МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ. Рекомендации. Министерство здравоохранения РФ. 14.04.03

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

5. Рациональные системы оплаты труда врачей общей практики
                          (семейных врачей)

     Точкой  отсчета при определении размеров оплаты труда врача общей
практики  (семейного  врача)  должен быть прожиточный минимум в данном
регионе;   также   величина  получаемого  дохода  должна  определяться
стандартом  медицинской  помощи,  оказываемой  врачом  общей  практики
(семейным   врачом),  учитывающим  сложность  и  интенсивность  труда,
выраженного   в   комплексной   медицинской   услуге  или  комплексной
амбулаторной услуге. На условиях контракта возможно отойти от методики
расчетов   оплаты   труда   по   ЕТС   и  внедрить  гонорарный  метод,
предполагающий  оплату  каждой  "детальной  услуги",  причем из разных
имеющихся  источников  финансирования. В этом случае может быть создан
Единый  фонд  оплаты  труда врачей общей практики (семейных врачей), в
котором  остается часть бюджетных средств, часть средств обязательного
медицинского  страхования,  средства,  заработанные при помощи платных
медицинских услуг. Все эти средства могут фиксироваться на специальном
счете   и  составлять  примерно  30  -  40%  от  затрат  на  оказанную
медицинскую помощь в течение данного периода.
     Таким образом, может быть создана система экономической мотивации
деятельности  врача  общей  практики  (семейного врача), стимулирующая
медицинское   обслуживание   населения   в   соответствии   с   новыми
требованиями,   стремление   самого  врача  к  постоянному  расширению
кругозора  и  пополнению  медицинских  знаний  с  целью удовлетворения
индивидуальных потребностей пациентов.
     В  начале  такой  схемы  в наших условиях это врач общей практики
(семейный  врач),  который, используя фонды государственного бюджета и
обязательного   медицинского  страхования,  предоставляет,  а  пациент
получает  бесплатную  для  него  медицинскую  помощь у профессионально
независимого    врача,    состоящего   в   договорных   отношениях   с
муниципалитетом   или   непосредственно   со   страховой   медицинской
организацией,    обеспечивающих    его    финансовую   и   юридическую
самостоятельность   в   минимальных  пределах  обязательной  программы
медицинской помощи населению.
     Все   последующее   продвижение   уровня  и  состава  оказываемой
бесплатной  медицинской  помощи,  как и расширение сферы независимости
врача  общей  практики  (семейного врача), будет результатом роста его
квалификации    и    роста    финансирования   преимущественно   через
совершенствование   системы   медицинского  страхования  и  расширение
личного  участия  в  нем  каждого  из граждан. В то же время посильное
поддержание здравоохранения при достаточно широком охвате обязательным
и   добровольным  страхованием  может  обеспечить  надлежащий  уровень
медицинской помощи и сделать ее бесплатной в момент получения даже при
дорогостоящих     условиях    стационара    и    высоких    технологий
специализированной  помощи.  Врач общей практики (семейный врач) может
помочь  в соответствующем регулировании потока больных и в разъяснении
преимуществ   посильных   затрат  на  поддержание  своего  здоровья  и
расширение возможностей медицины профилактического характера.
     Система   оплаты   ВОП   (СВ)   должна   удовлетворять  следующим
требованиям:
     - стимулировать   расширение   объема   работ   общей   врачебной
(семейной) практики;
     - повышать  ответственность  за состояние здоровья прикрепленного
населения;
     - сдерживать затратный механизм оказания медицинской помощи;
     - минимизировать  административные  расходы  на  оплату услуг ВОП
(СВ);
     - обеспечивать финансовую устойчивость ВОП (СВ).
     Оплата   труда  врачей  общей  практики  (семейных  врачей).  При
использовании  описанных  выше  схем  финансирования  ОВП  применяются
следующие варианты оплаты труда:
     1. Твердый оклад.
     2. Твердый оклад с фиксированными надбавками.
     3.  Гонорарная  система  оплаты труда, при которой предполагается
оплата каждой детальной медицинской услуги. Единицей оплаты может быть
прием  врача  или  медсестры. Достоинство этого варианта в том, что он
стимулирует  рост  объема  оказываемых услуг. Он хорош на первом этапе
реформы  здравоохранения, когда начинается использование экономических
методов  управления  и  когда имеются резервы для интенсификации труда
медицинских   работников.  Но  возникает  возможность  необоснованного
расширения объема услуг, что может превысить финансовые ресурсы. Кроме
того,  при  этом варианте в первичном звене утрачиваются экономическая
заинтересованность и ответственность за улучшение здоровья пациентов.
     4. Доход ОВП распределяется в соответствии с баллами.
     5. Смешанный вариант.
     Пример. Базовый уровень. Процент подушевого норматива, идущего на
оплату   труда   конкретной   ОВП,   составляет   8%;   за  выполнение
дополнительных видов труда - 2%. Итого - процент подушевого норматива,
идущий  на  оплату  труда в данной конкретной ОВП, составляет величину
10%  подушевого  норматива.  Абсолютная  величина  нормируемого  фонда
оплаты  труда  не  ограничивается.  По  мере  увеличения  объема работ
(величины врачебной практики) она возрастает.
     Для  создания определенных социальных гарантий, а также на случай
небольшой  величины  службы  ВОП (отдаленные, малонаселенные, сельские
районы)  в  составе  нормируемой  таким образом постоянной части фонда
оплаты  труда  фиксируется лишь минимальная постоянная часть как сумма
должностных  окладов,  устанавливаемых  на основе действующей тарифной
системы.   Разницу  составляет  дифференцированная  часть,  которая  и
определяет динамику нормативного фонда оплаты труда.
     Переменная  часть  оплаты  труда складывается из основной премии,
гонорара за дополнительные услуги и специальных премий.
     Основная  премия  выплачивается  из экономии финансовых ресурсов,
образующейся в виде разницы между нормативной величиной расходов ВОП и
их  фактическим  значением. При этом в контракте оговариваются условия
образования и распределения экономии.
     В  основном  из этих положений складывается обоснование размеров,
источников финансирования практики и режима их расходования. В отличие
от  сложившейся  в  настоящее  время  заниженной  доли  оплаты труда в
здравоохранении   в   размере   27   -   28%,   в  отличие  от  прежде
удовлетворявшей  потребности  здравоохранения  доли в размере 50 - 55%
доля расходов на оплату труда в службе врача общей практики (семейного
врача)  приблизится к 30 - 40% общих ее расходов. Варианты организации
различных  типов  службы  врача  общей  практики (семейного врача), их
оснащенность  будут  различаться.  Однако это, как правило, недорогое,
общедоступное,  простое  в  использовании  оборудование, размещенное в
двух-трех - пяти-шести кабинетах врачей и другого персонала. Необходим
транспорт,  наборы  экспресс-диагностики  и неотложной помощи. В целом
это  в  пределах  10  -  15%  расходов  практики.  Все  остальное - по
договорам        в        порядке        непосредственной       оплаты
консультативно-диагностической  помощи, на которую будет расходоваться
15 - 20% средств; а также другие виды расходов.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа