Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА)".
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА Долгосрочное бюджетное планирование направлено на усиление роли бюджета в развитии экономики, обеспечение устойчивого экономического роста, определение приоритетов в бюджетной политике, выявление проблем и рисков в бюджетной системе и разработку мероприятий по их устранению. Одна из основных целей долгосрочного бюджетного планирования - повышение эффективности расходов, в том числе путем реформирования отдельных секторов бюджетной сферы, включая изменение используемых в них механизмов финансирования и принципов предоставления услуг. Долгосрочное бюджетное планирование стало широко использоваться в мировой практике с начала 2000-х гг. В рамках такого планирования моделируются последствия решений в области экономического развития. Долгосрочное планирование позволяет оценить долгосрочную бюджетную устойчивость. В некоторых странах долгосрочные бюджетные проектировки являются обязательной частью ежегодного бюджетного процесса и закреплены законодательно (Новая Зеландия, США, Швейцария). В России проблемы бюджетной устойчивости обусловлены не только старением населения, как в большинстве стран мира, но и высокой степенью зависимости экономики и бюджета от сырьевого сектора (добычи и экспорта нефти и газа) и внешней конъюнктуры на сырьевых рынках. Кроме того, построение инновационной социально ориентированной экономики требует особой роли бюджета в этом процессе. Долгосрочное бюджетное планирование позволит более взвешенно принимать текущие решения, которые могут иметь отдаленные последствия, обеспечить долгосрочную стабильность как бюджетной системы, так и экономики в целом. Долгосрочное планирование также может стать реальным шагом на пути к повышению эффективности расходов бюджета, выступая в то же время сдерживающим фактором для их необоснованного роста. Прогноз расходов бюджета на ту или иную отрасль, а также предполагаемые реформы и изменения должны согласовываться с приоритетами и целями развития, соответствующими проекту Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации и отраслевым стратегиям. В качестве исходных данных для построения прогноза расходов используется долгосрочный прогноз социально-экономического развития, подготовленный Минэкономразвития России (Приложение N 1). Прогноз расходов бюджета должен быть осуществлен на период с 2009 по 2023 гг. <1>. -------------------------------- <1> Оценка некоторых параметров может выходить за рамки 15-летнего периода, например оценка влияния демографических факторов, проблемы сбалансированности пенсионной системы. Начиная с 2012 года прогноз строится в постоянных ценах 2011 года. Прогноз расходов составляется отдельно для каждого уровня бюджетной системы - федеральный бюджет, консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты государственных внебюджетных фондов. Прогноз расходов бюджета на 2009 - 2011 гг. определяется проектами: закона о федеральном бюджете, законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов, законов о бюджетах субъектов Российской Федерации. Прогноз расходов бюджета на 2012 - 2023 гг. может быть осуществлен инерционным, нормативным, целевым или иным способами: 1) Инерционный способ планирования предполагает, что состав расходов рассматриваемого вида остается в будущем в целом неизменным. В таком случае для каждого из видов расходов необходимо задать динамику соответствующих индексов (уменьшение, сохранение или рост в реальном выражении). Таким способом могут планироваться расходы, имеющие незначительный удельный вес в общем объеме расходов. 2) Нормативный способ планирования предполагает, что расходы определяются на основе нормативов, утвержденных в соответствующих нормативно-правовых актах с учетом изменения количественных факторов, оказывающих влияние на расходы. 3) Целевой способ планирования подразумевает целевой подход к планированию расходов. При использовании данного способа должны быть установлены целевые показатели и их значения, которые необходимо достичь, а также мероприятия и затраты на их достижение. При упрощенном варианте целевым показателем может являться уровень расходов в тот или иной момент времени или динамика расходов в реальном выражении. Более сложная система целевых показателей отражает качество развития той или иной сферы. Например, уровень коэффициента замещения в пенсионной системе. В число целевых показателей также должна включаться доля финансирования той или иной услуги (например, в образовании, здравоохранении) за счет частных средств. 4) Иные способы планирования в том числе подразумевают проведение реформ в отрасли, касающихся как принципов предоставления услуг, так и механизмов финансирования. Способы, используемые при прогнозировании расходов, а также принятые в расчет предположения должны быть детально описаны в пояснительной записке. Прогноз расходов бюджета должен содержать: - оценку объема действующих расходных обязательств по форме согласно Приложению N 2; - оценку объема принимаемых расходных обязательств по форме согласно Приложению N 3. Расходы следует ранжировать исходя из их приоритетности. Департаментом долгосрочного финансового планирования Минфина России по запросу субъекта бюджетного планирования по адресу электронной почты: Р0796_LM@minfin.ru или Р0764_SO@minfin.ru представляются разъяснения по вопросам составления прогноза расходов. Приложение N 1 |
Фрагмент документа "МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ДОЛГОСРОЧНОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ РАСХОДОВ БЮДЖЕТА)".