ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ. Указание. Комитет по архитектуре и градостроительству Правительства Москвы. 01.07.97 25

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

1.3. Период индустриального строительства
                          70-х и 80-х годов

     Круглосуточные  ДОУ  к  началу  70-х  годов  имели более развитый
состав  помещений и отвечали перспективным требованиям к зданиям ДОУ -
иметь  в  каждой  групповой  ячейке  спальню,  используемую  в дневных
группах  для  дневного  сна  детей.  Групповые ячейки, как и само ДОУ,
становятся универсальными: как для дневного, так и для круглосуточного
содержания  детей  в  каждой  детской группе. И хотя в настоящее время
потребность  в круглосуточных группах обычно составляет не более 5% от
общего  расчетного  количества мест в ДОУ, наличие спальни в групповой
ячейке  в соответствии с современными нормами обязательно, поскольку в
этом   случае  эффективно  решаются  вопросы  проветривания  и  уборки
помещений   групповой  ячейки,  гораздо  выше  качественные  параметры
внутренней среды и т.п.
     С  этого  периода  состав  и  площади помещений групповых ячеек в
основном соответствуют требованиям современного нормирования. Основным
недостатком  зданий  крупной  вместимости  этого периода строительства
было  отсутствие  второго  зала, что затрудняло выполнение программных
занятий с детьми.
     Нормы  проектирования  дошкольных  учреждений начала 1980-х годов
(СНиП   II-64-80)  по  составу  и  площадям  помещений  не  претерпели
серьезных изменений в конце 80-х при переходе к ВСН 49-86.
     В  зданиях  этого  поколения вместимостью 12-14 групп имеется два
зала для музыкальных и гимнастических занятий.
     В приложении 1 приведены составы и площади основных помещений ДОУ
на разных этапах строительства.
     Здания   ДОУ  этого  этапа  строительства  отличаются  повышенной
вместимостью:  для  Москвы,  с нормируемым уровнем обеспеченности в 70
мест на 1000 жителей, ДОУ менее 10 групп в это время не применялись.
     Следует отметить еще одну особенность. Градостроительная практика
Москвы  -  практика  проектирования  и  строительства  крупными жилыми
комплексами   до   20-30   тыс.   жителей   -   характеризовалась  тем
обстоятельством, что и заселение таких больших массивов осуществлялось
практически    единовременно,    причем    новые   квартиры   получали
преимущественно  молодые  семьи.  В  таких жилых комплексах до сих пор
наблюдаются  демографические  колебания,  связанные то с ростом, то со
спадом  рождаемости по отношению к среднестатистическому показателю по
Москве,  равному  16%.  Во  время  пика  рождаемости (демографического
взрыва), наблюдаемого в первые 10-15 лет после заселения нового жилого
комплекса,   потребность  в  дошкольных  учреждениях  вдвое  превышает
нормативную,  а  еще через 10-15 лет спадает и становится вдвое меньше
нормативной.  Так было в Новых Черемушках, Химки-Ховрино, кварталах по
Ленинскому  проспекту  и др. Спад этой демографической волны совпал со
спадом   рождаемости   из-за  экономического  кризиса  1990-1995  гг.,
создавая  иллюзию  ненужности 50-75% фонда зданий детских садиков. При
комплексной   реконструкции   учебных   зданий   в   существующей  или
модернизируемой  жилой  застройке следует иметь в виду, что этот спад,
вызванный  больше  шоком  от резкого изменения социально-экономической
ситуации,   довольно   быстро   пройдет,  а  если  в  жилом  комплексе
проектируются  новые  объемы  жилья,  в  них  еще  будет наблюдаться и
некоторое относительное превышение рождаемости (порядка 25%).
     Существующие  и  загруженные не на полную функциональную мощность
дошкольные  учреждения  или  помещения  в  них  в  настоящее  время не
разрешается   сдавать   в   аренду.   В   связи   с   этим  появляется
целесообразность  использования  части  высвобождающихся  зданий ДОУ в
микрорайонах  (или части групповых ячеек в зданиях ДОУ) под размещение
в них начальных школ. Причем при современном снижении спроса на ДОУ на
25% из зданий существующих школ можно вывести до 2/3 общего количества
классов  первой  ступени; при снижении спроса до 50% из существующих в
микрорайоне  школ  могут  быть  выведены  все  классы  первой  ступени
образования.  Это  обеспечит  возможность  создания автономного режима
учебы  и  отдыха,  питания  и  дневного  сна  младших  школьников, при
необходимости  -  групп  продленного дня для них, а остальные учащиеся
получат необходимые недостающие помещения, высвобождающиеся при этом в
существующих зданиях школ.
     В  наиболее  типичных  случаях  в  жилых комплексах этого периода
строительства  на  одну школу на 30-33 класса приходится по три ДОУ на
10-12  групп.  Начальные  классы  можно  по  одному  комплекту (по 3-4
класса)  разместить  в  каждом  здании ДОУ с сокращением числа детских
групп  до  4-6; можно разместить в одном здании ДОУ два комплекта (6-8
классов),  тогда  детский  сад превратится полностью в выделенный блок
начальных классов - филиал общеобразовательной школы. В зависимости от
конкретного проекта ДОУ в нем может оставаться 2-4 дошкольные группы.
     Планировочная  структура зданий ДОУ этого периода хорошо подходит
для  размещения  в  них  начальных  классов.  Почти во всех проектах в
планировочной  структуре зданий выделены объемные двухэтажные блоки на
2 или 4 групповые ячейки, с отдельным входом, в которых соответственно
может  размещаться по два или четыре начальных класса. В зданиях этого
типа классные помещения лучше решаются в помещениях спален (при КЕО не
ниже  1,5);  при  этом групповые преобразуются в общее (на два класса)
рекреационное  пространство.  Структура  групповой  ячейки позволяет в
каждом  классе  иметь  собственный гардероб. В надстроенный мансардный
или  третий  этаж  выносятся  спортивный  и  небольшой  актовый залы с
параметрами  в  плане 9 x 12 или 12 x 12 м, класс-кабинет математики и
конструирования   (компьютерный  класс)  -  75  кв.  м,  класс-кабинет
природоведения  - 60 кв. м, универсальное помещение для труда - 72 кв.
м, общее рекреационное пространство - площадью порядка 150 кв. м.
     На  участках  ДОУ, в зданиях которых размещаются школьные классы,
на  площади,  высвобождающейся от ненужных групповых площадок, следует
предусмотреть:   общую   игровую   площадку  для  первых  классов  (по
количеству  классов  детей 6-7 лет) и общую физкультурную площадку для
младших школьников.
     Если  назначение  здания  ДОУ  не  меняется,  в нем для повышения
комфортности  для  детей  и  получения  необходимых  в  связи с новыми
требованиями   дополнительных  помещений,  определяемых  приоритетными
направлениями   образовательных   программ,   должна   быть  сокращена
вместимость  (примерно  на  2  группы). Высвобожденные помещения могут
использоваться как:
     специализированные для занятий с детьми (компьютерный класс, ИЗО,
иностранного языка, ритмики) - в общеразвивающих ДОУ;
     как  физиокабинет,  бассейн (или 2-3 ванны-бассейна), процедурный
кабинет, зал тренажеров - в оздоровительном ДОУ;
     кабинеты педиатра, узких специалистов, психолога, логопедический,
6-8 комнат коррекции (по числу детских групп) - в компенсирующих ДОУ.
     В   двухэтажных   зданиях   ДОУ   этого   периода  строительства,
сохраняемых  без  изменения назначения и вместимости (по числу детских
групп),   целесообразна  надстройка  третьего  (мансардного)  этажа  с
организацией   там   недостающих   помещений   для  работы  с  детьми,
необходимых   в   связи  с  приоритетной  направленностью  дошкольного
образовательного  учреждения.  При наличии дополнительных площадей они
могут  быть  использованы  как  комнаты  кружковых  занятий,  семейных
клубов, место для семейных клубов, проведения родительских семинаров и
пр.  -  по  желанию  заказчика  и  в  соответствии  с  образовательной
программой конкретного дошкольного учреждения.
     На  рис.  9-10  (не  приводятся)  показаны  примеры реконструкции
зданий ДОУ строительства 70-80-х годов.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО РЕКОНСТРУКЦИИ И МОДЕРНИЗАЦИИ СУЩЕСТВУЮЩЕГО ФОНДА ДОШКОЛЬНЫХ ЗДАНИЙ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа