ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 28.01.08 74-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Обоснование соответствия проблемы обеспечения
          химической и биологической безопасности Российской
           Федерации и целей Программы приоритетным задачам
        социально-экономического развития Российской Федерации

     Обеспечение химической и биологической безопасности на территории
Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного
и  эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти
и   органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
организационных,     санитарно-противоэпидемических,     ветеринарных,
фитосанитарных  и  инженерно-технических  мероприятий, направленных на
полную нейтрализацию и (или) уменьшение до уровня предельно допустимых
концентраций  биологических  и  химических факторов окружающей среды и
предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами.
     Состояние   дел  в  различных  сферах  обеспечения  химической  и
биологической  безопасности  позволяет сделать вывод, что защищенность
населения  и  среды его обитания на территории Российской Федерации от
опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при
котором  отсутствуют  недопустимые  риски  причинения  вреда  жизни  и
здоровью  людей,  окружающей среде и техносфере. На фоне значительного
ухудшения     санитарно-эпидемиологической,    ветеринарно-санитарной,
фитосанитарной  и  экологической  обстановки в Российской Федерации, а
также   упадка   ее  биотехнологической  и  химической  промышленности
появились  новые  биологические  и  химические угрозы для национальной
безопасности страны. Стало очевидным, что нужно быть готовым к:
     трансграничным   заносам   на   территорию  Российской  Федерации
известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
     несанкционированному    использованию    в   сельскохозяйственной
практике  различных  средств  защиты растений и агрохимикатов, а также
потенциально   опасных   генно-инженерно-модифицированных  организмов,
которые    не    прошли   соответствующих   испытаний   и   неизвестны
специализированным   службам   государственного   надзора   Российской
Федерации;
     применению  на  территории  Российской  Федерации опасных и особо
опасных  биологических агентов и химических веществ в террористических
целях;
     применению    против   Российской   Федерации   различных   видов
химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного
поражения  или  причинения  иного вреда, созданного за рубежом на базе
новейших  достижений  в области геномики, протеомики, генной инженерии
патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.
     Целью государственной политики в области обеспечения химической и
биологической   безопасности  является  последовательное  снижение  до
приемлемого    уровня   риска   воздействия   опасных   химических   и
биологических   факторов   на  биосферу,  техносферу  и  экологическую
систему.
     Основу  государственной политики в области обеспечения химической
и  биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение
системы   химической   и   биологической   безопасности  в  Российской
Федерации.
     Реализация  государственной  политики по обеспечению химической и
биологической  безопасности  достигается путем функционирования единой
государственной   системы   обеспечения   химической  и  биологической
безопасности  Российской Федерации, предусматривающей категорирование,
прогнозирование,  предупреждение  и  парирование  угроз  химической  и
биологической   безопасности,   ликвидацию   последствий  чрезвычайных
ситуаций  в  результате воздействия опасных химических и биологических
факторов окружающей среды.
     В  Российской  Федерации в настоящее время функционирует свыше 10
тыс.   потенциально   опасных   химических   объектов,  относящихся  к
топливно-энергетическому  комплексу,  цветной  и  черной  металлургии,
химической,    целлюлозно-бумажной,    пищевой   и   другим   отраслям
промышленности  и  сельского  хозяйства  (при этом 70 процентов из них
расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек).
     Подавляющее  большинство этих объектов было построено и введено в
эксплуатацию 40 - 50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до
15   лет  химико-технологическое  оборудование  к  настоящему  времени
многократно  выслужило  свои  сроки,  морально  устарело  и  физически
изношено.
     На  территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно
продолжает   поступать  около  20  млн.  тонн  химических  веществ,  а
накопленные  токсичные  отходы составили более 84 млн. тонн. По данным
международных  организаций,  75  процентов  всех  смертельных случаев,
возникающих  в  результате  аварий,  связаны с воздействием химических
факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов,
имеющих  запредельную  выработку проектного ресурса, неуклонно растет.
Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации
могут  достигать  7  процентов  валового внутреннего продукта. Следует
учесть,  что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10
- 15 раз выше затрат, необходимых для превентивных мер.
     Ежегодно  на  пожарах  в стране гибнет более 15 тыс. человек, при
этом  большая  часть  -  от  воздействия  опасных  химических веществ,
образующихся в результате горения.
     Прогнозные   оценки  на  ближайшую  перспективу  показывают,  что
тенденция  повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем
будущем будет сохраняться.
     Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха,
воздуха  рабочей  зоны,  питьевой  воды,  почвы,  продуктов  питания и
пищевого   сырья   свидетельствует  о  том,  что  проблема  химической
безопасности  является  одной  из  важнейших в области охраны здоровья
населения.
     Необходимо  отметить,  что  к  числу  приоритетных  загрязнителей
(взвешенные  вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические
углеводы  и  тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует
также  отнести суперэкотоксиканты, например полихлорированные бифенилы
и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных скрининговых
исследований  указанные  стойкие  органические  вещества, отнесенные к
опасным,   определяются   в   объектах   внешней   среды   практически
повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и
материально-техническая  база  для  их  количественного  определения и
мониторинга.
     Ситуация  усугубляется  тем,  что  в настоящее время в Российской
Федерации  официально  не  утверждены единая федеральная классификация
токсичности   химических   веществ   и   перечни  химических  веществ,
представляющих наибольшую опасность.
     Не разработаны единые критерии и методическая база по определению
и  категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и
природных явлений.
     Не  проведена  инвентаризация  химически  и  биологически опасных
объектов,   включая   оценку  их  состояния,  уточнение  зон  защитных
мероприятий,  степень  оснащенности, а также определение потребности в
замене  и  освежении  запасов российских средств защиты от воздействия
опасных химических факторов окружающей среды.
     Требуют  уточнения  федеральные  и  региональные  перечни опасных
химических  и  биологических объектов Российской Федерации с указанием
критически важных объектов.
     Коренному  изменению  взглядов на химическую опасность в России и
ее   место   в  ряду  других  видов  техногенной  опасности  послужили
крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые
унесли  жизни  сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава,
Севезо).
     Нормативные  правовые  акты  в  области  обеспечения химической и
биологической  безопасности,  в том числе отраслевого уровня, подлежат
гармонизации с международными актами в этой области.
     Население  страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами
индивидуальной  защиты  от  опасных  химических веществ. Заложенные на
хранение   средства  предназначены  для  защиты  населения  от  боевых
отравляющих  веществ  в  военное  время  и могут быть лишь ограниченно
использованы  в  мирное  время  (при  техногенных  авариях,  природных
катастрофах   и   террористических   актах   на  потенциально  опасных
объектах).
     Требуется  повышение  уровня  и  интенсификация фундаментальных и
прикладных  научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и
материалов,   усовершенствованию   существующих   и   созданию   новых
аналитических   методов  и  систем  мониторинга,  предназначенных  для
методологического,  технического  и  инструментального  решения  задач
обеспечения химической безопасности.
     Обеспечение  химической  безопасности  нацелено  прежде  всего на
решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и
окружающую  среду.  Основной  подход  к  снижению химической опасности
многочисленных  объектов,  включая  повышение  их антитеррористической
устойчивости,   базируется   на  принципе  естественной  безопасности,
присущей  самим  объектам.  Определены  четыре  стратегии  обеспечения
химической безопасности:
     уменьшение объемов опасных веществ;
     замена веществ менее опасными;
     использование веществ в менее опасном состоянии;
     проектирование  объектов  с  наименьшим  уровнем сложности, менее
чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.
     Кроме того, значительное внимание уделяется вопросам превентивной
защиты  персонала  объектов  и  населения  и,  прежде  всего, созданию
эффективных  средств  индивидуальной  и  коллективной защиты человека.
Указанные  меры  в  числе  других  должны  быть приняты для реализации
требований  Указа  Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004
г.  N  1167  "О  неотложных  мерах по повышению эффективности борьбы с
терроризмом",   направленных   на   предупреждение   и  предотвращение
террористических  проявлений,  связанных  с  применением  или  угрозой
применения  химических,  токсических, отравляющих, сильнодействующих и
ядовитых веществ.
     Таким  образом,  предусматриваемые федеральной целевой программой
"Национальная   система   химической   и   биологической  безопасности
Российской   Федерации   (2009  -  2013  годы)"  (далее  -  Программа)
программно-целевые  мероприятия по обеспечению химической безопасности
целесообразно   сгруппировать  в  комплексное  направление  (отдельный
раздел).
     Необходимость    решения   проблемы   обеспечения   биологической
безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и
распространения   опасных   и  особо  опасных  инфекций,  связанной  с
неблагополучной   эпидемиологической   ситуацией  в  мире  (по  данным
Всемирной  организации  здравоохранения,  в  течение  2  последних лет
зарегистрировано  более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных
болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на
территории Российской Федерации и сопредельных государств.
     По  данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно
умирает  от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн.
человек.  Эпидемиологи  подсчитали,  что за последние 50 лет в военных
конфликтах  на  земном  шаре погибли около 25 млн. человек, в то время
как  только  от  5  инфекций  (синдром  приобретенного иммунодефицита,
малярия, туберкулез и гепатиты B и C) умерли свыше 200 млн. человек.
     В  Российской  Федерации  ежегодно  регистрируется  около 40 млн.
случаев   инфекционных  заболеваний.  При  этом  экономический  ущерб,
наносимый  инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд. рублей в
год.
     В Российской Федерации остается напряженной ситуация, связанная с
заболеваемостью  клещевым вирусным энцефалитом (за 7 месяцев 2007 года
по  сравнению  с аналогичным периодом 2006 года заболеваемость выросла
на  10,9  процента),  клещевым боррелиозом (в 2006 году по сравнению с
2005  годом заболеваемость выросла на 7,6 процента), расширяется ареал
распространения этих инфекций.
     За  последние  7  лет  отмечается  активизация  природных  очагов
Крымской  геморрагической  лихорадки  в субъектах Российской Федерации
Южного федерального округа, в которых в 2006 году переболели указанным
заболеванием 200 человек по сравнению с 137 человеками в 2005 году, за
8  месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в 2
раза  выросла  заболеваемость  лихорадкой  Западного Нила. Сохраняется
сложная  ситуация, связанная с заболеваемостью бешенством, от которого
в 2005 году погибло 14 человек.
     Ежегодно  в  Российской  Федерации  регистрируется до 500 случаев
заболеваний    впервые    выявленным    бруцеллезом,    вновь    стали
регистрироваться  завозные  случаи  заболеваний тропической малярией и
холерой.
     В   последние  годы  отмечается  высокий  уровень  заболеваемости
геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в связи с активизацией
природных   очагов   преимущественно  на  территориях  Приволжского  и
Уральского федеральных округов, где находятся самые активные природные
очаги  этой  инфекции.  Так,  только  за  первые 3 месяца 2007 года на
территории  4  субъектов  Центрального  федерального округа Российской
Федерации  было зарегистрировано 587 случаев геморрагической лихорадки
с почечным синдромом.
     Сохраняются  стойкие  природные очаги чумы на территории Южного и
Сибирского федеральных округов (Республика Алтай, Республика Дагестан,
Кабардино-Балкарская       Республика,       Республика      Калмыкия,
Карачаево-Черкесская   Республика,   Республика   Тыва,   Астраханская
область),  в  которых  ежегодно  регистрируются  эпизоотии  чумы среди
грызунов.
     Сохраняется  неблагоприятная эпизоотическая ситуация, связанная с
заболеванием  ящуром  сельскохозяйственных животных (Амурская область,
Хабаровский  и  Приморский  края).  При этом отмечены случаи указанной
болезни,  вызванные вирусом ящура типа Азия-1, ранее не регистрируемые
на территории Российской Федерации.
     В  2007  году  был  зафиксирован  рост  заболеваемости бешенством
животных   и  людей,  значительно  ухудшилась  ситуация,  связанная  с
болезнью  Ньюкасла  птиц, продолжается регистрация населенных пунктов,
где  выявлены  случаи  классической  чумы  свиней. При этом необходимо
отметить,  что  затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней
только  в одном свиноводческом комплексе составляют в среднем не менее
10 млн. рублей.
     Серьезную  угрозу  национальной безопасности Российской Федерации
представляют  эпидемические  и  эпизоотические  вспышки  новых и вновь
возникающих   инфекционных   болезней  (тяжелый  острый  респираторный
синдром,  грипп  птиц  и  др.),  большинство  которых  характеризуется
внезапностью    возникновения,    высокой   смертностью,   отсутствием
специфических  методов  диагностики  и  лечения,  а также значительным
уровнем     затрат     на     проведение     противоэпидемических    и
противоэпизоотических мероприятий.
     В  последние годы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась
неблагоприятная   ситуация,  связанная  с  массовым  падежом  дикой  и
домашней  птицы  в результате заболевания, вызванного высокопатогенным
вирусом  гриппа  типа A (H5N1), близкородственным к штаммам, вызвавшим
заболевания  среди  людей  в  странах  Юго-Восточной и Западной Азии с
высокой смертностью (более 50 процентов заболевших).
     Для    обеспечения    профилактических   мероприятий   с   учетом
периодичности  энзоотичных  процессов  в  природных  очагах и снижения
заболеваемости   необходима   разработка   новых  современных  средств
диагностики  и  более  эффективных  и  малореактогенных препаратов для
вакцинации.
     Особое   внимание   должно   быть  уделено  потенциально  опасным
биологическим  объектам,  то  есть  организациям, в которых проводятся
работы с опасными биологическими материалами и агентами. На территории
Российской  Федерации  осуществляют  свою  деятельность,  связанную  с
возбудителями  инфекционных  заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности,
свыше  160  организаций,  находящихся  в  ведении  федеральных органов
исполнительной  власти.  В  целях  предупреждения несанкционированного
доступа к биологическим материалам и агентам, обеспечения безопасности
работающего  персонала  и населения требуется совершенствование систем
обеспечения  биологической безопасности на указанных объектах, включая
разработку современных средств защиты. Особого внимания требует вопрос
обеспечения    сохранности    коллекций,    депонирующих    патогенные
микроорганизмы  (возбудители  опасных  и  особо  опасных  инфекционных
заболеваний   человека,   животных   и   растений),  8  из  которых  в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24
июня   1996   г.   N   725-47   имеют  статус  Национальных  коллекций
микроорганизмов.
     Необходимо  отметить,  что последние научные достижения в области
биологии,  генной  инженерии  и биотехнологии сделали более доступными
технологии   культивирования   возбудителей   инфекционных   болезней,
получения  опасных  продуктов их жизнедеятельности (токсинов), а также
технологии  создания  генно-инженерно-модифицированных  организмов.  В
связи  с  тем что технологии создания генно-инженерно-модифицированных
организмов  крайне  несовершенны,  существует  потенциальная опасность
получения   их  вредоносных  форм,  которые  потенциально  опасны  для
здоровья  человека и животных, а также для биологического разнообразия
растений.  Например,  пока  еще  плохо изучены последствия потребления
продуктов питания и кормов для животных, в состав которых входят белки
и другие   биологически   активные   вещества   генно  -  инженерно  -
модифицированных организмов.
     Таким  образом,  предусматриваемые  Программой программно-целевые
мероприятия    по   обеспечению   биологической   безопасности   также
целесообразно   сгруппировать  в  комплексное  направление  (отдельный
раздел).
     Решение    проблем   обеспечения   химической   и   биологической
безопасности осуществляется органами государственной власти Российской
Федерации   в   пределах   своих   полномочий,   однако,   в  связи  с
масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима
выработка  единой методологии создания национальной системы химической
и  биологической  безопасности  Российской Федерации, представленной в
настоящее время разрозненными организациями и службами надзора.
     Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые
зарубежные   страны   практически   завершили   переход   к   созданию
государственных   систем   химической  и  биологической  безопасности,
которые являются составными элементами общей системы безопасности.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа