Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".
IV. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА РИСКА АВАРИИ ГТС Оценка риска аварии производится на основании экспертного анализа степени опасности аварии и степени уязвимости ГТС. Степень риска аварии оценивается по принципу пересечения этих событий и количественно выражается коэффициентом риска аварии: R = лямбда х ню , (3) а у где: лямбда - коэффициент опасности аварии; ню - коэффициент уязвимости аварии ГТС. у Физический смысл коэффициента R состоит в том, что он представляет а собой долю от риска, который имеет место на ГТС при наиболее неблагоприятных сочетаниях показателей опасности (код 3334, лямбда = 1) и уязвимости (код 333, ню = 1). у Степень риска аварии оценивается по величине коэффициента риска аварии R , в соответствии с данными таблицы 12. а Таблица 12 ------------------------------------------------------------------ | Степень риска аварии | R | | | а | |---------------------------------|------------------------------| |Малая (нормальный уровень |Не более 0,15 | |безопасности) | | |---------------------------------|------------------------------| |Умеренная (пониженный уровень |Свыше 0,15, но не более 0,3 | |безопасности) | | |---------------------------------|------------------------------| |Большая (неудовлетворительный |Свыше 0,3, но не более 0,5 | |уровень безопасности) | | |---------------------------------|------------------------------| |Аварийная ситуация (опасный |Свыше 0,5 | |уровень) | | ------------------------------------------------------------------ Диапазоны изменения коэффициента R в таблице 12 назначены таким а образом, чтобы была возможность практически увязать степень риска аварии с качественными характеристиками уровня безопасности, регламентированными "Инструкцией о ведении Российского регистра гидротехнических сооружений", утвержденной Министерством природных ресурсов Российской Федерации, Министерством топлива и энергетики Российской Федерации, Министерством транспорта Российской Федерации, Федеральным горным и промышленным надзором России 12 июля 1999 г. N 144, К-3357, К-14/367-ис, 01/229а, зарегистрированной в Минюсте РФ 5 августа 1999 г. Регистрационный номер N 1858. В области значений R <= 0,15 (малая степень риска аварии) уровень а безопасности ГТС оценивается как нормальный. Сооружение удовлетворяет всем проектным требованиям по назначению и конструктивной надежности, а также современным нормативным требованиям; эксплуатация осуществляется в соответствии с действующими законодательными актами, нормами и правилами. Дальнейшая эксплуатация сооружений и оборудования возможна без проведения каких-либо технических или организационных мероприятий по повышению безопасности при обеспечении мониторинга безопасности и своевременном выполнении плановых ремонтно-профилактических работ. В области значений 0,15 < R <= 0,30 (умеренная степень риска а аварии) уровень безопасности ГТС оценивается как пониженный. Имеются те или иные отклонения от правил безопасной эксплуатации, не устраненные своевременно в ходе плановых мероприятий по обеспечению нормального уровня безопасности, которые, однако, не препятствуют возможности выполнения сооружением заданных эксплуатационных функций. Дальнейшая безопасная эксплуатация сооружения в проектном режиме возможна при обязательном выполнении в согласованные (установленные) органами государственного надзора сроки мероприятий по повышению уровня безопасности, конкретный перечень которых вытекает из анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости. При большой степени риска аварии (0,30 < R <= 0,50) уровень а безопасности ГТС оценивается как неудовлетворительный. Имеются отклонения от проектного состояния и нарушения правил безопасной эксплуатации, которые могут привести к возникновению аварийной ситуации. Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме недопустима без проведения в установленные органами государственного надзора сроки тех или иных технических (вплоть до капитального ремонта, замены оборудования и др.) и организационных мероприятий по снижению риска аварии и восстановлению нормального уровня безопасности на основе анализа факторов, обусловливающих максимальные значения показателей опасности и уязвимости. К проведению такого анализа и разработке мероприятий по повышению уровня безопасности, как правило, должны привлекаться специализированные научно-исследовательские и проектные организации; в случае необходимости по специальным программам предусматриваются полевые исследования физико-механических характеристик грунтовых материалов, бетонных конструкций и др., проводится дополнительное расчетное обоснование прочности и устойчивости сооружений и конструкций, корректируются ПДЗ контролируемых параметров состояния и пр. Значения коэффициента риска аварии R > 0,50 свидетельствуют о а возникновении аварийной ситуации, уровень безопасности ГТС оценивается как опасный. Дальнейшая эксплуатация сооружения в проектном режиме по условиям риска аварии недопустима и должна осуществляться в соответствии с требованиями "Положения об эксплуатации гидротехнического сооружения и обеспечения безопасности гидротехнического сооружения, разрешение на строительство и эксплуатацию которого аннулировано, а также гидротехнического сооружения, подлежащего консервации, ликвидации либо не имеющего собственника", утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 27 февраля 1999 г. N 237. Необходимо незамедлительно информировать органы государственного надзора и в соответствии с полученным предписанием ввести ограничения на режим эксплуатации (снижение уровня верхнего бьефа и др.), разработать и утвердить временные правила эксплуатации. Мероприятия по восстановлению нормального уровня безопасности должны выполняться на основании анализа факторов, обусловливающих возникновение аварийной ситуации, с обязательным привлечением специализированных организаций. После проведения необходимых мероприятий перевод сооружений вновь в проектный режим эксплуатации должен быть согласован с органами государственного надзора за безопасностью ГТС. Если при оценке риска аварии ГТС, вне зависимости от конечной величины R , установлены максимальные значения тех или иных а показателей опасности и уязвимости с кодом 3 (кроме показателя опасности, характеризующего возможные последствия и ущерб при аварии ГТС), собственник (эксплуатирующая организация) обязан информировать об этом органы государственного надзора за безопасностью ГТС и принять меры по устранению причин, вызывающих повышенную опасность или уязвимость сооружения по конкретному показателю в сроки, установленные соответствующим предписанием органов государственного надзора. |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОЦЕНКЕ РИСКА АВАРИЙ ГИДРОТЕХНИЧЕСКИХ СООРУЖЕНИЙ ВОДОХРАНИЛИЩ И НАКОПИТЕЛЕЙ ПРОМЫШЛЕННЫХ ОТХОДОВ".