МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ. Рекомендации. Государственный комитет РФ по строительству и жилищно-коммунальному комплексу. 14.08.01

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

IV. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКА АВАРИИ ГТС

     Оценка риска аварии производится на основании экспертного анализа
степени опасности аварии  и  степени  уязвимости  ГТС.  Степень  риска
аварии   оценивается   по   принципу   пересечения   этих   событий  и
количественно выражается коэффициентом риска аварии:

    R  = лямбда х ню ,                       (3)
     а              у

    где:
    лямбда - коэффициент  опасности  аварии;
    ню  - коэффициент уязвимости аварии ГТС.
      у
    Физический смысл коэффициента R состоит в том, что он представляет
                                   а
собой  долю  от  риска,  который  имеет  место  на  ГТС  при  наиболее
неблагоприятных  сочетаниях показателей опасности (код 3334,  лямбда =
1) и уязвимости (код 333, ню = 1).
                            у
     Степень риска  аварии  оценивается по величине коэффициента риска
аварии R , в соответствии с данными таблицы 12.
        а

                                                            Таблица 12

------------------------------------------------------------------
|      Степень риска аварии       |              R               |
|                                 |               а              |
|---------------------------------|------------------------------|
|Малая (нормальный уровень        |Не более 0,15                 |
|безопасности)                    |                              |
|---------------------------------|------------------------------|
|Умеренная (пониженный уровень    |Свыше 0,15, но не более 0,3   |
|безопасности)                    |                              |
|---------------------------------|------------------------------|
|Большая (неудовлетворительный    |Свыше 0,3, но не более 0,5    |
|уровень безопасности)            |                              |
|---------------------------------|------------------------------|
|Аварийная ситуация (опасный      |Свыше 0,5                     |
|уровень)                         |                              |
------------------------------------------------------------------

     Диапазоны изменения коэффициента R  в таблице 12  назначены таким
                                       а
образом,  чтобы  была  возможность  практически  увязать степень риска
аварии   с   качественными   характеристиками   уровня   безопасности,
регламентированными   "Инструкцией   о  ведении  Российского  регистра
гидротехнических  сооружений",  утвержденной  Министерством  природных
ресурсов  Российской  Федерации,  Министерством  топлива  и энергетики
Российской Федерации,  Министерством транспорта Российской  Федерации,
Федеральным  горным  и промышленным надзором России 12 июля 1999 г.  N
144,  К-3357,  К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрированной в Минюсте РФ 5
августа 1999 г. Регистрационный номер N 1858.
     В области значений R <= 0,15 (малая степень риска аварии) уровень
                         а
безопасности ГТС оценивается как нормальный.
     Сооружение удовлетворяет всем проектным требованиям по назначению
и   конструктивной   надежности,   а   также  современным  нормативным
требованиям; эксплуатация осуществляется в соответствии с действующими
законодательными актами, нормами и правилами.
     Дальнейшая эксплуатация сооружений и  оборудования  возможна  без
проведения  каких-либо  технических или организационных мероприятий по
повышению безопасности  при  обеспечении  мониторинга  безопасности  и
своевременном выполнении плановых ремонтно-профилактических работ.
     В области значений 0,15 < R  <=  0,30  (умеренная  степень  риска
                                а
аварии) уровень безопасности ГТС оценивается как пониженный.
     Имеются те или иные отклонения от правил безопасной эксплуатации,
не устраненные своевременно в ходе плановых мероприятий по обеспечению
нормального  уровня  безопасности,  которые,  однако,  не препятствуют
возможности выполнения сооружением заданных эксплуатационных функций.
     Дальнейшая безопасная  эксплуатация сооружения в проектном режиме
возможна при обязательном выполнении в  согласованные  (установленные)
органами  государственного  надзора  сроки  мероприятий  по  повышению
уровня безопасности,  конкретный перечень которых вытекает из  анализа
факторов,  обусловливающих максимальные значения показателей опасности
и уязвимости.
     При большой  степени  риска  аварии  (0,30  <  R <= 0,50) уровень
                                                     а
безопасности ГТС оценивается как неудовлетворительный.
     Имеются отклонения от проектного  состояния  и  нарушения  правил
безопасной   эксплуатации,  которые  могут  привести  к  возникновению
аварийной ситуации.
     Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме недопустима
без проведения в установленные органами государственного надзора сроки
тех  или  иных  технических  (вплоть  до капитального ремонта,  замены
оборудования и др.) и организационных мероприятий  по  снижению  риска
аварии  и  восстановлению  нормального  уровня  безопасности на основе
анализа факторов,  обусловливающих максимальные  значения  показателей
опасности и уязвимости.
     К проведению такого анализа и разработке мероприятий по повышению
уровня     безопасности,     как    правило,    должны    привлекаться
специализированные научно-исследовательские и проектные организации; в
случае   необходимости  по  специальным  программам  предусматриваются
полевые  исследования  физико-механических   характеристик   грунтовых
материалов,  бетонных  конструкций  и  др.,  проводится дополнительное
расчетное  обоснование   прочности   и   устойчивости   сооружений   и
конструкций,  корректируются ПДЗ контролируемых параметров состояния и
пр.
     Значения коэффициента  риска  аварии  R  > 0,50 свидетельствуют о
                                            а
возникновении аварийной ситуации, уровень безопасности ГТС оценивается
как опасный.
     Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме по условиям
риска аварии недопустима и  должна  осуществляться  в  соответствии  с
требованиями "Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и
обеспечения безопасности гидротехнического сооружения,  разрешение  на
строительство   и   эксплуатацию   которого   аннулировано,   а  также
гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо
не имеющего собственника",  утвержденного Постановлением Правительства
Российской  Федерации  от  27  февраля  1999  г.  N  237.   Необходимо
незамедлительно  информировать  органы  государственного  надзора  и в
соответствии с полученным предписанием  ввести  ограничения  на  режим
эксплуатации  (снижение  уровня  верхнего бьефа и др.),  разработать и
утвердить временные правила эксплуатации.
     Мероприятия по  восстановлению  нормального  уровня  безопасности
должны выполняться  на  основании  анализа  факторов,  обусловливающих
возникновение   аварийной   ситуации,   с   обязательным  привлечением
специализированных   организаций.   После    проведения    необходимых
мероприятий  перевод  сооружений  вновь в проектный режим эксплуатации
должен  быть  согласован  с  органами  государственного   надзора   за
безопасностью ГТС.
     Если при оценке риска аварии ГТС,  вне  зависимости  от  конечной
величины   R   ,   установлены  максимальные  значения  тех  или  иных
            а
показателей  опасности  и  уязвимости  с  кодом  3  (кроме  показателя
опасности,  характеризующего  возможные последствия и ущерб при аварии
ГТС),  собственник (эксплуатирующая организация) обязан  информировать
об этом органы государственного надзора за безопасностью ГТС и принять
меры  по  устранению  причин,  вызывающих  повышенную  опасность   или
уязвимость сооружения по конкретному показателю в сроки, установленные
соответствующим предписанием органов государственного надзора.

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа