Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".
1.3. Период индустриального строительства 70-х и 80-х годов Круглосуточные ДОУ к началу 70-х годов имели более развитый состав помещений и отвечали перспективным требованиям к зданиям ДОУ - иметь в каждой групповой ячейке спальню, используемую в дневных группах для дневного сна детей. Групповые ячейки, как и само ДОУ, становятся универсальными: как для дневного, так и для круглосуточного содержания детей в каждой детской группе. И хотя в настоящее время потребность в круглосуточных группах обычно составляет не более 5% от общего расчетного количества мест в ДОУ, наличие спальни в групповой ячейке в соответствии с современными нормами обязательно, поскольку в этом случае эффективно решаются вопросы проветривания и уборки помещений групповой ячейки, гораздо выше качественные параметры внутренней среды и т.п. С этого периода состав и площади помещений групповых ячеек в основном соответствуют требованиям современного нормирования. Основным недостатком зданий крупной вместимости этого периода строительства было отсутствие второго зала, что затрудняло выполнение программных занятий с детьми. Нормы проектирования дошкольных учреждений начала 1980-х годов (СНиП II-64-80) по составу и площадям помещений не претерпели серьезных изменений в конце 80-х при переходе к ВСН 49-86. В зданиях этого поколения вместимостью 12-14 групп имеется два зала для музыкальных и гимнастических занятий. В приложении 1 приведены составы и площади основных помещений ДОУ на разных этапах строительства. Здания ДОУ этого этапа строительства отличаются повышенной вместимостью: для Москвы, с нормируемым уровнем обеспеченности в 70 мест на 1000 жителей, ДОУ менее 10 групп в это время не применялись. Следует отметить еще одну особенность. Градостроительная практика Москвы - практика проектирования и строительства крупными жилыми комплексами до 20-30 тыс. жителей - характеризовалась тем обстоятельством, что и заселение таких больших массивов осуществлялось практически единовременно, причем новые квартиры получали преимущественно молодые семьи. В таких жилых комплексах до сих пор наблюдаются демографические колебания, связанные то с ростом, то со спадом рождаемости по отношению к среднестатистическому показателю по Москве, равному 16%. Во время пика рождаемости (демографического взрыва), наблюдаемого в первые 10-15 лет после заселения нового жилого комплекса, потребность в дошкольных учреждениях вдвое превышает нормативную, а еще через 10-15 лет спадает и становится вдвое меньше нормативной. Так было в Новых Черемушках, Химки-Ховрино, кварталах по Ленинскому проспекту и др. Спад этой демографической волны совпал со спадом рождаемости из-за экономического кризиса 1990-1995 гг., создавая иллюзию ненужности 50-75% фонда зданий детских садиков. При комплексной реконструкции учебных зданий в существующей или модернизируемой жилой застройке следует иметь в виду, что этот спад, вызванный больше шоком от резкого изменения социально-экономической ситуации, довольно быстро пройдет, а если в жилом комплексе проектируются новые объемы жилья, в них еще будет наблюдаться и некоторое относительное превышение рождаемости (порядка 25%). Существующие и загруженные не на полную функциональную мощность дошкольные учреждения или помещения в них в настоящее время не разрешается сдавать в аренду. В связи с этим появляется целесообразность использования части высвобождающихся зданий ДОУ в микрорайонах (или части групповых ячеек в зданиях ДОУ) под размещение в них начальных школ. Причем при современном снижении спроса на ДОУ на 25% из зданий существующих школ можно вывести до 2/3 общего количества классов первой ступени; при снижении спроса до 50% из существующих в микрорайоне школ могут быть выведены все классы первой ступени образования. Это обеспечит возможность создания автономного режима учебы и отдыха, питания и дневного сна младших школьников, при необходимости - групп продленного дня для них, а остальные учащиеся получат необходимые недостающие помещения, высвобождающиеся при этом в существующих зданиях школ. В наиболее типичных случаях в жилых комплексах этого периода строительства на одну школу на 30-33 класса приходится по три ДОУ на 10-12 групп. Начальные классы можно по одному комплекту (по 3-4 класса) разместить в каждом здании ДОУ с сокращением числа детских групп до 4-6; можно разместить в одном здании ДОУ два комплекта (6-8 классов), тогда детский сад превратится полностью в выделенный блок начальных классов - филиал общеобразовательной школы. В зависимости от конкретного проекта ДОУ в нем может оставаться 2-4 дошкольные группы. Планировочная структура зданий ДОУ этого периода хорошо подходит для размещения в них начальных классов. Почти во всех проектах в планировочной структуре зданий выделены объемные двухэтажные блоки на 2 или 4 групповые ячейки, с отдельным входом, в которых соответственно может размещаться по два или четыре начальных класса. В зданиях этого типа классные помещения лучше решаются в помещениях спален (при КЕО не ниже 1,5); при этом групповые преобразуются в общее (на два класса) рекреационное пространство. Структура групповой ячейки позволяет в каждом классе иметь собственный гардероб. В надстроенный мансардный или третий этаж выносятся спортивный и небольшой актовый залы с параметрами в плане 9 x 12 или 12 x 12 м, класс-кабинет математики и конструирования (компьютерный класс) - 75 кв. м, класс-кабинет природоведения - 60 кв. м, универсальное помещение для труда - 72 кв. м, общее рекреационное пространство - площадью порядка 150 кв. м. На участках ДОУ, в зданиях которых размещаются школьные классы, на площади, высвобождающейся от ненужных групповых площадок, следует предусмотреть: общую игровую площадку для первых классов (по количеству классов детей 6-7 лет) и общую физкультурную площадку для младших школьников. Если назначение здания ДОУ не меняется, в нем для повышения комфортности для детей и получения необходимых в связи с новыми требованиями дополнительных помещений, определяемых приоритетными направлениями образовательных программ, должна быть сокращена вместимость (примерно на 2 группы). Высвобожденные помещения могут использоваться как: специализированные для занятий с детьми (компьютерный класс, ИЗО, иностранного языка, ритмики) - в общеразвивающих ДОУ; как физиокабинет, бассейн (или 2-3 ванны-бассейна), процедурный кабинет, зал тренажеров - в оздоровительном ДОУ; кабинеты педиатра, узких специалистов, психолога, логопедический, 6-8 комнат коррекции (по числу детских групп) - в компенсирующих ДОУ. В двухэтажных зданиях ДОУ этого периода строительства, сохраняемых без изменения назначения и вместимости (по числу детских групп), целесообразна надстройка третьего (мансардного) этажа с организацией там недостающих помещений для работы с детьми, необходимых в связи с приоритетной направленностью дошкольного образовательного учреждения. При наличии дополнительных площадей они могут быть использованы как комнаты кружковых занятий, семейных клубов, место для семейных клубов, проведения родительских семинаров и пр. - по желанию заказчика и в соответствии с образовательной программой конкретного дошкольного учреждения. На рис. 9-10 (не приводятся) показаны примеры реконструкции зданий ДОУ строительства 70-80-х годов. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".