Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ".
3. Характеристика сложившейся ситуации Условия для развития в городе малого и среднего предпринимательства во многом определяются спецификой Москвы как столицы Российской Федерации - центра сосредоточения науки, промышленности и финансов страны. Москва обладает рядом особенностей, благоприятных для развития предпринимательства, в том числе инновационного: 1. В Москве расположена значительная часть высших учебных заведений страны, выпускающих специалистов практически по всем специальностям, необходимым для развития экономики города. 2. Москва является крупным промышленным центром. В настоящее время в Москве функционируют свыше 1,2 тыс. крупных и более 15 тыс. малых и средних промышленных предприятий. На территории города расположено 82 производственные зоны. Общая площадь производственной застройки составляет порядка 44 млн.кв.м Промышленный потенциал города и имеющиеся резервы производственных территорий создают предпосылки для создания технопарков для размещения субъектов малого и среднего предпринимательства. 3. Москва характеризуется развитой городской инфраструктурой, наличие которой способствует успешной реализации инвестиционных проектов, в том числе проектов создания крупных городских объектов имущественной инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. 4. Москва является крупным деловым, научным и финансовым центром. В столице ежегодно проводятся международные конгрессы, конференции, симпозиумы, семинары, выставки и фестивали. В Москве функционирует развитый кредитно-финансовый рынок. Малому и среднему предпринимательству принадлежит роль одного из важнейших факторов, определяющих долговременные тенденции развития Москвы как крупнейшего города - столицы Российской Федерации. На сегодняшний день в Москве работает 208 тыс. малых предприятий, что составляет примерно четверть всей численности малых предприятий в стране. Общее число субъектов малого предпринимательства (с учетом индивидуальных предпринимателей) составляет по данным Мосгорстата 307 тыс. единиц. Численность работников малых предприятий достигла к настоящему времени 3,0 млн. человек, что составляет почти половину от общего числа занятых в Москве (6,1 млн. человек). Данный показатель (доля) значительно превышает аналогичный показатель по России в целом. По этому показателю Москва приближается к США и развитым странам Европы (50-55% занято в малом бизнесе), но более чем в 2 раза отстает от Японии, где 80% занято в малом бизнесе. В настоящее время на 1 тыс. жителей в Москве приходится примерно 20 малых предприятий. Сохраняется положительная динамика увеличения количества малых предприятий в расчете на 1 тыс. жителей. При этом имеет место устойчивая тенденция сокращения количества индивидуальных предпринимателей. Малые предприятия Москвы осуществляют деятельность во всех отраслях экономики города. Более 50% малых предприятий работают в сфере торговли и общественного питания, более 8% в строительстве, около 9% занимаются обрабатывающим производством, около 3% - заняты в финансовой сфере, деятельность около 19% связана с недвижимым имуществом и операциями с ним. Малые предприятия работают также в сферах бытового обслуживания населения, транспорта, связи, жилищно-коммунальном хозяйстве и других отраслях. Согласно данным бухгалтерской отчетности за 2006 год, общая сумма выручки малых предприятий составляет порядка 6 трлн. рублей в год. Наибольший удельный вес в общей сумме доходов малых предприятий (порядка 2/3) занимают доходы от обычных видов деятельности или выручка от реализации продукции (товаров, услуг). Малые предприятия являются важным источником налоговых поступлений. Порядка 2/3 налоговых платежей от малых предприятий поступают в федеральный бюджет, порядка 1/5 - в бюджет города Москвы, остальные поступления - во внебюджетные фонды. Общая сумма налоговых поступлений в бюджет Москвы от субъектов малого бизнеса в 2006 году составила более 50 млрд. рублей. Постоянно растет доля валовой добавленной стоимости малых предприятий в ВРП Москвы. К концу 2006 года этот показатель достиг по данным Городского информационно-аналитического центра "Московский центр развития предпринимательства" 25%. Положительные тенденции в развитии малого бизнеса в Москве: увеличение численности малых предприятий, их доходов, бюджетных поступлений - являются результатом проводимой политики, направленной на поддержку и развитие малого предпринимательства. Из года в год возрастает роль малого бизнеса в экономике города и страны в целом. В то же время имеется ряд факторов, сдерживающих развитие предпринимательства в Москве, основным из которых по-прежнему является нехватка нежилых помещений. Главным источником финансирования инвестиционных проектов (около половины общего объема инвестиций в основной капитал) в настоящее время являются собственные средства предприятий. Однако, в Москве сдерживающим фактором являются более высокие, чем в большинстве других регионов страны затраты на реализацию инвестиционных проектов, что связано, в первую очередь, с высокой стоимостью земельных, а также энергетических ресурсов. С целью решения проблемы недостатка нежилых помещений для субъектов предпринимательства в Москве формируется имущественная инфраструктура поддержки малого и среднего предпринимательства, которая в настоящее время включает в себя расположенные на территории города технопарки и многофункциональные деловые центры. Развитие имущественной инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства осуществляется в рамках реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы. В последнее время активизировалась работа по созданию многофункциональных деловых центров, центров развития предпринимательства и других объектов городского и районного значения. В 2005-2006 гг. в рамках реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы введены в эксплуатацию объекты городского значения для малого предпринимательства общей площадью 218 тыс.кв.м, в том числе: Многофункциональный деловой центр "Марьино" (Люблинская ул., 51), 1-я очередь производственных площадей Зеленоградского инновационного технологического центра "Технологическая деревня" (Зеленоград, проезд 4806, д. 5, стр. 23), 1-я очередь Многофункционального технопарка с бизнес-инкубатором (ул. Твардовского, 8), 1-я очередь Производственно-технологической зоны малого предпринимательства на базе ОАО "Метромаш" (Тагильская ул., 4), Технопарк (Варшавское шоссе, 47, корп.3). Кроме того, в 2004-2006 годах в рамках реализации Городской целевой программы по обеспечению субъектов малого предпринимательства нежилыми помещениями на 2004-2008 годы введено в эксплуатацию 1,2 млн.кв.м нежилых помещений районного значения, расположенных в шаговой доступности от мест проживания населения, в том числе около 300 тыс.кв.м в первых этажах жилых домов - новостроек. Количество нежилых помещений, используемых в настоящее время субъектами малого предпринимательства, составляет порядка 16 млн.кв.м (из которых около 2 млн.кв.м предоставляется субъектам малого предпринимательства в аренду городом Москвой). Для сравнения, площадь нежилого фонда города Москвы в целом составляет почти 172 млн.кв.м (по данным МосгорБТИ - почти 165 млн.кв.м), в том числе: на общественных территориях - 72,7 млн.кв.м, на производственных территориях - 64 млн.кв.м, встроено-пристроенные нежилые помещения - 18,9 млн.кв.м, гаражи - 9,6 млн.кв.м. С учетом численности занятых на предприятиях малого бизнеса (3,0 млн. чел.), обеспеченность занятых в малом предпринимательстве нежилыми помещениями составляет в настоящее время 5,3 кв. м на одного занятого. При этом около 50 процентов субъектов малого предпринимательства не удовлетворены имеющимися помещениями и ведут их активный поиск. В структуре существующего нежилого фонда малого предпринимательства значительную часть занимают помещения, изначально не предназначенные для использования субъектами малого предпринимательства. Это помещения, построенные в советское и постсоветское время, ни конструктивно, ни технологически не приспособленные к размещению малого бизнеса. Даже после произведенных перепланировок большинство таких помещений не соответствует всем современным требованиям и условиям ведения предпринимательской деятельности. Значительная часть малых предприятий располагается на площадях производственных предприятий города, не используемых в связи с сокращением объема выпускаемой этими предприятиями продукции. Появление в городе новых предприятий в инновационной сфере диктует новые требования к нежилым помещениям. Помещения должны отвечать современным качественным, технологическим и функциональным требованиям инновационного бизнеса, а также иметь необходимую для осуществления соответствующего вида деятельности площадь, поскольку для организации даже мелкосерийного производства инновационной продукции зачастую необходимы значительные производственные площади. Несмотря на проводимую работу по применению для малых предприятий льготных ставок арендной платы за помещения, это не решает в полном объеме проблему высоких арендных платежей за нежилые помещения для малого предпринимательства. Таким образом, проводимая органами власти города Москвы политика по поддержке и развитию малого и среднего предпринимательства в том числе должна быть направлена на использование всех перечисленных преимуществ российской столицы, устраняя или сглаживая действие факторов, препятствующих успешной деятельности в Москве малых и средних предприятий. При этом мероприятия по имущественной поддержке, заключающиеся, прежде всего, в предоставлении малым предприятиям, исходя из их потребности, реальной возможности использования либо приобретения нежилых помещений, отвечающих технологическим и функциональным требованиям соответствующего вида деятельности, должны сочетаться с мерами по формированию в городе правовых и административных условий, способствующих развитию предпринимательства. |
Фрагмент документа "О КОНЦЕПЦИИ ИМУЩЕСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ СУБЪЕКТОВ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В ГОРОДЕ МОСКВЕ".