ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)"). Распоряжение. Правительство РФ. 28.01.08 74-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

III. Характеристика и прогноз развития
       сложившейся проблемной ситуации в рассматриваемой сфере
             без использования программно-целевого метода

     Решение   проблем,   связанных   с   обеспечением   химической  и
биологической   безопасности,  без  использования  программно-целевого
метода  приведет  к  увеличению негативного влияния опасных химических
веществ и биологических агентов на население, биосферу и техносферу.
     Прогнозируется,  что  без  разработки  и  реализации  комплексных
превентивных  мер  количество опасных объектов с близкими к предельным
или  полностью  исчерпанными техническими и технологическими ресурсами
будет расти на 10 процентов ежегодно. Следует отметить, что, по данным
Контрольного  управления  Президента Российской Федерации, в настоящее
время     в     сфере    промышленного,    оборонно-промышленного    и
топливно-энергетического  комплексов  функционирует  более  3,6 тысячи
опасных  химических  объектов.  Суммарная  площадь,  на  которой может
возникнуть очаг химического заражения в результате возможных аварий на
этих  объектах,  составляет  300  тыс. кв. километров (с населением 54
млн.  человек).  Растет  вероятность  аварий  и катастроф, связанных с
широкомасштабным  использованием несовершенных в отношении обеспечения
химической  и  биологической безопасности технологий в промышленности,
сельском хозяйстве, энергетике, на транспорте и в жилищно-коммунальном
комплексе.  При  этом  разброс  обеспеченности населения, проживающего
вблизи    потенциально   опасных   объектов,   различными   средствами
индивидуальной   защиты   (большинство  из  которых  не  соответствует
современным требованиям) составляет от 8 до 74 процентов в зависимости
от региона.
     Для   модернизации,  реконструкции  или  вывода  из  эксплуатации
большинства  опасных  химических  и  биологических объектов необходима
разработка   современных   технологий.   В   противном   случае  будет
наблюдаться   дальнейший   рост   технологической  и  производственной
составляющих химической и биологической опасности.
     В  настоящее  время  50  процентов  химически  опасных объектов в
Российской Федерации - это организации, применяющие хлор или аммиак.
     Промышленная  безопасность  объекта в большей степени зависит как
от  физического  состояния  технологических  систем,  так  и  от массы
заправленного  в  систему  аммиака.  В этой связи необходимо создавать
новые  системы  с  малой массой аммиака в единичном блоке, в частности
автономных  машин - чиллеров с малой удельной аммиакоемкостью (до 50 -
100 г/кВт).
     Общая потребность в чиллерах в России превышает 5 тыс. машин.
     В  настоящее  время  российская  промышленность  таких  машин  не
изготавливает.    Вместе    с    тем    в   разрабатываемых   проектах
предусматривается  использование  чиллеров  зарубежного  производства.
Каждый   такой  проект  делает  российскую  промышленность  все  более
зависимой от западных стран.
     Настоящая   Концепция   предусматривает   разработку  программных
мероприятий   по   изготовлению   автономных   чиллеров  в  Российской
Федерации.
     В   случае   если  не  будут  проведены  комплексные  программные
мероприятия, более широко распространятся природные очаги инфекционных
болезней, указанных в разделе I настоящей Концепции.
     На  фоне  усиления негативного влияния химических и биологических
факторов  на  население  и  окружающую среду формируется ситуация, при
которой  снижается  готовность к парированию новых и вновь возникающих
биологических  и  химических  угроз  в связи с отсутствием современных
средств  защиты,  в  том  числе  средств  диагностики,  профилактики и
лечения.
     Отказ  от  использования  программно-целевого  метода при решении
проблем  по  обеспечению химической и биологической безопасности может
привести  к  значительному  отставанию  научных исследований в области
создания новых веществ и материалов, усовершенствования существующих и
создания   новых   аналитических   методов   и   систем   мониторинга,
предназначенных      для     методологического,     технического     и
инструментального решения задач обеспечения химической и биологической
безопасности,    исследований    новых   видов   опасных   воздействий
биологической  и химической природы на человека и окружающую среду, не
позволит провести комплексные прикладные исследования, направленные на
управление   рисками  негативного  воздействия  опасных  биоагентов  и
химических веществ на население и другие объекты биосферы, техносферу,
а  также  обосновать  необходимую нормативную, правовую и методическую
базу.   При   этом  низкие  темпы  развития  и  внедрения  критических
технологий   в   области  систем  жизнеобеспечения  и  средств  защиты
человека,  объектов инфраструктуры и территорий от поражающих факторов
химической  и биологической природы приведут к еще большему отставанию
российских  средств  химической  и биологической защиты по сравнению с
аналогичными средствами, применяемыми за границей.
     Отсутствие    целевого    финансирования   будет   способствовать
необратимому  выводу из промышленной цепочки основных производственных
фондов  и  прежде  всего  критически важных для национальной экономики
объектов,  включая  объекты,  функционирующие в особый период, а также
разрушению   уникальной  научно-исследовательской,  приборно-стендовой
базы  организаций по разработке и производству средств защиты и другой
высокотехнологичной  продукции.  Так,  значительный  ущерб обеспечению
безопасности страны может нанести несоответствие защитных возможностей
индивидуальных  и  коллективных  средств защиты реально существующим и
возможным    опасностям,    обусловленным    появлением   в   качестве
потенциальных  трансграничных  поражающих факторов суперэкотоксикантов
нового  поколения, отравляющих веществ, промышленных токсичных веществ
и  материалов, новых биологических агентов, а также токсичных веществ,
отличающихся   направленностью  действия  и  требующих  одновременного
применения различных технологий для их нейтрализации.
     Отсутствие   системного   подхода   к   созданию   многоуровневой
комплексной системы защиты человека от воздействия поражающих факторов
химической  и биологической природы и отсутствие действенных мер по ее
повсеместному   внедрению   способствует  сохранению  высокого  уровня
негативного влияния указанных факторов на здоровье и жизнь человека.
     Около  211  организаций надзорных (контрольных) органов в области
обеспечения   химической  и  биологической  безопасности  нуждаются  в
оснащении  средствами контроля, современным оборудованием и расходными
материалами   в  целях  мониторинга  состояния  здоровья  населения  и
окружающей среды.
     Используемые  в  настоящее время методы диагностики особо опасных
инфекций   требуют   жестких   стационарных   условий  для  проведения
исследований и существенных затрат времени для получения результата. В
этой связи в планируемом будущем для эффективной и быстрой диагностики
особо     опасных     инфекций     требуется    создать    автономные,
высокопроизводительные   гибкие  информационно-аналитические  системы,
базирующиеся   на  сканировании  наследственного  материала  (геномов)
патогенов   и   других   опасных  биоагентов.  Одновременное  развитие
комплементарных  аналитических  методов  позволит  проводить не только
быструю  индикацию  и  дифференцированную  детекцию возбудителей особо
опасных   инфекций   и  их  токсинов,  но  и  определять  устойчивость
возбудителей особо опасных инфекций к лечебным средствам.
     Для  своевременного  реагирования в случае возникновения массовых
отравлений   и   инфекционных   болезней   с   целью   недопущения  их
распространения   на   территории   Российской   Федерации  необходимо
обеспечение  деятельности сети центров индикации и диагностики опасных
инфекционных  болезней  и  отравлений  химическими  веществами на базе
федеральных  государственных учреждений, подведомственных Министерству
обороны  Российской  Федерации,  Федеральной службе по надзору в сфере
защиты  прав  потребителей и благополучия человека, Федеральной службе
по    ветеринарному    и    фитосанитарному    надзору,   Федеральному
медико-биологическому агентству, дислоцированных в федеральных округах
Российской Федерации (всего 13 центров).
     Снижение общего уровня профессиональной подготовки технического и
обслуживающего   персонала   может  стать  одной  из  ключевых  причин
нарушения  правил  и  порядка  обеспечения  физической  защиты опасных
объектов, хранения, обращения и утилизации опасных материалов.
     Решение   всего   спектра   проблем   обеспечения   химической  и
биологической   безопасности   невозможно  только  в  рамках  основной
деятельности  федеральных  органов  исполнительной  власти. Отсутствие
должной  координации и дублирование отдельных направлений деятельности
в  области обеспечения химической и биологической безопасности ведет к
нерациональному  и  неэффективному  расходованию  средств федерального
бюджета.
     Следует  обратить  особое  внимание на тот факт, что отсутствие в
стране     интегрированных     автоматизированных    банков    данных,
характеризующих   химические  и  биологические  угрозы,  не  позволяет
обеспечить  эффективное  планирование  комплексных мер противодействия
таким угрозам. Это снижает эффективность государственного управления и
регулирования  в  области  обеспечения  безопасности населения, других
объектов биосферы и техносферы в условиях нарастания угроз химического
и биологического характера.
     Таким   образом,  в  случае  неиспользования  программно-целевого
метода   с  высокой  вероятностью  прогнозируется  развитие  ситуации,
характеризующейся:
     санитарно-эпидемиологическим и экологическим неблагополучием;
     потерями человеческого капитала и валового внутреннего продукта;
     неэффективным использованием средств бюджетов различного уровня и
хозяйствующих  субъектов для решения приоритетных задач по обеспечению
химической и биологической безопасности;
     затруднением    исполнения   международных   обязательств   из-за
отсутствия  гармонизированных  подходов  к  обеспечению  химической  и
биологической безопасности;
     снижением  инвестиционной привлекательности страны и отдельных ее
регионов.
     Дальнейшее  развитие  рассматриваемой  ситуации без использования
программно-целевого   метода   и  отсутствие  государственных  мер  по
преодолению  сложившихся  негативных  тенденций  приведет  к  снижению
уровня национальной безопасности России в целом.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ХИМИЧЕСКОЙ И БИОЛОГИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (2009 - 2013 ГОДЫ)")".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа