МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА). Письмо. Министерство финансов РФ (Минфин России). 27.05.08 15-08-06/4

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
            ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА

     Долгосрочное  бюджетное  планирование направлено на усиление роли
бюджета  в  развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического
роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем
и   рисков   в  бюджетной  системе  и  разработку  мероприятий  по  их
устранению.
     Одна  из  основных  целей долгосрочного бюджетного планирования -
повышение  эффективности  расходов,  в  том числе путем реформирования
отдельных  секторов  бюджетной сферы, включая изменение используемых в
них механизмов финансирования и принципов предоставления услуг.
     Долгосрочное бюджетное планирование стало широко использоваться в
мировой  практике  с  начала  2000-х  гг. В рамках такого планирования
моделируются  последствия  решений  в области экономического развития.
Долгосрочное  планирование  позволяет  оценить  долгосрочную бюджетную
устойчивость.  В некоторых странах долгосрочные бюджетные проектировки
являются   обязательной   частью   ежегодного  бюджетного  процесса  и
закреплены законодательно (Новая Зеландия, США, Швейцария).
     В  России  проблемы  бюджетной устойчивости обусловлены не только
старением  населения,  как  в  большинстве  стран  мира,  но и высокой
степенью  зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора (добычи
и  экспорта  нефти  и  газа) и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках.
Кроме   того,   построение   инновационной  социально  ориентированной
экономики требует особой роли бюджета в этом процессе.
     Долгосрочное  бюджетное  планирование  позволит  более  взвешенно
принимать текущие решения, которые могут иметь отдаленные последствия,
обеспечить  долгосрочную  стабильность  как  бюджетной  системы, так и
экономики   в  целом.  Долгосрочное  планирование  также  может  стать
реальным  шагом  на  пути  к повышению эффективности расходов бюджета,
выступая  в  то  же время сдерживающим фактором для их необоснованного
роста.
     Прогноз  расходов  бюджета  на  ту  или  иную  отрасль,  а  также
предполагаемые   реформы   и   изменения   должны   согласовываться  с
приоритетами  и  целями  развития,  соответствующими проекту Концепции
долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и
отраслевым стратегиям.
     В  качестве  исходных  данных  для  построения  прогноза расходов
используется  долгосрочный  прогноз социально-экономического развития,
подготовленный Минэкономразвития России (Приложение N 1).
     Прогноз расходов бюджета должен быть осуществлен на период с 2009
по 2023 гг. <1>.
--------------------------------
     <1>   Оценка   некоторых   параметров  может  выходить  за  рамки
15-летнего  периода, например оценка влияния демографических факторов,
проблемы сбалансированности пенсионной системы.

     Начиная  с  2012  года  прогноз  строится в постоянных ценах 2011
года.
     Прогноз   расходов   составляется  отдельно  для  каждого  уровня
бюджетной  системы  -  федеральный  бюджет,  консолидированные бюджеты
субъектов  Российской  Федерации, бюджеты государственных внебюджетных
фондов.
     Прогноз   расходов  бюджета  на  2009  -  2011  гг.  определяется
проектами:   закона   о   федеральном   бюджете,  законов  о  бюджетах
государственных  внебюджетных  фондов,  законов  о  бюджетах субъектов
Российской Федерации.
     Прогноз   расходов   бюджета  на  2012  -  2023  гг.  может  быть
осуществлен инерционным, нормативным, целевым или иным способами:
     1)  Инерционный  способ  планирования  предполагает,  что  состав
расходов  рассматриваемого вида остается в будущем в целом неизменным.
В  таком  случае  для  каждого  из  видов  расходов  необходимо задать
динамику  соответствующих  индексов (уменьшение, сохранение или рост в
реальном  выражении).  Таким  способом  могут  планироваться  расходы,
имеющие незначительный удельный вес в общем объеме расходов.
     2)  Нормативный  способ  планирования  предполагает,  что расходы
определяются  на  основе  нормативов,  утвержденных  в соответствующих
нормативно-правовых  актах с учетом изменения количественных факторов,
оказывающих влияние на расходы.
     3)  Целевой  способ  планирования  подразумевает целевой подход к
планированию  расходов.  При использовании данного способа должны быть
установлены  целевые  показатели  и  их  значения,  которые необходимо
достичь, а также мероприятия и затраты на их достижение.
     При   упрощенном  варианте  целевым  показателем  может  являться
уровень расходов в тот или иной момент времени или динамика расходов в
реальном выражении.
     Более  сложная  система  целевых  показателей  отражает  качество
развития  той или иной сферы. Например, уровень коэффициента замещения
в пенсионной системе.
     В   число   целевых  показателей  также  должна  включаться  доля
финансирования   той   или   иной  услуги  (например,  в  образовании,
здравоохранении) за счет частных средств.
     4) Иные способы планирования в том числе подразумевают проведение
реформ в отрасли, касающихся как принципов предоставления услуг, так и
механизмов финансирования.
     Способы,  используемые  при  прогнозировании  расходов,  а  также
принятые  в  расчет  предположения  должны  быть  детально  описаны  в
пояснительной записке.
     Прогноз расходов бюджета должен содержать:
     - оценку  объема  действующих  расходных  обязательств  по  форме
согласно Приложению N 2;
     - оценку  объема  принимаемых  расходных  обязательств  по  форме
согласно Приложению N 3.
     Расходы следует ранжировать исходя из их приоритетности.
     Департаментом   долгосрочного  финансового  планирования  Минфина
России   по   запросу   субъекта  бюджетного  планирования  по  адресу
электронной    почты:    Р0796_LM@minfin.ru   или   Р0764_SO@minfin.ru
представляются разъяснения по вопросам составления прогноза расходов.


                                                        Приложение N 1

Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа