ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ). Распоряжение. Правительство РФ. 25.08.08 1244-Р

Фрагмент документа "ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

Общие особенности профессиональных образовательных
                      программ в сфере искусства

     Специфика   профессионального   образования   в  сфере  искусства
проявляется уже при приеме абитуриентов в высшие и средние специальные
образовательные  учреждения,  где  результаты единого государственного
экзамена   абитуриента   являются   необходимым,  но  не  определяющим
элементом.  Законодательством  Российской  Федерации  по  направлениям
подготовки  (специальностям),  требующим  наличия  у  поступающих  лиц
определенных    творческих   способностей,   предусмотрены   испытания
творческой  направленности  как  дополнительные по отношению к единому
государственному  экзамену.  В  сфере  искусства  именно  они являются
основными,  поскольку  позволяют  выявить  у  абитуриентов необходимые
творческие способности, умения и физические данные.
     Специфика   образования   в   сфере   искусства   проявляется   в
особенностях выбора профессии и ее постижения.
     В    области    гуманитарного    и    технического    образования
профессиональные образовательные программы строятся на научной базе по
принципу  перехода  от  общего  -  фундаментального  к  специальному -
частному.
     Освоение   образовательных   программ   в   сфере  искусства  (за
исключением  направлений  искусствоведения)  в малой степени связано с
изучением  научных  дисциплин и базируется на творческих способностях,
данных     человеку     природой.     Образовательный     процесс    у
музыкантов-исполнителей,   артистов   театра  и  кино,  танцовщиков  и
художников  начинается  чаще  всего  с детского возраста и должен быть
непрерывным,  поскольку связан не с постепенным (от фундаментального к
частному)  освоением  тех  или  иных  наук,  а  с  сугубо практическим
чувственным,  физическим  и  интеллектуальным  постижением обучающимся
сути   осваиваемого   вида   искусства,   раскрытием   психофизических
возможностей  личности,  тренировкой своего тела и психики, выработкой
комплекса  психофизических  качеств,  необходимых для самореализации в
выбранной профессии.
     Практическая    направленность    профессионального   образования
предопределяет    и   характер   подготовки   педагогических   кадров.
Преподаватель  профильных  дисциплин  осваивает методику преподавания,
перенимая ее непосредственно от своего педагога, и, бережно относясь к
ее  традиционной  основе,  обогащает  ее  собственным опытом. Разрыв в
непрерывной  цепочке  "педагог  -  ученик - педагог" в сфере искусства
приводит  к  невосполнимым  потерям.  Отсюда  вытекает особая важность
задачи сохранения педагогических традиций отечественного образования в
сфере культуры и искусства.
     В соответствии с законодательством Российской Федерации основными
формами  подготовки  научно-педагогических  и  научных кадров являются
аспирантура   и   докторантура,   обучение   в  которых  заканчивается
подготовкой  диссертации  на  соискание  ученой  степени кандидата или
доктора наук. В сфере искусства написание диссертации возможно лишь по
образовательным программам в области истории и теории искусств.
     В   Законе  Российской  Федерации  "Об  образовании"  отсутствует
понятие  "творческая  аспирантура".  В  соответствии  с Постановлением
Центрального Комитета КПСС, Совета Министров СССР от 16 ноября 1967 г.
N  1064  "Об  улучшении  подготовки  научных  и  научно-педагогических
кадров"  была  организована  двухгодичная  ассистентура  - стажировка,
которая   действовала  до  1992  года.  В  настоящее  время  вопрос  о
послевузовском     профессиональном    образовании    по    программам
исполнительских искусств остается нерешенным.
     Нормативные  правовые  акты  в  области высшего профессионального
образования устанавливают  коэффициент  соотношения   профессорско   -
преподавательского  состава  к  количеству  обучающихся  как  1  к 10.
Реализация образовательных программ в сфере  искусства  базируется  на
индивидуальных формах обучения.
     По   ряду   образовательных  программ  высшего  профессионального
образования   (режиссура,  вокальное  искусство,  оперно-симфоническое
дирижирование,  композиция) получение образования возможно при наличии
уже   имеющихся  высшего  образования  и  профессионального  опыта.  В
настоящее    время    законодательство    Российской    Федерации   не
предусматривает  возможность  получения второго высшего образования на
бюджетной основе.
     Воспитание  детей  и  молодежи  с помощью культуры и искусства, а
также  функционирование  детских  школ  искусств  (по видам искусств),
домов культуры, студий и других учреждений детского культурного досуга
предполагают  наличие  достаточного количества высококвалифицированных
специалистов, способных обучать и воспитывать подрастающее поколение в
духе уважения к культурным традициям, патриотизма и понимания ценности
прекрасного.
     Выявление  художественно  одаренных  детей  и  молодежи  является
задачей  образовательных  учреждений культуры и искусства всех уровней
(от   детских   школ  искусств  до  вузов  соответствующего  профиля).
Регулярное   обновление   образовательных  программ,  базирующихся  на
традициях  российского  художественного  образования, является задачей
как  отдельных  образовательных  учреждений,  так  и  их  методических
объединений.
     Общие  для  всех  образовательных  учреждений  в сфере культуры и
искусства   специфические   особенности  предопределяют  необходимость
выработки   для   них   особых  лицензионных  требований  и  критериев
государственной аккредитации.

Фрагмент документа "ОБ ОДОБРЕНИИ КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАНИЯ В СФЕРЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2008 - 2015 ГОДЫ)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа