Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".
1.1. Послевоенный период доиндустриального строительства Первый этап формирования типологии дошкольных учреждений совпадает с довоенным строительством, с процессом создания государственной системы дошкольного воспитания в стране, отработкой основных типологических моделей зданий и последующим проектированием и строительством в 1946-1961 гг. В 1946 г. были приняты первые послевоенные нормы проектирования детских яслей и садов. В послевоенный период типология дошкольных учреждений общего типа включала: ясли, обслуживающие детей от нескольких месяцев до 3 лет; детские сады, обслуживающие детей в возрасте от 3 до 7 лет; детские ясли-сады или детские комбинаты, обслуживающие детей от нескольких месяцев до 7 лет. До 1956 г. в Москве применялись, как правило, раздельные здания детских яслей и детских садов. Однако к моменту перехода к индустриальному строительству (после 1959 г.) основным типом дошкольного учреждения был признан и получил распространение тип объединенного учреждения - ясли-сад. Эти объединенные учреждения были удобнее для семей, имеющих нескольких детей, обеспечивали одинаково высокий уровень педагогических и медицинских услуг как детям ясельного возраста, так и детям старше трех лет, т.к. раньше ясли имели ведомственное подчинение органам здравоохранения, детские сады - органам образования. В доиндустриальный период строительства ДОУ проектировались из расчета на дневное (9-14 часов в сутки) или круглосуточное обслуживание - своеобразные дошкольные интернаты, в которых дети находились круглосуточно в течение 6 дней рабочей недели. В первые послевоенные годы все дошкольные учреждения проектировались только в расчете на дневную эксплуатацию: эти учреждения характеризовались тем, что не имели в составе групповых ячеек спален: дневной сон детей организовывался, как правило, с применением раскладных кроваток. В то же время к концу 50-х годов в Москве в ДОУ стали организовывать круглосуточные группы, особенно при предприятиях, где женщины работали в ночную или вечернюю смену. Общий состав помещений ДОУ этого периода был предельно ограничен. Для организации в эксплуатируемых зданиях групп с круглосуточным пребыванием детей отводили одну или несколько групповых комнат под спальни для круглосуточных групп. В этот период в связи с отсутствием типовых проектов ДОУ со спальнями в групповых ячейках достаточно большое количество зданий ДОУ строилось по индивидуальным проектам. Эти проекты уже отличались достаточно развитым составом помещений, высоким качеством архитектуры и технических решений и в настоящее время представляют собой достаточно ценный фонд зданий ДОУ. Однако в этот же период как промежуточные решения создавались дошкольные учреждения так называемого смешанного типа - с несколькими дневными и круглосуточными группами в одном здании. Нормами до конца 60-х гг. предусматривалось проектирование двух типов (по времени работы) дошкольных учреждений: зданий яслей-садов с дневным и с круглосуточным пребыванием детей. В дневных ячейках яслей предусматривались: групповая (игральная) площадью 50 кв. м, туалетная - 10 кв. м, раздевальная, которая состояла из нескольких помещений (бокс, фильтр, приемная), суммарной площадью 20 кв. м. В круглосуточных ячейках предусматривались веранды и отапливаемые спальни площадью 30 кв. м. При этом площадь сопутствующих помещений (медицинских, пищеблока, постирочной) составляла лишь около половины от требуемой современными нормами. В зданиях этого периода, как правило, вовсе не предусматривались залы для музыкальных и гимнастических занятий. В составе помещений дневных ячеек детского сада имелись групповые комнаты площадью около 62 кв. м, раздевальные - 12-15 кв. м, туалетные - 11 кв. м, спальни не предусматривались. Допускалась одна раздевальная на две группы. Для круглосуточных групповых ячеек проектировались спальни площадью 50 кв. м. Площадь общих помещений составляла лишь четверть от требуемой современными нормами; в зданиях также не было залов для музыкальных и физкультурных занятий. В конце 40-х - начале 50-х гг. в типовом проектировании и массовом строительстве ДОУ предусматривались только здания малой и средней вместимости - на 1-5 групп, причем интервалом вместимости при определении типов зданий принималась одна группа. Таким образом, номенклатура типов зданий по вместимости в целом по стране состояла из яслей на 25, 40, 60, 80 и 100 мест и детских садов на 25, 50, 75, 100 и 125 мест, и только в Москве в то время строились здания детских садов и яслей вместимостью в 6 групп (детские ясли на 120 мест и детские сады на 150 мест). С современных позиций дошкольные учреждения этого периода характеризуются вполне приемлемой комфортной вместимостью (объемом здания). При этом здания с одним помещением пребывания детей в групповой ячейке (групповая) могут без реконструкции использоваться как прогулочные группы, имея в виду наличие необходимых и достаточных для этих групп помещений и наличие земельного участка для преимущественного пребывания детей на свежем воздухе (дневной сон и обед у детей в этих группах происходит дома). Площади спален-веранд и спален круглосуточных групп - 36 кв. м сейчас вполне отвечают современным требованиям, имея в виду нормативное сокращение наполняемости детских групп (до 20 детей в дошкольных и до 15 - в ясельных). Если подходить с позиций решения реконструкции всей системы ДОУ в жилом комплексе, следует учитывать, что жилые комплексы этого периода строительства имели примерно 2/3 величины современного норматива обеспеченности дошкольными учреждениями, а жилой фонд, как правило, за прошедшее время подвергался уплотнению. Поэтому чаще всего при комплексной модернизации ДОУ в жилых образованиях (кварталах) послевоенного строительства бывает необходимо обеспечить недостающее количество мест, определяемое расчетом в соответствии с демографическими данными, а также необходимым набором помещений в соответствии с современными нормативными требованиями. Небольшие 1-2 этажные здания ДОУ в отдельных случаях могут быть эффективно использованы для реконструкции с расширением надстройкой 1-2 верхних этажей, а также пристройкой блоков дополнительных помещений, в т.ч. с переходом. В надстраиваемых этажах могут размещаться детские групповые ячейки, а также залы для музыкальных и физкультурных занятий и специализированные помещения для работы с детьми или недостающие сопутствующие помещения (кружковые комнаты, классы, комната коррекции, процедурный кабинет, методический кабинет, кладовые). В блоках-пристройках целесообразно размещать залы, бассейн и т.п. При реконструкции следует уделять внимание организации в ДОУ общего рекреационно-коммуникационного пространства, например выделение холла или зимнего сада с верхним светом, которые могут иметь двойное назначение и использоваться как зал музыкальных занятий, занятий кружков и секций, помещение для организации праздников. Для ДОУ, групповые ячейки которых вполне удовлетворяют условиям размещения современных детских групп (при современной сокращенной наполняемости детских групп), весьма эффективным является прием углового блока-пристройки (квадрат, пристраиваемый углом при помощи шейки-перехода), когда не затеняются окна существующего здания. Такой блок-пристройка может содержать зал, бассейн, кружковые комнаты, классы для занятий и т.п. С точки зрения архитектурного дизайна, здания этого периода могут весьма эффектно выглядеть в модерной современной жилой застройке. В случае реконструкции фасадов, при применении мансардных этажей, остекленных веранд, веранд-эркеров, фонарей верхнего света или наклонного остекления они, наоборот, могут составить немодернистский контраст с окружающей их застройкой прошлого. При надстраивании этажей применительно к ДОУ данного этапа строительства достигается возможность предусмотреть дополнительно не более чем 2 групповые ячейки на каждом этаже. В отдельных случаях к зданиям могут пристраиваться блоки с групповыми ячейками или только со спальнями, напрямую примыкающими к каждой групповой ячейке. Это решение должно быть выполнено аккуратно, без ущерба для архитектуры и естественного освещения помещений, например, как это было указано выше, или с использованием объемов, поднятых в уровне первого этажа на опоры. В архитектурном решении фасада в этом случае может быть обыграна тема многоплановости фасада, использования декоративной колоннады и т.п. В утилитарном отношении этот прием хорош тем, что в большей степени позволяет сохранить существующие подземные инженерные сети и подходы к зданию. В жилых комплексах этого периода строительства при использовании многоэтажных жилых зданий были также широко распространены встроенные ДОУ на 2-4 группы детей, размещаемые в первых этажах жилых зданий. Небольшие встроенные ДОУ в жилом комплексе чаще всего применялись в сочетании с отдельно стоящими зданиями детских яслей или детских садов. Наиболее удачное решение такого сочетания - в многоэтажных жилых кварталах на Фрунзенской набережной. В подобных случаях во встроенных дошкольных учреждениях целесообразно размещать группы для ослабленных детей (оздоровительные ДОУ), а отдельно стоящие ДОУ, как правило, более крупные (на 4-6 групп) дополнять зальными, рекреационными и специализированными помещениями для работы с детьми, преобразуя их в общеразвивающие дошкольные учреждения с одним или несколькими направлениями развития: художественно-эстетического, физического, интеллектуального и др. На рис. 1-4 (не приводятся) показаны примеры реконструкции дошкольных учреждений доиндустриального периода строительства. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".