Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)")".
III. Характеристика и прогноз развития сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере без использования программно-целевого метода Решение проблем, связанных с обеспечением химической и биологической безопасности, без использования программно-целевого метода приведет к увеличению негативного влияния опасных химических веществ и биологических агентов на население, биосферу и техносферу. Прогнозируется, что без разработки и реализации комплексных превентивных мер количество опасных объектов с близкими к предельным или полностью исчерпанными техническими и технологическими ресурсами будет расти на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным Контрольного управления Президента Российской Федерации, в настоящее время в сфере промышленного, оборонно-промышленного и топливно-энергетического комплексов функционирует более 3,6 тысячи опасных химических объектов. Суммарная площадь, на которой может возникнуть очаг химического заражения в результате возможных аварий на этих объектах, составляет 300 тыс. кв. километров (с населением 54 млн. человек). Растет вероятность аварий и катастроф, связанных с широкомасштабным использованием несовершенных в отношении обеспечения химической и биологической безопасности технологий в промышленности, сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном комплексе. При этом разброс обеспеченности населения, проживающего вблизи потенциально опасных объектов, различными средствами индивидуальной защиты (большинство из которых не соответствует современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости от региона. Для модернизации, реконструкции или вывода из эксплуатации большинства опасных химических и биологических объектов необходима разработка современных технологий. В противном случае будет наблюдаться дальнейший рост технологической и производственной составляющих химической и биологической опасности. В настоящее время 50 процентов химически опасных объектов в Российской Федерации - это организации, применяющие хлор или аммиак. Промышленная безопасность объекта в большей степени зависит как от физического состояния технологических систем, так и от массы заправленного в систему аммиака. В этой связи необходимо создавать новые системы с малой массой аммиака в единичном блоке, в частности автономных машин - чиллеров с малой удельной аммиакоемкостью (до 50 - 100 г/кВт). Общая потребность в чиллерах в России превышает 5 тыс. машин. В настоящее время российская промышленность таких машин не изготавливает. Вместе с тем в разрабатываемых проектах предусматривается использование чиллеров зарубежного производства. Каждый такой проект делает российскую промышленность все более зависимой от западных стран. Настоящая Концепция предусматривает разработку программных мероприятий по изготовлению автономных чиллеров в Российской Федерации. В случае если не будут проведены комплексные программные мероприятия, более широко распространятся природные очаги инфекционных болезней, указанных в разделе I настоящей Концепции. На фоне усиления негативного влияния химических и биологических факторов на население и окружающую среду формируется ситуация, при которой снижается готовность к парированию новых и вновь возникающих биологических и химических угроз в связи с отсутствием современных средств защиты, в том числе средств диагностики, профилактики и лечения. Отказ от использования программно-целевого метода при решении проблем по обеспечению химической и биологической безопасности может привести к значительному отставанию научных исследований в области создания новых веществ и материалов, усовершенствования существующих и создания новых аналитических методов и систем мониторинга, предназначенных для методологического, технического и инструментального решения задач обеспечения химической и биологической безопасности, исследований новых видов опасных воздействий биологической и химической природы на человека и окружающую среду, не позволит провести комплексные прикладные исследования, направленные на управление рисками негативного воздействия опасных биоагентов и химических веществ на население и другие объекты биосферы, техносферу, а также обосновать необходимую нормативную, правовую и методическую базу. При этом низкие темпы развития и внедрения критических технологий в области систем жизнеобеспечения и средств защиты человека, объектов инфраструктуры и территорий от поражающих факторов химической и биологической природы приведут к еще большему отставанию российских средств химической и биологической защиты по сравнению с аналогичными средствами, применяемыми за границей. Отсутствие целевого финансирования будет способствовать необратимому выводу из промышленной цепочки основных производственных фондов и прежде всего критически важных для национальной экономики объектов, включая объекты, функционирующие в особый период, а также разрушению уникальной научно-исследовательской, приборно-стендовой базы организаций по разработке и производству средств защиты и другой высокотехнологичной продукции. Так, значительный ущерб обеспечению безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей индивидуальных и коллективных средств защиты реально существующим и возможным опасностям, обусловленным появлением в качестве потенциальных трансграничных поражающих факторов суперэкотоксикантов нового поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ и материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ, отличающихся направленностью действия и требующих одновременного применения различных технологий для их нейтрализации. Отсутствие системного подхода к созданию многоуровневой комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов химической и биологической природы и отсутствие действенных мер по ее повсеместному внедрению способствует сохранению высокого уровня негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека. Около 211 организаций надзорных (контрольных) органов в области обеспечения химической и биологической безопасности нуждаются в оснащении средствами контроля, современным оборудованием и расходными материалами в целях мониторинга состояния здоровья населения и окружающей среды. Используемые в настоящее время методы диагностики особо опасных инфекций требуют жестких стационарных условий для проведения исследований и существенных затрат времени для получения результата. В этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики особо опасных инфекций требуется создать автономные, высокопроизводительные гибкие информационно-аналитические системы, базирующиеся на сканировании наследственного материала (геномов) патогенов и других опасных биоагентов. Одновременное развитие комплементарных аналитических методов позволит проводить не только быструю индикацию и дифференцированную детекцию возбудителей особо опасных инфекций и их токсинов, но и определять устойчивость возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам. Для своевременного реагирования в случае возникновения массовых отравлений и инфекционных болезней с целью недопущения их распространения на территории Российской Федерации необходимо обеспечение деятельности сети центров индикации и диагностики опасных инфекционных болезней и отравлений химическими веществами на базе федеральных государственных учреждений, подведомственных Министерству обороны Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральной службе по ветеринарному и фитосанитарному надзору, Федеральному медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах Российской Федерации (всего 13 центров). Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и обслуживающего персонала может стать одной из ключевых причин нарушения правил и порядка обеспечения физической защиты опасных объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов. Решение всего спектра проблем обеспечения химической и биологической безопасности невозможно только в рамках основной деятельности федеральных органов исполнительной власти. Отсутствие должной координации и дублирование отдельных направлений деятельности в области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к нерациональному и неэффективному расходованию средств федерального бюджета. Следует обратить особое внимание на тот факт, что отсутствие в стране интегрированных автоматизированных банков данных, характеризующих химические и биологические угрозы, не позволяет обеспечить эффективное планирование комплексных мер противодействия таким угрозам. Это снижает эффективность государственного управления и регулирования в области обеспечения безопасности населения, других объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического и биологического характера. Таким образом, в случае неиспользования программно-целевого метода с высокой вероятностью прогнозируется развитие ситуации, характеризующейся: санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием; потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта; неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и хозяйствующих субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению химической и биологической безопасности; затруднением исполнения международных обязательств из-за отсутствия гармонизированных подходов к обеспечению химической и биологической безопасности; снижением инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее регионов. Дальнейшее развитие рассматриваемой ситуации без использования программно-целевого метода и отсутствие государственных мер по преодолению сложившихся негативных тенденций приведет к снижению уровня национальной безопасности России в целом. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)")".