ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.). Распоряжение. Правительство Москвы. 11.02.08 260-РП

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1. ОБОСНОВАНИЕ СООТВЕТСТВИЯ РЕШАЕМОЙ
           ПРОБЛЕМЫ И ЦЕЛЕЙ ПРОГРАММЫ ПРИОРИТЕТНЫМ ЗАДАЧАМ
           СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

     Москва в   силу   столичных   функций,   а   также  существенного
экономического потенциала представляет  собой  ключевой  в  Российской
Федерации  центр  производства  и потребления информации независимо от
способов ее передачи и распространения.  При этом уровень  интереса  к
печатным средствам массовой информации,  книгам и иной полиграфической
продукции существенно уступает уровню интереса к  телевидению,  радио,
Интернету как способам передачи информации.
     Сложившаяся ситуация меняет структуру воспринимаемой потребителем
информации.    Концепция   вещания   телевидения   и   радио   сегодня
ориентируется  преимущественно  на  экономический  результат   (прежде
всего,  рейтинг  программ,  обеспечивающий  рекламные контракты),  что
приводит  к  преобладанию  развлекательных,   музыкальных,   новостных
программ    в    ущерб   образовательным,   познавательным,   детским,
просветительским  передачам,  адресованным  телезрителю  и  слушателю,
желающему  повысить  свой  образовательный  и  культурный  уровень.  В
результате у потребителя существенно снижается интерес и потребность в
чтении полиграфической продукции, особенно среди детей и молодЕжи, так
как смотреть и слушать то, что развлекает приятнее и легче, чем читать
и  вникать  в  смысл прочитанного.  Максимальная степень независимости
телевидения и радиовещания  от  потребностей  конкретного  региона,  в
данном  случае  это  Москва,  закрепляет  вышеназванную модель теле- и
радиовещания.
     Влияние органов  власти  региона на концепции вещания федеральных
каналов практически отсутствует,  так как полномочия по лицензированию
и  контролю  за  электронными  СМИ закреплены за федеральными органами
исполнительной    власти.    Поэтому    поддержка    производства    и
распространения   информационных  продуктов  (программ,  телефильмов),
соответствующая  спросу  на  них  в  городе,  а   также   создание   и
распространение    контента,    содержание    и    качество   которого
представляется  оптимальным  для  жителей  города,  является   задачей
Правительства  Москвы  и  не  может  полностью  оставаться  в  ведении
федеральных органов исполнительной власти. Международный опыт наиболее
успешных  средств  массовых  телекоммуникаций  и  СМИ  с  точки зрения
качества и разнообразия получаемой гражданами информационной продукции
показывает,  что  используемые  в  них  модели регулирования поддержки
массовых  коммуникаций,  выбора  программной  политики   принципиально
децентрализованы  (Германия,  Бельгия  и  т.д.).  Кроме того,  вопросы
регулирования находятся  преимущественно  в  компетенции  общественных
структур (Франция, Германия, Великобритания).
     Москва является  центром  развития  СМИ  в  России.  Здесь  самый
высокий  среднегодовой  доход  у  населения,  именно Москва определяет
образ  России  в  целом,   следовательно,   город   может   и   должен
ориентироваться  в  показателях  развития телекоммуникаций и СМИ не на
среднероссийские   значения,   а   на   позиции   крупнейших   мировых
мегаполисов. При этом роль и потенциал СМИ в обеспечении имиджа города
трудно переоценить.
     Государственная политика  сегодня учитывает общемировые тенденции
развития  электронных  массовых  коммуникаций  (ключевой  из   которых
является  отделение  производства контента от способов его передачи) и
начинает ориентироваться на принцип  технологической  нейтральности  -
отсутствие   зависимости   способов   регулирования   от   технической
возможности передачи информации. Сейчас сложно прогнозировать развитие
технологий,  но можно определиться с политикой относительно содержания
информационных продуктов,  передаваемых в наиболее доступных  сетях  -
эфирном,  кабельном  вещании,  печатных СМИ.  Именно содержание играет
решающую  роль  в  воздействии  на   сознание   жителей   города,   их
образованность,  способность  к  обучению,  социальной и экономической
мобильности, способность самореализации, на качество их жизни в целом.
     Сейчас во  многом  развитие телекоммуникаций и СМИ воспринимается
как  задача,  самостоятельно  решаемая  посредством  рынка,  а   также
федерального   регулирования.   Это   создает  ситуацию,  при  которой
электронные массовые  коммуникации  -  ключевой  элемент  современного
информационного  общества,  недостаточно  ориентированы  на выполнение
задач Правительства Москвы в части информирования граждан, обеспечения
их   образовательной,   новостной,   иной   значимой   информацией   в
соответствии с политикой  города  в  сфере  воздействия  на  различные
социальные  группы.  Технологически  Москва  остается  лидером в сфере
развития телекоммуникаций  и  СМИ  по  отношению  к  регионам  России;
основные частные игроки (как операторы,  так и производители контента)
находятся  именно  в  Москве.  Однако  некоторые  субъекты  Российской
Федерации  самостоятельно,  без  федеральной  поддержки,  уже начинают
переход на цифровое вещание;  в ряде регионов характеристики  развития
электронных  СМИ  превышают  московские  (по  темпам  роста  отдельных
показателей). Политика органов власти города Москвы по отношению к СМИ
и  телекоммуникациям  часто  носит  нескоординированный характер,  что
приводит к дублированию финансирования,  в частности,  поддержке  СМИ,
чьи возможности по охвату аудитории и концепции содержания не в полной
мере соответствуют потребностям города.
     В то  же  время  сохраняется  особый  уровень доверия населения к
неэлектронным,  печатным средствам массовой информации. Информирование
населения о политике,  проводимой Правительством Москвы,  общественное
обсуждение социальных проектов,  диалог,  обратная  связь  с  жителями
города  возможны  на  страницах регулярно издаваемых газет и журналов.
Основа  технологии,  обеспечивающей   беспрепятственную   коммуникацию
печатных  СМИ  с обществом - стабильный выход периодики,  качественные
услуги типографий и распространителей. Современные технологии печати и
распространения    прессы    требуют    значительных    инвестиций   в
материально-технические средства.  Предприятия  участники  отрасли  не
обладают   собственными  оборотными  средствами  для  самостоятельного
развития  технологий  на  современном   уровне.   Участие   города   в
функционировании   полиграфической   базы,   системы   распространения
печатных СМИ,  экспедиционно-логистической системы позволяет сохранить
общий  темп  развития  отрасли  и  в  некоторой  мере  сдерживать рост
стоимости печатного слова для читателей.
     Целью программы  является  создание  в  городе Москве условий для
развития  СМИ  и  телекоммуникаций,   соответствующих   по   качеству,
доступности   и   разнообразию   лучшим   международным  образцам  при
выполнении  принципов  информационной  безопасности   и   соответствия
текущим социально-экономическим приоритетам города, а также содействие
формированию  благоприятного  образа  Москвы  посредством   проведения
целенаправленной информационной политики Правительства Москвы.
     Соответствие приоритетным целям развития. С точки зрения развития
экономики  города  темпы  развития  отрасли телекоммуникаций превышают
темпы  развития  экономики  в  целом.  С  точки  зрения   качества   и
доступности  государственных услуг телекоммуникации и СМИ выполняют не
столько  роль   информирования,   сколько   во   многом   формирования
общественного  мнения,  в  том  числе по отношению к детям,  молодежи,
пожилым людям.  В этой ситуации создание качественного информационного
продукта  и  гарантированное  доведение  его  до  москвичей становится
принципиальной   задачей   города   особенно   в   условиях   давления
информационного  потока  со стороны иностранных производителей.  Кроме
этого,  необходимость  совершенствования   механизмов   информирования
жителей  города  о деятельности Правительства Москвы,  связана также с
реализацией в городе национальных проектов,  иных  значимых  программ,
что  в  целом влияет на образ Москвы (как экономики города,  так и его
социального фона).

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЫ "РАЗВИТИЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИЙ И СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В Г. МОСКВЕ" (2009 - 2011 ГГ.)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа