ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПОМОЩИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ. Рекомендации. Министерство здравоохранения РФ. 15.10.02 2002/107

Фрагмент документа "ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПОМОЩИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Организация выездной медицинской помощи
                       жителям сельских районов

     Малая  плотность  сельского населения, занятость личным подсобным
хозяйством,   сезонность  и  срочность  основных  сельскохозяйственных
работ,  удаленность  врачебной (особенно специализированной) помощи от
мест проживания больных, слабое развитие транспортных коммуникаций при
значительных  расстояниях, высокая стоимость проезда - все это снижает
уровень обращаемости и госпитализации сельского населения.
     Неудовлетворительные   условия   труда   в  аграрном  секторе,  в
большинстве    производств   не   отвечающие   санитарно-гигиеническим
требованиям  из-за несоблюдения санитарных норм и правил, способствуют
возникновению заболеваний, что при низкой выявляемости и недостаточном
лечении  приводит к развитию запущенных случаев, хронизации патологии,
высокой смертности населения. Чаще, чем в городах, на селе встречаются
бруцеллез,  кишечные  инфекции, болезни опорно-двигательного аппарата,
заболевания  органов  дыхания (пылевой бронхит), вибрационная болезнь.
Отсюда     следует    необходимость    активизации    выездных    форм
организационной,  консультативной  и  практической  помощи  со стороны
областных   и  межрайонных  учреждений.  При  этом  следует  учитывать
длительный  отрыв  квалифицированных  специалистов от исполнения своих
обязанностей  по  основной  работе, неустроенность их быта при выезде,
ненормированный рабочий день.
     Экстренную  и  неотложную помощь больным со сложной патологией, в
частности, требующей оперативных вмешательств, оказывает круглогодично
отделение   экстренной   и  планово-консультативной  помощи  областных
(краевых,  республиканских,  окружных)  больниц  или  Центра  медицины
катастроф   средствами  санитарной  авиации  (самолет,  вертолет)  или
закрепленным  автотранспортом.  На  27%  сельских  жителей в населении
приходится  более  67%  больных,  обслуживаемых  санитарной  авиацией.
Среднереспубликанский   показатель  составляет  1,7  выездов  на  1000
сельского населения, максимальный уровень достигает 4,4.
     Плановая помощь оказывается специалистам ЦРБ, врачами-кураторами,
специалистами больниц и консультативных поликлиник субъектов РФ.
     Для  оказания  помощи  сельским  ЛПУ  приказом  органа управления
региональным   здравоохранением   за   районными   и   городскими  ЛПУ
закрепляются  как  штатные,  так  и  внештатные  специалисты областных
(краевых,  республиканских) учреждений - больниц (взрослых и детских),
родильного  дома,  диспансеров, центров борьбы со СПИДом и медицинской
профилактики, госсанэпиднадзора, а также межрайонных диагностических и
лечебных центров.
     Объем  и  характер плановой помощи учреждениям здравоохранения по
обслуживанию   сельского   населения   зависит   от  типа  курирующего
учреждения     и     его     финансовых     возможностей.     Оказание
высококвалифицированной   специализированной   помощи   обеспечивается
силами отделений экстренной и планово-консультативной помощи областных
клинических больниц.
     Все  эти  структуры  оказывают  помощь  ЦРБ,  районным больницам,
участковым   больницам,   сельским  врачебным  амбулаториям,  ФАПам  и
фельдшерским  пунктам, больницам сестринского ухода, районным станциям
скорой помощи.
     Содержание   помощи,   которую   оказывают  областные  учреждения
районным, составляют:
     - координация управления здравоохранением;
     - реализация    стратегических    решений   аппарата   управления
здравоохранением;
     - систематизация организационно-методической работы муниципальных
систем здравоохранения;
     - практическая  помощь  руководству  и  специалистам  ЦРБ, другим
учреждениям муниципального уровня;
     - укрепление  внутриведомственного  контроля качества медицинской
помощи;
     - усиление экспертной работы всех уровней;
     - проведение семинаров и т.д.
     Основные  задачи кураторов при выезде в районы заключаются в том,
чтобы  определить,  как  исполняются  соглашения  между администрацией
муниципального   образования  и  органом  управления  здравоохранением
региона  в  области  охраны  здоровья  населения;  решения  коллегий и
приказы;   как  соблюдается  охранный  режим  в  ЛПУ  района.  Куратор
оказывает  организационно-методическую  помощь  и  внедряет  стандарты
медицинской помощи, организует контроль за их соблюдением.
     Главные   специалисты  региональных  учреждений  должны  внедрять
современные  технологии и распространять передовой опыт. Кроме выездов
главных    специалистов,    курация    сельских   ЛПУ   осуществляется
специалистами  областных  учреждений  и  кафедр высших образовательных
учреждений медицинского профиля.
     В  субъектах  РФ  применяются разнообразные организационные формы
помощи     со     стороны    учреждений    регионального    подчинения
лечебно-профилактическим   учреждениям  районов.  Деление  оказываемой
помощи по видам условно. Можно говорить лишь о превалировании того или
иного              компонента:             экспертно-консультативного,
организационно-методического или непосредственно практического участия
в лечебно-диагностическом процессе.
     Консультативная   помощь   по  вопросам  диагностики,  лечения  и
реабилитации  больных  оказывается  в  поликлиниках  ЦРБ, в участковых
больницах,   на   дому,   в   стационаре.  Заслуживает  внимания  опыт
Новосибирской  области по организации круглосуточной поддержки Центром
дистанционной   электрокардиографии   на   базе   областной   больницы
диагностической  и  консультативной  работы  во всех районах области и
части  участковых  больниц.  В Ставропольском крае на базе межрайонных
сурдокабинетов  и в крупных ЦРБ работают выездные бригады специалистов
центров   сурдологии,   слухопротезирования  и  фониатрии  клинической
больницы.
     Организационно-методическая  помощь оказывается главными штатными
и  внештатными  специалистами  областного (краевого, республиканского,
окружного)  уровня.  К  выездной  работе  привлекаются  самые опытные,
высококвалифицированные специалисты.
     По   заданиям  аппарата  управления  области  (края,  республики,
округа)  в  ходе  подготовки  медицинских  советов, выездных коллегий,
совещаний,  конференций  контролируется  качество  медицинской  помощи
сельскому  населению  в  муниципальных  учреждениях  (ЦРБ, УБ, ФАПах);
изучается  материально-технический  и  кадровый потенциал, возможности
лицензирования  служб  ЦРБ;  контролируются результаты реагирования на
жалобы населения. Параллельно оказывается и методическая помощь.
     Оправдывают   себя   выездные  больничные  медицинские  советы  с
участием  глав  Администраций и медицинской общественности районов, на
которых  обсуждаются  результаты  экспертной оценки деятельности служб
района    по    унифицированной   методике,   а   также   организуется
консультативный прием больных специалистами областных учреждений.
     В   целях   повышения  качества  сестринского  дела,  обеспечения
нормативных  актов  с участием представителей областного Совета сестер
организуются  конференции,  межрайонные  смотры  (например,  в Курской
области).
     С   участием   преподавательского   состава   кафедр  медицинских
институтов, академий, университетов проводятся выездные конференции, в
т.ч. научно-практические, семинары, совещания.
     В  ходе оказания преимущественно практической помощи организуются
комплексные,   целевые,  профилактические  осмотры  и  диспансеризация
населения,   осуществляются  экспедиционные  выезды.  Специалисты  ЦРБ
ежемесячно осматривают население, обслуживаемое участковыми больницами
и ФАПами.
     Практическое   значение   имеет  участие  специалистов  областных
учреждений в работе призывных комиссий.
     В   Ставропольском   крае   накоплен   опыт   обслуживания   лиц,
привлекаемых  к  уборке  урожая.  В  период  полевых  работ на селе за
полевыми  станами  закрепляются  выездные бригады для профилактических
осмотров механизаторов, полеводов, санитарно-просветительной работы по
предупреждению травматизма, отравлений, инфекционных заболеваний.
     Ежемесячно  по  графику  выезжают  бригады  врачей Перинатального
центра  Липецкой  области  для  осмотра  женщин фертильного возраста с
факторами риска и беременных.
     Важное   практическое   значение   имеют  плановые  хирургические
операции,  в  т.ч.  амбулаторные,  отбор  больных  на дообследование и
лечение во взрослых и детских областных учреждениях.
     Возможные формы выездной работы:
     - индивидуальные  выезды  специалистов  нередко  внеплановые - по
заявке  муниципального  ЛПУ;  расширяется  практика экстренного вызова
необходимых  специалистов  по заявке главного врача учреждения за счет
принимающей стороны;
     - выезды  бригад  из  2  -  5  специалистов (взрослых и детских),
которым  отдается  предпочтение при плановой работе, так как они более
рентабельны  по  сравнению  с  индивидуальными  выездами;  в структуре
выездов - бригадных 77% против 23% - индивидуальных;
     - передвижные      (выездные)      амбулатории     (поликлиники):
сформированные  в  их структуре бригады обслуживают взрослых больных и
детей  согласно плана, утвержденного главным врачом и согласованного с
территориальными органами управления здравоохранением.
     Эта форма обслуживания населения прочно утвердилась. Бригада из 5
- 7 специалистов комплектуется с учетом пожеланий районов и работает в
среднем  четыре  дня  (первый  и  четвертый  -  в  ЦРБ,  по одному - в
участковых больницах). Население заранее оповещается о составе бригады
через  средства  массовой  информации  (районные газеты, радио), через
фельдшеров. В Воронежской области в структуре плановой выездной помощи
консультации  составляют  84,7%;  участие  в межрайонных конференциях,
семинарах,  совещаниях  -  6%;  учебно-методическая  помощь  -  4%; по
заданиям  главного  управления  здравоохранением  -  2,2%;  проведение
комплексных  проверок  -  1,75%;  лицензирование ЛПУ - 1,3%. Одиночных
выездов  - 33,8%. Удельный вес выездов главных внештатных специалистов
составил 6,2%.
     В  среднем  численный  состав  выездных  бригад  состоит из 5 - 6
человек:       специалисты      терапевтического,      хирургического,
педиатрического,     акушерско-гинекологического,     параклинического
профилей,    по    организационно-методической    работе,    невролог,
офтальмолог.   Состав  бригады  специалистов  комплектуется  с  учетом
интересов  района,  в  случае необходимости расширяется за счет других
специалистов, в частности фтизиатров, дерматовенерологов и др.
     При  подготовке  к  плановому  выезду в районы области проводится
анализ   эпидемической   ситуации   в   районе;  изучение  качества  и
эффективности    амбулаторно-поликлинической   помощи,   в   частности
сельскому  населению,  по уровням (областные учреждения, ЦРБ, сельские
врачебные   амбулатории);   оценка  обеспеченности  кадрами  врачей  и
сестринского персонала, их квалификации.
     В  районах  области до приезда бригады формируется поток больных,
преимущественно  диспансерной  группы,  а  также  группы для получения
оперативной помощи у окулиста, травматолога, онколога из расчета 2 - 3
операции    за   выезд.   Необходимо   оснащение   выезжающих   бригад
оборудованием для обследования и лечения взрослых и детей.
     В  ходе  выезда  осматриваются  больные  в  центральной  районной
больнице,  а  при  необходимости  -  на  ФАПах,  в  сельских врачебных
амбулаториях и участковых больницах.
     Длительность  командировочной  работы  колеблется  от  нескольких
часов  до  10 суток, в среднем составляя 2, 4 дня. По данным Самарской
области,  каждый  специалист  за  два  дня  работы  имеет  возможность
проконсультировать  от 30 до 50 человек. При этом по данным республики
Хакасия,  консультация  специалиста  выездной  бригады обходится в 2,5
раза  дороже  консультации  того  же специалиста, но в консультативной
поликлинике.
     Все более широкое применение находит практика замещения по заявке
главного  врача  соответствующего  ЛПУ  длительно  (от  7  до 35 дней)
отсутствующих  специалистов  ЦРБ,  в  основном  хирургического профиля
(отпуск, учеба, специализация).
     Работники  ЦРБ  по  плану  -  графику оказывают помощь населению,
закрепленному  за  участковыми  больницами,  врачебными амбулаториями,
ФАПами.  Бригады комплектуются врачами ЦРБ так, чтобы обеспечить в год
от  6  до  12  выездов в сельский район; в состав их чаще всего входят
педиатр,  гинеколог,  терапевт, невролог. В ходе выездов специалистами
ЦРБ  оказывается,  прежде  всего,  консультативная  помощь,  в  первую
очередь,  беременным  и детям. Число консультаций обычно колеблется от
25 до 30 на один выезд.
     Особого  внимания  требует  диспансерное  наблюдение  за больными
язвенной    болезнью,    сахарным   диабетом,   гастритом,   нефритом,
ревматическими  заболеваниями  сердца,  ревматоидным  артритом  и т.д.
Целенаправленный  выезд  бригады  2 - 3 раза в год позволяет осмотреть
практически  всю диспансерную группу. В ходе выезда также производится
отбор  больных  для  терапевтического и оперативного лечения в ЦРБ и в
областных  учреждениях,  а  в  ряде  случаев  оказывается практическая
помощь  непосредственно на месте. В обязательном порядке анализируется
работа    сельских    медицинских   работников,   контролируется   ход
диспансерного наблюдения, ход лечения после предыдущей консультации, а
также даются рекомендации по совершенствованию медицинской помощи.
     Внедрение  телекоммуникационных технологий позволяет использовать
новые  принципы  передачи  медицинской  информации  между клиническими
центрами    и    ЦРБ,   способствует   развитию   интернет-технологий.
Перспективное   значение   этого   направления   для   здравоохранения
несомненно,  хотя  организационный  опыт внедрения и использования его
только накапливается.
     Возможна  и такая форма работы, как выездные фельдшерские пункты,
чтобы  обеспечить  в  малонаселенных  пунктах наблюдение за больными в
стационарах на дому, доставить больным необходимые медикаменты.
     При  оценке характера и объема организационно-методической помощи
учитываются:
     а)  информационно-аналитическая  помощь  в  подготовке, издании и
распространении   различных   материалов:  методических  рекомендаций,
информационных   писем,   сборников  показателей  здоровья  и  работы,
бюллетеней;  подготовки  справочных  материалов по запросу вышестоящих
организаций;   информации  для  санитарного  просвещения  населения  и
больных  через  СМИ,  в  т.ч.  внутрибольничных, с помощью специальных
стендов;
     б)  консультативные  приемы и участие в профилактических осмотрах
населения  раздельно  взрослых  и  детей,  отдельно по участвовавшим в
оказании  помощи  специалистам, районам и числу выездов; учитывается и
число обследованных с инструментальными методами (эндоскопия, УЗИ, ЭКГ
и т.д.).
     Технический отчет специалистов составляется по разделам:
     - осмотрено всего;
     - из них выявлено заболевших;
     - в т.ч. с впервые в жизни установленным диагнозом;
     - по месту жительства рекомендовано лечение амбулаторное;
     - по месту жительства рекомендовано лечение стационарное;
     - направлено в областные поликлиники на дообследование;
     - направлено в областные поликлиники на диспансерный учет;
     - направлено в областные стационары.

Фрагмент документа "ПЛАНИРОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВЫЕЗДНОЙ ПОМОЩИ ЛЕЧЕБНО-ПРОФИЛАКТИЧЕСКИМ УЧРЕЖДЕНИЯМ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа