МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ. Рекомендации. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 14.08.01

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

III. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА УЯЗВИМОСТИ ГТС

     Степень   уязвимости   ГТС  определяется  их  восприимчивостью  к
воздействию факторов опасности.
     Приняты следующие основные показатели уязвимости ГТС.
     1.  Состояние сооружения (по данным инструментальных наблюдений и
визуального контроля).
     2. Организация эксплуатации ГТС (соблюдение требований безопасной
эксплуатации).
     3. Готовность объекта к локализации и ликвидации ЧС.
     Показатель уязвимости 1
     Степень  уязвимости  ГТС по показателю 1 устанавливается на одном
из 4-х уровней в соответствии с таблицей 7.

                                                             Таблица 7

---------------------------------------------------------------------------
|Степень уязвимости|Код|              Отличительные признаки              |
| по показателю 1  |   |                                                  |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|        1         | 2 |                        3                         |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Отсутствует       |0  |Отсутствие каких-либо нарушений конструктивных    |
|                  |   |элементов сооружений и превышения предельно       |
|                  |   |допустимых значений (ПДЗ) контролируемых парамет- |
|                  |   |ров состояния сооружений и их оснований           |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Малая             |1  |Наличие локальных повреждений элементов конструк- |
|                  |   |ций и сооружений, которые могут быть устранены в  |
|                  |   |ходе текущих (плановых)  ремонтных работ, отсут-  |
|                  |   |ствие превышения ПДЗ контролируемых параметров    |
|                  |   |состояния                                         |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Средняя           |2  |Существенные разрушения элементов конструкций или |
|                  |   |отдельных сооружений и (или) превышение ПДЗ       |
|                  |   |контролируемых параметров состояния, которые      |
|                  |   |могут привести к возникновению аварийной ситуации.|
|                  |   |Невозможна работа сооружения в экстремальных      |
|                  |   |условиях, предусмотренных проектом, требуется     |
|                  |   |проведение неотложных ремонтных работ, временное  |
|                  |   |изменение режима эксплуатации объекта             |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Большая           |3  |Наличие разрушений конструкций и сооружений и     |
|                  |   |(или) превышение ПДЗ контролируемых параметров    |
|                  |   |состояния, обусловливающих возникновение на       |
|                  |   |объекте аварийной ситуации и угрозу прорыва       |
|                  |   |напорного фронта.                                 |
|                  |   |Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном    |
|                  |   |режиме невозможна и должна быть приостановлена для|
|                  |   |проведения ремонтно-восстановительных работ, либо |
|                  |   |гидроузел подлежит ликвидации                     |
---------------------------------------------------------------------------

     Примечание:  При  прочих  равных  условиях  степень уязвимости по
показателю  1  плотин  (дамб)  из  грунтовых материалов, находящихся в
эксплуатации  более  40  -  50  лет,  повышается на один уровень (если
отсутствуют  данные  полевых  исследований  по определению фактических
физико-механических характеристик грунтов основания и тела плотины или
дамбы).

     Экспертная  оценка уязвимости ГТС по показателю 1 производится на
основе  анализа  результатов контрольных инструментальных наблюдений и
комиссионных  обследований  состояния  сооружения  и  его  основания с
учетом  установленных  нарушений конструктивных элементов, влияющих на
их  прочность и устойчивость, и соответствия контролируемых параметров
их предельно допустимым значениям (ПДЗ).
     ПДЗ  параметров состояния принимаются равными расчетным значениям
для основного и особого сочетания нагрузок или значениям, уточненным в
процессе строительства и эксплуатации.

                           Типичные примеры

     Малая степень уязвимости:
     - повреждения   отдельных  участков  крепления  верхового  откоса
плотин  и  дамб,  образование  локальных  пустот под бетонными плитами
крепления;
     - локальные  просадки  гребня плотины, смещений относительно друг
друга секций парапета, появление на гребне и низовом откосе продольных
трещин;
     - отдельные  нарушения  работы  дренажных  устройств,  зарастание
дренажной  канавы,  кольматация  обратных  фильтров,  сопровождающаяся
плавным  изменением  расхода  дренажных  вод, появлением на откосе и в
нижнем бьефе отдельных очагов болотной растительности и др.;
     - образование   на  поверхности  бетонных  конструкций  волосяных
трещин, нарушения защитного слоя бетона;
     - появление  в  зонах  пазов  затворов, на бычках и устоях трещин
раскрытия, локальные нарушения уплотнений затворов;
     - локальные  повреждения на участках подводящих каналов, рисбермы
и др.
     Средняя степень уязвимости:
     - наличие   на   гребне  плотин  и  дамб  поперечных  трещин  или
продольных трещин значительной протяженности;
     - наличие  на  откосах  плотин  и  дамб локальных выпоров грунта,
значительных размывов поверхностными водами;
     - размывы   креплений   откосов   плотин  из  каменной  наброски,
нарушения  бетонных креплений, сопровождающиеся разрушением уплотнений
швов, смещением плит, образованием под плитами значительных пустот;
     - нарушения    работы   дренажных   устройств,   сопровождающиеся
скачкообразным изменением расходов и уровней воды, заиление дренажей;
     - периодическое появление на низовых откосах, в нижнем бьефе и на
контакте с бетонными сооружениями выходов фильтрационных вод;
     - наличие  на низовом откосе и в пойме нижнего бьефа значительных
площадей с ходами землеройных животных и просадками грунта;
     - неравномерные  осадки  и смещения бетонных сооружений, мостовых
опор;
     - образование пустот под облицовками каналов, рисбермы и пр.;
     - превышение установленных сроков эксплуатации гидромеханического
оборудования,  основных  и  аварийно-ремонтных затворов и не создающие
аварийной  ситуации  их  неисправности  (нарушения уплотнений и пр.) и
систем защиты затворов от обледенения в зимний период.
     Большая степень уязвимости:
     - превышения ПДЗ контролируемых параметров состояния сооружения и
основания   (осадки  и  смещения,  уровни  воды  в  водохранилище  или
накопителе,  положение депрессионной кривой в плотинах, дамбах и пр.),
вызывающие аварийную ситуацию;
     - наличие  трещин  закола,  оползневых  деформаций  на  гребне  и
откосах плотин и ограждающих дамб;
     - превышение   расчетных   контролируемых  расходов  в  дренажных
системах, сопровождающееся суффозионными явлениями;
     - наличие   на   низовых  откосах  и  у  подошвы  плотин  и  дамб
сосредоточенных  выходов  фильтрационных  вод (грифонов) или появление
сосредоточенных  токов мутной воды с выходом в нижний бьеф по контакту
с   бетонными   сооружениями   (устоями  водосбросов,  водоприемников,
водопропускные трубы);
     - разрушения элементов конструкций и сооружений (бетонных плотин,
водосбросов,   водоспусков,   пульпопроводов   и   др.),   повреждения
гидромеханического оборудования, создающие аварийную ситуацию и др.;
     - аварийное   состояние   водосбросных  колодцев  на  накопителях
промышленных отходов.
     Показатель уязвимости 2
     Степень уязвимости по показателю 2 устанавливается в соответствии
с таблицей 8 на одном из 4-х уровней.

                                                             Таблица 8

---------------------------------------------------------------------------
|Степень уязвимости |Код|             Отличительные признаки              |
|  по показателю 2  |   |                                                 |
|-------------------|---|-------------------------------------------------|
|         1         | 2 |                        3                        |
|-------------------|---|-------------------------------------------------|
|Отсутствует        |0  |Полное соответствие требованиям безопасной       |
|                   |   |эксплуатации по всем оцениваемым факторам        |
|-------------------|---|-------------------------------------------------|
|Малая              |1  |Незначительные отступления от требований         |
|                   |   |безопасной эксплуатации                          |
|-------------------|---|-------------------------------------------------|
|Средняя            |2  |Значительные нарушения требований                |
|                   |   |безопасной эксплуатации                          |
|-------------------|---|-------------------------------------------------|
|Большая            |3  |Грубые нарушения требований безопасной           |
|                   |   |эксплуатации                                     |
---------------------------------------------------------------------------

     Экспертная оценка уязвимости ГТС в зависимости от организации его
эксплуатации  (уровня  культуры  эксплуатации)  производится на основе
анализа следующих основных факторов.
     1.  Укомплектованность  штатов  и  квалификация  персонала службы
эксплуатации.
     2.  Наличие  необходимой  документации  и нормативно-методических
материалов:
     - правила использования водных ресурсов водохранилища;
     - инструкция  по  эксплуатации  ГТС  с регламентацией должностных
обязанностей  обслуживающего  персонала,  схемы  заполнения накопителя
промышленных   отходов,   вопросов   техники   безопасности  и  охраны
окружающей среды;
     - инструкция  по  проведению  контрольных  наблюдений и материалы
контроля состояния ГТС;
     - ежегодные     графики     планово-предупредительных    ремонтов
сооружений, сетей и оборудования;
     - материалы  геотехнического  контроля  в процессе строительства,
обобщенные материалы наблюдений в период эксплуатации (годовые отчеты,
заключения  и  рекомендации  специализированных  организаций), а также
материалы   инспекторских   проверок,   обследований   состояния  ГТС,
расследований    аварий    и    повреждений,    предписаний    органов
государственного надзора и авторского надзора.
     3. Наличие, соответствие проекту и состояние КИА.
     4.    Регулярность    контрольных   наблюдений   и   комиссионных
обследований состояния ГТС.
     5.  Уровень  и  регулярность  технического обслуживания и ремонта
оборудования (механизмов) и сооружений.
     6.  Соблюдение  правил эксплуатации (режима наполнения и сработки
водохранилища,   маневрирования   затворами,   схема  и  интенсивность
заполнения накопителя и др.).

                           Типичные примеры

     Малая степень уязвимости:
     - временная недоукомплектованность штатов;
     - частичный выход из строя и необходимость ремонта и замены КИА;
     - выполнение   не   в   полном  объеме  планово-предупредительных
ремонтных работ в установленный срок и др.
     Средняя степень уязвимости:
     - недоукомплектованность  и  недостаточный  уровень  квалификации
персонала  службы  эксплуатации  (на  ГТС  I,  II классов отсутствие в
штатах инженеров-гидротехников);
     - недостаточный  объем  и  нерегулярность  проведения контрольных
наблюдений;
     - отсутствие  в  полном  объеме  или выход из строя большей части
предусмотренной проектом КИА;
     - задержки   в   проведении  планово-предупредительных  ремонтных
работ, техническом обслуживании гидромеханического оборудования;
     - эпизодические нарушения правил эксплуатации и др.
     Большая степень уязвимости:
     - низкий  уровень  квалификации  и  недоукомплектованность штатов
службы эксплуатации;
     - отсутствие необходимой документации (инструкция по эксплуатации
и др.);
     - отсутствие    предусмотренной   проектом   КИА   и   регулярных
контрольных наблюдений за состоянием ГТС;
     - систематические нарушения правил эксплуатации;
     - значительные  задержки  в  проведении планово-предупредительных
ремонтных работ и др.
     Показатель уязвимости 3
     Экспертная  оценка  готовности объекта к локализации и ликвидации
ЧС производится с учетом следующих основных факторов.
     1.  Наличие типовых решений по локализации и ликвидации аварийных
ситуаций  по  возможным  сценариям  их  развития на ГТС объекта, плана
оперативных  действий  персонала при возникновении ЧС, плана эвакуации
персонала и населения из зоны возможного затопления волной прорыва.
     2.    Наличие    и    укомплектованность   аварийно-ремонтных   и
аварийно-спасательных бригад, регулярность их тренировок.
     3. Оснащенность аварийно-ремонтных бригад и привлекаемых в случае
необходимости   для   ликвидации   ЧС  формирований  ГО  инструментом,
оборудованием   и  механизмами  для  выполнения  аварийно-спасательных
работ.
     4.   Наличие   и  достаточность  аварийного  запаса  строительных
материалов.
     5. Состояние дорог, мостов и подъездов к ГТС в районе гидроузла и
на его территории.
     6.   Наличие   и   состояние  аварийных  средств  связи,  системы
оповещения.
     Степень  уязвимости  ГТС по показателю 3 устанавливается на одном
из   4-х   уровней   в   соответствии   с  отличительными  признаками,
приведенными в таблице 9.

                                                             Таблица 9

---------------------------------------------------------------------------
|Степень уязвимости|Код|              Отличительные признаки              |
| по показателю 3  |   |                                                  |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|        1         | 2 |                        3                         |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Отсутствует       |0  |Полное соответствие предъявляемым требованиям по  |
|                  |   |всем оцениваемым факторам                         |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Малая             |1  |Незначительные отступления от предъявляемых       |
|                  |   |требований                                        |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Средняя           |2  |Значительные нарушения                            |
|------------------|---|--------------------------------------------------|
|Большая           |3  |Грубые нарушения                                  |
---------------------------------------------------------------------------

                           Типичные примеры

     Малая степень уязвимости:
     - недоукомплектованность       или       неполное       оснащение
аварийно-ремонтных бригад;
     - плохое состояние дорог на объекте и др.
     Средняя степень уязвимости:
     - отсутствие на объекте достаточного  количества  оборудования  и
механизмов   для   экстренного  проведения  аварийно-восстановительных
работ;
     - отсутствие  подъездов к резервам строительных материалов и ГТС;
недостаточный объем аварийного запаса материалов;
     - неустойчивое функционирование систем оповещения и др.
     Большая степень уязвимости:
     - отсутствие  или несоответствие плана ликвидации аварий реальным
сценариям возможного развития аварийных ситуаций на объекте;
     - отсутствие  аварийного запаса материалов,  средств и механизмов
для  выполнения  аварийно-восстановительных  и   спасательных   работ,
неподготовленность персонала;
     - разрушение мостов и подъездов к ГТС;
     - отсутствие   надежной   системы   оповещения,  плана  эвакуации
персонала и населения из зоны ЧС и др.;
     - не  проводятся регулярно тренировки и проверки знаний дежурного
персонала  и  невоенизированных  формирований  ГО,  а  также   штабные
тренировки   по  организации  управлениями  силами  и  средствами  при
локализации и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.
     Перечень факторов,     характеризующих    уязвимость    ГТС    по
рассмотренным   показателям   уязвимости,    может    дополняться    и
корректироваться с учетом особенностей рассматриваемого сооружения.
     Каждый из рассмотренных показателей уязвимости может  проявляться
независимо   от  других,  а  степень  уязвимости  ГТС  зависит  от  их
комплексного воздействия.
     Интегральная количественная оценка уязвимости ГТС характеризуется
коэффициентом уязвимости ню , который также, как коэффициент опасности
                           у
лямбда,    представляет   собой   долю   (вероятность)   от   наиболее
неблагоприятной  обстановки  на  объекте  по   сочетанию   показателей
уязвимости.
     Принятый за   единицу  коэффициент  уязвимости  ню  соответствует
                                                       у
наиболее неблагоприятному сочетанию показателей уязвимости на  объекте
и характеризуется интегральным кодом 333.
     Численные значения   коэффициента  уязвимости  в  зависимости  от
интегрального кода могут изменяться в диапазоне 0 < ню <= 1.
                                                      у
     В результате экспертной оценки значимости показателей  уязвимости
ГТС получены значения коэффициентов, которые приведены в таблице 10.

                                                            Таблица 10

---------------------------------------------------------------------------
| N |   Показатели уязвимости   |  Степень (уровни)  |Код |  Коэффициент  |
|п/п|                           |   уязвимости по    |    |  значимости   |
|   |                           |     показателю     |    |  показателя   |
|   |                           |                    |    | уязвимости фи |
|   |                           |                    |    |              1|
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
| 1 |             2             |         3          | 4  |       5       |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|1. |Состояние ГТС по данным    |Отсутствует         |0   |0,5            |
|   |инструментальных и         |                    |    |               |
|   |визуальных наблюдений      |                    |    |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Малая               |1   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Средняя             |2   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Большая             |3   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|3. |Организация эксплуатации   |Отсутствует         |0   |0,3            |
|   |ГТС (соблюдение требований |                    |    |               |
|   |безопасной эксплуатации)   |                    |    |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Малая               |1   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Средняя             |2   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Большая             |3   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|4. |Готовность объекта к       |Отсутствует         |0   |0,2            |
|   |локализации и ликвидации ЧС|                    |    |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Малая               |1   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Средняя             |2   |               |
|---|---------------------------|--------------------|----|---------------|
|   |                           |Большая             |3   |               |
---------------------------------------------------------------------------

     Оценка коэффициентов уязвимости ню  выполнена по формуле:
                                       у

            3
     ню  = SUM фи  х а  х ню ,                         (2)
       у   i=1   i    i     0

     где:
     фи  - коэффициент значимости i-го показателя уязвимости;
       i
     а  - значение кода i-го показателя уязвимости;
      i
     ню - нормирующий множитель.
       0
     Результаты расчетов приведены в таблице 11.

                                                            Таблица 11

                  ЗНАЧЕНИЯ КОЭФФИЦИЕНТОВ УЯЗВИМОСТИ

---------------------------------------------------------------------------------
|Код| ню  |Код| ню  |Код| ню  |Код| ню  |Код| ню  |Код| ню  |Код| ню  |Код| ню  |
|   |   у |   |   у |   |   у |   |   у |   |   у |   |   у |   |   у |   |   у |
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|000|0,0  |010|0,099|020|0,201|030|0,300|100|0,168|110|0,267|120|0,366|130|     |
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|001|0,066|011|0,168|021|0,267|031|0,366|101|0,234|111|0,333|121|0,432|131|0,534|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|002|0,132|012|0,234|022|0,333|032|0,432|102|0,300|112|0,399|122|0,501|132|0,600|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|003|0,201|013|0,300|023|0,339|033|0,501|103|0,366|113|0,468|123|0,567|133|0,666|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|200|0,333|210|0,432|220|0,534|230|0,633|300|0,501|310|0,600|320|0,699|330|0,801|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|201|0,399|211|0,501|221|0,600|231|0,699|301|0,567|311|0,666|321|0,768|331|0,867|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|202|0,468|212|0,567|222|0,666|232|0,768|302|0,633|312|0,732|322|0,834|332|0,933|
|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|---|-----|
|203|0,534|213|0,633|223|0,732|233|0,834|303|0,699|313|0,801|323|0,900|333|1,00 |
---------------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа