Страницы: 1 2 РАСПОРЯЖЕНИЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ 28 января 2008 г. N 74-р (Д) 1. Утвердить прилагаемую Концепцию федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)". 2. Определить: государственным заказчиком - координатором федеральной целевой программы "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" (далее - Программа) - Минздравсоцразвития России; государственными заказчиками Программы - Минздравсоцразвития России, Минобороны России, Минсельхоз России, МЧС России, Роспотребнадзор, Россельхознадзор, Роспром и ФМБА России. 3. Установить, что предельный (прогнозный) объем финансирования Программы за счет средств федерального бюджета составляет 28744,7 млн. рублей (в ценах соответствующих лет). 4. Минздравсоцразвития России обеспечить разработку проекта Программы и внесение его в установленном порядке в Правительство Российской Федерации. Председатель Правительства Российской Федерации В.ЗУБКОВ 28 января 2008 г. N 74-р УТВЕРЖДЕНА распоряжением Правительства Российской Федерации от 28 января 2008 года N 74-р КОНЦЕПЦИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)" I. Обоснование соответствия проблемы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации и целей Программы приоритетным задачам социально-экономического развития Российской Федерации Обеспечение химической и биологической безопасности на территории Российской Федерации может быть достигнуто в результате своевременного и эффективного выполнения федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации организационных, санитарно-противоэпидемических, ветеринарных, фитосанитарных и инженерно-технических мероприятий, направленных на полную нейтрализацию и (или) уменьшение до уровня предельно допустимых концентраций биологических и химических факторов окружающей среды и предусмотренных федеральными законами и нормативными правовыми актами. Состояние дел в различных сферах обеспечения химической и биологической безопасности позволяет сделать вывод, что защищенность населения и среды его обитания на территории Российской Федерации от опасных биологических и химических факторов не доведена до уровня, при котором отсутствуют недопустимые риски причинения вреда жизни и здоровью людей, окружающей среде и техносфере. На фоне значительного ухудшения санитарно-эпидемиологической, ветеринарно-санитарной, фитосанитарной и экологической обстановки в Российской Федерации, а также упадка ее биотехнологической и химической промышленности появились новые биологические и химические угрозы для национальной безопасности страны. Стало очевидным, что нужно быть готовым к: трансграничным заносам на территорию Российской Федерации известных и неизвестных ранее неэндемичных патогенов и экопатогенов; несанкционированному использованию в сельскохозяйственной практике различных средств защиты растений и агрохимикатов, а также потенциально опасных генно-инженерно-модифицированных организмов, которые не прошли соответствующих испытаний и неизвестны специализированным службам государственного надзора Российской Федерации; применению на территории Российской Федерации опасных и особо опасных биологических агентов и химических веществ в террористических целях; применению против Российской Федерации различных видов химического и биологического оружия, предназначенного для смертельного поражения или причинения иного вреда, созданного за рубежом на базе новейших достижений в области геномики, протеомики, генной инженерии патогенов, экопатогенов, а также органической и неорганической химии. Целью государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на биосферу, техносферу и экологическую систему. Основу государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности составляют совершенствование и упрочение системы химической и биологической безопасности в Российской Федерации. Реализация государственной политики по обеспечению химической и биологической безопасности достигается путем функционирования единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации, предусматривающей категорирование, прогнозирование, предупреждение и парирование угроз химической и биологической безопасности, ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций в результате воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды. В Российской Федерации в настоящее время функционирует свыше 10 тыс. потенциально опасных химических объектов, относящихся к топливно-энергетическому комплексу, цветной и черной металлургии, химической, целлюлозно-бумажной, пищевой и другим отраслям промышленности и сельского хозяйства (при этом 70 процентов из них расположены в 146 городах с населением более 100 тыс. человек). Подавляющее большинство этих объектов было построено и введено в эксплуатацию 40 - 50 лет назад. При нормативных сроках эксплуатации до 15 лет химико-технологическое оборудование к настоящему времени многократно выслужило свои сроки, морально устарело и физически изношено. На территории Российской Федерации в атмосферный воздух ежегодно продолжает поступать около 20 млн. тонн химических веществ, а накопленные токсичные отходы составили более 84 млн. тонн. По данным международных организаций, 75 процентов всех смертельных случаев, возникающих в результате аварий, связаны с воздействием химических факторов. Тем не менее число потенциально опасных химических объектов, имеющих запредельную выработку проектного ресурса, неуклонно растет. Объемы затрат на модернизацию, реконструкцию, вывод их из эксплуатации могут достигать 7 процентов валового внутреннего продукта. Следует учесть, что затраты на ликвидацию последствий аварий и катастроф в 10 - 15 раз выше затрат, необходимых для превентивных мер. Ежегодно на пожарах в стране гибнет более 15 тыс. человек, при этом большая часть - от воздействия опасных химических веществ, образующихся в результате горения. Прогнозные оценки на ближайшую перспективу показывают, что тенденция повышения вероятности аварий химической природы в ближайшем будущем будет сохраняться. Загрязнение вредными химическими веществами атмосферного воздуха, воздуха рабочей зоны, питьевой воды, почвы, продуктов питания и пищевого сырья свидетельствует о том, что проблема химической безопасности является одной из важнейших в области охраны здоровья населения. Необходимо отметить, что к числу приоритетных загрязнителей (взвешенные вещества, оксиды азота, углерода, серы, полиароматические углеводы и тяжелые металлы), за которыми ведется наблюдение, следует также отнести суперэкотоксиканты, например полихлорированные бифенилы и диоксины. Несмотря на то что при проведении специальных скрининговых исследований указанные стойкие органические вещества, отнесенные к опасным, определяются в объектах внешней среды практически повсеместно, до сих пор в стране не создана необходимая методическая и материально-техническая база для их количественного определения и мониторинга. Ситуация усугубляется тем, что в настоящее время в Российской Федерации официально не утверждены единая федеральная классификация токсичности химических веществ и перечни химических веществ, представляющих наибольшую опасность. Не разработаны единые критерии и методическая база по определению и категорированию уровней химической опасности объектов, территорий и природных явлений. Не проведена инвентаризация химически и биологически опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребности в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических факторов окружающей среды. Требуют уточнения федеральные и региональные перечни опасных химических и биологических объектов Российской Федерации с указанием критически важных объектов. Коренному изменению взглядов на химическую опасность в России и ее место в ряду других видов техногенной опасности послужили крупномасштабные аварии на зарубежных химических предприятиях, которые унесли жизни сотен тысяч человек (Бхопал, Фликсборо, Мехико, Ионава, Севезо). Нормативные правовые акты в области обеспечения химической и биологической безопасности, в том числе отраслевого уровня, подлежат гармонизации с международными актами в этой области. Население страны недостаточно обеспечено необходимыми средствами индивидуальной защиты от опасных химических веществ. Заложенные на хранение средства предназначены для защиты населения от боевых отравляющих веществ в военное время и могут быть лишь ограниченно использованы в мирное время (при техногенных авариях, природных катастрофах и террористических актах на потенциально опасных объектах). Требуется повышение уровня и интенсификация фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической безопасности. Обеспечение химической безопасности нацелено прежде всего на решение проблем, связанных с антропогенным воздействием на население и окружающую среду. Основной подход к снижению химической опасности многочисленных объектов, включая повышение их антитеррористической устойчивости, базируется на принципе естественной безопасности, присущей самим объектам. Определены четыре стратегии обеспечения химической безопасности: уменьшение объемов опасных веществ; замена веществ менее опасными; использование веществ в менее опасном состоянии; проектирование объектов с наименьшим уровнем сложности, менее чувствительных к ошибкам или несанкционированным воздействиям. Кроме того, значительное внимание уделяется вопросам превентивной защиты персонала объектов и населения и, прежде всего, созданию эффективных средств индивидуальной и коллективной защиты человека. Указанные меры в числе других должны быть приняты для реализации требований Указа Президента Российской Федерации от 13 сентября 2004 г. N 1167 "О неотложных мерах по повышению эффективности борьбы с терроризмом", направленных на предупреждение и предотвращение террористических проявлений, связанных с применением или угрозой применения химических, токсических, отравляющих, сильнодействующих и ядовитых веществ. Таким образом, предусматриваемые федеральной целевой программой "Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009 - 2013 годы)" (далее - Программа) программно-целевые мероприятия по обеспечению химической безопасности целесообразно сгруппировать в комплексное направление (отдельный раздел). Необходимость решения проблемы обеспечения биологической безопасности обусловлена сохраняющейся угрозой заноса, возникновения и распространения опасных и особо опасных инфекций, связанной с неблагополучной эпидемиологической ситуацией в мире (по данным Всемирной организации здравоохранения, в течение 2 последних лет зарегистрировано более 70 непредвиденных крупных вспышек инфекционных болезней), наличием стойких природных очагов особо опасных инфекций на территории Российской Федерации и сопредельных государств. По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире ежегодно умирает от инфекционных болезней, вызванных патогенами, свыше 16 млн. человек. Эпидемиологи подсчитали, что за последние 50 лет в военных конфликтах на земном шаре погибли около 25 млн. человек, в то время как только от 5 инфекций (синдром приобретенного иммунодефицита, малярия, туберкулез и гепатиты B и C) умерли свыше 200 млн. человек. В Российской Федерации ежегодно регистрируется около 40 млн. случаев инфекционных заболеваний. При этом экономический ущерб, наносимый инфекционными болезнями, составляет свыше 18 млрд. рублей в год. В Российской Федерации остается напряженной ситуация, связанная с заболеваемостью клещевым вирусным энцефалитом (за 7 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года заболеваемость выросла на 10,9 процента), клещевым боррелиозом (в 2006 году по сравнению с 2005 годом заболеваемость выросла на 7,6 процента), расширяется ареал распространения этих инфекций. За последние 7 лет отмечается активизация природных очагов Крымской геморрагической лихорадки в субъектах Российской Федерации Южного федерального округа, в которых в 2006 году переболели указанным заболеванием 200 человек по сравнению с 137 человеками в 2005 году, за 8 месяцев 2007 года по сравнению с аналогичным периодом 2006 года в 2 раза выросла заболеваемость лихорадкой Западного Нила. Сохраняется сложная ситуация, связанная с заболеваемостью бешенством, от которого в 2005 году погибло 14 человек. Ежегодно в Российской Федерации регистрируется до 500 случаев заболеваний впервые выявленным бруцеллезом, вновь стали регистрироваться завозные случаи заболеваний тропической малярией и холерой. В последние годы отмечается высокий уровень заболеваемости геморрагической лихорадкой с почечным синдромом в связи с активизацией природных очагов преимущественно на территориях Приволжского и Уральского федеральных округов, где находятся самые активные природные очаги этой инфекции. Так, только за первые 3 месяца 2007 года на территории 4 субъектов Центрального федерального округа Российской Федерации было зарегистрировано 587 случаев геморрагической лихорадки с почечным синдромом. Сохраняются стойкие природные очаги чумы на территории Южного и Сибирского федеральных округов (Республика Алтай, Республика Дагестан, Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-Черкесская Республика, Республика Тыва, Астраханская область), в которых ежегодно регистрируются эпизоотии чумы среди грызунов. Сохраняется неблагоприятная эпизоотическая ситуация, связанная с заболеванием ящуром сельскохозяйственных животных (Амурская область, Хабаровский и Приморский края). При этом отмечены случаи указанной болезни, вызванные вирусом ящура типа Азия-1, ранее не регистрируемые на территории Российской Федерации. В 2007 году был зафиксирован рост заболеваемости бешенством животных и людей, значительно ухудшилась ситуация, связанная с болезнью Ньюкасла птиц, продолжается регистрация населенных пунктов, где выявлены случаи классической чумы свиней. При этом необходимо отметить, что затраты на ликвидацию вспышки классической чумы свиней только в одном свиноводческом комплексе составляют в среднем не менее 10 млн. рублей. Серьезную угрозу национальной безопасности Российской Федерации представляют эпидемические и эпизоотические вспышки новых и вновь возникающих инфекционных болезней (тяжелый острый респираторный синдром, грипп птиц и др.), большинство которых характеризуется внезапностью возникновения, высокой смертностью, отсутствием специфических методов диагностики и лечения, а также значительным уровнем затрат на проведение противоэпидемических и противоэпизоотических мероприятий. В последние годы в ряде субъектов Российской Федерации сложилась неблагоприятная ситуация, связанная с массовым падежом дикой и домашней птицы в результате заболевания, вызванного высокопатогенным вирусом гриппа типа A (H5N1), близкородственным к штаммам, вызвавшим заболевания среди людей в странах Юго-Восточной и Западной Азии с высокой смертностью (более 50 процентов заболевших). Для обеспечения профилактических мероприятий с учетом периодичности энзоотичных процессов в природных очагах и снижения заболеваемости необходима разработка новых современных средств диагностики и более эффективных и малореактогенных препаратов для вакцинации. Особое внимание должно быть уделено потенциально опасным биологическим объектам, то есть организациям, в которых проводятся работы с опасными биологическими материалами и агентами. На территории Российской Федерации осуществляют свою деятельность, связанную с возбудителями инфекционных заболеваний 1-й и 2-й групп патогенности, свыше 160 организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти. В целях предупреждения несанкционированного доступа к биологическим материалам и агентам, обеспечения безопасности работающего персонала и населения требуется совершенствование систем обеспечения биологической безопасности на указанных объектах, включая разработку современных средств защиты. Особого внимания требует вопрос обеспечения сохранности коллекций, депонирующих патогенные микроорганизмы (возбудители опасных и особо опасных инфекционных заболеваний человека, животных и растений), 8 из которых в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 июня 1996 г. N 725-47 имеют статус Национальных коллекций микроорганизмов. Необходимо отметить, что последние научные достижения в области биологии, генной инженерии и биотехнологии сделали более доступными технологии культивирования возбудителей инфекционных болезней, получения опасных продуктов их жизнедеятельности (токсинов), а также технологии создания генно-инженерно-модифицированных организмов. В связи с тем что технологии создания генно-инженерно-модифицированных организмов крайне несовершенны, существует потенциальная опасность получения их вредоносных форм, которые потенциально опасны для здоровья человека и животных, а также для биологического разнообразия растений. Например, пока еще плохо изучены последствия потребления продуктов питания и кормов для животных, в состав которых входят белки и другие биологически активные вещества генно - инженерно - модифицированных организмов. Таким образом, предусматриваемые Программой программно-целевые мероприятия по обеспечению биологической безопасности также целесообразно сгруппировать в комплексное направление (отдельный раздел). Решение проблем обеспечения химической и биологической безопасности осуществляется органами государственной власти Российской Федерации в пределах своих полномочий, однако, в связи с масштабностью, сложностью и многообразием указанных проблем необходима выработка единой методологии создания национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации, представленной в настоящее время разрозненными организациями и службами надзора. Следует отметить, что Соединенные Штаты Америки и другие развитые зарубежные страны практически завершили переход к созданию государственных систем химической и биологической безопасности, которые являются составными элементами общей системы безопасности. II. Обоснование целесообразности решения проблемы программно-целевым методом Использование программно-целевого метода при создании национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации предусмотрено Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу, утвержденными поручением Президента Российской Федерации от 4 декабря 2003 г. N Пр-2194, Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2005 г. N 303 "О разграничении полномочий федеральных органов исполнительной власти в области обеспечения биологической и химической безопасности Российской Федерации", поручениями Президента Российской Федерации от 28 сентября 2005 г. N К-3182 и от 29 марта 2006 г. N Пр-502. Необходимость комплексного решения проблем организации обеспечения химической и биологической безопасности программно-целевым методом обусловлена следующими объективными причинами: масштабность, сложность и многообразие проблем обеспечения химической и биологической безопасности, предполагающие разработку и осуществление комплекса программных мероприятий, взаимоувязанных по конкретным задачам, ресурсам, срокам реализации и исполнителям; необходимость выполнения в рамках единой программы крупных по объему и требующих длительных сроков реализации инвестиционных и научно-технических проектов; потребность в координации усилий федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций. III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Решение проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, без использования программно-целевого метода приведет к увеличению негативного влияния опасных химических веществ и биологических агентов на население, биосферу и техносферу. Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, в настоящее время в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов функционирует более 3,6 тысячи опасных химических объектов. Суммарная площадь, на которой может возникнуть очаг химического заражения в результате возможных аварий на этих объектах, составляет 300 тыс. кв. километров (с населением 54 млн. человек). Растет вероятность аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе. При этом разброс обеспеченности населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами индивидуальной защиты (большинство из которых не соответствует современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости от региона. Для модернизации, реконструкции или вывода из эксплуатации большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности. В настоящее время 50 процентов химически опасных объектов в Российской Федерации - это организации, применяющие хлор или аммиак. Промышленная безопасность объекта в большей степени зависит как от физического состояния технологических систем, так и от массы заправленного в систему аммиака. В этой связи необходимо создавать новые системы с малой массой аммиака в единичном блоке, в частности автономных машин - чиллеров с малой удельной аммиакоемкостью (до 50 - 100 г/кВт). Общая потребность в чиллерах в России превышает 5 тыс. машин. В настоящее время российская промышленность таких машин не изготавливает. Вместе с тем в разрабатываемых проектах предусматривается использование чиллеров зарубежного производства. Каждый такой проект делает российскую промышленность все более зависимой от западных стран. Настоящая Концепция предусматривает разработку программных мероприятий по изготовлению автономных чиллеров в Российской Федерации. В случае если не будут проведены комплексные программные мероприятия, более широко распространятся природные очаги инфекционных болезней, указанных в разделе I настоящей Концепции. На фоне усиления негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду формируется ситуация, при которой снижается готовность к парированию новых и вновь возникающих биологических и химических угроз в связи с отсутствием современных средств защиты, в том числе средств диагностики, профилактики и лечения. Отказ от использования программно-целевого метода при решении проблем по обеспечению химической и биологической безопасности может привести к значительному отставанию научных исследований в области создания новых веществ и материалов, усовершенствования существующих и создания новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности, исследований новых видов опасных воздействий биологической и химической природы на человека и окружающую среду, не позволит провести комплексные прикладные исследования, направленные на управление рисками негативного воздействия опасных биоагентов и химических веществ на население и другие объекты биосферы, техносферу, а также обосновать необходимую нормативную, правовую и методическую базу. При этом низкие темпы развития и внедрения критических технологий в области систем жизнеобеспечения и средств защиты человека, объектов инфраструктуры и территорий от поражающих факторов химической и биологической природы приведут к еще большему отставанию российских средств химической и биологической защиты по сравнению с аналогичными средствами, применяемыми за границей. Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и прежде всего критически важных для национальной экономики объектов, включая объекты, функционирующие в особый период, а также разрушению уникальной научно-исследовательской, приборно-стендовой базы организаций по разработке и производству средств защиты и другой высокотехнологичной продукции. Так, значительный ущерб обеспечению безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации. Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы и отсутствие действенных мер по ее повсеместному внедрению способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека. Около 211 организаций надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности нуждаются в оснащении средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами в целях мониторинга состояния здоровья населения и окружающей среды. Используемые в настоящее время методы диагностики особо опасных инфекций требуют жестких стационарных условий для проведения исследований и существенных затрат времени для получения результата. В этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики особо опасных инфекций требуется создать автономные, высокопроизводительные гибкие информационно-аналитические системы, базирующиеся на сканировании наследственного материала (геномов) патогенов и других опасных биоагентов. Одновременное развитие комплементарных аналитических методов позволит проводить не только быструю индикацию и дифференцированную детекцию возбудителей особо опасных инфекций и их токсинов, но и определять устойчивость возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам. Для своевременного реагирования в случае возникновения массовых отравлений и инфекционных болезней с целью недопущения их распространения на территории Российской Федерации необходимо обеспечение деятельности сети центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации (всего 13 центров). Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов. Решение всего спектра проблем обеспечения химической и биологической безопасности невозможно только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отсутствие должной координации и дублирование отдельных направлений деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к нерациональному и неэффективному расходованию средств федерального бюджета. Следует обратить особое внимание на тот факт, что отсутствие в стране интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих химические и биологические угрозы, не позволяет обеспечить эффективное планирование комплексных мер противодействия таким угрозам. Это снижает эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения, других объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического и биологического характера. Таким образом, в случае неиспользования программно-целевого метода с высокой вероятностью прогнозируется развитие ситуации, характеризующейся: санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием; потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта; неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и хозяйствующих субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению химической и биологической безопасности; затруднением исполнения международных обязательств из-за отсутствия гармонизированных подходов к обеспечению химической и биологической безопасности; снижением инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее регионов. Дальнейшее развитие рассматриваемой ситуации без использования программно-целевого метода и отсутствие государственных мер по преодолению сложившихся негативных тенденций приведет к снижению уровня национальной безопасности России в целом. IV. Возможные варианты решения проблемы, оценка преимуществ и рисков, возникающих при различных вариантах решения проблемы Решение проблемы программно-целевым методом может осуществляться по нескольким вариантам. Первый вариант предусматривает реализацию мероприятий, включающих: объединение усилий и координацию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций при разработке и внедрении системы обеспечения химической и биологической безопасности населения на федеральном, региональном, местном и объектовом уровнях; анализ и подготовку предложений по совершенствованию законодательства, ведомственных нормативных правовых и организационно-распорядительных актов, информационных и методических документов, а также обоснование предложений по взаимодействию с иностранными государствами в области обеспечения химической и биологической безопасности; комплексные исследования и мероприятия, направленные на своевременное выявление угроз химической и биологической направленности, оценку опасности, выработку предложений в области обеспечения химической и биологической безопасности и ликвидации последствий; реализацию (в рамках пилотных проектов) отдельных мероприятий, направленных на повышение надежности функционирования опасных объектов и технического оборудования, модернизацию систем контроля, управления, в том числе автоматической противоаварийной защиты технологических процессов и обеспечения физической защиты опасных объектов; модернизацию и разработку новых комплексных средств индивидуальной и коллективной защиты людей и средств спасения в условиях чрезвычайной химической и (или) биологической опасности; координацию и интенсификацию фундаментальных и прикладных научно-исследовательских работ по созданию новых веществ и материалов, усовершенствованию существующих и созданию новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности; совершенствование системы подготовки, переподготовки и аттестации кадров, формирование у граждан Российской Федерации общей культуры обеспечения химической и биологической безопасности, включая повышение информированности федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и населения об опасных объектах, способах защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов, мерах по ликвидации последствий их воздействия; информационное сопряжение систем обеспечения химической и биологической безопасности с ресурсами федеральных и региональных структур управления в кризисных ситуациях. В случае использования первого варианта решения обсуждаемой проблемы учитывается то, что обеспечение химической безопасности наиболее актуально для промышленных районов, ориентированных на производство преимущественно химической продукции, которое связано с использованием в технологическом цикле хлора и аммиака. При указанном варианте решения проблемы приоритетами являются развитие и укрепление региональной составляющей национальной системы химической и биологической безопасности Российской Федерации. Для осуществления мероприятий, направленных на решение проблемы с использованием первого варианта, необходимо финансирование за счет средств федерального бюджета (28 744,7 млн. рублей), бюджетов субъектов Российской Федерации начиная с 2010 года (ориентировочно 3 512,5 млн. рублей), а также внебюджетных источников - средств организаций (ориентировочно 2 185,5 млн. рублей). Невыполнение указанных мероприятий значительно повышает степень социально-экономического риска, так как в зонах возможного химического и биологического поражения проживает более двух третей населения страны. При этом затраты на реабилитацию территорий в случае их поражения многократно превышают объем инвестиций для обеспечения их устойчивого развития. При сохранении существующих подходов к решению проблемы обеспечения химической и биологической безопасности экономика Российской Федерации вскоре будет не способна восполнять потери, связанные с возникновением аварий и катастроф на опасных химических и биологических объектах. В случае использования второго варианта решения проблемы предусматривается в дополнение к мероприятиям, предлагаемым при использовании первого варианта решения проблемы, проведение модернизации и реконструкции не менее 3,6 тысячи опасных химических и биологических объектов, осуществление дополнительных санитарно - противоэпидемических и противоэпизоотических природоохранных, медико-оздоровительных и других видов мероприятий, направленных на снижение критического уровня химической и биологической опасности. На эти мероприятия потребуется выделение средств в размере около 1 трлн. рублей, включая средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и частных инвестиций. Преимуществом этого варианта является то, что он позволит качественно изменить ситуацию путем реконструкции, технического перевооружения производств и введения новых мощностей на базе высоких технологий, обеспечивающих естественную безопасность предприятий, а также провести в полном объеме профилактические мероприятия, в том числе в природных очагах возможного химического и биологического заражения. Однако в настоящее время второй вариант решения проблемы рассматривается как преждевременный, так как осуществление крупномасштабной и затратной Программы без проведения подготовительных мероприятий и выработки механизмов частно-государственного партнерства имеет высокую степень экономического риска. В связи с этим преимущество отдается первому варианту решения проблемы, в соответствии с которым предусмотрена реализация мероприятий, направленных на последовательное снижение до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население страны, биосферу и техносферу. V. Ориентировочные сроки и этапы решения проблемы программно-целевым методом Формирование единой государственной системы обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации - процесс, который может занять не менее 10 лет. Применение программно-целевого метода по 2 комплексным направлениям даст возможность в течение ближайших 5 лет создать необходимые условия для противодействия химическим и биологическим опасностям и последовательного снижения до минимально приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу и техносферу. На этом этапе планируется осуществить ряд мероприятий, включая совершенствование государственного регулирования, контроля и координации взаимодействия на всех уровнях государственной, законодательной и исполнительной власти, повышение уровня кадровой подготовки, развитие нормативно-методической, научно-производственной и материально-технической базы, а также разработку современных технологий и реализацию пилотных проектов, направленных на решение широкого спектра проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности. Необходимо обеспечить проведение на территории Российской Федерации мониторинга опасных химических веществ и биологических агентов, разработать предложения по первоочередным мерам в отношении опасных химических и биологических объектов и территорий их дислокации. В перспективе при условии приложения целенаправленных усилий, связанных с решением проблем обеспечения химической и биологической безопасности, и использования адекватных ресурсов можно рассчитывать на тиражирование результатов, полученных в ходе реализации пилотных проектов, в отношении большинства субъектов Российской Федерации, а также на постепенное увеличение количества модернизированных и реконструированных опасных производств, внедрение новых технологий, значительно снижающих влияние опасных химических факторов на человека и среду его обитания, минимизацию риска возникновения инфекционных болезней и недопущение их распространения на территории Российской Федерации. VI. Предложения по цели и задачам Программы, индикаторам и показателям, позволяющим оценивать реализацию Программы по годам Выбор приоритетов Программы определен Основами государственной политики в области обеспечения химической и биологической безопасности Российской Федерации на период до 2010 года и дальнейшую перспективу. Целью Программы является последовательное снижение до приемлемого уровня риска воздействия опасных химических и биологических факторов на население, биосферу, техносферу и экологические системы. Для достижения цели Программы необходимо решить следующие задачи: предупреждение возникновения источников и очагов химического и биологического поражения (заражения) путем систематического мониторинга химических и биологических опасностей, контроля исполнения законодательства и нормативных документов в области химической и биологической безопасности; уменьшение масштабов потенциальных очагов химического и биологического поражения и суммарных площадей зон защитных мероприятий путем проведения комплекса мер в отношении источников химической и биологической опасности; повышение защищенности населения и среды его обитания от негативных влияний опасных химических веществ и биологических агентов и (или) снижение уровня их влияния путем внедрения современных средств защиты, разработанных с учетом мониторинга опасных биологических и химических факторов окружающей среды в зонах защитных мероприятий. Реализация указанных задач будет осуществляться по следующим приоритетным направлениям: первое приоритетное направление предполагает проведение комплексного анализа ситуации, сложившейся в области химической и биологической безопасности, обеспечение координации взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления опасными объектами и организаций, эксплуатирующих эти объекты, а также укрепление материально-технической базы организаций, находящихся в ведении федеральных органов исполнительной власти, с учетом установившейся практики осуществления контроля (надзора) и мониторинга в области обеспечения химической и биологической безопасности в Российской Федерации; второе приоритетное направление предполагает проведение анализа нормативно-методической базы Российской Федерации в области обеспечения химической и биологической безопасности и научное обоснование предложений по ее совершенствованию; третье приоритетное направление предполагает снижение степени опасности, угроза которой здоровью населения, животным, растениям и другим живым организмам биосферы исходит от опасных химических и биологических объектов, путем модернизации и технического перевооружения этих объектов, а также модернизации и технического перевооружения объектов научно-промышленной базы, специализирующихся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; четвертое приоритетное направление предполагает развитие научных основ и разработку единых научно-методических подходов в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также технологий и средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов; пятое приоритетное направление предполагает повышение уровня информированности и просвещения населения, обеспечение условий для образования и подготовки кадров, а также внедрения органами государственной власти инструментов управления рисками негативного воздействия опасных химических и биологических факторов окружающей среды на биосферу и техносферу. По каждому приоритетному направлению будет осуществлен комплекс мероприятий. В рамках первого приоритетного направления предусматривается на основе проведенного комплексного анализа сложившейся ситуации в области химической и биологической безопасности Российской Федерации осуществление следующих мероприятий: разработка модели управления и взаимодействия, а также алгоритмов принятия управленческих решений на объектовом, местном, региональном и федеральном уровнях; создание базовой региональной системы обеспечения химической и биологической безопасности на примере нескольких субъектов Российской Федерации для последующего тиражирования результатов, полученных в ходе их реализации, в отношении других регионов Российской Федерации; оснащение 211 организаций, находящихся в ведении Министерства обороны Российской Федерации, Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору и Федерального медико-биологического агентства, деятельность которых направлена на обеспечение химической и биологической безопасности, средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами; обеспечение деятельности 13 центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами, формируемых на базе федеральных государственных учреждений, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации; разработка методических документов по созданию и реализации региональных целевых программ (подпрограмм), объектовых планов и проектов, а также по организации региональных государственных комиссий в области обеспечения химической и биологической безопасности; создание системы частно-государственного партнерства на федеральном и региональном уровнях в области обеспечения химической и биологической безопасности, а также разработка действенных механизмов привлечения для этих целей негосударственных финансовых, материальных и иных ресурсов; разработка и реализация комплекса организационно-правовых, экономических и иных мер по выводу (перебазированию) из густонаселенных районов Российской Федерации, либо реформированию (ликвидации), либо временной остановке деятельности опасных объектов, функционирование которых создает систематическую угрозу химической и биологической безопасности; оценка существующего уровня обеспеченности производственного персонала химически и биологически опасных производств и объектов, а также гражданского населения, проживающего и работающего в зонах техногенных рисков, средствами индивидуальной и коллективной защиты от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы, иными средствами материально-технического и других видов обеспечения химической и биологической безопасности; защита имущественных интересов государства, инвесторов, собственников (балансодержателей) опасных объектов и других участников инновационно-инвестиционного процесса в области обеспечения химической и биологической безопасности; совершенствование системы страхования рисков, в том числе формирование и внедрение механизма оптимизации страховых тарифов с учетом угроз нарушения прав и законных интересов третьих лиц в сфере обеспечения химической и биологической безопасности. В рамках второго приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий: разработка и утверждение единых критериев и методической базы по определению и категорированию уровней химической и биологической опасности объектов, территорий и природных явлений; проведение инвентаризации опасных объектов, включая оценку их состояния, уточнение зон защитных мероприятий, степень оснащенности, а также определение потребностей в замене и освежении запасов российских средств защиты от воздействия опасных химических и биологических факторов; разработка федерального и региональных перечней опасных химических и биологических объектов с выделением критически важных объектов (в составе утвержденного перечня критически важных объектов Российской Федерации). Кроме того, необходимо осуществить следующие мероприятия: обоснование и подготовка методом сравнительного анализа предложений по совершенствованию нормативно-методической базы в области обеспечения химической и биологической безопасности; разработка методики обоснования требований химической и биологической безопасности при подготовке национальных стандартов и стандартов организаций в отношении отдельных процессов производства; разработка и обоснование требования к процедуре оценки соответствия отдельных видов средств защиты; усовершенствование системы сертификации работ по охране труда на опасных объектах. В рамках третьего приоритетного направления предусматривается осуществление следующих мероприятий: проведение модернизации и техническое перевооружение 22 опасных химических объектов (в рамках пилотных проектов); создание федеральных центров в области материаловедческих проблем, разработки безопасных технологий ликвидации химически опасных отходов, технического перевооружения отдельных гальванических, кислотных, хлорных, аммиачных производств; реализация пилотных проектов по строительству производственных мощностей для выпуска современного химико-технологического оборудования, включая производство чиллеров и гидролизных анодно-катодных комплексов, модернизацию жидкостно-хлорных городских станций водоочистки; создание интегрированного научно-производственного, опытно-экспериментального, конструкторского и технологического комплекса, включающего функции центра трансфера технологий, обеспечения подготовки кадров и механизмов частно-государственного партнерства в интересах обеспечения химической безопасности; разработка государственных стандартных образцов и банка данных химически опасных загрязнителей и методик их анализа; обеспечение сохранности национальных и объектовых коллекций патогенных микроорганизмов; проведение модернизации 51 объекта научно-промышленной базы, специализирующейся на выпуске российских систем (средств) материально-технического и иных видов обеспечения химической и биологической безопасности; выполнение разработок и поддержание мобилизационных запасов, мобилизационной готовности и мобилизационных мощностей организаций, деятельность которых связана с обеспечением химической и биологической безопасности на уровне, обеспечивающем адекватное противодействие современным угрозам; создание базы данных по оценке эффективности действующих и внедряемых мер безопасности в отношении групп опасных объектов; разработка технологий, материалов, комплектующих и других видов продукции, снижающих риск опасного воздействия химических и биологических факторов; создание и внедрение новых региональных систем предупреждения и оповещения населения; внедрение современных методов и технических средств контроля, управления, мониторинга и обеспечения безопасных условий эксплуатации объектов, осуществляющих сложные химико-технологические процессы; Страницы: 1 2 |