Фрагмент документа "ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".
Классификация управленческих решений Направленность управленческой деятельности департаментов здравоохранения оценивалась на основании анализа исходящих приказов как наиболее представленного в количественном отношении вида управленческих решений. В качестве основных классификационных параметров были выбраны следующие: - значимость принимаемых решений: выделялись приказы определяющего, концептуального характера и приказы, направленные на решение частных управленческих вопросов; - степень активности участников процесса управления: приказы группировались в зависимости от того, кто выступал инициатором управленческой разработки, являлся ли данный приказ реагированием на соответствующее указание вышестоящих органов управления или инициатором принятия решения был непосредственно департамент здравоохранения; - содержательный аспект управленческого решения (приказы организационно - распорядительные, лечебно-профилактические, административно - хозяйственные, санитарно-эпидемиологические, по работе с кадрами); - временной фактор, сопряженный с целеполаганием (приказы стратегические (договорные), тактические (годовые), текущие (оперативные), рутинные (периодические)); - уровень коллегиальности при организации разработки (решения, принятые коллегиально или единолично руководителем департамента здравоохранения). Всего было проанализировано 2111 приказов. Структура приказов в соответствии с классификацией управленческих решений представлена в табл. 1. Таблица 1 СТРУКТУРА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ (ПРИКАЗОВ) ОБЛАСТНЫХ ДЕПАРТАМЕНТОВ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ -------------------------------------------------------------------------------- | Классификационные | Виды решений | Количество | | признаки | |-------------------| | | | абс. | % | |-------------------|--------------------------------------|---------|---------| |По значимости |1. Определяющие |71 |3,4 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |2. По частным вопросам |2040 |96,6 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Итого |2111 |100 | |-------------------|--------------------------------------|---------|---------| |По степени |1. Инициативные |1902 |90,1 | |активности |--------------------------------------|---------|---------| |участников |2. Во исполнение указания вышестоящих |209 |9,9 | |процесса управления|органов управления | | | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Итого |2111 |100 | |-------------------|--------------------------------------|---------|---------| |По содержанию |Организационно-распорядительные |652 |30,9 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Лечебно-профилактические |438 |20,7 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Административно-хозяйственные |405 |19,3 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Санитарно-эпидемиологические |134 |6,3 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |По работе с кадрами |482 |22,8 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Итого |2111 |100 | |-------------------|--------------------------------------|---------|---------| |По времени |Стратегические (долгосрочные) |19 |0,9 | |исполнения |--------------------------------------|---------|---------| | |Тактические (годовые) |128 |6,1 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Текущие (оперативные) |388 |18,4 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Рутинные (периодические) |1576 |74,6 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Итого |2111 |100 | |-------------------|--------------------------------------|---------|---------| |По организации |Коллегиальные |147 |7,0 | |разработки |--------------------------------------|---------|---------| | |Единоличные |1964 |93,0 | | |--------------------------------------|---------|---------| | |Итого |2111 |100 | -------------------------------------------------------------------------------- Прослеживаются общие тенденции в регламентирующей деятельности органов управления. Массив приказов, изданных департаментами здравоохранения центральных областей России за трехлетний период, имеет схожие количественные показатели. Принятые решения направлены, как правило, на систему здравоохранения в целом или ее отдельные подсистемы, соответствуя при этом общим концептуальным направлениям развития территориального здравоохранения. Существенно преобладают решения по частным вопросам, доля которых превысила 96%. Объем наиболее значимых определяющих решений составил в среднем 3,4%. Принятие большинства приказов обусловлено необходимостью решения оперативных (текущих) вопросов и реагирования на периодически возникающие типичные ситуации, в том числе связанные с определенными сезонами года (заболеваемость гриппом, расход топлива, оказание содействия работе военно-призывных комиссий и т.д.). По параметру организации разработки преобладают приказы, принятые единолично руководителем департамента здравоохранения (более 90%). Коллегиальные решения составили 7%. Среди согласованных приказов наиболее часто встречаются решения, выработанные совместно с центром Госсанэпиднадзора, фармкомитетом, Фондом обязательного медицинского страхования, департаментом образования, подразделениями гражданской обороны и МЧС. Сопоставление массивов приказов по критерию содержательности указывает на схожесть проблематики принимаемых департаментами управленческих решений. Наиболее представительными являются группы приказов организационно-распорядительного характера, решения, отражающие лечебно-профилактическую деятельность органов территориального здравоохранения и состояние работы с кадрами, приказы административно-хозяйственной направленности. С определенной периодичностью отслеживается санитарно-эпидемиологическая ситуация на территориях. Под постоянным контролем органов управления здравоохранением находятся вопросы оказания специализированной помощи, проблемы, связанные с охраной материнства и детства. Много внимания уделяется функционированию центров медицины катастроф и соответствующих подразделений гражданской обороны. Регулярно издаются приказы, касающиеся организации медицинского обслуживания отдельных контингентов. Проблемы стационарной и особенно амбулаторно-поликлинической помощи постепенно отошли на второй план, составив проблематику одной десятой части управленческих решений. Значителен удельный вес приказов по финансовым вопросам, в том числе касающимся рационального использования финансовых средств. Кадровые решения, являющиеся наиболее приоритетными практически для всех департаментов здравоохранения, связаны в основном с вопросами повышения квалификации, проблемами использования и расстановки кадров. В структуре приказов очень высока доля типовых решений по организации и проведению различных совещаний, конференций, семинаров. Подобные организационно-распорядительные решения, наряду с большинством административно-хозяйственных приказов, представляют собой управленческие решения, классифицируемые как рутинные, имеющие достаточно четкую и заранее предписанную регламентацию их принятия, оформления и доведения до исполнителей. Доля рутинных решений в массиве приказов составила в среднем 74,6%, значительно превысив при этом объемы текущих, тактических и особенно стратегических решений. За анализируемый период принято немногим более 6% тактических решений и менее 1% решений стратегических. Отличительной чертой деятельности департаментов здравоохранения является оперативное реагирование на жалобы населения, осуществление конкретных управляющих воздействий по результатам различных проверок и ревизий. На долю текущих управленческих решений приходится в среднем 18,4% приказов. По результатам проведенного исследования лишь малая часть управленческих решений содержит четкие планы и программы реализации намеченных мероприятий, конкретные сроки исполнения и формы доведения решения до исполнителей. Недостаточное использование текущего контроля выполнения решения на фоне абсолютного преобладания контроля итогового ведет к возрастанию доли вносимых корректировок. Перегруженность высшего управляющего звена работой, связанной с решением текущих и рутинных вопросов, создает дополнительные трудности для концентрации усилий на приоритетных направлениях развития здравоохранения. |
Фрагмент документа "ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ И КОНТРОЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ".