Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК В ПОРЯДКЕ СТ. 144 - 145 УПК РФ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ С СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ И СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ПРИ Р".
1. Введение 7 сентября 2007 г. вступили в силу Федеральный закон от 5 июня 2007 г. N 87-ФЗ "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации" и Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 214-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон "О прокуратуре Российской Федерации". Указанными Федеральными законами внесены существенные изменения и дополнения в ряд статей Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, касающихся порядка возбуждения уголовных дел. Исключение из УПК РФ процессуального института согласия прокурора на возбуждение дознавателем уголовного дела публичного обвинения (ч. 1 ст. 146 УПК РФ) обеспечивает большую процессуальную самостоятельность следователей и дознавателей и налагает на них дополнительную ответственность за качество и полноту проверок сообщений о преступлениях. Наряду с этим необходимо учесть, что данные изменения в уголовно-процессуальном законодательстве не отстраняют прокурора от надзора за законностью возбуждения уголовных дел, а, наоборот, возлагают на него эту обязанность с предоставлением права отмены незаконных решений о возбуждении уголовных дел. Так, в соответствии с ч. 4 ст. 146 УПК РФ и Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 6 сентября 2007 г. N 137 "Об организации прокурорского надзора за процессуальной деятельностью органов дознания" органы прокуратуры должны безотлагательно рассматривать поступающие от дознавателей в порядке ч. 4 ст. 146 УПК РФ копии постановлений о возбуждении уголовного дела публичного обвинения, проверяя наличие поводов и оснований для возбуждения уголовного дела. В тех случаях, когда исходя из текста копии постановления невозможно сделать вывод о законности возбуждения уголовного дела, прокурор вправе незамедлительно требовать от органа дознания, дознавателя представления материалов в обоснование данного решения. Признав постановление о возбуждении уголовного дела незаконным и необоснованным, прокурор выносит постановление о его отмене в течение 24 часов с момента получения указанных материалов, независимо от того, производились ли по делу следственные действия. Приказом Генеральной прокуратуры Российской Федерации от 14 сентября 2007 г. N 140 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях в органах дознания и предварительного следствия" предусмотрена проверка исполнения требований Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации и иных федеральных законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений (с обязательным документальным оформлением результатов каждой проверки) в Федеральной службе судебных приставов систематически, не реже одного раза в месяц, а при наличии сведений о нарушении закона - безотлагательно. Одновременно значительно возрастает нагрузка на отдел организации дознания и административной практики территориального органа ФССП России по осуществлению контроля за осуществлением проверок сообщений о преступлениях дознавателями структурных подразделений, за законностью и обоснованностью принятых ими решений, а также за проведением расследования по уголовным делам. Особенность деятельности на стадии возбуждения уголовного дела в Федеральной службе судебных приставов заключается в том, что эффективное рассмотрение сообщений о преступлениях возможно только в тесном взаимодействии дознавателей ФССП России с судебными приставами по обеспечению установленного порядка деятельности судов и судебными приставами-исполнителями. Настоящие Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи органам дознания Федеральной службы судебных приставов при решении вопросов, связанных с организацией проверок сообщений о преступлениях против правосудия. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРОВЕДЕНИЮ ПРОВЕРОК В ПОРЯДКЕ СТ. 144 - 145 УПК РФ, А ТАКЖЕ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОЗНАВАТЕЛЕЙ С СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ-ИСПОЛНИТЕЛЯМИ И СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ ПО ОБЕСПЕЧЕНИЮ УСТАНОВЛЕННОГО ПОРЯДКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СУДОВ ПРИ Р".