацию
       деятельности и финансирование общих врачебных (семейных)
                        практик в условиях ОМС

     Основными    документами,    обеспечивающими    правовую   основу
деятельности врача общей практики (семейного врача), являются:
     1.   Основы   законодательства  Российской  Федерации  об  охране
здоровья граждан от 22.07.93 N 5487-1.
     2.  Закон  РФ  от  28.06.91  N  1499-1 "О медицинском страховании
граждан в РСФСР".
     3.  Закон  РФ  от  02.04.93  N  4741-1  "О  внесении  изменений и
дополнений в Закон РСФСР "О медицинском страховании граждан в РСФСР".
     4.  Федеральный  закон  от  12.01.96  N  7-ФЗ  "О  некоммерческих
организациях".
     5.  Постановление Правительства РФ от 11.10.93 N 1018 "О мерах по
выполнению  Закона РФ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР
"О медицинском страховании граждан в РСФСР".
     6.  Приказ  Минздрава  России  от  26.08.92  N  237  "О поэтапном
переходе  к организации первичной медицинской помощи по принципу врача
общей практики (семейного врача)".
     7. Гражданский кодекс РФ.
     8.  "Временный  порядок финансового взаимодействия и расходования
средств  в  системе  обязательного  медицинского страхования граждан",
утв.  Федеральным  фондом  ОМС  по  согласованию с Минздравом России и
Минфином России от 19.08.93.
     9. Приказ Минздрава России от 20.11.02 N 350 "О совершенствовании
амбулаторно-поликлинической помощи населению Российской Федерации".
     Правовые   основы   финансирования   здравоохранения   определены
Конституцией  РФ,  Основами  законодательства  РФ  об  охране здоровья
граждан,  Законом  РФ  "О медицинском страховании граждан в Российской
Федерации".
     Внедрение   службы  врача  общей  практики  (семейного  врача)  в
значительной степени тормозится из-за отсутствия механизмов реализации
и единых подходов в области реформирования медико-санитарной помощи:
     - специалист  "врач общей практики (семейный врач)" юридически не
определен  как одно физическое лицо или как один специалист: при одной
форме  организации профессиональной деятельности он работает как "врач
общей  практики",  при  другой - как "семейный врач" (Приказ Минздрава
России  от  26.08.92  N  237 и ст. 59 Основ законодательства об охране
здоровья граждан РФ);
     - юридически    не    оформлена   квалификация   специалиста   по
специальности  "общая  врачебная практика (семейная медицина)" - "врач
общей практики (семейный врач)", а в отраслевых нормативных документах
отражены  только  специальность  "общая  врачебная  практика (семейная
медицина)" и должность "врач общей практики (семейный врач)";
     - в   классификаторе   медицинских  услуг  по  программе  ОМС  не
сформулированы  четко медицинские услуги, составляющие объем первичной
медико-санитарной  помощи, оказываемой врачом общей практики (семейным
врачом),   а   медицинские   услуги,  оказываемые  им  при  проведении
профилактики распространенных заболеваний, вообще не предусмотрены;
     - не  разработаны научно обоснованное финансирование службы общей
врачебной  (семейной)  практики  и  методы  оплаты  труда врачей общей
практики (семейных врачей);
     - не  разработана  система  информационного  обеспечения развития
службы  общей  врачебной  практики, в том числе информации населения о
новой    прогрессивной    форме    организации    оказания   первичной
медико-санитарной помощи.
     Организация   первичной   медико-санитарной   помощи   в   России
регламентирована   Приказом   Минздрава   СССР  от  23.09.81  N  1000.
Утвержденный более двадцати лет назад, он уже не отражает современного
социально-экономического положения страны. Первичная медико-санитарная
помощь,  являясь  центральным  звеном  всей  системы  здравоохранения,
будучи  наиболее  доступным, экономически и социально приемлемым видом
медицинской  помощи  населению,  требует постоянного развития с учетом
меняющихся   социальных  и  экономических  факторов  жизнедеятельности
общества.
     Нет  ясности  в  определении  субъекта подотчетности. В настоящее
время   возможна   двойная   подотчетность   врача   общей   практики:
администрации,  устанавливающей  через ориентирующие нормативы объем и
структуру  работы  врача,  и  страховой  организации,  непосредственно
оплачивающей  работу  врача по фактически принятым им больным и другим
видам  работы.  При достаточной согласованности этих организаций может
быть  определен  и один канал подотчетности - страховая компания - или
непосредственное  открытие  финансирования  в  порядке  предоплаты  со
стороны  муниципалитета,  с  последующим  балансом,  предусмотренным в
договоре.
     Возможно,   следует  перейти  к  семейному  принципу  страхования
работающих,  когда  взносы  делаются  не только за работников, но и за
членов   их  семей.  Тогда  органы  власти  будут  финансировать  лишь
обязательное  медицинское  страхование  безработных.  Для  предприятий
дополнительные  отчисления  на  ОМС  (в части страхования неработающих
членов  семьи работников) можно компенсировать снижением ставок налога
на    прибыль.    Соответственно    бюджетные   отчисления   снизятся.
Одноканальная   система  сменит  нынешнюю  двухканальную,  позволяющую
жертвовать интересами здравоохранения.
     Следует   также   рассмотреть   вопрос   и   о   личном   участии
застрахованных    в    финансировании    обязательного    медицинского
страхования. Это повысит социальную ответственность каждого гражданина
за  свое  здоровье.  На такой основе можно заинтересовать страховщиков
искать  наиболее  рациональные  схемы  организации медицинской помощи,
оптимизировать  ее  структуру.  Возникающая экономия сделает возможным
снижение   размера   личных   доплат  и  станет  фактором  привлечения
населения.
     Возможна такая схема: взнос предпринимателей составляет около 12%
к   фонду  оплаты  труда,  одновременно  Пенсионный  фонд  выплачивает
страховые  взносы  по  аналогичному нормативу к выплаченным пенсиям, а
граждане  делают  установленный регистрационный взнос (не свыше 1 - 2%
заработка).  Тогда  взносы  органов  власти  будут составлять не более
одной  седьмой от суммы взносов. Это позволит создать более устойчивую
систему финансирования ОМС.
     Необходимо   безотлагательно  создать  процедуры,  обеспечивающие
соответствие   финансовых   ресурсов   системы   ОМС   и  обязательств
государства,   выраженных   в  программах  обязательного  медицинского
страхования.   Сначала   следует  в  установленном  порядке  заключить
тарифное  соглашение об оплате труда медицинских работников, утвердить
нормативы  расходования  средств на приобретение медикаментов, питание
пациентов,  хозяйственные  расходы  (предпочтительно,  в  виде доли от
общих   расходов).   После  этого  можно  определить  размер  средств,
необходимых   для   выполнения   того  или  иного  варианта  программы
обязательного   медицинского   страхования,   и  соответствующие  этим
программам  размеры  страховых  взносов.  При таком алгоритме расчетов
финансовых  ресурсов органы власти будут выбирать один из предложенных
вариантов,  а  не  произвольно,  как  сейчас, устанавливать финансовые
нормативы.
     Для   правового  обеспечения  общеврачебной  (семейной)  практики
требуется  регламентация  как  ее  деятельности,  так  и  деятельности
органов   государственной   власти  на  федеральном  уровне  и  уровне
субъектов  федерации,  а  также  органов  власти на местах. Необходимо
законодательное  определение  целей,  задач  и  функций всех субъектов
системы  здравоохранения  на  различных  уровнях  управления  (включая
системы  медицинского  страхования),  медицинских учреждений различных
форм  собственности, различных категорий медицинского и немедицинского
персонала,  деятельности  общественных,  благотворительных  и  частных
организаций,   участвующих   в  оказании  первичной  медико-санитарной
помощи.
     Требуется,  в  частности,  законодательно  установить место общей
врачебной  (семейной)  практики  в  здравоохранении  России  и  основы
взаимоотношений  с  другими его службами и службами социальной защиты,
страхования;  права  и  обязанности  пациента  в РФ, а также субъектов
общей  врачебной  (семейной)  практики;  правовой, социальный статус и
гарантии   социальной  защищенности  всех  субъектов  общей  врачебной
(семейной)  практики;  принципы финансирования и налогообложения общих
врачебных  (семейных)  практик,  виды собственности при создании общей
врачебной  (семейной) практики; участие санитарно-эпидемиологических и
других  служб  в  решении  проблем  гигиены,  оздоровления  окружающей
природной  среды  и борьбы с инфекционными и массовыми неинфекционными
заболеваниями в рамках общей врачебной (семейной) практики.
     Для  реализации  подобных  предложений  возможны два направления:
одно  -  внесение  поправок  и  изменений  в  существующие нормативные
документы  (приказы,  постановления, инструкции) и федеральные законы;
другое - подготовка нового законодательства.
     Учитывая  сложность  и  длительность процесса принятия поправок к
законам, а особенно нового законодательства, следует шире использовать
разработку  и  принятие  приказов и постановлений, регламентирующих те
или  иные  стороны  деятельности органов и учреждений здравоохранения,
которые  могут  "работать  практически"  при  отсутствии  ожидаемых  и
готовящихся проектов законов.
     Развитие  ОВП  на  базе городских поликлиник потребует пересмотра
ряда  нормативных  документов,  например,  Приказа  Минздрава  СССР от
23.09.81 N 1000 и его приложений, касающихся организационной структуры
амбулаторно-поликлинических  учреждений  (положение,  набор помещений,
штатно-организационная  структура и т.д.). Необходимо будет рассчитать
потребность этих учреждений в специалистах различного профиля с учетом
того,  что  ВОП  (СВ)  берет  на  себя  определенную  часть  объема их
деятельности на различных этапах развития ОВП.
     В  нормативных  и  правовых  актах  следует  более четко отразить
каналы  современного  финансирования здравоохранения (с регламентацией
финансовых  взаимоотношений  между  федеральным  уровнем  и субъектами
федерации  и  регламентацией  участия федеральных властей в реализации
федеральных  программ и оказании финансовой помощи субъектам федерации
и фондам ОМС).
     В этих же документах должны быть разработаны механизмы реализации
многоканального финансирования ОВП (из средств местного бюджета, ФОМС,
в  соответствии с федеральными и территориальными целевыми программами
и из других источников).

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа