О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ. Постановление. Правительство Москвы. 04.12.07 1036-ПП

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОБЛЕМЫ, НА РЕШЕНИЕ КОТОРОЙ НАПРАВЛЕНА
               ПРОГРАММА, И ОЦЕНКА СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ

     В ситуации  качественно  нового  уровня  социально-экономического
развития   города   Москвы,   новых   требований   к  уровню  развития
человеческих    и    трудовых    ресурсов,    кадровое     обеспечение
социально-экономического   комплекса  города  становится  приоритетной
задачей деятельности всех органов исполнительной власти города Москвы.
     На сегодняшний       день       и      ближайшую      перспективу
социально-экономическое развитие  московского  мегаполиса  может  быть
охарактеризовано следующими признаками:
     - многообразие     и     многоукладность     форм     и     видов
социально-экономической деятельности;
     - интенсивное  расширение  сферы  услуг,  связанное  с  развитием
Москвы  как  крупнейшего  делового,  административного  и  финансового
центра;
     - внедрение  высоких  технологий  на  предприятиях обрабатывающей
промышленности (прежде всего, оборонного комплекса);
     - возрастающая  степень  инновационности  в традиционных отраслях
городской  экономики  -  жилищно-коммунальном   хозяйстве,   торговле,
гостиничном и ресторанном бизнесе;
     - повсеместное    использование    современных     информационных
технологий  и  формирование современной информационно-коммуникационной
среды;
     - интенсификация миграционных потоков;
     - недостаточность собственных (коренных) демографических ресурсов
для воспроизводства кадрового потенциала социально-экономической сферы
города.
     Особенностям социально-экономического       развития       Москвы
соответствует сложившаяся структура  занятости  населения  в  основных
отраслях  городского хозяйства:  торговля и общественное питание - 1,5
млн.  чел.;  строительство - 749,4 тыс.  чел.;  промышленность - 831,8
тыс.  чел.;  сфера образования,  культуры и искусства - 565 тыс. чел,;
наука и научное обслуживание - 331 тыс.  чел,;  транспорт -  330  тыс.
чел,;  ЖКХ и бытовое обслуживание - 210 тыс.чел.;  сфера кредитования,
страхования и финансов - 242,8 тыс.чел.
     Необходимо отметить,    что   система   начального   и   среднего
профессионального образования испытывает  на  себе  давление  ключевых
факторов   социально-экономической   среды   столичного  мегаполиса  в
наибольшей   степени   по   отношению   к   другим   сегментам   сферы
профессиональных образовательных услуг.
     Прежде всего,  речь  идет  о  демографической  ситуации.  Хотя  в
настоящее   время   обозначилась  достаточно  устойчивая  тенденция  к
сокращению масштабов  естественной  убыли  населения  (за  счет  роста
рождаемости и снижения смертности), но с другой стороны, имевший место
в 90-х годах резкий спад рождаемости привел к  тому,  что,  во-первых,
уже сейчас среди экономически активного населения доля лиц от 15 до 20
лет в Москве в 5,5 раз меньше,  чем в среднем по стране, и, во-вторых,
через  5-10  лет  именно  "уроженцы"  90-х  годов  достигнут  наиболее
активного репродуктивного возраста.  Таким образом,  в  2007-2017  гг.
Москву  ожидает существенный дефицит новых трудовых ресурсов коренного
происхождения  (равно  как   и   потенциальных   учащихся   учреждений
профессионального образования).
     Важнейшей социально-демографической    характеристикой     Москвы
является  фактор  трудовой  миграции.  В последние годы рост населения
города (при сохраняющейся  естественной  убыли  коренных  жителей)  и,
соответственно,   экономически   активной   его   части  обеспечивался
исключительно за счет  непрерывного  притока  мигрантов  в  количестве
порядка  50  тысяч  человек в год.  Данная тенденция,  по существующим
прогнозам,  в ближайшие годы не только сохранится, но и в значительной
степени усилится.
     Еще одна характерная особенность Москвы заключается в  наличии  и
количественном  росте  московской  системы  высшего  профессионального
образования.  Более  400  вузов  различного   типа   и   ведомственной
принадлежности   являются  наиболее  привлекательной  для  выпускников
общеобразовательных учреждений перспективой  продолжения  образования.
Происходящее   в   настоящее   время   сокращение   числа  выпускников
общеобразовательных школ,  связанное с  особенностями  демографической
ситуации  в  Москве,  и  одновременное  увеличение мест,  предлагаемых
московскими государственными и негосударственными вузами,  приводят  к
серьезному  дисбалансу  в  структуре  профессиональной  подготовки.  В
настоящее  время  на  каждого  выпускника  общеобразовательной   школы
приходится два вакантных места в высших учебных заведениях столицы.  В
результате  еще  более  обостряется  проблема   обеспечения   реальных
потребностей  городской  инфраструктуры  и  рынка  труда  в  рабочих и
специалистах среднего звена.
     За последние   годы   не   произошло   радикального   перелома  в
модернизации материально-технической базы учреждений профессионального
образования.
     На протяжении  последних  15  лет  в  систему   профессионального
образования  было  передано  лишь  одно  вновь построенное здание.  56
зданий учреждений профессионального образования продолжают  находиться
в  ветхом  и  аварийном состоянии.  Наполняемость аудиторного фонда по
системе на  10  %  превышает  санитарно-гигиенические  нормативы,  что
затрудняет увеличение набора даже по самым востребованным профессиям и
специальностям.  Износ основных фондов составляет 80%.  Крайне  низким
остается     уровень    обеспечения    современными    учебниками    и
учебно-методической литературой.  До  сих  пор  не  получено  согласие
собственников  36  зданий,  в которых расположены московские колледжи,
передать их в государственную собственность города Москвы.
     Очевидное отставание           материально-технической          и
учебно-производственной базы  профессиональных  учебных  заведений  от
требований  современного  высокотехнологичного  производства  ведет не
только  к  заведомо  низкому  качеству   профессиональной   подготовки
выпускников   колледжей.  Профессиональные  колледжи  не  могут  стать
привлекательным   местом   для   обучения   в   глазах   потенциальных
абитуриентов,  учащихся общеобразовательных школ,  что напрямую влияет
на показатели набора в учреждения профессионального образования.
     С 2007  года  государственные образовательные учреждения среднего
профессионального образования Москвы в соответствии  с  постановлением
Правительства  Москвы  от  16  мая  2006 года N 321-ПП "Об утверждении
финансовых  нормативов  затрат  на  содержание  одного   обучающегося,
воспитанника  в  государственных  образовательных учреждениях среднего
профессионального образования системы Департамента образования  города
Москвы на 2007 год" перешли на нормативное подушевое финансирование.
     Но система      нормативного      финансирования       учреждений
профессионального  образования  с учетом реальных затрат на подготовку
по  отдельным  профессиям  и  специальностям  не  учитывает  пока  два
важнейших  обстоятельства:  текущее  состояние учебно-производственной
базы образовательного учреждения и тот уровень  оснащенности,  который
требуется для реализации заявленной образовательной программы.
     Текущие и перспективные задачи развития городского  хозяйства,  а
также возрастающая при этом конкуренция на рынке труда, ставят систему
профессионального  образования   перед   необходимостью   кардинальных
качественных   сдвигов  в  подготовке  кадров.  Работодатели  заявляют
потребность в подготовке рабочих 4-5 квалификационных разрядов  (в  то
время  как около 70%  выпускников учреждений НПО получают 3 разряд) со
средним (полным) общим образованием,  владеющих смежными профессиями и
обладающих    целым    рядом    профессионально    значимых    качеств
(ответственность,  дисциплина,  коммуникабельность  и  т.п.).   Однако
данные  требования  в  большинстве  случаев  выходят за пределы уровня
профессионального образования,  реализуемого сегодня  в  колледжах,  в
силу  возрастных ограничений контингента обучающихся,  его социального
статуса,  возможностей  использования  в  процессе   профессионального
обучения  современного оборудования,  а также возможностей организации
производственного обучения и производственной практики на предприятиях
и в организациях городского хозяйства.
     Постановлением Правительства Москвы от  26  июля  2005г.N  552-ПП
создана        система        отраслевых       и       территориальных
государственно-общественных  координационных  советов  по   подготовке
квалифицированных   рабочих   кадров.   Они  осуществляют  координацию
деятельности  организаций  и  предприятий  всех  отраслей   городского
хозяйства   и   государственных  образовательных  учреждений  среднего
профессионального образования, участвующих в подготовке кадров рабочих
и  специалистов по наиболее востребованным на рынке труда профессиям и
специальностям,   способствуют   развитию   социального   партнерства,
содействуют   трудоустройству   выпускников  и  их  социально-трудовой
адаптации в производственных коллективах.
     Проведенный в      2006     году     государственно-общественными
координационными советами мониторинг потребностей рынка  труда  города
Москвы  в  квалифицированных  рабочих кадрах показал объем заявленного
спроса на 2007 год.  В совокупности он составил 132 тысячи человек  по
158 рабочим профессиям.
     Общее соотношение заявленного  спроса  к  объему  выпуска  кадров
государственными      образовательными      учреждениями      среднего
профессионального образования (30  тыс.  выпускников)  дало  основание
сделать вывод о том, что заявленные работодателями текущие потребности
в кадрах  квалифицированных  рабочих  и  специалистов  удовлетворяются
примерно   на   треть.   Однако   сама  процедура  проведения  данного
мониторинга не может рассматриваться  как  достаточное  основание  для
разработки  среднесрочного  прогноза  потребности  экономики  города в
квалифицированных кадрах и, соответственно, определения стратегических
приоритетов развития системы профессионального образования.
     Управление государственной  службы  занятости  населения   города
Москвы    в    соответствии   с   закрепленными   функциями   ежегодно
подготавливает   предложения   к   прогнозу   социально-экономического
развития   города  Москвы  о  состоянии  рынка  труда,  предложения  к
прогнозам балансов трудовых ресурсов,  рабочих мест и  кадров.  Однако
эти  предложения недостаточно полно используются в процессе разработки
прогноза развития  системы  начального  и  среднего  профессионального
образования.
     Система государственно-общественного    управления    подготовкой
рабочих   кадров   позволяет   сформировать   заказ  работодателей  на
подготовку   необходимых   им   кадров,   предъявить    его    системе
профессионального  образования,  а  также  установить  ответственность
работодателей   за    реальное    трудоустройство    лиц,    прошедших
соответствующую профессиональную подготовку.
     В условиях  современной  рыночной  экономики,  развития  частного
сектора  государство  не  может  оставаться  монопольным  заказчиком и
инвестором подготовки кадров,  а образовательные учреждения  -  только
бюджетополучателями.
     Большинство предприятий  утратило  характерную  для  прежних  лет
заинтересованность    в    обеспечении    образовательных   учреждений
оборудованием,  инструментами.  Многие из  ранее  существовавших  форм
трудовых   отношений  претерпели  значительные  изменения,  происходит
постепенный  переход  от  их  полного  регулирования  государством   к
социальному     партнерству,    т.е.    преимущественно    договорному
регулированию  этих   отношений.   Однако,   заинтересованность   всех
участников  системы социального партнерства в скорейшем ее становлении
еще не означает, что данный процесс имеет самоорганизующийся характер.
     Функционирование государственных    образовательных    учреждений
среднего  профессионального  образования  осуществляется   на   основе
действующей  нормативно-правовой базы федерального и городского уровня
и,  прежде всего,  Законов города Москвы  "О  развитии  образования  в
городе Москве" и "О начальном и среднем профессиональном образовании в
городе Москве".
     Процесс модернизации профессионального образования Москвы в своем
развитии   ограничивается   недостаточной   численностью   и   уровнем
подготовки    инженерно-педагогических    кадров.    Средний   возраст
педагогических работников государственных  образовательных  учреждений
среднего  профессионального образования составляет 50-55 лет.  Из 4478
ставок мастеров производственного обучения занято всего 56%. Вакантные
ставки  закрываются  за  счет внутреннего совмещения,  что не может не
сказываться на качестве образовательного процесса.
     Острота проблемы   заключается  не  только  в  дефиците  мастеров
производственного обучения  и  преподавателей  специальных  дисциплин.
Характер  современного  процесса  модернизации  системы  требует иного
уровня качества деятельности инженерно-педагогических кадров.
     Государственные образовательные        учреждения        среднего
профессионального образования остаются одним из  важнейших  институтов
воспитания  молодого  поколения.  Во  многих  из них в настоящее время
предусмотрены  структуры  и   должности   педагогических   работников,
осуществляющих воспитательные функции, например, заместитель директора
по воспитательной работе, психолог, социальный педагог.
     Существующая ситуация   не  может  в  полной  мере  противостоять
негативной    тенденции    значительного    снижения     эффективности
воспитательной функции.
     Российская профессиональная школа в отличие от  западных  моделей
помимо   профессионального   обучения   сохранила  функции  социальной
поддержки.  Эта функция крайне востребована обществом и  сохранится  в
перспективе,  равно  как  и  сложившаяся практика ее финансирования из
государственного бюджета.
     Социальная поддержка   обучающихся  в  системе  профессионального
образования  -  это  не   только   "национальная   традиция",   но   и
обусловленная  объективными обстоятельствами необходимость.  Более 70%
обучающихся в колледжах составляют дети из малообеспеченных и неполных
семей. Среди них постоянно увеличивается количество детей-сирот (свыше
2%  от общего количества обучающихся),  детей,  находящихся под опекой
(1,5%),  имеющих  девиантное  поведение  (8%).  В современных условиях
развития платных форм образования социальная дифференциация в  системе
профессионального образования объективно возрастает.
     Относительно низкий    уровень    материальной     обеспеченности
обучающихся  в  системе  профессионального  образования  обуславливает
необходимость  их  выделения   в   особую   социальную   категорию   и
подтверждает   необходимость   обеспечения   гарантий  общедоступности
профессионального  образования,   закрепленных   в   Законе   РФ   "Об
образовании".  Это  требует  также  особых  мер материальной поддержки
данной категории  обучающихся,  таких,  как  обеспечение  их  льготным
питанием,   социальными  стипендиями,  специальной  одеждой  на  время
прохождения   производственного   обучения,   а   также   возможностью
бесплатного оздоровления и лечения в период зимних и летних каникул.
     Общеобразовательная школа  в  настоящее  время   практически   не
выполняет  функцию профессиональной ориентации выпускников с учетом их
собственных интересов и реальной потребности профессий на рынке труда.
Опросы старшеклассников показывают,  что лишь 3,6 % в ходе выявления у
них профессиональных интересов и  возможностей  заявили  о  готовности
обучаться  по  рабочим  профессиям  (что  в  5-10 раз ниже показателей
20-летней     давности).     Приоритетным     критерием     успешности
общеобразовательной школы стало считаться количество поступивших в вуз
выпускников.  Концепция  непрерывного  профессионального   образования
трактуется   преимущественно   как  вертикальная  траектория,  вершина
которой  -  диплом  о  высшем  образовании.  Это  снижает  ценность  и
социальную  значимость  рабочих  профессий,  статуса трудовых династий
рабочих,  всегда составлявших гордость заводских коллективов. Несмотря
на  относительно высокое предложение заработной платы,  имидж рабочего
труда в общественном сознании остается крайне низким.
     В результате   недостаточно   системном   применении  современных
методов профессиональной ориентации у  учащейся  молодежи  сохраняются
традиционные  мотивы выбора профессии,  связанные с мнением ближайшего
окружения, а не с целенаправленной работой государственных институтов.
О будущей профессии обучающиеся узнают в основном от родителей (29,6%)
и друзей (29,3%).
     Перечисленные особенности            сегодняшнего           этапа
социально-экономического   развития   Москвы   и   состояние   системы
профессионального    образования   заставляют   по-новому   определить
стратегию  и  тактику  процесса  модернизации  системы  начального   и
среднего профессионального образования.

Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ РАЗВИТИЯ НАЧАЛЬНОГО И СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ГОРОДЕ МОСКВЕ "РАБОЧИЕ КАДРЫ" НА 2008-2010 ГОДЫ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа