ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ. Указание. Комитет по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы. 01.07.97 25

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1.1. Послевоенный период доиндустриального строительства

     Первый   этап   формирования   типологии   дошкольных  учреждений
совпадает   с   довоенным   строительством,   с   процессом   создания
государственной  системы  дошкольного  воспитания в стране, отработкой
основных типологических моделей зданий и последующим проектированием и
строительством   в  1946-1961  гг.  В  1946  г.  были  приняты  первые
послевоенные нормы проектирования детских яслей и садов.
     В послевоенный период типология дошкольных учреждений общего типа
включала:
     ясли, обслуживающие детей от нескольких месяцев до 3 лет;
     детские сады, обслуживающие детей в возрасте от 3 до 7 лет;
     детские  ясли-сады  или детские комбинаты, обслуживающие детей от
нескольких месяцев до 7 лет.
     До  1956  г. в Москве применялись, как правило, раздельные здания
детских   яслей   и   детских  садов.  Однако  к  моменту  перехода  к
индустриальному   строительству   (после   1959   г.)  основным  типом
дошкольного  учреждения  был  признан  и  получил  распространение тип
объединенного  учреждения - ясли-сад. Эти объединенные учреждения были
удобнее  для  семей,  имеющих нескольких детей, обеспечивали одинаково
высокий уровень педагогических и медицинских услуг как детям ясельного
возраста,  так  и  детям  старше  трех  лет,  т.к.  раньше  ясли имели
ведомственное  подчинение  органам  здравоохранения,  детские  сады  -
органам образования.
     В  доиндустриальный  период  строительства ДОУ проектировались из
расчета   на   дневное   (9-14   часов  в  сутки)  или  круглосуточное
обслуживание  -  своеобразные  дошкольные  интернаты,  в  которых дети
находились круглосуточно в течение 6 дней рабочей недели.
     В    первые   послевоенные   годы   все   дошкольные   учреждения
проектировались   только   в  расчете  на  дневную  эксплуатацию:  эти
учреждения  характеризовались  тем,  что  не имели в составе групповых
ячеек  спален:  дневной  сон  детей  организовывался,  как  правило, с
применением  раскладных  кроваток.  В то же время к концу 50-х годов в
Москве  в ДОУ стали организовывать круглосуточные группы, особенно при
предприятиях,  где женщины работали в ночную или вечернюю смену. Общий
состав помещений ДОУ этого периода был предельно ограничен.
     Для  организации в эксплуатируемых зданиях групп с круглосуточным
пребыванием  детей  отводили  одну  или несколько групповых комнат под
спальни  для круглосуточных групп. В этот период в связи с отсутствием
типовых  проектов  ДОУ  со  спальнями  в  групповых ячейках достаточно
большое  количество  зданий  ДОУ строилось по индивидуальным проектам.
Эти  проекты  уже  отличались  достаточно развитым составом помещений,
высоким  качеством  архитектуры  и  технических  решений и в настоящее
время  представляют  собой достаточно ценный фонд зданий ДОУ. Однако в
этот  же  период  как  промежуточные  решения  создавались  дошкольные
учреждения  так называемого смешанного типа - с несколькими дневными и
круглосуточными группами в одном здании.
     Нормами  до  конца 60-х гг. предусматривалось проектирование двух
типов  (по времени работы) дошкольных учреждений: зданий яслей-садов с
дневным и с круглосуточным пребыванием детей.
     В  дневных ячейках яслей предусматривались: групповая (игральная)
площадью  50  кв.  м,  туалетная  -  10  кв.  м, раздевальная, которая
состояла  из  нескольких помещений (бокс, фильтр, приемная), суммарной
площадью  20 кв. м. В круглосуточных ячейках предусматривались веранды
и   отапливаемые   спальни   площадью  30  кв.  м.  При  этом  площадь
сопутствующих    помещений   (медицинских,   пищеблока,   постирочной)
составляла  лишь  около  половины от требуемой современными нормами. В
зданиях  этого  периода,  как правило, вовсе не предусматривались залы
для музыкальных и гимнастических занятий.
     В составе помещений дневных ячеек детского сада имелись групповые
комнаты площадью около 62 кв. м, раздевальные - 12-15 кв. м, туалетные
-   11   кв.   м,   спальни  не  предусматривались.  Допускалась  одна
раздевальная на две группы.
     Для   круглосуточных   групповых  ячеек  проектировались  спальни
площадью 50 кв. м. Площадь общих помещений составляла лишь четверть от
требуемой  современными  нормами;  в  зданиях  также не было залов для
музыкальных и физкультурных занятий.
     В  конце  40-х  -  начале  50-х  гг.  в  типовом проектировании и
массовом  строительстве  ДОУ  предусматривались  только здания малой и
средней  вместимости - на 1-5 групп, причем интервалом вместимости при
определении  типов  зданий  принималась  одна  группа.  Таким образом,
номенклатура типов зданий по вместимости в целом по стране состояла из
яслей  на 25, 40, 60, 80 и 100 мест и детских садов на 25, 50, 75, 100
и  125  мест,  и  только  в Москве в то время строились здания детских
садов  и  яслей  вместимостью  в  6  групп (детские ясли на 120 мест и
детские сады на 150 мест).
     С   современных   позиций  дошкольные  учреждения  этого  периода
характеризуются  вполне  приемлемой  комфортной  вместимостью (объемом
здания).  При  этом  здания  с  одним  помещением  пребывания  детей в
групповой  ячейке  (групповая)  могут без реконструкции использоваться
как  прогулочные группы, имея в виду наличие необходимых и достаточных
для   этих   групп   помещений   и   наличие  земельного  участка  для
преимущественного  пребывания  детей  на свежем воздухе (дневной сон и
обед у детей в этих группах происходит дома).
     Площади  спален-веранд  и  спален круглосуточных групп - 36 кв. м
сейчас   вполне   отвечают   современным   требованиям,  имея  в  виду
нормативное  сокращение  наполняемости  детских  групп  (до 20 детей в
дошкольных и до 15 - в ясельных).
     Если подходить с позиций решения реконструкции всей системы ДОУ в
жилом  комплексе, следует учитывать, что жилые комплексы этого периода
строительства  имели  примерно  2/3  величины  современного  норматива
обеспеченности дошкольными учреждениями, а жилой фонд, как правило, за
прошедшее   время  подвергался  уплотнению.  Поэтому  чаще  всего  при
комплексной   модернизации   ДОУ   в  жилых  образованиях  (кварталах)
послевоенного  строительства  бывает необходимо обеспечить недостающее
количество    мест,    определяемое    расчетом   в   соответствии   с
демографическими  данными,  а  также  необходимым  набором помещений в
соответствии с современными нормативными требованиями.
     Небольшие  1-2  этажные здания ДОУ в отдельных случаях могут быть
эффективно  использованы  для  реконструкции с расширением надстройкой
1-2   верхних   этажей,  а  также  пристройкой  блоков  дополнительных
помещений, в т.ч. с переходом.
     В  надстраиваемых  этажах  могут  размещаться  детские  групповые
ячейки,  а  также  залы  для  музыкальных  и  физкультурных  занятий и
специализированные  помещения  для  работы  с  детьми  или недостающие
сопутствующие помещения (кружковые комнаты, классы, комната коррекции,
процедурный    кабинет,    методический    кабинет,    кладовые).    В
блоках-пристройках целесообразно размещать залы, бассейн и т.п.
     При  реконструкции  следует  уделять  внимание  организации в ДОУ
общего рекреационно-коммуникационного пространства, например выделение
холла  или  зимнего сада с верхним светом, которые могут иметь двойное
назначение  и  использоваться  как  зал  музыкальных  занятий, занятий
кружков и секций, помещение для организации праздников.
     Для  ДОУ,  групповые ячейки которых вполне удовлетворяют условиям
размещения  современных  детских  групп  (при  современной сокращенной
наполняемости   детских  групп),  весьма  эффективным  является  прием
углового  блока-пристройки  (квадрат,  пристраиваемый углом при помощи
шейки-перехода),  когда не затеняются окна существующего здания. Такой
блок-пристройка  может  содержать  зал,  бассейн,  кружковые  комнаты,
классы для занятий и т.п.
     С точки зрения архитектурного дизайна, здания этого периода могут
весьма  эффектно  выглядеть  в модерной современной жилой застройке. В
случае   реконструкции  фасадов,  при  применении  мансардных  этажей,
остекленных   веранд,   веранд-эркеров,  фонарей  верхнего  света  или
наклонного  остекления  они, наоборот, могут составить немодернистский
контраст с окружающей их застройкой прошлого.
     При  надстраивании  этажей  применительно  к  ДОУ  данного  этапа
строительства  достигается  возможность предусмотреть дополнительно не
более чем 2 групповые ячейки на каждом этаже.
     В  отдельных  случаях  к  зданиям  могут  пристраиваться  блоки с
групповыми  ячейками  или только со спальнями, напрямую примыкающими к
каждой  групповой ячейке. Это решение должно быть выполнено аккуратно,
без  ущерба  для  архитектуры  и  естественного  освещения  помещений,
например,  как  это  было  указано выше, или с использованием объемов,
поднятых  в  уровне  первого  этажа  на опоры. В архитектурном решении
фасада  в этом случае может быть обыграна тема многоплановости фасада,
использования  декоративной  колоннады  и т.п. В утилитарном отношении
этот  прием  хорош  тем,  что  в  большей  степени позволяет сохранить
существующие подземные инженерные сети и подходы к зданию.
     В  жилых комплексах этого периода строительства при использовании
многоэтажных  жилых зданий были также широко распространены встроенные
ДОУ на 2-4 группы детей, размещаемые в первых этажах жилых зданий.
     Небольшие встроенные ДОУ в жилом комплексе чаще всего применялись
в  сочетании  с  отдельно  стоящими зданиями детских яслей или детских
садов.  Наиболее  удачное  решение  такого  сочетания - в многоэтажных
жилых  кварталах  на  Фрунзенской  набережной.  В  подобных случаях во
встроенных  дошкольных  учреждениях целесообразно размещать группы для
ослабленных  детей  (оздоровительные ДОУ), а отдельно стоящие ДОУ, как
правило,   более   крупные   (на   4-6   групп)   дополнять  зальными,
рекреационными  и специализированными помещениями для работы с детьми,
преобразуя  их  в  общеразвивающие  дошкольные  учреждения с одним или
несколькими   направлениями   развития:   художественно-эстетического,
физического, интеллектуального и др.
     На  рис.  1-4  (не  приводятся)  показаны  примеры  реконструкции
дошкольных учреждений доиндустриального периода строительства.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа