МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ. Рекомендации. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 14.08.01

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ, ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ

     Применительно к опасным природным и техногенным процессам понятия
"опасность" и "риск" относятся соответственно к возможным воздействиям
на  объект и его реакции на эти воздействия ("уязвимости"). Графически
рассматриваемое соотношение представлено на рис. 1.

 -----------------
 |   опасность   |
-|---------------|-
||     риск      ||
|-----------------|
|     объект      |
|  (уязвимость)   |
-------------------

       Рис. 1. Схема формирования рисунка от внешней опасности

     Из рисунка видно, что риск возникает только в области пересечения
опасности   с  объектом  и  не  существует  без  них,  т.е.  риск  при
существующей  опасности для технически неуязвимого объекта отсутствует
(равен  нулю),  как и риск для весьма уязвимого объекта при отсутствии
опасности. Отсюда вытекают общие определения понятий.
     - Опасность   при   оценке  возможности  аварий  гидротехнических
сооружений  -  процессы,  протекающие в гидротехнических сооружениях и
зоне  их  влияния  и  представляющие  угрозу  для  жизни  или  условий
жизнедеятельности людей, объектов хозяйства или окружающей среды.
     - Уязвимость   -   свойство  гидротехнических  сооружений  терять
способность  к  выполнению  заданных  функций  в результате негативных
воздействий.
     - Риск  аварий  гидротехнических  сооружений - вероятностная мера
опасности, установленная для гидротехнического сооружения определенной
уязвимости в виде возможных потерь.
     Оценки  риска  представляют  собой  вероятностные меры опасности,
устанавливаемые  для ГТС в виде возможных потерь за определенное время
в экономической, социальной и экологической сферах.
     Комплексной  характеристикой объекта становится оценка суммарного
риска,  позволяющая произвести сравнительную оценку ситуации с позиций
возможных потерь для существующих или проектируемых объектов.
     Оценка  риска  основывается  на  результатах  контроля  и анализа
факторов безопасности, наиболее существенных для данного сооружения, и
условий его эксплуатации.
     Под    факторами   безопасности   понимаются   количественные   и
качественные    характеристики    состояния    сооружения,   природных
воздействий   и   ожидаемого   ущерба   от   аварии   или   разрушения
гидротехнических сооружений.
     Понятие   риска   является   универсальной  количественной  мерой
потенциальной опасности, позволяющей:
     - провести корректировку исходных целей и стратегии решения задач
анализа риска;
     - провести  сравнение  опасностей  различной природы и механизмов
действия;
     - провести  классификацию и ранжирование потенциальных источников
опасности по их вкладу в интегральные показатели риска;
     - изучить  механизм  и  исследовать  причинно-следственную логику
возникновения  и  развития аварий, а также влияние на показатели риска
различных   факторов   технологического,   природного   и  социального
характера;
     - обеспечить  направленное  снижение  рисков за счет оптимального
управления          технологическими          (техническими)         и
организационно-методическими     факторами    воздействия    (снижение
вероятности, уменьшение величины ущерба).
     Использование и расчеты меры риска в качестве оценки безопасности
эксплуатируемого ГТС требует совместного учета характеристик состояния
сооружения,  которые  непосредственно связаны с вероятностью аварии, и
характеристик ущерба от возможной аварии.
     Безопасность ГТС
     Безопасность  гидротехнического  сооружения (ГТС) - свойство ГТС,
позволяющее  обеспечивать защиту жизни, здоровья и интересов человека,
окружающей  среды  и  объектов  экономики  на основе реализации мер по
предупреждению аварийных состояний и аварий.
     Аварийное состояние ГТС
     Это  состояние  ГТС,  при  котором  вследствие  развития  опасных
процессов  его дальнейшая эксплуатация в проектном режиме недопустима,
а  промедление  с  реализацией  противоаварийных мероприятий неизбежно
приводит  к  аварии  (разрушению) ГТС или влечет за собой человеческие
жертвы,  ущерб  здоровью  людей  или  окружающей  среде,  значительные
материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
     Переходя  к  количественным оценкам опасности, уязвимости, риска,
следует  иметь  в  виду, что каждое из них является достаточно сложной
функцией  многих  переменных  - факторов. Для получения количественных
характеристик  указанных  понятий  необходимо  определить полный набор
таких   факторов.  Их  объединение  по  совокупностям  будем  называть
показателями    (показателями   уязвимости,   опасности,   риска).   В
зависимости  от  величин  показателей  строится  градация  по степеням
опасности,  уязвимости,  риска.  Такой подход позволяет работать уже с
достаточно  ограниченным  числом переменных и выполнять количественную
оценку, которую можно назвать интегральной.
     За  основу  количественной  оценки  опасности,  уязвимости, риска
аварий ГТС принят широко известный подход [1, 2] получения нормирующих
коэффициентов,   характеризующих   долю   (вероятность)   от  наиболее
неблагоприятной  ситуации,  принимаемой  за  единицу. Указанный подход
количественной оценки риска аварий ГТС реализован ниже.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа