Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".
3. Экономическое обоснование внедрения службы общей врачебной практики (семейных врачей). Модели поэтапного перехода к ОВП (СВ) Возможно рассмотрение двух моделей общей врачебной (семейной) практики: 1. Организация общей врачебной (семейной) практики на базе поликлиник. 2. Врач общей практики и семейный врач как индивидуальные предприниматели. Особенности первой модели: 1. Организация работы врачей общей практики (семейных врачей) на базе государственного лечебно-профилактического учреждения (федерального или муниципального подчинения). 2. Врач общей практики (семейный врач) оказывает медицинские услуги по Программе государственных гарантий в соответствии с взятыми на себя обязательствами, подкрепляемыми финансовыми ресурсами данного ЛПУ. 3. Перечень платных медицинских услуг предлагается самим врачом общей практики (семейным врачом) и согласовывается с администрацией поликлиники. 4. Врач общей практики (семейный врач) действует на основе существующей сегодня нормативно-правовой базы, определяющей правила оказания платных медицинских услуг, а именно: Постановления Правительства РФ от 13.01.96 N 27, Приказа МЗМП РФ от 29.03.96 N 109, письма МЗ РФ от 14.10.96 N 2510/4532-96-27 "О форме N 1 "Сведения о платных медицинских услугах" и др. 5. Врач общей практики (семейный врач) действует на основе договорных отношений. Для организации рабочего места часть основных средств поликлиника может передать безвозмездно с целью улучшить в будущем свою материально-техническую базу из доходов от деятельности врача общей практики (семейного врача) или на условиях краткосрочной аренды (ст. 651 ГК РФ, п. 2), когда арендная плата (ст. 654, п. 3 ГК РФ) составляет не более 3 - 5% от остаточной стоимости передаваемых основных средств (для расчета ориентиром могут служить нормативы износа зданий - 5,4% в год, оборудования - 10 - 12% в год). Таким образом, поликлиника и общая врачебная (семейная) практика могли бы делить пополам бремя износа оборудования и зданий и иметь небольшие средства для восполнения этого износа в будущем в условиях дефицита бюджетных средств. 6. Цены на услуги врача общей практики (семейного врача) должны быть доступны населению, но выше тарифов в системе ОМС. Это позволит платить более высокую заработную плату врачу общей практики (семейному врачу), реализовать его экономический интерес и не вызовет негативную реакцию у населения. 7. Доходы врача общей практики (семейного врача) фиксируются на отдельном специальном счете поликлиники (Постановление Правительства РФ "Об утверждении Правил предоставления платных медицинских услуг населению медицинскими учреждениями" от 13.01.96 N 27). 8. Необходимо предоставить врачу общей практики (семейному врачу) экономическую свободу в распоряжении этими средствами в пределах заработанных сумм (ст. 298 ГК РФ). 9. Шире использовать добровольное медицинское страхование. 10. Предоставить врачу общей практики (семейному врачу) самостоятельный выбор контингента из числа прикрепленных к поликлинике пациентов, развернуть рекламную кампанию по активному продвижению на рынок услуг здравоохранения - медицинских услуг врача общей практики и семейного врача. Проинформировать пациентов о Перечне платных и бесплатных услуг врача общей практики (семейного врача), ценах (тарифах), условиях предоставления услуг и др. (ст. 732, 736 ГК РФ; ст. 9, 10 Закона от 07.02.92 N 2300-1 "О защите прав потребителей", а также ст. 737, 739, 779 - 783 ГК РФ, регулирующие договорные отношения о возмездном оказании услуг). 11. Детальней описать рабочее место врача общей практики (семейного врача) и определить минимальный, т.е. финансово обоснованный объем его деятельности для целей налогообложения. 12. Общая врачебная (семейная) практика должна быть зарегистрирована в органе управления здравоохранением. Орган управления здравоохранением обязан контролировать: 1) качество медицинской помощи врача общей практики (семейного врача) (Федеральный закон от 25.09.98 N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" с изм. и доп., гл. III, ст. 17); 2) соблюдение стандартов медицинской помощи (Приказ Минздравмедпрома России от 08.04.96 N 134 "О временных отраслевых стандартах объема медицинской помощи", Приказы Минздрава России от 28.04.98 N 140 "Об утверждении стандартов (моделей протоколов) диагностики и лечения наркологических больных", от 17.04.98 N 125 "О стандартах (протоколах) диагностики и лечения больных с заболеваниями органов пищеварения", от 09.10.98 N 300 "Об утверждении стандартов (протоколов) диагностики и лечения больных с неспецифическими заболеваниями легких", от 02.08.00 N 304 "О Формулярном комитете Министерства здравоохранения Российской Федерации", от 10.04.01 N 113 "О введении в действие отраслевого классификатора "Простые медицинские услуги"", от 01.11.01 N 388 "О государственных стандартах качества лекарственных средств" и др.); 3) выполнение профилактических прививок, включенных в Национальный календарь прививок; 4) соответствие врача общей практики (семейного врача) функции должности, уровень его образования; 5) систематическое повышение врачом общей практики (семейным врачом) своей квалификации и получение сертификата о повышении квалификации не реже, чем один раз в пять лет. Правильнее было бы сосредоточить общую врачебную (семейную) практику, организованную в муниципальной поликлинике, на первоочередном удовлетворении потребностей наиболее нуждающихся в наблюдении больных, особенно с использованием в бригаде труда практикующей медицинской сестры. Специализацией мог бы стать уход за престарелыми и детьми на дому, что дало бы новый импульс для развития геронтологии и педиатрии (в соответствии с "Национальным планом действий по улучшению положения женщин в Российской Федерации и повышению их роли в обществе на 2001 - 2005 годы", утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 28.06.01 N 855-р, раздел III - Охрана здоровья женщин, п. п. 16, 17, 18, 20). Необходимо также отметить, что включение общей врачебной (семейной) практики в Программу государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи целесообразно с экономической точки зрения только в том случае, если будет согласован объем медико-социальной помощи врача общей практики как муниципальный заказ; определен подушевой норматив финансирования, отражающий минимальный, но финансово обеспеченный перечень так называемых бесплатных медико-социальных услуг; при расчетах соблюден стандарт медицинской помощи; изучена структура заболеваемости населения данного района; определены возможные объемы и виды платной медико-социальной помощи. Для увеличения поступлений финансовых ресурсов в фонд обязательного медицинского страхования требуется законодательно закрепить административные и налоговые санкции за неуплату средств бюджетами, предназначенных для неработающего населения, а также разрешить оказывать ту же медико-социальную помощь врачом общей практики (семейным врачом) на платной основе, если исчерпаны финансовые ресурсы. Однако с точки зрения экономических интересов врача общей практики и семейного врача, их реальной материальной заинтересованности целесообразно предоставить им экономическую свободу, разрешить действовать как индивидуальным предпринимателям, особенно в вопросах того, на каких условиях заключать договоры с фондом обязательного медицинского страхования. В редких случаях эта деятельность реальна на базе аренды федеральной и муниципальной собственности. Тогда особенности второй модели общей врачебной (семейной) практики будут заключаться в следующем: 1. Необходимо определить условия, обеспечивающие контроль государства. Этот контроль выражается, прежде всего, в определении правил регистрации частнопрактикующего семейного врача или врача общей практики как индивидуального предпринимателя. 2. С развитием своей деятельности врачи общей практики (семейные врачи) могут объединять свои усилия и образовывать "Объединение общих врачебных (семейных) практик", что бывает выгодно с точки зрения совместной эксплуатации диагностического медицинского оборудования и т.п. Такие объединения могут иметь характер автономной некоммерческой организации, статус которой определен Федеральным законом "О некоммерческих организациях" (1996 г.), ст. 2, п. 3; ст. 10, в т.ч. для медицинской деятельности. Затем возможно использование фондодержания и выполнение муниципального заказа. Заказчиком услуг может выступить как система медицинского страхования, так и управление здравоохранением. В практике отечественного здравоохранения таких механизмов пока не создано. Необходимыми условиями для развития и нормального функционирования службы врача общей практики (семейного врача) являются: - законодательное закрепление социально-правового статуса врача общей практики (семейного врача); - наделение его реальной самостоятельностью; - предоставление ему возможности делового взаимодействия с коммунальными службами, с учреждениями народного образования, со службами социальной защиты; - предоставление реальной возможности делового взаимодействия с администрацией предприятий и учреждений, где работают или учатся его пациенты; - реализация программы материально-технического, социально - психологического обеспечения врача общей практики (семейного врача). Программа формирования института врача общей практики (семейного врача) должна быть подкреплена решением местных органов власти. Врач общей практики (семейный врач) может осуществлять свои функции как единолично, так и работая по принципу групповой практики. Врач общей практики (семейный врач) может осуществлять свою деятельность как работник государственного медицинского учреждения, негосударственного учреждения (коммерческая или некоммерческая организация) или как частное лицо (частная практика). Обязательным условием для врача общей практики (семейного врача) является наличие сертификата и лицензии на соответствующую деятельность. Служба врача общей практики (семейного врача) может быть более независимой, иметь свой расчетный счет и отдельный баланс, если она будет зарегистрирована как юридические лицо. Статус юридического лица позволит врачу общей практики (семейному врачу) осуществлять свою деятельность на основании договоров, заключаемых медицинскими организациями с пациентами, территориальными фондами обязательного медицинского страхования и другими субъектами. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".