ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 28.01.08 74-Р

Оглавление


Страницы: 1  2  




                             РАСПОРЯЖЕНИЕ

                           ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ

                          28 января 2008 г.
                                N 74-р

                                 (Д)


     1.  Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы
"Национальная   система   химической   и   биологической  безопасности
Российской Федерации (2009 - 2013 годы)".
     2. Определить:
     государственным  заказчиком  -  координатором федеральной целевой
программы    "Национальная    система   химической   и   биологической
безопасности  Российской  Федерации  (2009  -  2013  годы)"  (далее  -
Программа) - Минздравсоцразвития России;
     государственными   заказчиками  Программы  -  Минздравсоцразвития
России,    Минобороны   России,   Минсельхоз   России,   МЧС   России,
Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роспром и ФМБА России.
     3.  Установить,  что предельный (прогнозный) объем финансирования
Программы за счет средств федерального бюджета составляет 28744,7 млн.
рублей (в ценах соответствующих лет).
     4.   Минздравсоцразвития  России  обеспечить  разработку  проекта
Программы  и  внесение  его  в  установленном  порядке в Правительство
Российской Федерации.

Председатель Правительства
Российской Федерации
                                                              В.ЗУБКОВ
28 января 2008 г.
N 74-р


                                                            УТВЕРЖДЕНА
                                           распоряжением Правительства
                                                  Российской Федерации
                                                от 28 января 2008 года
                                                                N 74-р

                              КОНЦЕПЦИЯ
                    ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ
           "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ
        БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"

           I. Обоснование соответствия проблемы обеспечения
          химической и биологической безопасности Российской
           Федерации и целей Программы приоритетным задачам
        социально-экономического развития Российской Федерации

     Обеспечение химической и биологической безопасности на территории
Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного
и  эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти
и   органами  исполнительной  власти  субъектов  Российской  Федерации
организационных,     санитарно-противоэпидемических,     ветеринарных,
фитосанитарных  и  инженерно-технических  мероприятий, направленных на
полную нейтрализацию и (или) уменьшение до уровня предельно допустимых
концентраций  биологических  и  химических факторов окружающей среды и
предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами.
     Состояние   дел  в  различных  сферах  обеспечения  химической  и
биологической  безопасности  позволяет сделать вывод, что защищенность
населения  и  среды его обитания на территории Российской Федерации от
опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при
котором  отсутствуют  недопустимые  риски  причинения  вреда  жизни  и
здоровью  людей,  окружающей среде и техносфере. На фоне значительного
ухудшения     санитарно-эпидемиологической,    ветеринарно-санитарной,
фитосанитарной  и  экологической  обстановки в Российской Федерации, а
также   упадка   ее  биотехнологической  и  химической  промышленности
появились  новые  биологические  и  химические угрозы для национальной
безопасности страны. Стало очевидным, что нужно быть готовым к:
     трансграничным   заносам   на   территорию  Российской  Федерации
известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов;
     несанкционированному    использованию    в   сельскохозяйственной
практике  различных  средств  защиты растений и агрохимикатов, а также
потенциально   опасных   генно-инженерно-модифицированных  организмов,
которые    не    прошли   соответствующих   испытаний   и   неизвестны
специализированным   службам   государственного   надзора   Российской
Федерации;
     применению  на  территории  Российской  Федерации опасных и особо
опасных  биологических агентов и химических веществ в террористических
целях;
     применению    против   Российской   Федерации   различных   видов
химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного
поражения  или  причинения  иного вреда, созданного за рубежом на базе
новейших  достижений  в области геномики, протеомики, генной инженерии
патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии.
     Целью государственной политики в области обеспечения химической и
биологической   безопасности  является  последовательное  снижение  до
приемлемого    уровня   риска   воздействия   опасных   химических   и
биологических   факторов   на  биосферу,  техносферу  и  экологическую
систему.
     Основу  государственной политики в области обеспечения химической
и  биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение
системы   химической   и   биологической   безопасности  в  Российской
Федерации.
     Реализация  государственной  политики по обеспечению химической и
биологической  безопасности  достигается путем функционирования единой
государственной   системы   обеспечения   химической  и  биологической
безопасности  Российской Федерации, предусматривающей категорирование,
прогнозирование,  предупреждение  и  парирование  угроз  химической  и
биологической   безопасности,   ликвидацию   последствий  чрезвычайных
ситуаций  в  результате воздействия опасных химических и биологических
факторов окружающей среды.
     В  Российской  Федерации в настоящее время функционирует свыше 10
тыс.   потенциально   опасных   химических   объектов,  относящихся  к
топливно-энергетическому  комплексу,  цветной  и  черной  металлургии,
химической,    целлюлозно-бумажной,    пищевой   и   другим   отраслям
промышленности  и  сельского  хозяйства  (при этом 70 процентов из них
расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек).
     Подавляющее  большинство этих объектов было построено и введено в
эксплуатацию 40 - 50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до
15   лет  химико-технологическое  оборудование  к  настоящему  времени
многократно  выслужило  свои  сроки,  морально  устарело  и  физически
изношено.
     На  территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно
продолжает   поступать  около  20  млн.  тонн  химических  веществ,  а
накопленные  токсичные  отходы составили более 84 млн. тонн. По данным
международных  организаций,  75  процентов  всех  смертельных случаев,
возникающих  в  результате  аварий,  связаны с воздействием химических
факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов,
имеющих  запредельную  выработку проектного ресурса, неуклонно растет.
Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации
могут  достигать  7  процентов  валового внутреннего продукта. Следует
учесть,  что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10
- 15 раз выше затрат, необходимых для превентивных мер.
     Ежегодно  на  пожарах  в стране гибнет более 15 тыс. человек, при
этом  большая  часть  -  от  воздействия  опасных  химических веществ,
образующихся в результате горения.
     Прогнозные   оценки  на  ближайшую  перспективу  показывают,  что
тенденция  повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем
будущем будет сохраняться.
     Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха,
воздуха  рабочей  зоны,  питьевой  воды,  почвы,  продуктов  питания и
пищевого   сырья   свидетельствует  о  том,  что  проблема  химической
безопасности  является  одной  из  важнейших в области охраны здоровья
населения.
     Необходимо  отметить,  что  к  числу  приоритетных  загрязнителей
(взвешенные  вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические
углеводы  и  тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует
также  отнести суперэкотоксиканты, например полихлорированные бифенилы
и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных скрининговых
исследований  указанные  стойкие  органические  вещества, отнесенные к
опасным,   определяются   в   объектах   внешней   среды   практически
повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и
материально-техническая  база  для  их  количественного  определения и
мониторинга.
     Ситуация  усугубляется  тем,  что  в настоящее время в Российской
Федерации  официально  не  утверждены единая федеральная классификация
токсичности   химических   веществ   и   перечни  химических  веществ,
представляющих наибольшую опасность.
     Не разработаны единые критерии и методическая база по определению
и  категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и
природных явлений.
     Не  проведена  инвентаризация  химически  и  биологически опасных
объектов,   включая   оценку  их  состояния,  уточнение  зон  защитных
мероприятий,  степень  оснащенности, а также определение потребности в
замене  и  освежении  запасов российских средств защиты от воздействия
опасных химических факторов окружающей среды.
     Требуют  уточнения  федеральные  и  региональные  перечни опасных
химических  и  биологических объектов Российской Федерации с указанием
критически важных объектов.
     Коренному  изменению  взглядов на химическую опасность в России и
ее   место   в  ряду  других  видов  техногенной  опасности  послужили
крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые
унесли  жизни  сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава,
Севезо).
     Нормативные  правовые  акты  в  области  обеспечения химической и
биологической  безопасности,  в том числе отраслевого уровня, подлежат
гармонизации с международными актами в этой области.
     Население  страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами
индивидуальной  защиты  от  опасных  химических веществ. Заложенные на
хранение   средства  предназначены  для  защиты  населения  от  боевых
отравляющих  веществ  в  военное  время  и могут быть лишь ограниченно
использованы  в  мирное  время  (при  техногенных  авариях,  природных
катастрофах   и   террористических   актах   на  потенциально  опасных
объектах).
     Требуется  повышение  уровня  и  интенсификация фундаментальных и
прикладных  научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и
материалов,   усовершенствованию   существующих   и   созданию   новых
аналитических   методов  и  систем  мониторинга,  предназначенных  для
методологического,  технического  и  инструментального  решения  задач
обеспечения химической безопасности.
     Обеспечение  химической  безопасности  нацелено  прежде  всего на
решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и
окружающую  среду.  Основной  подход  к  снижению химической опасности
многочисленных  объектов,  включая  повышение  их антитеррористической
устойчивости,   базируется   на  принципе  естественной  безопасности,
присущей  самим  объектам.  Определены  четыре  стратегии  обеспечения
химической безопасности:
     уменьшение объемов опасных веществ;
     замена веществ менее опасными;
     использование веществ в менее опасном состоянии;
     проектирование  объектов  с  наименьшим  уровнем сложности, менее
чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям.
     Кроме того, значительное внимание уделяется вопросам превентивной
защиты  персонала  объектов  и  населения  и,  прежде  всего, созданию
эффективных  средств  индивидуальной  и  коллективной защиты человека.
Указанные  меры  в  числе  других  должны  быть приняты для реализации
требований  Указа  Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004
г.  N  1167  "О  неотложных  мерах по повышению эффективности борьбы с
терроризмом",   направленных   на   предупреждение   и  предотвращение
террористических  проявлений,  связанных  с  применением  или  угрозой
применения  химических,  токсических, отравляющих, сильнодействующих и
ядовитых веществ.
     Таким  образом,  предусматриваемые федеральной целевой программой
"Национальная   система   химической   и   биологической  безопасности
Российской   Федерации   (2009  -  2013  годы)"  (далее  -  Программа)
программно-целевые  мероприятия по обеспечению химической безопасности
целесообразно   сгруппировать  в  комплексное  направление  (отдельный
раздел).
     Необходимость    решения   проблемы   обеспечения   биологической
безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и
распространения   опасных   и  особо  опасных  инфекций,  связанной  с
неблагополучной   эпидемиологической   ситуацией  в  мире  (по  данным
Всемирной  организации  здравоохранения,  в  течение  2  последних лет
зарегистрировано  более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных
болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на
территории Российской Федерации и сопредельных государств.
     По  данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно
умирает  от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн.
человек.  Эпидемиологи  подсчитали,  что за последние 50 лет в военных
конфликтах  на  земном  шаре погибли около 25 млн. человек, в то время
как  только  от  5  инфекций  (синдром  приобретенного иммунодефицита,
малярия, туберкулез и гепатиты B и C) умерли свыше 200 млн. человек.
     В  Российской  Федерации  ежегодно  регистрируется  около 40 млн.
случаев   инфекционных  заболеваний.  При  этом  экономический  ущерб,
наносимый  инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд. рублей в
год.
     В Российской Федерации остается напряженной ситуация, связанная с
заболеваемостью  клещевым вирусным энцефалитом (за 7 месяцев 2007 года
по  сравнению  с аналогичным периодом 2006 года заболеваемость выросла
на  10,9  процента),  клещевым боррелиозом (в 2006 году по сравнению с
2005  годом заболеваемость выросла на 7,6 процента), расширяется ареал
распространения этих инфекций.
     За  последние  7  лет  отмечается  активизация  природных  очагов
Крымской  геморрагической  лихорадки  в субъектах Российской Федерации
Южного федерального округа, в которых в 2006 году переболели указанным
заболеванием 200 человек по сравнению с 137 человеками в 2005 году, за
8  месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в 2
раза  выросла  заболеваемость  лихорадкой  Западного Нила. Сохраняется
сложная  ситуация, связанная с заболеваемостью бешенством, от которого
в 2005 году погибло 14 человек.
     Ежегодно  в  Российской  Федерации  регистрируется до 500 случаев
заболеваний    впервые    выявленным    бруцеллезом,    вновь    стали
регистрироваться  завозные  случаи  заболеваний тропической малярией и
холерой.
     В   последние  годы  отмечается  высокий  уровень  заболеваемости
геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в связи с активизацией
природных   очагов   преимущественно  на  территориях  Приволжского  и
Уральского федеральных округов, где находятся самые активные природные
очаги  этой  инфекции.  Так,  только  за  первые 3 месяца 2007 года на
территории  4  субъектов  Центрального  федерального округа Российской
Федерации  было зарегистрировано 587 случаев геморрагической лихорадки
с почечным синдромом.
     Сохраняются  стойкие  природные очаги чумы на территории Южного и
Сибирского федеральных округов (Республика Алтай, Республика Дагестан,
Кабардино-Балкарская       Республика,       Республика      Калмыкия,
Карачаево-Черкесская   Республика,   Республика   Тыва,   Астраханская
область),  в  которых  ежегодно  регистрируются  эпизоотии  чумы среди
грызунов.
     Сохраняется  неблагоприятная эпизоотическая ситуация, связанная с
заболеванием  ящуром  сельскохозяйственных животных (Амурская область,
Хабаровский  и  Приморский  края).  При этом отмечены случаи указанной
болезни,  вызванные вирусом ящура типа Азия-1, ранее не регистрируемые
на территории Российской Федерации.
     В  2007  году  был  зафиксирован  рост  заболеваемости бешенством
животных   и  людей,  значительно  ухудшилась  ситуация,  связанная  с
болезнью  Ньюкасла  птиц, продолжается регистрация населенных пунктов,
где  выявлены  случаи  классической  чумы  свиней. При этом необходимо
отметить,  что  затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней
только  в одном свиноводческом комплексе составляют в среднем не менее
10 млн. рублей.
     Серьезную  угрозу  национальной безопасности Российской Федерации
представляют  эпидемические  и  эпизоотические  вспышки  новых и вновь
возникающих   инфекционных   болезней  (тяжелый  острый  респираторный
синдром,  грипп  птиц  и  др.),  большинство  которых  характеризуется
внезапностью    возникновения,    высокой   смертностью,   отсутствием
специфических  методов  диагностики  и  лечения,  а также значительным
уровнем     затрат     на     проведение     противоэпидемических    и
противоэпизоотических мероприятий.
     В  последние годы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась
неблагоприятная   ситуация,  связанная  с  массовым  падежом  дикой  и
домашней  птицы  в результате заболевания, вызванного высокопатогенным
вирусом  гриппа  типа A (H5N1), близкородственным к штаммам, вызвавшим
заболевания  среди  людей  в  странах  Юго-Восточной и Западной Азии с
высокой смертностью (более 50 процентов заболевших).
     Для    обеспечения    профилактических   мероприятий   с   учетом
периодичности  энзоотичных  процессов  в  природных  очагах и снижения
заболеваемости   необходима   разработка   новых  современных  средств
диагностики  и  более  эффективных  и  малореактогенных препаратов для
вакцинации.
     Особое   внимание   должно   быть  уделено  потенциально  опасным
биологическим  объектам,  то  есть  организациям, в которых проводятся
работы с опасными биологическими материалами и агентами. На территории
Российской  Федерации  осуществляют  свою  деятельность,  связанную  с
возбудителями  инфекционных  заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности,
свыше  160  организаций,  находящихся  в  ведении  федеральных органов
исполнительной  власти.  В  целях  предупреждения несанкционированного
доступа к биологическим материалам и агентам, обеспечения безопасности
работающего  персонала  и населения требуется совершенствование систем
обеспечения  биологической безопасности на указанных объектах, включая
разработку современных средств защиты. Особого внимания требует вопрос
обеспечения    сохранности    коллекций,    депонирующих    патогенные
микроорганизмы  (возбудители  опасных  и  особо  опасных  инфекционных
заболеваний   человека,   животных   и   растений),  8  из  которых  в
соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24
июня   1996   г.   N   725-47   имеют  статус  Национальных  коллекций
микроорганизмов.
     Необходимо  отметить,  что последние научные достижения в области
биологии,  генной  инженерии  и биотехнологии сделали более доступными
технологии   культивирования   возбудителей   инфекционных   болезней,
получения  опасных  продуктов их жизнедеятельности (токсинов), а также
технологии  создания  генно-инженерно-модифицированных  организмов.  В
связи  с  тем что технологии создания генно-инженерно-модифицированных
организмов  крайне  несовершенны,  существует  потенциальная опасность
получения   их  вредоносных  форм,  которые  потенциально  опасны  для
здоровья  человека и животных, а также для биологического разнообразия
растений.  Например,  пока  еще  плохо изучены последствия потребления
продуктов питания и кормов для животных, в состав которых входят белки
и другие   биологически   активные   вещества   генно  -  инженерно  -
модифицированных организмов.
     Таким  образом,  предусматриваемые  Программой программно-целевые
мероприятия    по   обеспечению   биологической   безопасности   также
целесообразно   сгруппировать  в  комплексное  направление  (отдельный
раздел).
     Решение    проблем   обеспечения   химической   и   биологической
безопасности осуществляется органами государственной власти Российской
Федерации   в   пределах   своих   полномочий,   однако,   в  связи  с
масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима
выработка  единой методологии создания национальной системы химической
и  биологической  безопасности  Российской Федерации, представленной в
настоящее время разрозненными организациями и службами надзора.
     Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые
зарубежные   страны   практически   завершили   переход   к   созданию
государственных   систем   химической  и  биологической  безопасности,
которые являются составными элементами общей системы безопасности.

          II. Обоснование целесообразности решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Использование    программно-целевого    метода    при    создании
национальной   системы   химической   и   биологической   безопасности
Российской Федерации предусмотрено Основами государственной политики в
области обеспечения химической и биологической безопасности Российской
Федерации   на   период   до   2010  года  и  дальнейшую  перспективу,
утвержденными  поручением Президента Российской Федерации от 4 декабря
2003  г.  N Пр-2194, Постановлением Правительства Российской Федерации
от  16  мая  2005  г.  N  303  "О разграничении полномочий федеральных
органов  исполнительной  власти  в области обеспечения биологической и
химической  безопасности Российской Федерации", поручениями Президента
Российской  Федерации  от  28  сентября 2005 г. N К-3182 и от 29 марта
2006 г. N Пр-502.
     Необходимость    комплексного    решения    проблем   организации
обеспечения химической и биологической безопасности программно-целевым
методом обусловлена следующими объективными причинами:
     масштабность,   сложность   и  многообразие  проблем  обеспечения
химической  и  биологической безопасности, предполагающие разработку и
осуществление  комплекса  программных  мероприятий, взаимоувязанных по
конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям;
     необходимость  выполнения  в  рамках  единой программы крупных по
объему  и  требующих  длительных  сроков  реализации  инвестиционных и
научно-технических проектов;
     потребность    в    координации    усилий   федеральных   органов
исполнительной   власти,   органов   исполнительной  власти  субъектов
Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

                III. Характеристика и прогноз развития
       сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
             без использования программно-целевого метода

     Решение   проблем,   связанных   с   обеспечением   химической  и
биологической   безопасности,  без  использования  программно-целевого
метода  приведет  к  увеличению негативного влияния опасных химических
веществ и биологических агентов на население, биосферу и техносферу.
     Прогнозируется,  что  без  разработки  и  реализации  комплексных
превентивных  мер  количество опасных объектов с близкими к предельным
или  полностью  исчерпанными техническими и технологическими ресурсами
будет расти на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным
Контрольного  управления  Президента Российской Федерации, в настоящее
время     в     сфере    промышленного,    оборонно-промышленного    и
топливно-энергетического  комплексов  функционирует  более  3,6 тысячи
опасных  химических  объектов.  Суммарная  площадь,  на  которой может
возникнуть очаг химического заражения в результате возможных аварий на
этих  объектах,  составляет  300  тыс. кв. километров (с населением 54
млн.  человек).  Растет  вероятность  аварий  и катастроф, связанных с
широкомасштабным  использованием несовершенных в отношении обеспечения
химической  и  биологической безопасности технологий в промышленности,
сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном
комплексе.  При  этом  разброс  обеспеченности населения, проживающего
вблизи    потенциально   опасных   объектов,   различными   средствами
индивидуальной   защиты   (большинство  из  которых  не  соответствует
современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости
от региона.
     Для   модернизации,  реконструкции  или  вывода  из  эксплуатации
большинства  опасных  химических  и  биологических объектов необходима
разработка   современных   технологий.   В   противном   случае  будет
наблюдаться   дальнейший   рост   технологической  и  производственной
составляющих химической и биологической опасности.
     В  настоящее  время  50  процентов  химически  опасных объектов в
Российской Федерации - это организации, применяющие хлор или аммиак.
     Промышленная  безопасность  объекта в большей степени зависит как
от  физического  состояния  технологических  систем,  так  и  от массы
заправленного  в  систему  аммиака.  В этой связи необходимо создавать
новые  системы  с  малой массой аммиака в единичном блоке, в частности
автономных  машин - чиллеров с малой удельной аммиакоемкостью (до 50 -
100 г/кВт).
     Общая потребность в чиллерах в России превышает 5 тыс. машин.
     В  настоящее  время  российская  промышленность  таких  машин  не
изготавливает.    Вместе    с    тем    в   разрабатываемых   проектах
предусматривается  использование  чиллеров  зарубежного  производства.
Каждый   такой  проект  делает  российскую  промышленность  все  более
зависимой от западных стран.
     Настоящая   Концепция   предусматривает   разработку  программных
мероприятий   по   изготовлению   автономных   чиллеров  в  Российской
Федерации.
     В   случае   если  не  будут  проведены  комплексные  программные
мероприятия, более широко распространятся природные очаги инфекционных
болезней, указанных в разделе I настоящей Концепции.
     На  фоне  усиления негативного влияния химических и биологических
факторов  на  население  и  окружающую среду формируется ситуация, при
которой  снижается  готовность к парированию новых и вновь возникающих
биологических  и  химических  угроз  в связи с отсутствием современных
средств  защиты,  в  том  числе  средств  диагностики,  профилактики и
лечения.
     Отказ  от  использования  программно-целевого  метода при решении
проблем  по  обеспечению химической и биологической безопасности может
привести  к  значительному  отставанию  научных исследований в области
создания новых веществ и материалов, усовершенствования существующих и
создания   новых   аналитических   методов   и   систем   мониторинга,
предназначенных      для     методологического,     технического     и
инструментального решения задач обеспечения химической и биологической
безопасности,    исследований    новых   видов   опасных   воздействий
биологической  и химической природы на человека и окружающую среду, не
позволит провести комплексные прикладные исследования, направленные на
управление   рисками  негативного  воздействия  опасных  биоагентов  и
химических веществ на население и другие объекты биосферы, техносферу,
а  также  обосновать  необходимую нормативную, правовую и методическую
базу.   При   этом  низкие  темпы  развития  и  внедрения  критических
технологий   в   области  систем  жизнеобеспечения  и  средств  защиты
человека,  объектов инфраструктуры и территорий от поражающих факторов
химической  и биологической природы приведут к еще большему отставанию
российских  средств  химической  и биологической защиты по сравнению с
аналогичными средствами, применяемыми за границей.
     Отсутствие    целевого    финансирования   будет   способствовать
необратимому  выводу из промышленной цепочки основных производственных
фондов  и  прежде  всего  критически важных для национальной экономики
объектов,  включая  объекты,  функционирующие в особый период, а также
разрушению   уникальной  научно-исследовательской,  приборно-стендовой
базы  организаций по разработке и производству средств защиты и другой
высокотехнологичной  продукции.  Так,  значительный  ущерб обеспечению
безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей
индивидуальных  и  коллективных  средств защиты реально существующим и
возможным    опасностям,    обусловленным    появлением   в   качестве
потенциальных  трансграничных  поражающих факторов суперэкотоксикантов
нового  поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ
и  материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ,
отличающихся   направленностью  действия  и  требующих  одновременного
применения различных технологий для их нейтрализации.
     Отсутствие   системного   подхода   к   созданию   многоуровневой
комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов
химической  и биологической природы и отсутствие действенных мер по ее
повсеместному   внедрению   способствует  сохранению  высокого  уровня
негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.
     Около  211  организаций надзорных (контрольных) органов в области
обеспечения   химической  и  биологической  безопасности  нуждаются  в
оснащении  средствами контроля, современным оборудованием и расходными
материалами   в  целях  мониторинга  состояния  здоровья  населения  и
окружающей среды.
     Используемые  в  настоящее время методы диагностики особо опасных
инфекций   требуют   жестких   стационарных   условий  для  проведения
исследований и существенных затрат времени для получения результата. В
этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики
особо     опасных     инфекций     требуется    создать    автономные,
высокопроизводительные   гибкие  информационно-аналитические  системы,
базирующиеся   на  сканировании  наследственного  материала  (геномов)
патогенов   и   других   опасных  биоагентов.  Одновременное  развитие
комплементарных  аналитических  методов  позволит  проводить не только
быструю  индикацию  и  дифференцированную  детекцию возбудителей особо
опасных   инфекций   и  их  токсинов,  но  и  определять  устойчивость
возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам.
     Для  своевременного  реагирования в случае возникновения массовых
отравлений   и   инфекционных   болезней   с   целью   недопущения  их
распространения   на   территории   Российской   Федерации  необходимо
обеспечение  деятельности сети центров индикации и диагностики опасных
инфекционных  болезней  и  отравлений  химическими  веществами на базе
федеральных  государственных учреждений, подведомственных Министерству
обороны  Российской  Федерации,  Федеральной службе по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей и благополучия человека, Федеральной службе
по    ветеринарному    и    фитосанитарному    надзору,   Федеральному
медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах
Российской Федерации (всего 13 центров).
     Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и
обслуживающего   персонала   может  стать  одной  из  ключевых  причин
нарушения  правил  и  порядка  обеспечения  физической  защиты опасных
объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов.
     Решение   всего   спектра   проблем   обеспечения   химической  и
биологической   безопасности   невозможно  только  в  рамках  основной
деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти. Отсутствие
должной  координации и дублирование отдельных направлений деятельности
в  области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к
нерациональному  и  неэффективному  расходованию  средств федерального
бюджета.
     Следует  обратить  особое  внимание на тот факт, что отсутствие в
стране     интегрированных     автоматизированных    банков    данных,
характеризующих   химические  и  биологические  угрозы,  не  позволяет
обеспечить  эффективное  планирование  комплексных мер противодействия
таким угрозам. Это снижает эффективность государственного управления и
регулирования  в  области  обеспечения  безопасности населения, других
объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического
и биологического характера.
     Таким   образом,  в  случае  неиспользования  программно-целевого
метода   с  высокой  вероятностью  прогнозируется  развитие  ситуации,
характеризующейся:
     санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием;
     потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта;
     неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и
хозяйствующих  субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению
химической и биологической безопасности;
     затруднением    исполнения   международных   обязательств   из-за
отсутствия  гармонизированных  подходов  к  обеспечению  химической  и
биологической безопасности;
     снижением  инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее
регионов.
     Дальнейшее  развитие  рассматриваемой  ситуации без использования
программно-целевого   метода   и  отсутствие  государственных  мер  по
преодолению  сложившихся  негативных  тенденций  приведет  к  снижению
уровня национальной безопасности России в целом.

           IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка
      преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах
                           решения проблемы

     Решение  проблемы программно-целевым методом может осуществляться
по нескольким вариантам.
     Первый    вариант    предусматривает    реализацию   мероприятий,
включающих:
     объединение   усилий  и  координацию  взаимодействия  федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской  Федерации,  органов  местного самоуправления и организаций
при   разработке   и   внедрении   системы  обеспечения  химической  и
биологической  безопасности  населения  на  федеральном, региональном,
местном и объектовом уровнях;
     анализ    и    подготовку    предложений   по   совершенствованию
законодательства,     ведомственных     нормативных     правовых     и
организационно-распорядительных  актов,  информационных и методических
документов,  а  также  обоснование  предложений  по  взаимодействию  с
иностранными   государствами   в   области  обеспечения  химической  и
биологической безопасности;
     комплексные   исследования   и   мероприятия,   направленные   на
своевременное    выявление    угроз    химической    и   биологической
направленности,  оценку  опасности,  выработку  предложений  в области
обеспечения  химической  и  биологической  безопасности  и  ликвидации
последствий;
     реализацию  (в  рамках  пилотных проектов) отдельных мероприятий,
направленных на повышение надежности функционирования опасных объектов
и технического оборудования, модернизацию систем контроля, управления,
в  том  числе  автоматической  противоаварийной защиты технологических
процессов и обеспечения физической защиты опасных объектов;
     модернизацию    и    разработку    новых    комплексных   средств
индивидуальной  и  коллективной  защиты  людей  и  средств  спасения в
условиях чрезвычайной химической и (или) биологической опасности;
     координацию   и   интенсификацию   фундаментальных  и  прикладных
научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов,
усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов
и   систем   мониторинга,   предназначенных   для   методологического,
технического  и инструментального решения задач обеспечения химической
и биологической безопасности;
     совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации
кадров,  формирование  у  граждан  Российской Федерации общей культуры
обеспечения химической и биологической безопасности, включая повышение
информированности  федеральных  органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного
самоуправления  и  населения  об  опасных объектах, способах защиты от
воздействия  опасных  химических  и  биологических  факторов, мерах по
ликвидации последствий их воздействия;
     информационное   сопряжение   систем   обеспечения  химической  и
биологической  безопасности  с  ресурсами  федеральных  и региональных
структур управления в кризисных ситуациях.
     В  случае  использования  первого  варианта  решения  обсуждаемой
проблемы  учитывается  то,  что  обеспечение  химической  безопасности
наиболее   актуально  для  промышленных  районов,  ориентированных  на
производство  преимущественно  химической продукции, которое связано с
использованием в технологическом цикле хлора и аммиака.
     При  указанном  варианте  решения  проблемы приоритетами являются
развитие  и  укрепление региональной составляющей национальной системы
химической и биологической безопасности Российской Федерации.
     Для осуществления мероприятий, направленных на решение проблемы с
использованием  первого  варианта,  необходимо  финансирование за счет
средств   федерального   бюджета  (28  744,7  млн.  рублей),  бюджетов
субъектов  Российской  Федерации начиная с 2010 года (ориентировочно 3
512,5   млн.  рублей),  а  также  внебюджетных  источников  -  средств
организаций (ориентировочно 2 185,5 млн. рублей).
     Невыполнение  указанных  мероприятий значительно повышает степень
социально-экономического риска, так как в зонах возможного химического
и  биологического  поражения  проживает  более  двух  третей населения
страны.  При  этом  затраты  на  реабилитацию  территорий  в случае их
поражения  многократно  превышают  объем инвестиций для обеспечения их
устойчивого  развития.  При сохранении существующих подходов к решению
проблемы обеспечения химической и биологической безопасности экономика
Российской  Федерации  вскоре  будет  не  способна  восполнять потери,
связанные  с возникновением аварий и катастроф на опасных химических и
биологических объектах.
     В   случае   использования   второго  варианта  решения  проблемы
предусматривается   в  дополнение  к  мероприятиям,  предлагаемым  при
использовании    первого   варианта   решения   проблемы,   проведение
модернизации  и реконструкции не менее 3,6 тысячи опасных химических и
биологических объектов,  осуществление  дополнительных   санитарно   -
противоэпидемических    и    противоэпизоотических    природоохранных,
медико-оздоровительных и других  видов  мероприятий,  направленных  на
снижение критического уровня химической и биологической опасности.  На
эти мероприятия потребуется выделение средств в размере около 1  трлн.
рублей,  включая  средства  федерального  бюджета,  бюджетов субъектов
Российской Федерации и частных инвестиций.
     Преимуществом   этого  варианта  является  то,  что  он  позволит
качественно   изменить   ситуацию  путем  реконструкции,  технического
перевооружения  производств и введения новых мощностей на базе высоких
технологий,  обеспечивающих  естественную  безопасность предприятий, а
также  провести  в  полном  объеме профилактические мероприятия, в том
числе  в  природных  очагах  возможного  химического  и биологического
заражения.
     Однако   в   настоящее  время  второй  вариант  решения  проблемы
рассматривается    как    преждевременный,   так   как   осуществление
крупномасштабной и затратной Программы без проведения подготовительных
мероприятий и выработки механизмов частно-государственного партнерства
имеет высокую степень экономического риска.
     В  связи  с  этим  преимущество отдается первому варианту решения
проблемы,   в   соответствии   с   которым   предусмотрена  реализация
мероприятий,  направленных  на последовательное снижение до минимально
приемлемого    уровня   риска   воздействия   опасных   химических   и
биологических факторов на население страны, биосферу и техносферу.

          V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы
                      программно-целевым методом

     Формирование    единой    государственной   системы   обеспечения
химической   и   биологической  безопасности  Российской  Федерации  -
процесс, который может занять не менее 10 лет.
     Применение    программно-целевого   метода   по   2   комплексным
направлениям  даст  возможность  в  течение  ближайших  5  лет создать
необходимые  условия  для  противодействия  химическим и биологическим
опасностям  и  последовательного  снижения  до  минимально приемлемого
уровня  риска  воздействия опасных химических и биологических факторов
на население, биосферу и техносферу.
     На  этом  этапе  планируется осуществить ряд мероприятий, включая
совершенствование    государственного    регулирования,   контроля   и
координации    взаимодействия   на   всех   уровнях   государственной,
законодательной  и  исполнительной  власти,  повышение уровня кадровой
подготовки,  развитие нормативно-методической, научно-производственной
и   материально-технической   базы,  а  также  разработку  современных
технологий  и  реализацию  пилотных  проектов, направленных на решение
широкого  спектра  проблем,  связанных  с  обеспечением  химической  и
биологической   безопасности.   Необходимо  обеспечить  проведение  на
территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ
и  биологических  агентов,  разработать  предложения по первоочередным
мерам  в  отношении  опасных  химических  и  биологических  объектов и
территорий их дислокации.
     В  перспективе  при  условии  приложения целенаправленных усилий,
связанных  с  решением  проблем обеспечения химической и биологической
безопасности,  и  использования адекватных ресурсов можно рассчитывать
на  тиражирование  результатов,  полученных в ходе реализации пилотных
проектов,  в  отношении  большинства субъектов Российской Федерации, а
также   на   постепенное  увеличение  количества  модернизированных  и
реконструированных  опасных  производств,  внедрение новых технологий,
значительно  снижающих влияние опасных химических факторов на человека
и  среду  его  обитания,  минимизацию риска возникновения инфекционных
болезней  и  недопущение  их  распространения на территории Российской
Федерации.

             VI. Предложения по цели и задачам Программы,
           индикаторам и показателям, позволяющим оценивать
                    реализацию Программы по годам

     Выбор  приоритетов  Программы  определен Основами государственной
политики в области обеспечения химической и биологической безопасности
Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу.
     Целью Программы является последовательное снижение до приемлемого
уровня  риска  воздействия опасных химических и биологических факторов
на население, биосферу, техносферу и экологические системы.
     Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи:
     предупреждение  возникновения  источников  и очагов химического и
биологического    поражения    (заражения)    путем   систематического
мониторинга химических и биологических опасностей, контроля исполнения
законодательства  и  нормативных  документов  в  области  химической и
биологической безопасности;
     уменьшение   масштабов   потенциальных   очагов   химического   и
биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий
путем  проведения  комплекса  мер  в отношении источников химической и
биологической опасности;
     повышение   защищенности   населения  и  среды  его  обитания  от
негативных  влияний опасных химических веществ и биологических агентов
и (или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств
защиты,  разработанных  с  учетом  мониторинга опасных биологических и
химических факторов окружающей среды в зонах защитных мероприятий.
     Реализация  указанных  задач  будет  осуществляться  по следующим
приоритетным направлениям:
     первое    приоритетное    направление   предполагает   проведение
комплексного  анализа  ситуации,  сложившейся  в  области химической и
биологической  безопасности,  обеспечение  координации  взаимодействия
федеральных  органов  исполнительной  власти,  органов  исполнительной
власти    субъектов    Российской    Федерации,    органов    местного
самоуправления,  органов  управления опасными объектами и организаций,
эксплуатирующих      эти      объекты,      а     также     укрепление
материально-технической   базы   организаций,  находящихся  в  ведении
федеральных  органов  исполнительной  власти,  с учетом установившейся
практики  осуществления  контроля  (надзора)  и  мониторинга в области
обеспечения  химической  и  биологической  безопасности  в  Российской
Федерации;
     второе  приоритетное  направление предполагает проведение анализа
нормативно-методической    базы   Российской   Федерации   в   области
обеспечения   химической   и   биологической  безопасности  и  научное
обоснование предложений по ее совершенствованию;
     третье  приоритетное  направление  предполагает  снижение степени
опасности,  угроза  которой  здоровью населения, животным, растениям и
другим  живым  организмам  биосферы  исходит  от  опасных химических и
биологических    объектов,    путем    модернизации   и   технического
перевооружения  этих  объектов,  а  также  модернизации и технического
перевооружения  объектов  научно-промышленной базы, специализирующихся
на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных
видов обеспечения химической и биологической безопасности;
     четвертое  приоритетное направление предполагает развитие научных
основ  и  разработку  единых  научно-методических  подходов  в области
обеспечения   химической   и   биологической   безопасности,  а  также
технологий  и  средств  защиты  от  воздействия  опасных  химических и
биологических факторов;
     пятое  приоритетное  направление  предполагает  повышение  уровня
информированности  и  просвещения  населения,  обеспечение условий для
образования   и   подготовки   кадров,   а  также  внедрения  органами
государственной  власти  инструментов  управления  рисками негативного
воздействия  опасных  химических  и  биологических факторов окружающей
среды на биосферу и техносферу.
     По  каждому  приоритетному направлению будет осуществлен комплекс
мероприятий.
     В  рамках  первого приоритетного направления предусматривается на
основе   проведенного  комплексного  анализа  сложившейся  ситуации  в
области  химической  и биологической безопасности Российской Федерации
осуществление следующих мероприятий:
     разработка модели управления и взаимодействия, а также алгоритмов
принятия управленческих решений на объектовом, местном, региональном и
федеральном уровнях;
     создание  базовой  региональной  системы обеспечения химической и
биологической  безопасности на примере нескольких субъектов Российской
Федерации  для  последующего  тиражирования  результатов, полученных в
ходе их реализации, в отношении других регионов Российской Федерации;
     оснащение  211  организаций,  находящихся  в ведении Министерства
обороны  Российской  Федерации,  Федеральной службы по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей и благополучия человека, Федеральной службы
по    ветеринарному   и   фитосанитарному   надзору   и   Федерального
медико-биологического  агентства,  деятельность  которых направлена на
обеспечение   химической   и  биологической  безопасности,  средствами
контроля, современным оборудованием и расходными материалами;
     обеспечение  деятельности  13  центров  индикации  и  диагностики
опасных  инфекционных  болезней  и  отравлений химическими веществами,
формируемых    на   базе   федеральных   государственных   учреждений,
дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации;
     разработка  методических  документов  по  созданию  и  реализации
региональных  целевых  программ  (подпрограмм),  объектовых  планов  и
проектов, а также по организации региональных государственных комиссий
в области обеспечения химической и биологической безопасности;
     создание    системы    частно-государственного   партнерства   на
федеральном  и региональном уровнях в области обеспечения химической и
биологической  безопасности, а также разработка действенных механизмов
привлечения  для этих целей негосударственных финансовых, материальных
и иных ресурсов;
     разработка   и   реализация   комплекса  организационно-правовых,
экономических    и   иных   мер   по   выводу   (перебазированию)   из
густонаселенных  районов  Российской  Федерации,  либо  реформированию
(ликвидации),  либо временной остановке деятельности опасных объектов,
функционирование  которых  создает систематическую угрозу химической и
биологической безопасности;
     оценка   существующего  уровня  обеспеченности  производственного
персонала  химически  и биологически опасных производств и объектов, а
также  гражданского  населения,  проживающего  и  работающего  в зонах
техногенных рисков, средствами индивидуальной и коллективной защиты от
воздействия  поражающих  факторов  химической и биологической природы,
иными  средствами  материально-технического и других видов обеспечения
химической и биологической безопасности;
     защита    имущественных    интересов   государства,   инвесторов,
собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников
инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической
и биологической безопасности;
     совершенствование   системы   страхования  рисков,  в  том  числе
формирование  и  внедрение  механизма  оптимизации страховых тарифов с
учетом  угроз  нарушения прав и законных интересов третьих лиц в сфере
обеспечения химической и биологической безопасности.
     В  рамках  второго  приоритетного  направления  предусматривается
осуществление следующих мероприятий:
     разработка  и утверждение единых критериев и методической базы по
определению  и  категорированию  уровней  химической  и  биологической
опасности объектов, территорий и природных явлений;
     проведение  инвентаризации  опасных  объектов,  включая оценку их
состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а
также определение потребностей в замене и освежении запасов российских
средств  защиты  от  воздействия  опасных  химических  и биологических
факторов;
     разработка   федерального   и   региональных   перечней   опасных
химических  и  биологических  объектов  с выделением критически важных
объектов  (в  составе утвержденного перечня критически важных объектов
Российской Федерации).
     Кроме того, необходимо осуществить следующие мероприятия:
     обоснование   и   подготовка   методом   сравнительного   анализа
предложений   по   совершенствованию  нормативно-методической  базы  в
области обеспечения химической и биологической безопасности;
     разработка   методики   обоснования   требований   химической   и
биологической  безопасности  при  подготовке национальных стандартов и
стандартов организаций в отношении отдельных процессов производства;
     разработка   и   обоснование   требования   к   процедуре  оценки
соответствия отдельных видов средств защиты;
     усовершенствование  системы сертификации работ по охране труда на
опасных объектах.
     В  рамках  третьего  приоритетного  направления предусматривается
осуществление следующих мероприятий:
     проведение  модернизации  и техническое перевооружение 22 опасных
химических объектов (в рамках пилотных проектов);
     создание   федеральных   центров   в  области  материаловедческих
проблем, разработки безопасных технологий ликвидации химически опасных
отходов,   технического   перевооружения   отдельных   гальванических,
кислотных, хлорных, аммиачных производств;
     реализация  пилотных  проектов  по строительству производственных
мощностей    для    выпуска    современного    химико-технологического
оборудования,    включая    производство    чиллеров   и   гидролизных
анодно-катодных  комплексов,  модернизацию жидкостно-хлорных городских
станций водоочистки;
     создание        интегрированного        научно-производственного,
опытно-экспериментального,    конструкторского    и   технологического
комплекса,    включающего   функции   центра   трансфера   технологий,
обеспечения  подготовки  кадров  и  механизмов частно-государственного
партнерства в интересах обеспечения химической безопасности;
     разработка  государственных  стандартных  образцов и банка данных
химически опасных загрязнителей и методик их анализа;
     обеспечение   сохранности  национальных  и  объектовых  коллекций
патогенных микроорганизмов;
     проведение  модернизации  51  объекта  научно-промышленной  базы,
специализирующейся    на    выпуске    российских   систем   (средств)
материально-технического   и   иных  видов  обеспечения  химической  и
биологической безопасности;
     выполнение  разработок  и  поддержание  мобилизационных  запасов,
мобилизационной  готовности  и  мобилизационных мощностей организаций,
деятельность которых связана с обеспечением химической и биологической
безопасности  на  уровне,  обеспечивающем  адекватное  противодействие
современным угрозам;
     создание  базы  данных  по  оценке  эффективности  действующих  и
внедряемых мер безопасности в отношении групп опасных объектов;
     разработка  технологий,  материалов, комплектующих и других видов
продукции,   снижающих   риск   опасного   воздействия   химических  и
биологических факторов;
     создание  и  внедрение новых региональных систем предупреждения и
оповещения населения;
     внедрение  современных  методов  и  технических средств контроля,
управления,  мониторинга и обеспечения безопасных условий эксплуатации
объектов, осуществляющих сложные химико-технологические процессы;

Страницы: 1  2  


Оглавление