Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".
Государственная программа вооружений Тактико-технические характеристики ВВСТ в значительной степени определяются в настоящее время их радиоэлектронной составляющей. Объем потребления микроэлектронных компонентов для нужд создания и модернизации ВВСТ составляет не более 20% (по сравнению с рынком коммерческих изделий микроэлектроники), однако следует ожидать его увеличения с все большим проникновением микроэлектроники на уровень индивидуального обеспечения военнослужащего (связь, управление, навигационное обеспечение, электронные метки, боеприпасы и т.д.). Ежегодный тираж таких устройств может составлять несколько сот тысяч единиц, сложность ЭКБ будет приближаться к СБИС типа "система на кристалле". Следует ожидать расширения применения, в первую очередь для высокоточных систем ВВСТ микросистем на кристаллах, интегрирующих микроэлектронику и микромеханику (MEMS). Кроме того, ожидается значительное расширение применения полностью автоматизированных средств вооружения в микроминиатюрном исполнении, базирующихся на применении микромеханических систем, количество которых может исчисляться миллионами единиц. Таким образом, перспективные потребности систем ВВСТ также приводят к необходимости организации массового производства специализированной ЭКБ на территории РФ в объемах до 900 млн. долларов. Для удовлетворения текущих потребностей производителей радиоэлектронных средств ВВСТ следует развивать и совершенствовать структуру сертификации импортной ЭКБ, пригодной для использования в системах ВВСТ. Другие сегменты рынка потребителей изделий микроэлектроники, такие как промышленная электроника, энергетическое оборудование, связь, автомобильная электроника, системы безопасности, бытовая техника, торговое оборудование и т.д., могут также существенно увеличить загрузку развиваемого микроэлектронного производства. Таким образом, в России существует реальная, подкрепленная гарантированным рынком государственных закупок, возможность и необходимость расширения современного отечественного микроэлектронного производства ЭКБ с общим объемом сбыта на уровне 3,5 - 4,5 млрд. долларов в год. Дополнительные возможности увеличения объемов продаж продукции отрасли могут быть обеспечены завоеванием ниш внешнего рынка. Поскольку проектная мощность дизайн-сети планируется на уровне нескольких сотен проектов в год, а стоимость одного проекта с современным технологическим уровнем находится в диапазоне 10-15 млн. долларов, дополнительно только на уровне экспорта дизайна можно получить от одного до полутора млрд. долларов в год. Одновременно должна быть поставлена задача тиражирования и продажи продукции, разработанной дизайн-сетью и произведенной с помощью зарубежных производств, в объеме не менее 1,5 - 3% соответствующих секторов мирового рынка, то есть 3 - 6 млрд. долларов в год. Мировой опыт показывает, что прогресс электронной отрасли инициируется в развитых странах через организацию и выполнение целевых научно-технических программ, финансируемых на основе совместного участия в их выполнении как государства, так и частного капитала. Ежегодно на программы развития электроники в мире развитыми странами выделяется более 20 млрд. долларов. При этом следует учесть, что сами фирмы-производители не менее 10% средств от объемов реализованной продукции направляют на выполнение перспективных программ исследований по разработке конкурентоспособных изделий. Инвестиции в ведущие зарубежные фирмы, осуществляющие разработку и производство ЭКБ, приведены в таблице 2. Таблица 2 ОЦЕНКА ИНВЕСТИЦИЙ В 2006 ГОДУ, МЛРД. ДОЛЛАРОВ ------------------------------------------------------------------ |Название фирмы|Инвестиции|Ведущие зарубежные фирмы| Инвестиции | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Intel |5,5 |Micron |1,45 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Samsung |5,5 |Infineon |1,4 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Hynix |3,2 |AMD |1,4 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |TSMC |2,7 |STMicroelectronics |1,25 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Toshiba |2,2 |SMIC |1,2 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Sony |1,7 |Texas Instruments |1,0 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |Epida |1,5 |Matsushita |1,0 | |--------------|----------|------------------------|-------------| |UMC |1,5 |IM flash |1,0 | ------------------------------------------------------------------ Для освоения все более дорогостоящих технологий даже крупные фирмы-производители не в состоянии использовать только собственные средства, поэтому они вынуждены создавать технологические альянсы и консолидировать свои средства с государством. В США с этой целью был создан Консорциум правительства и частных компаний SEMATECH, который успешно обеспечил ликвидацию отставания США от Японии в технологии микроэлектроники. В Японии, в свою очередь, при участии государства создана организация SELIT с целью возврата утраченного приоритета в области микроэлектроники. Страны Европейского союза выполняют комплексные программы освоения новых технологических уровней микро- и нанотехнологий в рамках организационных структур программы "ЕР7", финансируемых из бюджета ЕС; реализуют комплексную программу MEDIA+, ориентированную на задачу - "Европа становится лидером по системным инновациям в полупроводниковых технологиях, ориентированных на электронную экономику". Китай уже выполнил государственную программу развития микроэлектроники - "Программа 909" стоимостью более 10 млрд. долларов - и в настоящее время стал в ряд крупнейших производителей ЭКБ. Вновь построенные китайские микроэлектронные производства характеризуются уровнем технологии 0,18 - 0,13 мкм, что позволяет решать задачи массового выпуска электронной компонентной базы для развивающегося приборостроения самого современного мирового уровня. В период осуществления текущей пятилетки в КНР, по данным министерства информационных технологий, предполагается осуществить инвестиции в микроэлектронику на сумму 37 - 45 млрд. долларов для создания: - пяти крупных фирм проектирования СБИС (стоимость от 375 млн. долларов до 624, 2 млн. долларов); - десяти электронных компаний, занятых разработкой технологий, материалов и спецтехнологического оборудования (стоимость от 125 млн. долларов до 375 млн. долларов); - пятнадцати кремниевых заводов по обработке пластин 200 мм (10 заводов) и 300 мм (5 заводов). В КНР планируется за 11-ю пятилетку достичь полного самообеспечения всем комплексом средств для обработки 150 мм пластин (чистые среды, материалы, оборудование), освоить и коммерциализировать оборудование литографии (главный определяющий фактор освоения технологии) для пластин 200 мм и оборудование лазерной обработки для технологий уровня 65 нм. Решение этих задач позволяет КНР избавиться от технологической зависимости и наращивать объемы производства ЭКБ в соответствии с потребностями растущего внутреннего производства аппаратуры и систем. Среднегодовые темпы роста производства СБИС за этот период составят 28,1%. К 2010 г. КНР станет крупнейшим в мире производителем полупроводниковых приборов - около 150 млрд. долларов. Как показали итоги 2005 г., наилучшие позиции заняли китайские фирмы в тех секторах рынка ИС, по которым проводились специализированные программы. Программа по введению биометрических паспортов, средств доступа на основе смарт-карт осуществляется по государственной программе, предусматривающей использование только отечественных кристаллов СБИС, что обеспечивает необходимую безопасность на государственном уровне. Также ставится задача максимального обеспечения стратегических и специальных систем, включая космическую программу, ЭКБ собственного производства. Другим примером является программное развитие изделий микросистемотехники в США и Японии, объем производства которых в США в 2005 году составил более 10 млрд. долларов, а Япония планирует достичь годового уровня производства в 17 млрд. долларов. В нашей стране это направление пока находится в зародышевом состоянии. В последнее десятилетие четко прослеживается тенденция перемещения производства микроэлектронной техники в страны Юго-Восточной Азии, что позволяет США, Японии, Европе резко усилить научные направления поиска новых перспективных технологий (нанотехнология, микросистемотехника, биоэлектроника и др.). При этом правительства развитых западных государств оказывают поддержку данным ключевым направлениям науки, техники и производства. В мире действуют "Международная карта развития полупроводниковых приборов", которая определяет главные показатели развития микроэлектроники до 2018 г. и ежегодно обновляется. Это, по сути дела, программный документ развития, по которому страны с передовой электроникой сверяют достигнутые технологические уровни и осуществляют формирование программ развития. Таким образом, практически все ведущие экономики мира стимулируют развитие микроэлектроники путем комбинированных инвестиций за счет средств государственных бюджетов и частного капитала, признавая ведущую роль этой отрасли в развитии общества. Выше приведенные данные по развитию мировой электроники в очередной раз подчеркивают необходимость планового развития электроники и определяющую роль государства в ее финансовой и организационной поддержке. В период 2002 - 2006 гг. основное развитие отечественной электроники осуществлялось в процессе реализации раздела "Электронная компонентная база" Федеральной целевой программы "Национальная технологическая база", завершение действующей редакции которой было осуществлено в 2006 году. В процессе выполнения НИОКР получены следующие основные результаты: - В области микроэлектронных технологий реализованы проекты по созданию отдельных процессов для базовых технологий производства новых поколений СБИС и ССИС с минимальными размерами элементов 0,1 - 0,25 мкм, в том числе спецстойких БИС с технологическими нормами 0,5 - 0,8 мкм, а также по разработке технологической среды, ориентированной на сквозное проектирование аппаратуры и перспективной ЭКБ с использованием библиотек стандартных элементов и СФ-блоков. Номенклатура разрабатываемых СФ-блоков ориентирована на создание конкурентоспособных систем мультимедиа, космического мониторинга, телекоммуникаций, систем радиолокации, радионавигации, транспорта, средств связи, цифрового телевидения, систем безналичного расчета и идентификации. Впервые в стране проработаны основные положения создания трехуровневой системы автоматизированного проектирования перспективной аппаратуры на основе СБИС типа "система на кристалле". - В области СВЧ-электроники значительное внимание уделено работам по созданию современных широкозонных полупроводниковых соединений и производственно-технологического базиса производства МИС СВЧ на основе гетероструктур материалов группы А В , а также по разработке широкой 3 5 гаммы мощных СВЧ-полупроводниковых приборов. Впервые в стране на материале группы А В получены образцы 3 5 транзисторов с Т-образным затвором длиной 0,1 мкм и разработана технология получения малошумящих транзисторов. Заложены основы технологии производства МИС СВЧ уровня 0,1 мкм. - В области обеспечивающих работ проведены аналитические исследования по разработке классификации и определению приоритетных направлений развития СФ-блоков и СБИС типа "система на кристалле" для стратегически значимых радиоэлектронных систем. - В рамках Федеральной целевой программы "Реформирование и развитие оборонно-промышленного комплекса" (2002 - 2006 гг.) проводились в основном работы институционального характера, направленные на реформирование структуры радиоэлектронного комплекса. Однако, несмотря на данные отдельные положительные результаты, следует признать, что российская электроника находится в кризисном состоянии. Проблема глобального отставания отечественной электроники явилась следствием отсутствия целенаправленной государственной научно - технической политики в электронной промышленности России, пассивностью и неподготовленностью государства к реформированию отрасли в условиях действия рыночных механизмов хозяйствования. Непринятие мер по устранению этой проблемы (инерционный сценарий) наиболее вероятно приведет к следующим последствиям: 1. Продолжится отставание отечественной электроники от мирового уровня, которое достигнет критического значения. Увеличится технологический разрыв, что в свою очередь приведет к отставанию тактико-технических параметров отечественных радиоэлектронных военных комплексов обнаружения, управления, связи, разведки и др., а значит неминуемо негативно отразится на состоянии обороноспособности страны. 2. Не будет обеспечена информационная и экономическая безопасность государства в связи с обвальным использованием в стратегических системах управления, обработки и защиты информации, борьбы с помехами, электронного противодействия, средствах массовой информации и др. импортной элементной базы. 3. России придется смириться с завоеванием отечественного рынка импортной электронной техникой, прежде всего телевизионной (в т.ч. цифровой), связной, автомобильной, навигационной, медицинской, коммунальной, бытовой. 4. Невозможно будет развивать другие отрасли промышленности, снизится конкурентоспособность их продукции, а значит поставится под угрозу возможность активного перехода к инновационной экономике (экономике "знаний"). Инерционный сценарий не может обеспечить решение проблемы ни при каких условиях. Единственная возможность преодоления кризиса отечественной электроники связана с реализацией активного сценария на всех стадиях реализации Стратегии, а именно, с принятием государством продуманной и взвешенной протекционистской политики в решении структурных и технологических проблем электронной промышленности, оказании необходимой финансовой помощи для развития нового уровня технологического и производственного базиса. Именно активный сценарий реализации Стратегии позволит решить комплекс проблем, стоящих перед электронной промышленностью. Во-первых, будет ликвидирована структурная диспропорция электронной промышленности, связанная с несоответствием масштаба и структуры отрасли, ее научно-технического и производственного потенциала объему и структуре платежеспособного спроса на основную продукцию отрасли. Во-вторых, добиться комплексного развития отрасли и ликвидировать одностороннее развитие, связанное с развитием спецтехники. В-третьих, устранить несовершенство отечественного законодательства и финансовой инфраструктуры электронной промышленности. Результативность преодоления кризиса будет определяться правильным установлением отношений между государством и бизнесом на принципах государственно-частного партнерства. Базисом и основой планирования и реализации намечаемых мер по подъему российской электроники должен стать программно-целевой подход с обязательным участием государства, успешно использованный для решения аналогичных задач в ведущих странах мира - США, Японии, Китае, ЕС и др. Ожидаемый результат - решение проблемы снижения уровня отечественного технологического отставания от мирового уровня, повышение востребованности отечественной электронной промышленности продукции на внутреннем и мировом рынках сбыта. Эффект от достижения указанного результата будет многоуровневым. На макроуровне: - увеличивается объем продаж отечественной ЭКБ на внутреннем и внешнем рынках; - значительно сокращается технологическое отставание российской электронной промышленности от мирового уровня; - обеспечиваются существенно большие возможности для развития всех отраслей промышленности, и осуществляется переход к экономике "знаний"; - создаются условия для более эффективной реализации национальных проектов, объявленных Президентом; - создается рыночно-ориентированная инфраструктура электронной промышленности с учетом реструктуризации бизнеса в этой области (системоориентированные центры проектирования, дизайн-центры, "кремниевые фабрики", и т.д.); - расширяется экспорт отечественной высокотехнологичной продукции; - активизируется инновационная деятельность и ускоряется внедрение результатов научно-технической деятельности в массовое производство; - обеспечивается возможность создания вооружения, военной и специальной техники нового поколения, что повысит обороноспособность и безопасность государства, создаст условия для равноправной конкуренции с лучшими образцами ВВСТ армий ведущих мировых держав. На микроуровне: - обеспечивается обновляемость основных фондов организаций электронной отрасли и стимулируется создание современных высокотехнологичных производств; - создаются крупные и эффективные диверсифицированные структуры (холдинги, концерны), способные конкурировать с лучшими западными фирмами, работающими в области электроники; - организуется производство массовой интеллектуально насыщенной и конкурентоспособной высокотехнологичной радиоэлектронной продукции и обеспечение разнообразными современными телекоммуникационными услугами, включая радио и телевидение, электронные СМИ. В социально-экономической сфере: - увеличится число рабочих мест в электронной отрасли, снизится отток талантливой части научно-технических кадров, повысится спрос на квалифицированные научно-технические кадры, обеспечится привлечение молодых специалистов и ученых и тем самым снизится возрастная структура кадров; - повысится качество жизни населения, которое приблизится к стандартам высокоразвитых стран мира в связи с интеллектуализацией среды обитания в результате расширения возможности использования электроники и информационных систем. В бюджетной сфере: - будет обеспечено увеличение базы налогообложения за счет значительного повышения объема продаж изделий электронной отрасли. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СТРАТЕГИИ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".