МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ. Рекомендации. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 14.08.01

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ВВЕДЕНИЕ

     При  разрушении  подпорных  гидротехнических  сооружений (далее -
ГТС)  в  зоне  прохождения  волны  прорыва  причиняется  огромный вред
населению,   хозяйственным   объектам   и  природе.  Особую  опасность
представляют   прорывы   сооружения   напорного   фронта   накопителей
промышленных  отходов,  которые могут привести к загрязнению местности
радиоактивными, токсичными и другими вредными веществами.
     Основная цель всех работ, проводящихся на стадиях проектирования,
строительства  и  эксплуатации  напорных ГТС, заключается в том, чтобы
исключить  возможность  прорыва  напорного  фронта с катастрофическими
последствиями.  Тем  не менее, риск аварий на ГТС неизбежен и подлежит
оценке, анализу и регулированию.
     В   подавляющем   большинстве  случаев  прорыв  напорного  фронта
происходит   в  результате  разрушений  плотин  и  дамб  из  грунтовых
материалов.  К числу основных причин, которые могут вызвать разрушения
грунтовых плотин, относятся:
     - стихийные  бедствия  -  землетрясения,  ураганы, горные обвалы,
наводнения, ливни, сели и др.;
     - недостаточный  объем изыскательских работ и неправильная оценка
инженерно-геологических,    гидрологических,   климатических   условий
строительства;
     - ошибки  в  проектировании,  некачественное  производство  работ
(особенно  при  строительстве сравнительно небольших сооружений, когда
не    обеспечен    должный    геотехнический   контроль   с   участием
инженеров-гидротехников);
     - неправильная   эксплуатация   сооружения;  низкая  квалификация
эксплуатационного   персонала,   отсутствие  или  недостаточный  объем
мероприятий   по   обеспечению  готовности  объекта  к  локализации  и
ликвидации  аварийной  ситуации;  отсутствие  своевременных  ремонтных
работ.
     По  статистическим данным <1> повреждения и аварии имели место на
6,6%  зарегистрированных  плотин  из  грунтовых  материалов;  при этом
повреждения основания составили 25%, тела плотины - 47%, водосбросов -
23% и прочие повреждения - 5%.
--------------------------------
     <1>  Granner  E  Harards  in  Dam Operation J "World Dams Today",
Tokyo, 1976.

     В  большинстве  случаев  аварии  плотин  происходят  в  период их
строительства  или  в  начальный период эксплуатации - в течение 5 - 7
лет после наполнения водохранилища. За это время полностью проявляются
дефекты  производства  работ,  устанавливается  фильтрационный режим и
деформации  сооружения. Затем наступает длительный период - около 40 -
50   лет,   когда   состояние  сооружения  стабилизируется,  и  аварии
маловероятны.  После  этого  опасность  аварий  вновь  увеличивается в
результате  развития  анизотропии  свойств,  старения материалов и пр.
Так, из 600 грунтовых плотин, обследованных в Калифорнии после 40 - 50
лет эксплуатации, 105 нуждались в ремонтных работах <2>.
--------------------------------
     <2>  Проектирование  и строительство больших плотин. Материалы IX
Международного  конгресса  по  большим  плотинам. М., "Энергия", 1973,
вып. 4.

     За  последние  10  -  15 лет на водохозяйственных объектах России
отмечалось   значительное  снижение  уровня  надежности  и  увеличение
опасности  возникновения  аварийных ситуаций в связи с общим снижением
уровня  надзора  за  их безопасностью, сокращением объемов и снижением
качества  ремонтных  работ. Результаты проведенного в июле 1994 г. МЧС
России   совместно   с   Роскомводом   обследования  ГТС  в  Пермской,
Свердловской  и  Челябинской  областях  показали,  что  в  аварийном и
предаварийном  состоянии  находятся  плотины  12%  водохранилищ  и 20%
накопителей  стоков  вследствие  повреждения  ответственных  элементов
водосбросов,  затворов,  усиленной  фильтрации,  переполнения и других
причин.
     В  связи  с  изложенным,  в последние годы в значительной степени
сформирована    новая    нормативно-правовая   база   по   обеспечению
безопасности ГТС, прежде всего:
     Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от
21.07.1997 N 117-ФЗ;
     Постановление  Правительства  РФ "Об организации государственного
надзора  за безопасностью гидротехнических сооружений" от 16.10.1997 N
1320;
     Постановление  Правительства РФ "О порядке формирования и ведения
Российского регистра гидротехнических сооружений" от 23.05.1998 N 490;
     Постановление   Правительства  РФ  "Об  утверждении  Положения  о
декларировании безопасности гидротехнических сооружений" от 06.11.1998
N 1303.
     Целый   ряд   нормативных   документов,   правил  и  рекомендаций
разработан   и   утвержден   органами   государственного   надзора  за
безопасностью  гидротехнических  сооружений  (Минтопэнерго РФ, МПР РФ,
Госгортехнадзор   РФ),   получают   развитие   работы   в  направлении
страхования рисков аварий ГТС.
     Настоящие  Методические рекомендации предназначены для экспертной
оценки  риска аварий ГТС водохозяйственного и промышленного назначения
при декларировании их безопасности, экспертизе декларации безопасности
и страховании рисков аварий.
     Реализация  разработанных  рекомендаций  позволяет  в  достаточно
простой  и  ясной  форме  дать  сопоставительную  оценку  риска аварий
подпорных   ГТС   на  основе  экспертного  анализа  всей  совокупности
факторов,  влияющих  на  надежность  и безопасность их работы, включая
возможный ущерб при аварии.
     Экспертный анализ влияющих на риск аварии ГТС факторов проводится
на основании рассмотрения следующих основных материалов:
     - утвержденный  рабочий  проект,  включая  все  внесенные  в него
изменения  и  данные  об  инженерно-геологических, гидрогеологических,
гидрологических,  топографических  и  природно-климатических  условиях
строительства;
     - исполнительная документация, включая акты на скрытые работы;
     - правила использования водных ресурсов водохранилищ;
     - инструкция   по   эксплуатации   с  регламентацией  должностных
обязанностей    обслуживающего    персонала,   технологической   схемы
заполнения накопителя промышленных отходов и пр.;
     - инструкция   по   проведению   натурных  наблюдений,  данные  о
соответствии  проекту  состава  и  состояния  КИА,  материалы контроля
состояния ГТС;
     - материалы  геотехнического  контроля  в процессе строительства,
наблюдений  в  период  эксплуатации, имеющиеся данные о фактических на
момент  оценки  риска  аварии ГТС физико-механических и фильтрационных
характеристиках материалов сооружения и основания;
     - акты   инспекторских   проверок   и  комиссионных  обследований
состояния ГТС, расследований имевших место повреждений и аварий;
     - результаты расчетов волны прорыва и оценки возможного ущерба;
     - данные о службе эксплуатации ГТС и уровне культуры эксплуатации
ГТС  (укомплектованность  и  квалификация  штатов, наличие необходимых
методических  материалов,  средств  измерений и контроля, регулярность
обследований  состояния ГТС и проведения текущих ремонтов, привлечение
к  анализу данных натурных наблюдений специализированных организаций и
пр.);
     - данные   о   готовности  объекта  к  локализации  и  ликвидации
аварийных  ситуаций  (наличие  плана  ликвидации  аварий  по возможным
сценариям,   укомплектованность  и  оснащенность  аварийных  бригад  и
привлекаемых  в  случае  необходимости формирований ГО инструментами и
техникой, наличие и достаточность противоаварийного запаса материалов,
регулярность  противоаварийных тренировок, наличие и состояние средств
связи и системы оповещения и т.п.).

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа