Фрагмент документа "О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ.".
3. Ребенок в семейном окружении. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей. Семейное устройство детей и профилактическая работа с семьями. Свыше четверти всех новорожденных в Москве рождаются у женщин, не состоящих в зарегистрированном браке. На каждые девять зарегистрированных браков в городе приходится более пяти официальных разводов, в результате чего свыше 18 тыс. детей ежегодно остаются без одного из родителей. Среди всех регионов России в Москве самая высокая доля детей, получающих воспитание в семьях без одного или обоих родителей, - 34 процента. Свыше 8 тысяч московских семей с детьми до 16 лет состоят на учете по месту жительства как находящиеся в группе социального риска. 98 процентов из них составляют социальные сироты. Около трети этих детей ежегодно передаются на воспитание в специализированные учреждения для детей-сирот. Одной из основных причин кризиса института семьи являются неблагоприятные социально-экономические условия жизни. Большинство семей с детьми нуждаются в улучшении жилищных условий, испытывают потребность в дополнительной площади. Согласно подсчетам специалистов, у семей с детьми риск бедности двукратно превышает среднестатистический показатель, увеличиваясь с рождением каждого последующего ребенка. В настоящее время уровень жизни московских семей с детьми стабилизировался, более того, наблюдается положительная динамика доходов. Так, количество детей, проживающих в семьях со среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума и получающих ежемесячные пособия, за 2004-2006 гг. сократилось более чем на 33 тыс.человек, с 42,3 до 40,4 процента от общей численности детского населения мегаполиса. При этом величина прожиточного минимума в Москве за указанный период выросла более чем в полтора раза. Сохраняет свою актуальность проблема обеспечения для всех семей с детьми равного доступа к качественным социальным, медицинским, образовательным, информационным услугам. Необходимо изменение сложившихся стереотипов в отношении к детям, оставшимся без попечения родителей, с целью обеспечения их семейного устройства. Для семей с различным экономическим и социальным статусом остается актуальной проблема "отцов и детей", а именно: слабость связи поколений, трудности в передаче ценностей и традиций, неблагоприятная психологическая обстановка в семье, отсутствие понимания и общности интересов. Приоритетное внимание Правительства Москвы уделяется положению детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. На учете органов опеки и попечительства в Москве в настоящее время состоят около 9,5 тысячи детей и подростков, в том числе 7,9 тыс. человек получают денежное пособие. Ежегодно около 4 тыс.детей и подростков в Москве остаются без попечения родителей. Из них около 30 процентов передаются на государственное обеспечение в дома ребенка, детские дома и школы-интернаты для детей-сирот, примерно 60 процентов устраиваются в семьи (под опеку, на усыновление) и около 3 процентов возвращаются родителям. Особую тревогу вызывает проблема социального сиротства: только около 2 процентов детей-сирот, поступающих в дома ребенка, - это круглые сироты, остальные - сироты при живых родителях. Показательно, что ежегодно около 25 процентов от общей численности вновь выявленных детей и подростков, оставшихся без попечения родителей, составляют дети, отобранные у родителей, лишенных родительских прав. При этом количество направленных в суды материалов о лишении родительских прав ежегодно увеличивается. Наиболее распространенной формой семейного устройства детейсирот является опека и попечительство. Только 10 процентов детей, оставшихся без попечения родителей, передаются посторонним гражданам. Остальные 90 процентов попадают в семьи родственников, нередко людей преклонного возраста (бабушек и дедушек). В соответствии с Комплексной программой дополнительных мер по поддержке семей с детьми на 2007 год (Год ребенка) с 2007 года увеличены размеры денежных средств на содержание детей, находящихся под опекой (попечительством), а также единовременной компенсационной выплаты на возмещение расходов при усыновлении ребенка и ежемесячного пособия на воспитание ребенка в приемной семье, максимальная величина которого достигла 15 000 рублей. В то же время, существующие формы временного и постоянного семейного устройства детей-сирот (усыновление, опека и попечительство, приемные, патронатные семьи) остаются недостаточно развитыми, в частности, это касается непроработанности их правовой базы. Не всегда эффективно осуществляется профилактическая работа с семьями, находящимися в кризисной ситуации, с целью предотвращения лишения родительских прав. Незначительно распространено восстановление родительских прав и возвращение ребенка в семью после ее социальной реабилитации. |
Фрагмент документа "О СТРАТЕГИИ ПРАВИТЕЛЬСТВА МОСКВЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В ИНТЕРЕСАХ ДЕТЕЙ "МОСКОВСКИЕ ДЕТИ" НА 2008-2017 ГГ.".