ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Приказ. Министерство промышленности и энергетики РФ. 07.08.07 311

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Государственная программа вооружений

     Тактико-технические  характеристики  ВВСТ  в значительной степени
определяются в настоящее время их радиоэлектронной составляющей.
     Объем  потребления микроэлектронных компонентов для нужд создания
и  модернизации  ВВСТ  составляет  не более 20% (по сравнению с рынком
коммерческих  изделий  микроэлектроники),  однако  следует ожидать его
увеличения  с  все  большим проникновением микроэлектроники на уровень
индивидуального   обеспечения   военнослужащего   (связь,  управление,
навигационное обеспечение, электронные метки, боеприпасы и т.д.).
     Ежегодный  тираж  таких  устройств может составлять несколько сот
тысяч единиц, сложность ЭКБ будет приближаться к СБИС типа "система на
кристалле".
     Следует  ожидать  расширения  применения,  в  первую  очередь для
высокоточных  систем  ВВСТ  микросистем  на  кристаллах, интегрирующих
микроэлектронику и микромеханику (MEMS).
     Кроме   того,   ожидается   значительное   расширение  применения
полностью  автоматизированных  средств  вооружения  в микроминиатюрном
исполнении,   базирующихся  на  применении  микромеханических  систем,
количество которых может исчисляться миллионами единиц.
     Таким   образом,  перспективные  потребности  систем  ВВСТ  также
приводят    к   необходимости   организации   массового   производства
специализированной  ЭКБ  на  территории  РФ  в  объемах  до  900  млн.
долларов.
     Для    удовлетворения    текущих    потребностей   производителей
радиоэлектронных  средств  ВВСТ  следует  развивать и совершенствовать
структуру  сертификации  импортной  ЭКБ, пригодной для использования в
системах ВВСТ.
     Другие  сегменты  рынка  потребителей  изделий  микроэлектроники,
такие   как  промышленная  электроника,  энергетическое  оборудование,
связь,   автомобильная   электроника,  системы  безопасности,  бытовая
техника,   торговое  оборудование  и  т.д.,  могут  также  существенно
увеличить загрузку развиваемого микроэлектронного производства.
     Таким   образом,  в  России  существует  реальная,  подкрепленная
гарантированным   рынком   государственных   закупок,   возможность  и
необходимость расширения современного отечественного микроэлектронного
производства  ЭКБ  с  общим  объемом  сбыта  на уровне 3,5 - 4,5 млрд.
долларов в год.
     Дополнительные  возможности  увеличения  объемов продаж продукции
отрасли могут быть обеспечены завоеванием ниш внешнего рынка.
     Поскольку  проектная  мощность  дизайн-сети планируется на уровне
нескольких  сотен  проектов  в  год,  а  стоимость  одного  проекта  с
современным  технологическим  уровнем находится в диапазоне 10-15 млн.
долларов,  дополнительно  только  на  уровне  экспорта  дизайна  можно
получить от одного до полутора млрд. долларов в год.
     Одновременно   должна  быть  поставлена  задача  тиражирования  и
продажи   продукции,  разработанной  дизайн-сетью  и  произведенной  с
помощью   зарубежных   производств,   в  объеме  не  менее  1,5  -  3%
соответствующих  секторов мирового рынка, то есть 3 - 6 млрд. долларов
в год.
     Мировой   опыт   показывает,  что  прогресс  электронной  отрасли
инициируется в развитых странах через организацию и выполнение целевых
научно-технических   программ,  финансируемых  на  основе  совместного
участия в их выполнении как государства, так и частного капитала.
     Ежегодно  на  программы  развития  электроники  в  мире развитыми
странами  выделяется более 20 млрд. долларов. При этом следует учесть,
что   сами   фирмы-производители  не  менее  10%  средств  от  объемов
реализованной   продукции   направляют   на  выполнение  перспективных
программ   исследований  по  разработке  конкурентоспособных  изделий.
Инвестиции  в  ведущие  зарубежные  фирмы, осуществляющие разработку и
производство ЭКБ, приведены в таблице 2.

                                                             Таблица 2

            ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ В 2006 ГОДУ, МЛРД. ДОЛЛАРОВ

------------------------------------------------------------------
|Название фирмы|Инвестиции|Ведущие зарубежные фирмы| Инвестиции  |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|Intel         |5,5       |Micron                  |1,45         |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|Samsung       |5,5       |Infineon                |1,4          |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|Hynix         |3,2       |AMD                     |1,4          |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|TSMC          |2,7       |STMicroelectronics      |1,25         |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|Toshiba       |2,2       |SMIC                    |1,2          |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|Sony          |1,7       |Texas Instruments       |1,0          |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|Epida         |1,5       |Matsushita              |1,0          |
|--------------|----------|------------------------|-------------|
|UMC           |1,5       |IM flash                |1,0          |
------------------------------------------------------------------

     Для  освоения  все  более  дорогостоящих  технологий даже крупные
фирмы-производители  не  в  состоянии  использовать только собственные
средства,  поэтому  они  вынуждены создавать технологические альянсы и
консолидировать  свои  средства с государством. В США с этой целью был
создан  Консорциум  правительства и частных компаний SEMATECH, который
успешно  обеспечил  ликвидацию  отставания  США от Японии в технологии
микроэлектроники.  В  Японии,  в свою очередь, при участии государства
создана  организация  SELIT  с целью возврата утраченного приоритета в
области микроэлектроники.
     Страны   Европейского   союза   выполняют  комплексные  программы
освоения  новых  технологических  уровней  микро-  и  нанотехнологий в
рамках  организационных  структур  программы  "ЕР7",  финансируемых из
бюджета ЕС; реализуют комплексную программу MEDIA+, ориентированную на
задачу   -  "Европа  становится  лидером  по  системным  инновациям  в
полупроводниковых    технологиях,   ориентированных   на   электронную
экономику".
     Китай    уже    выполнил   государственную   программу   развития
микроэлектроники  - "Программа 909" стоимостью более 10 млрд. долларов
-  и в настоящее время стал в ряд крупнейших производителей ЭКБ. Вновь
построенные  китайские  микроэлектронные  производства характеризуются
уровнем  технологии  0,18  -  0,13  мкм,  что  позволяет решать задачи
массового  выпуска  электронной  компонентной  базы для развивающегося
приборостроения самого современного мирового уровня.
     В  период  осуществления  текущей  пятилетки  в  КНР,  по  данным
министерства  информационных  технологий,  предполагается  осуществить
инвестиции  в  микроэлектронику  на  сумму  37 - 45 млрд. долларов для
создания:
     - пяти  крупных  фирм  проектирования СБИС (стоимость от 375 млн.
долларов до 624, 2 млн. долларов);
     - десяти  электронных  компаний,  занятых разработкой технологий,
материалов  и спецтехнологического оборудования (стоимость от 125 млн.
долларов до 375 млн. долларов);
     - пятнадцати  кремниевых  заводов по обработке пластин 200 мм (10
заводов) и 300 мм (5 заводов).
     В   КНР   планируется   за   11-ю   пятилетку   достичь   полного
самообеспечения  всем  комплексом средств для обработки 150 мм пластин
(чистые среды, материалы, оборудование), освоить и коммерциализировать
оборудование   литографии   (главный   определяющий   фактор  освоения
технологии)  для  пластин 200 мм и оборудование лазерной обработки для
технологий  уровня  65 нм. Решение этих задач позволяет КНР избавиться
от  технологической зависимости и наращивать объемы производства ЭКБ в
соответствии   с   потребностями  растущего  внутреннего  производства
аппаратуры и систем.
     Среднегодовые  темпы  роста  производства  СБИС  за  этот  период
составят  28,1%. К 2010 г. КНР станет крупнейшим в мире производителем
полупроводниковых приборов - около 150 млрд. долларов.
     Как  показали  итоги  2005 г., наилучшие позиции заняли китайские
фирмы    в   тех   секторах   рынка   ИС,   по   которым   проводились
специализированные  программы.  Программа  по  введению биометрических
паспортов,  средств  доступа  на  основе  смарт-карт осуществляется по
государственной   программе,  предусматривающей  использование  только
отечественных    кристаллов   СБИС,   что   обеспечивает   необходимую
безопасность   на   государственном   уровне.  Также  ставится  задача
максимального обеспечения стратегических и специальных систем, включая
космическую программу, ЭКБ собственного производства.
     Другим    примером    является   программное   развитие   изделий
микросистемотехники в США и Японии, объем производства которых в США в
2005 году составил более 10 млрд. долларов, а Япония планирует достичь
годового  уровня  производства в 17 млрд. долларов. В нашей стране это
направление пока находится в зародышевом состоянии.
     В    последнее   десятилетие   четко   прослеживается   тенденция
перемещения    производства    микроэлектронной   техники   в   страны
Юго-Восточной  Азии,  что  позволяет США, Японии, Европе резко усилить
научные    направления    поиска    новых   перспективных   технологий
(нанотехнология,  микросистемотехника, биоэлектроника и др.). При этом
правительства  развитых западных государств оказывают поддержку данным
ключевым направлениям науки, техники и производства.
     В  мире действуют "Международная карта развития полупроводниковых
приборов",    которая    определяет    главные   показатели   развития
микроэлектроники до 2018 г. и ежегодно обновляется. Это, по сути дела,
программный   документ   развития,  по  которому  страны  с  передовой
электроникой сверяют достигнутые технологические уровни и осуществляют
формирование программ развития.
     Таким образом, практически все ведущие экономики мира стимулируют
развитие  микроэлектроники  путем  комбинированных  инвестиций за счет
средств   государственных  бюджетов  и  частного  капитала,  признавая
ведущую роль этой отрасли в развитии общества.
     Выше   приведенные  данные  по  развитию  мировой  электроники  в
очередной    раз   подчеркивают   необходимость   планового   развития
электроники   и  определяющую  роль  государства  в  ее  финансовой  и
организационной поддержке.
     В   период  2002  -  2006  гг.  основное  развитие  отечественной
электроники  осуществлялось в процессе реализации раздела "Электронная
компонентная   база"   Федеральной   целевой  программы  "Национальная
технологическая  база",  завершение  действующей редакции которой было
осуществлено в 2006 году.
     В   процессе   выполнения   НИОКР   получены  следующие  основные
результаты:
     - В  области  микроэлектронных  технологий реализованы проекты по
созданию отдельных процессов для базовых технологий производства новых
поколений  СБИС  и  ССИС с минимальными размерами элементов 0,1 - 0,25
мкм,  в том числе спецстойких БИС с технологическими нормами 0,5 - 0,8
мкм,  а  также по разработке технологической среды, ориентированной на
сквозное    проектирование    аппаратуры   и   перспективной   ЭКБ   с
использованием    библиотек   стандартных   элементов   и   СФ-блоков.
Номенклатура   разрабатываемых  СФ-блоков  ориентирована  на  создание
конкурентоспособных   систем  мультимедиа,  космического  мониторинга,
телекоммуникаций,  систем  радиолокации,  радионавигации,  транспорта,
средств  связи,  цифрового  телевидения, систем безналичного расчета и
идентификации.   Впервые   в  стране  проработаны  основные  положения
создания   трехуровневой  системы  автоматизированного  проектирования
перспективной аппаратуры на основе СБИС типа "система на кристалле".
     - В области СВЧ-электроники значительное внимание уделено работам
по созданию современных широкозонных  полупроводниковых  соединений  и
производственно-технологического базиса производства МИС СВЧ на основе
гетероструктур материалов группы А В ,  а также по разработке  широкой
                                  3 5
гаммы мощных СВЧ-полупроводниковых приборов.
     Впервые в  стране  на  материале  группы  А  В  получены  образцы
                                                3  5
транзисторов с  Т-образным  затвором  длиной  0,1  мкм  и  разработана
технология   получения   малошумящих   транзисторов.  Заложены  основы
технологии производства МИС СВЧ уровня 0,1 мкм.
     - В   области   обеспечивающих   работ   проведены  аналитические
исследования  по  разработке  классификации и определению приоритетных
направлений  развития СФ-блоков и СБИС типа "система на кристалле" для
стратегически значимых радиоэлектронных систем.
     - В   рамках  Федеральной  целевой  программы  "Реформирование  и
развитие   оборонно-промышленного   комплекса"   (2002   -  2006  гг.)
проводились    в   основном   работы   институционального   характера,
направленные на реформирование структуры радиоэлектронного комплекса.
     Однако,  несмотря  на  данные отдельные положительные результаты,
следует  признать,  что  российская  электроника находится в кризисном
состоянии.
     Проблема глобального отставания отечественной электроники явилась
следствием отсутствия  целенаправленной   государственной   научно   -
технической политики в электронной промышленности России, пассивностью
и неподготовленностью государства к реформированию отрасли в  условиях
действия рыночных механизмов хозяйствования.
     Непринятие мер по устранению этой проблемы (инерционный сценарий)
наиболее вероятно приведет к следующим последствиям:
     1.  Продолжится  отставание отечественной электроники от мирового
уровня,    которое   достигнет   критического   значения.   Увеличится
технологический  разрыв,  что  в  свою  очередь  приведет к отставанию
тактико-технических  параметров отечественных радиоэлектронных военных
комплексов  обнаружения,  управления,  связи, разведки и др., а значит
неминуемо негативно отразится на состоянии обороноспособности страны.
     2.   Не   будет   обеспечена   информационная   и   экономическая
безопасность   государства   в  связи  с  обвальным  использованием  в
стратегических  системах  управления,  обработки  и защиты информации,
борьбы  с  помехами,  электронного противодействия, средствах массовой
информации и др. импортной элементной базы.
     3.  России  придется смириться с завоеванием отечественного рынка
импортной  электронной  техникой,  прежде  всего телевизионной (в т.ч.
цифровой),   связной,   автомобильной,   навигационной,   медицинской,
коммунальной, бытовой.
     4.  Невозможно  будет  развивать  другие  отрасли промышленности,
снизится  конкурентоспособность  их продукции, а значит поставится под
угрозу   возможность  активного  перехода  к  инновационной  экономике
(экономике "знаний").
     Инерционный  сценарий не может обеспечить решение проблемы ни при
каких условиях.
     Единственная   возможность   преодоления   кризиса  отечественной
электроники  связана  с реализацией активного сценария на всех стадиях
реализации Стратегии, а именно, с принятием государством продуманной и
взвешенной   протекционистской   политики   в  решении  структурных  и
технологических    проблем    электронной   промышленности,   оказании
необходимой    финансовой    помощи   для   развития   нового   уровня
технологического и производственного базиса.
     Именно  активный  сценарий  реализации  Стратегии позволит решить
комплекс   проблем,   стоящих   перед   электронной   промышленностью.
Во-первых,  будет  ликвидирована  структурная диспропорция электронной
промышленности,  связанная  с  несоответствием  масштаба  и  структуры
отрасли,  ее научно-технического и производственного потенциала объему
и  структуре  платежеспособного  спроса на основную продукцию отрасли.
Во-вторых,  добиться  комплексного  развития  отрасли  и ликвидировать
одностороннее  развитие, связанное с развитием спецтехники. В-третьих,
устранить  несовершенство отечественного законодательства и финансовой
инфраструктуры электронной промышленности.
     Результативность    преодоления    кризиса   будет   определяться
правильным  установлением  отношений  между государством и бизнесом на
принципах государственно-частного партнерства.
     Базисом  и  основой  планирования  и реализации намечаемых мер по
подъему  российской электроники должен стать программно-целевой подход
с   обязательным  участием  государства,  успешно  использованный  для
решения аналогичных задач в ведущих странах мира - США, Японии, Китае,
ЕС и др.
     Ожидаемый   результат   -   решение   проблемы   снижения  уровня
отечественного   технологического   отставания   от  мирового  уровня,
повышение  востребованности  отечественной  электронной промышленности
продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта.
     Эффект от достижения указанного результата будет многоуровневым.
     На макроуровне:
     - увеличивается  объем  продаж  отечественной ЭКБ на внутреннем и
внешнем рынках;
     - значительно  сокращается  технологическое отставание российской
электронной промышленности от мирового уровня;
     - обеспечиваются  существенно  большие  возможности  для развития
всех  отраслей  промышленности,  и  осуществляется переход к экономике
"знаний";
     - создаются условия для более эффективной реализации национальных
проектов, объявленных Президентом;
     - создается  рыночно-ориентированная  инфраструктура  электронной
промышленности  с  учетом  реструктуризации  бизнеса  в  этой  области
(системоориентированные    центры    проектирования,    дизайн-центры,
"кремниевые фабрики", и т.д.);
     - расширяется     экспорт    отечественной    высокотехнологичной
продукции;
     - активизируется    инновационная   деятельность   и   ускоряется
внедрение   результатов  научно-технической  деятельности  в  массовое
производство;
     - обеспечивается   возможность  создания  вооружения,  военной  и
специальной техники нового поколения, что повысит обороноспособность и
безопасность государства, создаст условия для равноправной конкуренции
с лучшими образцами ВВСТ армий ведущих мировых держав.
     На микроуровне:
     - обеспечивается   обновляемость   основных   фондов  организаций
электронной    отрасли    и    стимулируется    создание   современных
высокотехнологичных производств;
     - создаются  крупные  и эффективные диверсифицированные структуры
(холдинги,  концерны),  способные  конкурировать  с  лучшими западными
фирмами, работающими в области электроники;
     - организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и
конкурентоспособной  высокотехнологичной  радиоэлектронной продукции и
обеспечение    разнообразными    современными    телекоммуникационными
услугами, включая радио и телевидение, электронные СМИ.
     В социально-экономической сфере:
     - увеличится  число  рабочих мест в электронной отрасли, снизится
отток  талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на
квалифицированные  научно-технические  кадры,  обеспечится привлечение
молодых   специалистов  и  ученых  и  тем  самым  снизится  возрастная
структура кадров;
     - повысится  качество  жизни  населения,  которое  приблизится  к
стандартам  высокоразвитых  стран  мира  в связи с интеллектуализацией
среды  обитания  в  результате  расширения  возможности  использования
электроники и информационных систем.
     В бюджетной сфере:
     - будет   обеспечено  увеличение  базы  налогообложения  за  счет
значительного повышения объема продаж изделий электронной отрасли.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа