Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".
1.2. Период индустриального строительства 60-х годов С выходом в свет норм СНиП II-Л.3-62 объединенные здания яслей-садов стали единственным типом ДОУ общего типа. В это время в эксплуатации детских учреждений смешанного типа, имеющих и дневные, и круглосуточные группы, с жестко определенным соотношением дневных и круглосуточных групп, не всегда соответствовавшим разнообразным потребностям, стали наблюдаться такие явления, как вынужденное формирование разновозрастных групп детей или образование так называемых сборных групп, когда днем дети находятся в соответствующих их возрасту группах, а на ночь по нескольку детей от каждой группы собирали вместе и временно размещали в одной из групповых ячеек со спальней. Такая система приводила к серьезным осложнениям с точки зрения выполнения педагогических программ и нарушениям гигиенического требования групповой изоляции. В 1960 г. заданиями на проектирование вместимость ДОУ определялась уже в следующем виде: детские ясли на 4 и 6 групп (80 и 120 мест); детские сады на 4 и 6 групп (100 и 150 мест); детские ясли-сады на 2, 4, 6, 8 и 12 групп (50, 90, 140, 185 и 280 мест соответственно). Появление крупных по вместимости ДОУ объяснялось, с одной стороны, существенным повышением этажности жилых зданий, с другой - увеличением норматива обеспеченности населения дошкольными учреждениями. Малые и средние по вместимости детские сады и ясли вполне соответствовали старым приемам строительства жилых районов отдельными небольшими кварталами площадью 6-8 га с преимущественной двух-, трех-, четырех-, пятиэтажной застройкой. В этом случае потребность в детских садах и яслях в каждом квартале ограничивалась двумя зданиями на 4-6 групп каждое и необходимости в укрупнении детских дошкольных учреждений не возникало. Положение существенно изменилось с переходом к новым принципам в градостроительстве Москвы, выразившимся в: отказе от выборочного строительства отдельных зданий и переходе к созданию больших жилых комплексов на новых территориях; значительном укрупнении кварталов и широком применении комплексной застройки жилых микрорайонов; увеличении плотности населения в связи с повышением этажности жилых домов с 2-3 до 5-14 этажей. Это привело к необходимости строить в каждом микрорайоне по 6-8 и более зданий ДОУ при, как правило, существенном снижении площади земельного участка по отношению к нормативной (в балансе территории брутто суммарная площадь участков ДОУ достигает максимального значения 15%). Крупные здания ДОУ наряду с их недостатками (повышенная концентрация детей, возможность распространения инфекционных заболеваний, снижение психологического комфорта) имеют в то же время ряд преимуществ. В ДОУ большой вместимости, как правило, обеспечивалось более квалифицированное руководство: заведующий часто был с высшим образованием, привлекался более опытный медицинский и педагогический персонал, хороший шеф-повар, специальный музыкальный руководитель, преподаватели физкультуры или танцев, иностранного языка. Сейчас этот фактор для повышения качества обслуживания не имеет значения, т.к. практикуются новые разнообразные формы приглашения любых специалистов, которые необязательно должны быть в штате дошкольного учреждения. Численность детских групп важна только для определения ставки заведующего в муниципальных ДОУ. Однако другой фактор остается актуальным и в наши дни: в крупных учреждениях больше возможности организовать необходимые медицинские и профилактические мероприятия, связанные с применением сложных и дорогостоящих технических средств. В этой связи дошкольные учреждения компенсирующего типа лучше предусматривать вместимостью не менее 6-8 групп и при реконструкции выбирать здания соответствующей вместимости. Здания крупной вместимости более экономичны по удельным показателям единовременных и эксплуатационных затрат (на 10-15%): например, в крупных ДОУ более оправдано содержание бассейна, компьютерного класса и т.п. В то же время удельный показатель фонда оплаты труда персонала в малых ДОУ может быть не ниже благодаря отказу от жестких штатных расписаний и возможности совмещения должностных обязанностей. Еще следует иметь в виду, что в зданиях ДОУ того периода была существенно завышена (по сравнению с современной потребностью) доля ясельных групп: в то время женщинам еще не предоставляли оплачиваемые и неоплачиваемые отпуска по уходу за маленьким ребенком, и в ДОУ (яслях-садах) соотношение ясельных и дошкольных групповых ячеек было 1:2 (т.е. в ДОУ на 6 групп было 2 ясельные группы, в ДОУ на 12 групп - 4). В ДОУ пригородных поселений это соотношение доходило до 1:1. Сейчас это соотношение в среднем равно 1:5, а в более социально благополучных районах - и того меньше. При переходе к индустриальному домостроению и строительству крупных жилых комплексов с высокой селитебной плотностью, по существу, полностью отказались от применения встроенных ДОУ, т.к., во-первых, встроенными их неудобно и нецелесообразно было делать крупными, а мелкие ДОУ в то время были экономически малоэффективны; во-вторых, технология типового проектирования и полносборного домостроения почти не допускали применения нетиповых первых этажей. Нормами проектирования в 60-е гг. предусматривалось строительство объединенных яслей-садов. Здания проектировались только с дневными или только с круглосуточными групповыми ячейками. В ячейке для дневного пребывания детей ясельного возраста предусматривались групповые площадью 50 кв. м; неотапливаемые спальни-веранды - 36 кв. м; приемные - 15 кв. м; туалетные - 20 кв. м. В круглосуточных групповых ячейках вместо веранд предусматривались теплые спальни площадью 36 кв. м. В дневной ячейке для дошкольников имелись групповые комнаты площадью 60 кв. м, раздевальные - 15 кв. м, туалетные - около 14 кв. м. Спальные помещения не предусматривались. Для круглосуточных групп в групповой ячейке предусматривались групповая и спальня площадью по 50 кв. м. Площади служебно-бытовых и административно-хозяйственных помещений практически соответствуют современным нормам, однако в московских ДОУ этого периода значительно занижены площади пищеблока и постирочной. Существенным недостатком зданий крупной вместимости этого периода строительства было то, что в них предусматривался только один зал. Групповые ячейки в ДОУ этого периода имеют минимально необходимый состав помещений. При этом, учитывая, что в современных нормах произошло сокращение наполняемости детских групп, на площадях даже ясельных групповых ячеек может размещаться современная группа детей возраста от 3 лет численностью 20 детей. Площадь спальни (36 кв. м) позволяет организовать спальные места для современной дошкольной группы, а площадь групповой (50 кв. м) соответствует нормам при сегодняшней наполняемости групп. Групповые ячейки для дневных групп, не содержащие спальни, но с увеличенной (до 60 кв. м) групповой комнатой, непригодные для размещения полнокомплектной детской группы, тем не менее весьма эффективно могут использоваться в нестандартных ситуациях: при снижении численности детей в группе в два раза против нормы (до 10 детей). В этом случае площадь групповой делится на две части - 24 кв. м под спальню и 36 кв. м - под собственно групповую; для прогулочных групп, которым не нужно спальное помещение. Этот подход целесообразен в ДОУ смешанного типа (по старой типологической терминологии), где дневных групп не более 3-4 в здании, иначе трудно будет набрать контингент под эту специфическую форму обслуживания; для организации недостающих залов для музыкальных и гимнастических занятий (при вместимости учреждения 8 и более групп) или для организации класса, комнаты ручного труда, изостудии, прочих специализированных помещений для работы с детьми. Весьма эффективным приемом реконструкции учреждений этого периода строительства может быть проектирование блока-пристройки, содержащего один зал для музыкальных и физкультурных занятий, бассейн с ванной площадью 20-30 кв. м и класс или универсальное кружковое помещение для занятий. Следует отметить целесообразность применения этого блока как к ДОУ вместимостью 4-6 групп, проектировавшихся в то время без залов и каких бы то ни было прочих специализированных помещений для работы с детьми, так и для ДОУ на 8-12 групп, имевших только один зал (рис. 6, 7 - не приводятся). При размещении в зданиях ДОУ начальных классов I ступени общеобразовательной школы следует иметь в виду, что для размещения первого класса (шестилеток), нуждающегося в спальном помещении, подойдут только круглосуточные групповые ячейки со спальными помещениями: групповая оборудуется как класс-игровая, а спальня используется по прямому назначению. При размещении в здании ДОУ двух классов шестилеток целесообразно на площади еще одной групповой ячейки организовать две классные комнаты. Тогда у каждого первого класса будет по три помещения - класс, игровая и спальня. Такой состав помещений наиболее предпочтителен для размещения первых классов. Эти классы могут работать в режиме продленного дня с трех-четырехразовым питанием. Для размещения остальных классов I ступени ОШ (2, 3, 4-го) целесообразно использовать групповые дневных детских групп, имеющие площадь 60 кв. м, хотя подойдут и 50-метровые помещения. Однако следует учитывать, что для размещения начальных классов потребуются еще групповые ячейки, чтобы организовать рекреации. В такой планировочной структуре каждый класс имеет свою индивидуальную раздевальную - бывшую раздевальную одной из двух групповых ячеек. Лишние раздевальные могут быть использованы как учительские, помещения для занятий по подгруппам (иностранного языка), кладовых для хранения пособий и оборудования и т.п. При размещении в здании на 6 групп комплекта 4 классов начальной школы (I-IV кл.) под классные помещения можно отвести весь второй этаж здания, оставив две дошкольные группы на первом этаже. При этом в каждой бывшей групповой ячейке одно помещение отводится под классную комнату, а второе - под рекреацию. Целесообразно рекреации сгруппировать так, чтобы они составляли единое рекреационное пространство. Спортивный зал, классы математики и труда, пара кружковых помещений могут разместиться в надстроенном третьем этаже здания. В зданиях на 12 групп эти параметры как бы удваиваются. Принцип тот же: на первом этаже остается не более 4 дошкольных групп, выделяется отдельный вход и вестибюль (вестибюль-гардероб) для школьников. На втором этаже либо два комплекта начальных классов (I-III или I-IV), либо один комплект начальных классов (3-4 класса с I по III или IV) и еще, как правило, 2 группы дошкольников. Зальные помещения, кабинеты математики, ручного труда, кружковые помещения - в надстроенном третьем этаже. В отдельных случаях планировочная структура здания в большей степени соответствует вертикальному зонированию на дошкольное и школьное отделения, например, когда в здании предусмотрены две пары лестниц, обеспечивающих автономную вертикальную связь двух отделений. На рис. 5 (не приводится) показан пример пристраивания недостающих спален (в зданиях, где это позволяет планировочное решение), на рис. 8 (не приводится) - пример комплексной реконструкции дошкольных учреждений строительства 60-х годов. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".