Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".
Задачи на 2008 год В силу объективных причин наступивший год будет весьма непростым для государства и общества. Каждые очередные выборы неизбежно становятся для молодого российского государства и формирующегося гражданского общества этапом обучения демократии во всем многообразии ее нравственных ценностей, традиций и процедур. Любые нарушения избирательного законодательства серьезно ущемляют конституционные права граждан Российской Федерации. Именно поэтому выявление таких нарушений, устранение их последствий, равно как и наказание в соответствии с законом виновных в них лиц - это вопрос отнюдь не политической борьбы, а прежде всего и главным образом защиты прав и свобод человека. К сожалению, на момент подписания настоящего доклада никакой более или менее полной информации о завершенной ЦИК России или правоохранительными органами проверки сообщений по фактам нарушений избирательного законодательства в ходе последних парламентских выборов к Уполномоченному не поступало. Анализ проблемы обеспечения избирательных прав граждан, опирающийся на весь массив информации о парламентских и предстоящих президентских выборах, предполагается осуществить в докладе Уполномоченного за 2008 год. Приступила к работе Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации нового созыва. В мае текущего года будет приведен к присяге новый Президент Российской Федерации, обновится и состав Правительства Российской Федерации. В ряде регионов страны по итогам выборов будет сформирован новый состав законодательных органов. В условиях по-прежнему не сформировавшегося общенационального консенсуса относительно путей развития России как демократического государства можно предположить оживление общественной дискуссии по этим животрепещущим вопросам. Судя по многим признакам, 2008 год будет в целом трудным для мировой экономики, что в той или иной степени скажется на экономическом положении Российской Федерации, в том числе и на реализации социальных обязательств государства перед своими гражданами. В этом контексте, в частности, обращает на себя внимание все чаще высказываемое мнение о необходимости новой реформы российской пенсионной системы. И, разумеется, не "рассосутся" сами собой проблемы, накапливавшиеся годами в таких областях, как функционирование судебной и пенитенциарной систем, правоохранительных органов; обеспечение прав, свобод и законных интересов всех групп населения, в том числе детей, престарелых, женщин, военнослужащих, иммигрантов. По мнению большинства экспертов, отличительной особенностью массового сознания в России, проявившейся и в ходе последних выборов в Государственную Думу, стала его прогрессирующая деполитизация. Не пытаясь подтвердить или опровергнуть подобные оценки, Уполномоченный полагает, что, с точки зрения обеспечения прав человека, уход общества от чрезмерно экзальтированной политизации и, как следствие, от жестких политических клише при определенных условиях стоит рассматривать как положительное явление. В новых условиях национальные правозащитные институты, неправительственные организации и все не равнодушные к проблемам страны граждане смогут более активно выступать в защиту прав и свобод человека без риска оказаться вовлеченными в политическую борьбу. Эффективной защите прав человека противопоказана жесткая политическая ангажированность, но весьма показана активная гражданская позиция всех членов общества. Именно поэтому главная, по мнению Уполномоченного, задача на 2008 год состоит в том, чтобы не допустить перерастания деполитизации общества в апатию, равнодушие к проблемам формирования среды, структур и институтов правового государства. В этой связи Уполномоченный считает необходимым предостеречь от двух равно серьезных опасностей: чрезмерной политизации правозащитной деятельности и нетерпимости к правозащитной деятельности под предлогом ее чрезмерной политизации. В 2008 году Уполномоченный, осуществляя в рамках своей компетенции тесное взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, судебными структурами, со средствами массовой информации, с неправительственными правозащитными организациями и обществом в целом, намерен добиваться: повышения осведомленности граждан страны о гарантированных им Конституцией и законодательством Российской Федерации правах и свободах, о способах и формах защиты этих прав, предотвращения их нарушений; обеспечения социальных и экономических прав человека с учетом существенно возросших финансовых возможностей государства, с одной стороны, и принципиальной недопустимости негативного воздействия проводимых государством преобразований на качество жизни населения, особенно его наименее социально защищенных групп, - с другой; обеспечения политических и гражданских прав человека в новой обстановке, складывающейся по итогам проведения парламентских и президентских выборов; повышения эффективности мониторинга положения дел с правами и свободами человека в России; дальнейшего развития национального правозащитного института, распространения института уполномоченного по правам человека в субъектах Российской Федерации и повышения эффективности взаимодействия уполномоченных; повышения ответственности и подотчетности обществу органов власти и органов местного самоуправления за допускаемые ими нарушения прав и свобод человека; более внимательной и содержательной реакции органов власти и органов местного самоуправления на предложения и рекомендации, высказываемые Уполномоченным в его обращениях, а также в ежегодных и специальных докладах; эффективного взаимодействия с российскими и международными неправительственными организациями и со всем правозащитным сообществом в целом. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации В.ЛУКИН 12 февраля 2008 г. |
Фрагмент документа "ДОКЛАД УПОЛНОМОЧЕННОГО ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЗА 2007 ГОД. ЗАКОН СИЛЬНЕЕ ВЛАСТИ".