Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".
5. Рациональные системы оплаты труда врачей общей практики (семейных врачей) Точкой отсчета при определении размеров оплаты труда врача общей практики (семейного врача) должен быть прожиточный минимум в данном регионе; также величина получаемого дохода должна определяться стандартом медицинской помощи, оказываемой врачом общей практики (семейным врачом), учитывающим сложность и интенсивность труда, выраженного в комплексной медицинской услуге или комплексной амбулаторной услуге. На условиях контракта возможно отойти от методики расчетов оплаты труда по ЕТС и внедрить гонорарный метод, предполагающий оплату каждой "детальной услуги", причем из разных имеющихся источников финансирования. В этом случае может быть создан Единый фонд оплаты труда врачей общей практики (семейных врачей), в котором остается часть бюджетных средств, часть средств обязательного медицинского страхования, средства, заработанные при помощи платных медицинских услуг. Все эти средства могут фиксироваться на специальном счете и составлять примерно 30 - 40% от затрат на оказанную медицинскую помощь в течение данного периода. Таким образом, может быть создана система экономической мотивации деятельности врача общей практики (семейного врача), стимулирующая медицинское обслуживание населения в соответствии с новыми требованиями, стремление самого врача к постоянному расширению кругозора и пополнению медицинских знаний с целью удовлетворения индивидуальных потребностей пациентов. В начале такой схемы в наших условиях это врач общей практики (семейный врач), который, используя фонды государственного бюджета и обязательного медицинского страхования, предоставляет, а пациент получает бесплатную для него медицинскую помощь у профессионально независимого врача, состоящего в договорных отношениях с муниципалитетом или непосредственно со страховой медицинской организацией, обеспечивающих его финансовую и юридическую самостоятельность в минимальных пределах обязательной программы медицинской помощи населению. Все последующее продвижение уровня и состава оказываемой бесплатной медицинской помощи, как и расширение сферы независимости врача общей практики (семейного врача), будет результатом роста его квалификации и роста финансирования преимущественно через совершенствование системы медицинского страхования и расширение личного участия в нем каждого из граждан. В то же время посильное поддержание здравоохранения при достаточно широком охвате обязательным и добровольным страхованием может обеспечить надлежащий уровень медицинской помощи и сделать ее бесплатной в момент получения даже при дорогостоящих условиях стационара и высоких технологий специализированной помощи. Врач общей практики (семейный врач) может помочь в соответствующем регулировании потока больных и в разъяснении преимуществ посильных затрат на поддержание своего здоровья и расширение возможностей медицины профилактического характера. Система оплаты ВОП (СВ) должна удовлетворять следующим требованиям: - стимулировать расширение объема работ общей врачебной (семейной) практики; - повышать ответственность за состояние здоровья прикрепленного населения; - сдерживать затратный механизм оказания медицинской помощи; - минимизировать административные расходы на оплату услуг ВОП (СВ); - обеспечивать финансовую устойчивость ВОП (СВ). Оплата труда врачей общей практики (семейных врачей). При использовании описанных выше схем финансирования ОВП применяются следующие варианты оплаты труда: 1. Твердый оклад. 2. Твердый оклад с фиксированными надбавками. 3. Гонорарная система оплаты труда, при которой предполагается оплата каждой детальной медицинской услуги. Единицей оплаты может быть прием врача или медсестры. Достоинство этого варианта в том, что он стимулирует рост объема оказываемых услуг. Он хорош на первом этапе реформы здравоохранения, когда начинается использование экономических методов управления и когда имеются резервы для интенсификации труда медицинских работников. Но возникает возможность необоснованного расширения объема услуг, что может превысить финансовые ресурсы. Кроме того, при этом варианте в первичном звене утрачиваются экономическая заинтересованность и ответственность за улучшение здоровья пациентов. 4. Доход ОВП распределяется в соответствии с баллами. 5. Смешанный вариант. Пример. Базовый уровень. Процент подушевого норматива, идущего на оплату труда конкретной ОВП, составляет 8%; за выполнение дополнительных видов труда - 2%. Итого - процент подушевого норматива, идущий на оплату труда в данной конкретной ОВП, составляет величину 10% подушевого норматива. Абсолютная величина нормируемого фонда оплаты труда не ограничивается. По мере увеличения объема работ (величины врачебной практики) она возрастает. Для создания определенных социальных гарантий, а также на случай небольшой величины службы ВОП (отдаленные, малонаселенные, сельские районы) в составе нормируемой таким образом постоянной части фонда оплаты труда фиксируется лишь минимальная постоянная часть как сумма должностных окладов, устанавливаемых на основе действующей тарифной системы. Разницу составляет дифференцированная часть, которая и определяет динамику нормативного фонда оплаты труда. Переменная часть оплаты труда складывается из основной премии, гонорара за дополнительные услуги и специальных премий. Основная премия выплачивается из экономии финансовых ресурсов, образующейся в виде разницы между нормативной величиной расходов ВОП и их фактическим значением. При этом в контракте оговариваются условия образования и распределения экономии. В основном из этих положений складывается обоснование размеров, источников финансирования практики и режима их расходования. В отличие от сложившейся в настоящее время заниженной доли оплаты труда в здравоохранении в размере 27 - 28%, в отличие от прежде удовлетворявшей потребности здравоохранения доли в размере 50 - 55% доля расходов на оплату труда в службе врача общей практики (семейного врача) приблизится к 30 - 40% общих ее расходов. Варианты организации различных типов службы врача общей практики (семейного врача), их оснащенность будут различаться. Однако это, как правило, недорогое, общедоступное, простое в использовании оборудование, размещенное в двух-трех - пяти-шести кабинетах врачей и другого персонала. Необходим транспорт, наборы экспресс-диагностики и неотложной помощи. В целом это в пределах 10 - 15% расходов практики. Все остальное - по договорам в порядке непосредственной оплаты консультативно-диагностической помощи, на которую будет расходоваться 15 - 20% средств; а также другие виды расходов. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. ФИНАНСИРОВАНИЕ ОБЩИХ ВРАЧЕБНЫХ (СЕМЕЙНЫХ) ПРАКТИК В УСЛОВИЯХ ОБЯЗАТЕЛЬНОГО МЕДИЦИНСКОГО СТРАХОВАНИЯ".