Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ".
VI. Порядок проведения профилактических мероприятий по предупреждению основных стоматологических заболеваний 27. Высокая стоматологическая заболеваемость детского населения остается одной из актуальных проблем отечественного здравоохранения. Одним из обязательных компонентов программы профилактики является стоматологическое просвещение, подразумевающее предоставление в доступной форме информации о факторах риска, причинах возникновения и методах профилактики стоматологических заболеваний. Конечной целью стоматологического просвещения являются не знания о предмете беседы или выступления врача, а сформированные убеждения и поступки учащихся в результате приобретения ими знаний по уходу за полостью рта и выборе средств гигиены, а также сознательного отношения к сохранению стоматологического здоровья. 28. Современные методы профилактики болезней зубов и десен у детей представляют комплекс медико-социальных мероприятий, практическая реализация которых возможна только при совместных усилиях медицинского персонала, педагогов и родителей. Педагогам принадлежит важная роль в воспитании здорового образа жизни у школьников, в этой связи педагогическому персоналу необходимо: а) формировать у учащихся прочные знания о методах и средствах профилактики болезней зубов и десен, обращать особое внимание учащихся на: - вредные последствия для зубов частого употребления сладостей, особенно в промежутках между основными приемами пищи; - необходимость регулярной чистки зубов, чтобы предупредить развитие кариеса, кровоточивости десен и исключить неприятный запах изо рта; - обязательность посещений стоматолога для проведения специальных профилактических мероприятий, например, нанесения на зубы защитных фтористых препаратов; б) способствовать регулярным посещениям учащихся стоматологического кабинета школы или детской стоматологической поликлиники для проведения профилактических мероприятий и лечения зубов; в) для реализации программы профилактики стоматологических заболеваний необходимо проводить уроки здоровья и профилактики стоматологических заболеваний из расчета 3 часа в год в 1 - 3 классах, 1 час в год в 4 - 11 классах по тематикам: - роль и значение зубов для организма человека; - строение зубов; - сроки прорезывания временных и постоянных зубов; - правила ухода за полостью рта; - средства для индивидуальной гигиены полости рта (зубная щетка, зубная паста, зубные нити); - правила рационального питания ("полезные" и "вредные" продукты). Роль сахара в возникновении кариеса; - исключение вредных привычек (сосание ручек, карандашей, пальцев). 29. Мероприятия по предупреждению стоматологических заболеваний у учащихся являются частью комплексной профилактической работы, проводимой врачами-педиатрами в общеобразовательном учреждение, в связи с этим необходимо: а) включать вопросы стоматологической профилактики в санитарно-просветительные мероприятия среди педагогов, родителей и учащихся: - значение фтора, как основного средства для профилактики кариеса зубов; - важность гигиены полости рта для предупреждения заболеваний зубов и десен; - о вреде для зубов сладостей, употребляемых между основными приемами пищи; - необходимость регулярных посещений стоматолога, не дожидаясь появления зубной боли; б) обеспечение рационального питания учащихся, обращая особое внимание на ограничение сахаросодержащих продуктов; в) систематическое санитарное просвещение родителей: о значении гигиены полости рта, вреде сахара для зубов, целесообразности фторпрофилактики кариеса, необходимости лечения болезней зубов и десен. Используются индивидуальные и групповые методы просвещения; г) ежегодные занятия с учителями школ по профилактике стоматологических заболеваний у учащихся, а также обеспечение их методическими материалами для уроков здоровья; д) реализация образовательной программы стоматологического обучения учащихся: - первый уровень - объяснение учащимся функций зубов, необходимости знаний основных правил по индивидуальной гигиене полости рта и рациональному питанию ("полезные" и "вредные" для зубов продукты). Особое внимание следует обращать на последствия употребления сладкой, в промежутках между основными приемами, пищи. Мотивация к ежедневной чистке зубов не менее 2-х раз в день, после приема пищи; - второй уровень - рассказ о строении зубов, десен, функциях различных групп зубов, сроках прорезывания временных и постоянных зубов, правилах ухода за зубами и деснами; - третий уровень - объяснение в доступной учащимся форме необходимости регулярного посещения стоматолога (не реже двух раз в год) и проведение занятий по лечебной миогимнастике с миофункциональными трейнерами для профилактики зубочелюстных аномалий. Основные правила проведения лечебной миогимнастики: - сокращения мышц должны совершаться с максимальной амплитудой; - интенсивность сокращений мышц не должна быть чрезмерной, а должна быть в физиологических пределах; - скорость и продолжительность сокращений должны постепенно увеличиваться; - между двумя последовательными сокращениями должна быть пауза, равная продолжительности самого сокращения; - сокращения мышц при каждом упражнении должны быть повторены несколько раз и продолжаться до появления чувства легкой местной усталости. Упражнения для нормализации функции дыхания (выполняются во время физкультминуток, на уроках физкультуры) для профилактики зубочелюстных аномалий у учащихся 7 - 9 лет: - упражнение N 1. Полное дыхание. Продолжительный вдох через нос. Во время вдоха живот "надувается", затем расширяется грудная клетка. При выдохе (через нос) - наоборот вначале уменьшается объем груди, затем втягивается живот; - упражнение N 2. Грудное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время грудная клетка расширяется, а живот втягивается. При выдохе (через нос) - наоборот; - упражнение N 3. Брюшное дыхание. Выдохнуть. Сделать продолжительный вдох через нос. В это время живот выпячивается. При выдохе (через нос) - живот втягивается; - упражнение N 4. Навык полного удлиненного выдоха. Ходьба в среднем темпе. Вдох и выдох только через нос. На 3 шага - вдох, на 4 шага - выдох. Через 3 - 4 дня продолжительность выдоха следует увеличить на 1 счет (5, 6 и т.д.); - упражнение N 5. Вдох и выдох поочередно одной ноздрей (вторую ноздрю плотно прижать пальцем); - упражнение N 6. Выдохнуть. Нос зажать пальцами. Медленно вслух считать до 5, затем сделать глубокий вдох и выдох через нос. Упражнения для укрепления глоточной мускулатуры (выполняются во время физкультминуток, на уроках физкультуры) для профилактики зубочелюстных аномалий у учащихся 7 - 9 лет: - исходное положение: спина прямая, руки на поясе; - упражнение N 1. Голову попеременно максимально откидывать назад, наклонять вперед; - упражнение N 2. Запрокинуть голову назад. В этом положении попеременно наклонять голову к правому и левому плечу; - упражнение N 3. Запрокинуть голову назад, в этом положении попеременно поворачивать голову, не опуская подбородок, вправо, затем влево. Упражнения для нормализации функции смыкания губ (выполняются на занятиях по развитию речи, во время физкультминуток) для профилактики зубочелюстных аномалий у учащихся 7 - 9 лет: - исходное положение: сидя перед зеркалом, голову держать прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, коленные суставы согнуты, ноги вместе, пятки вместе, живот подтянут; - упражнение N 1. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить трубочку, широко растянуть; - упражнение N 2. Губы вытянуть вперед, сомкнуть, изобразить рупор, хоботок; - упражнение N 3. Губы сомкнуть, надуть щеки, медленно кулаками выдавить воздух через сжатые губы; - упражнение N 4. Губы сомкнуть, затем перемещать их поочередно вправо и влево; - упражнение N 5. Губы сомкнуть, надуть воздух под верхнюю губу, затем под нижнюю губу; - упражнение N 6. Согнутые мизинцы вложить в углы рта, губы не смыкать, пальцы слегка развести в стороны, губы сомкнуть; - упражнение N 7. С усилием выдувать воздушную струю ("дует ветерок", "погасим свечу", "сделаем бурю" и т.д.). Упражнения для тренировки мышц языка и нормализации типа глотания (выполняются на занятиях по развитию речи, во время физкультминуток) для профилактики зубочелюстных аномалий у учащихся 7 - 9 лет: - исходное положение: сидя перед зеркалом, голова держится прямо, плечи слегка отведены назад и чуть опущены, грудь развернута, живот подтянут, колени согнуты, ноги вместе, пятки вместе; - упражнение N 1. "Часики". Рот открыт, языком совершать медленные круговые движения по верхней губе, затем по нижней губе; - упражнение N 2. "Накажем непослушный язычок". Положить язык на нижнюю губу, шлепать по нему верхней губой "на-на"; - упражнение N 3. "Будем красить потолок". Красить комнаты пора, пригласили маляра, он приходит в старый дом с новой кистью и ведром. Ваши язычки - кисть, твердое небо - потолок...; - упражнение N 4. Изобразить работу отбойного молотка. ДДДД...; - упражнение N 5. "Всадники". Сесть верхом на стульчик и, широко открывая рот, щелкать языком; - упражнение N 6. Язык поднять вверх, прижать к переднему участку твердого неба в области небных складок. Сжать зубы, проглотить слюну, фиксируя положение языка; - упражнение N 7. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по своду твердого неба максимально назад к мягкому небу; - упражнение N 8. Кончик языка поднять вверх, расположить его у переднего участка твердого неба. Переместить язык по небной поверхности зубов справа и слева, касаясь каждого зуба. Упражнения для тренировки мышц, поднимающих нижнюю челюсть для профилактики зубочелюстных аномалий у учащихся 7- 9 лет: - упражнения выполняются в медленном темпе, на счет 1 - 2 - 3 - 4 от 5 до 10 повторений; - упражнение N 1. Губы сомкнуты, зубы сжать. Усилить давление на зубы сокращением жевательных мышц; - упражнение N 2. Открыть рот, расположить указательные и средние пальцы на зубах и боковых участках нижней челюсти. Закрывать рот, оказывая сопротивление давлением рук. Для этого упражнения можно использовать деревянную палочку с надетой на нее резиновой трубкой. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОФИЛАКТИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ, НАПРАВЛЕННЫХ НА ОХРАНУ И УКРЕПЛЕНИЕ ЗДОРОВЬЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЯХ".