Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".
ВВЕДЕНИЕ При разрушении подпорных гидротехнических сооружений (далее - ГТС) в зоне прохождения волны прорыва причиняется огромный вред населению, хозяйственным объектам и природе. Особую опасность представляют прорывы сооружения напорного фронта накопителей промышленных отходов, которые могут привести к загрязнению местности радиоактивными, токсичными и другими вредными веществами. Основная цель всех работ, проводящихся на стадиях проектирования, строительства и эксплуатации напорных ГТС, заключается в том, чтобы исключить возможность прорыва напорного фронта с катастрофическими последствиями. Тем не менее, риск аварий на ГТС неизбежен и подлежит оценке, анализу и регулированию. В подавляющем большинстве случаев прорыв напорного фронта происходит в результате разрушений плотин и дамб из грунтовых материалов. К числу основных причин, которые могут вызвать разрушения грунтовых плотин, относятся: - стихийные бедствия - землетрясения, ураганы, горные обвалы, наводнения, ливни, сели и др.; - недостаточный объем изыскательских работ и неправильная оценка инженерно-геологических, гидрологических, климатических условий строительства; - ошибки в проектировании, некачественное производство работ (особенно при строительстве сравнительно небольших сооружений, когда не обеспечен должный геотехнический контроль с участием инженеров-гидротехников); - неправильная эксплуатация сооружения; низкая квалификация эксплуатационного персонала, отсутствие или недостаточный объем мероприятий по обеспечению готовности объекта к локализации и ликвидации аварийной ситуации; отсутствие своевременных ремонтных работ. По статистическим данным <1> повреждения и аварии имели место на 6,6% зарегистрированных плотин из грунтовых материалов; при этом повреждения основания составили 25%, тела плотины - 47%, водосбросов - 23% и прочие повреждения - 5%. -------------------------------- <1> Granner E Harards in Dam Operation J "World Dams Today", Tokyo, 1976. В большинстве случаев аварии плотин происходят в период их строительства или в начальный период эксплуатации - в течение 5 - 7 лет после наполнения водохранилища. За это время полностью проявляются дефекты производства работ, устанавливается фильтрационный режим и деформации сооружения. Затем наступает длительный период - около 40 - 50 лет, когда состояние сооружения стабилизируется, и аварии маловероятны. После этого опасность аварий вновь увеличивается в результате развития анизотропии свойств, старения материалов и пр. Так, из 600 грунтовых плотин, обследованных в Калифорнии после 40 - 50 лет эксплуатации, 105 нуждались в ремонтных работах <2>. -------------------------------- <2> Проектирование и строительство больших плотин. Материалы IX Международного конгресса по большим плотинам. М., "Энергия", 1973, вып. 4. За последние 10 - 15 лет на водохозяйственных объектах России отмечалось значительное снижение уровня надежности и увеличение опасности возникновения аварийных ситуаций в связи с общим снижением уровня надзора за их безопасностью, сокращением объемов и снижением качества ремонтных работ. Результаты проведенного в июле 1994 г. МЧС России совместно с Роскомводом обследования ГТС в Пермской, Свердловской и Челябинской областях показали, что в аварийном и предаварийном состоянии находятся плотины 12% водохранилищ и 20% накопителей стоков вследствие повреждения ответственных элементов водосбросов, затворов, усиленной фильтрации, переполнения и других причин. В связи с изложенным, в последние годы в значительной степени сформирована новая нормативно-правовая база по обеспечению безопасности ГТС, прежде всего: Федеральный закон "О безопасности гидротехнических сооружений" от 21.07.1997 N 117-ФЗ; Постановление Правительства РФ "Об организации государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений" от 16.10.1997 N 1320; Постановление Правительства РФ "О порядке формирования и ведения Российского регистра гидротехнических сооружений" от 23.05.1998 N 490; Постановление Правительства РФ "Об утверждении Положения о декларировании безопасности гидротехнических сооружений" от 06.11.1998 N 1303. Целый ряд нормативных документов, правил и рекомендаций разработан и утвержден органами государственного надзора за безопасностью гидротехнических сооружений (Минтопэнерго РФ, МПР РФ, Госгортехнадзор РФ), получают развитие работы в направлении страхования рисков аварий ГТС. Настоящие Методические рекомендации предназначены для экспертной оценки риска аварий ГТС водохозяйственного и промышленного назначения при декларировании их безопасности, экспертизе декларации безопасности и страховании рисков аварий. Реализация разработанных рекомендаций позволяет в достаточно простой и ясной форме дать сопоставительную оценку риска аварий подпорных ГТС на основе экспертного анализа всей совокупности факторов, влияющих на надежность и безопасность их работы, включая возможный ущерб при аварии. Экспертный анализ влияющих на риск аварии ГТС факторов проводится на основании рассмотрения следующих основных материалов: - утвержденный рабочий проект, включая все внесенные в него изменения и данные об инженерно-геологических, гидрогеологических, гидрологических, топографических и природно-климатических условиях строительства; - исполнительная документация, включая акты на скрытые работы; - правила использования водных ресурсов водохранилищ; - инструкция по эксплуатации с регламентацией должностных обязанностей обслуживающего персонала, технологической схемы заполнения накопителя промышленных отходов и пр.; - инструкция по проведению натурных наблюдений, данные о соответствии проекту состава и состояния КИА, материалы контроля состояния ГТС; - материалы геотехнического контроля в процессе строительства, наблюдений в период эксплуатации, имеющиеся данные о фактических на момент оценки риска аварии ГТС физико-механических и фильтрационных характеристиках материалов сооружения и основания; - акты инспекторских проверок и комиссионных обследований состояния ГТС, расследований имевших место повреждений и аварий; - результаты расчетов волны прорыва и оценки возможного ущерба; - данные о службе эксплуатации ГТС и уровне культуры эксплуатации ГТС (укомплектованность и квалификация штатов, наличие необходимых методических материалов, средств измерений и контроля, регулярность обследований состояния ГТС и проведения текущих ремонтов, привлечение к анализу данных натурных наблюдений специализированных организаций и пр.); - данные о готовности объекта к локализации и ликвидации аварийных ситуаций (наличие плана ликвидации аварий по возможным сценариям, укомплектованность и оснащенность аварийных бригад и привлекаемых в случае необходимости формирований ГО инструментами и техникой, наличие и достаточность противоаварийного запаса материалов, регулярность противоаварийных тренировок, наличие и состояние средств связи и системы оповещения и т.п.). |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".