Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ.".
I. Анализ существующего положения и определение основных проблем на основе разработанной Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе Туристско-рекреационные зоны в Восточном административном округе города Москвы создаются в соответствии с Федеральным законом от 24.11.1996 N 132-ФЗ "Об основах туристской деятельности в Российской Федерации", постановлением Правительства Москвы от 31.07.2001 N 701-ПП "О градостроительном плане развития территории Восточного административного округа до 2020 года", постановлением Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602 "Об основных положениях Программы развития туризма в городе Москве на период до 2010 года". Главной стратегической целью Программы мероприятий по реализации Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. (далее - Программа) является формирование в Москве конкурентоспособной туристско-рекреационной отрасли в качестве одной из ведущих, приоритетных отраслей экономики, обеспечивающей, с одной стороны, удовлетворение потребителей (как российских, так и зарубежных) в туристско-рекреационных услугах, а с другой, значительный вклад в социально-экономическое развитие региона за счет увеличения доходной части местного бюджета, привлечения инвестиций, увеличения числа рабочих мест, улучшения здоровья населения, сохранения и рационального использования культурно-исторического и природного наследия. Согласно Программе развития туризма в городе Москве на период до 2010 года, утвержденной постановлением Правительства Москвы от 08.08.2000 N 602, под туристской зоной понимается территория, на которой развитие туристской инфраструктуры является приоритетным по отношению к другим отраслям деятельности. Туристская зона - это территория, на которой сосредоточены туристские ресурсы, привлекающие туристов, и туристская индустрия, обеспечивающая обслуживание туристов. Это именно комплекс, и ошибочным было бы называть туристской зоной некое сосредоточение достопримечательностей в отрыве от необходимой инфраструктуры. В туристской зоне формируется определенный туристский продукт, то есть туристское предложение, включающее такие элементы, как: осмотр достопримечательностей, посещение музеев, театров, участие в фестивалях, отдых (активный и просто прогулки), посещение сувенирных магазинов, художественных салонов и галерей, организация питания, размещение туристов в гостиницах, транспортные услуги, услуги гида и т.д. Основными предпосылками создания туристско-рекреационных зон на территории Восточного административного округа являются высокий историко-культурный потенциал территории, представленный значительным количеством объектов туристского показа, а также широкий тематический диапазон объектов туристского интереса, позволяющий создавать разноплановые экскурсионные маршруты и художественно-развлекательные программы. Туристский ресурс округа представляют три группы объектов. Первой группой являются историко-культурные ресурсы, состоящие из градостроительных ансамблей, отдельных зданий - памятников архитектуры и истории, монастырей, храмов, музеев и историко-художественных заповедников, памятников археологии и истории, городских и загородных усадебных комплексов, научных и промышленных объектов, мемориальных квартир, некрополей, монументов. Кроме того, в эту группу могут входить здания и сооружения, представляющие историко-культурный и архитектурный интерес, - комплексы благотворительных учреждений, усадьбы, городская застройка, мосты на Яузе, памятники и монументы, расположенные на территории округа. Вторую группу составляют природные ресурсы - привлекательные ландшафтные зоны, лесопарки, акватории притоков Москвы-реки, отдельные памятники природы, точки панорамного обзора. Необходимо отметить, что специфику округа определяют зеленые пространства парков. В их состав входят: Национальный природный парк "Лосиный остров", парк "Сокольники", Измайловский лесопарк, парки усадеб "Кусково", "Перово", "Терлецкое", парк бывшей Митрополичьей дачи в Черкизове, Черкизовский парк, сад-сиренгарий, озера ледникового происхождения - Святое, Белое, Черное. Третьей группой ресурсов округа являются объекты инфраструктуры - театры, кинотеатры, концертные залы, художественные галереи, спортивные сооружения, гостиничные комплексы и т.д. Проведенный в Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. анализ зон концентрации объектов туристского интереса, анализ связанных с ними объектов "туристского приближения" (музеи, театры, зрелищные объекты), зон городской активности (объектов спорта, развлечения, гуляния), природно-ландшафтных объектов, фрагментов благоустройства и природного комплекса, объектов сервисной инфраструктуры и транспортного обслуживания позволяет условно выделить пять туристско-рекреационных зон в составе единой ТРЗ округа, которые включают в себя территории, отличающиеся целостностью градостроительной среды и представляющие историко-культурный интерес. Туристско-рекреационная зона N 1 "Лосиноостровская" включает территорию Национального природного парка "Лосиный остров" и представляет собой единое туристское пространство, характеризующееся прежде всего экологической направленностью маршрутов и ориентированное на рекреационные функции. Является наиболее перспективной с точки зрения развития экотуризма. Туристско-рекреационная зона N 2 "Сокольническая", в которую входят исторически сложившиеся территории "Сокольники", "Стромынка", "Преображенское-Семеновское", "Черкизово", представляющие собой наиболее значительную концентрацию памятников истории и культуры округа. Туристско-рекреационная зона N 3 "Измайловская", в которую входят исторически сложившиеся территории Дворцового ансамбля "Измайлово" (Измайловский остров), Измайловский ПКиО, "Терлецкое-Ивановское". Данная зона представляет собой единое туристское пространство, специфика которого состоит в достаточно четком акцентировании приоритетов в историко-культурном и природно-экологическом аспектах использования территории. Следует отметить, что Дворцовый ансамбль "Измайлово" включен в программу "Венок русских усадеб". Туристско-рекреационная зона N 4 "Кусковская", в которую входят исторически сложившиеся территории "Кусково-Перово" и "Косино", также обладающие уникальной спецификой. ГУК города Москвы "Государственный музей керамики и "Усадьба Кусково XVIII века" включена в состав туристских объектов программы "Венок русских усадеб". Отдельно стоящие объекты показа, расположенные на территории Восточного административного округа, формально объединены в туристско-рекреационную зону N 5. Основу каждой из зон составляют уникальные архитектурные и садово-парковые комплексы, отражающие значительнейшие вехи в истории развития московского градостроительства и архитектуры. Эти уникальные объекты определяют своеобразие Восточного административного округа и составляют его отличительные черты по сравнению с другими округами города. Другой составляющей туристской привлекательности территории является туристский потенциал. Он характеризует значимость и возможность реализации туристского ресурса и выражается в следующих показателях: количество и степень сохранности объектов показа, тематический диапазон, историко-культурная значимость, популярность, развитие сервисного обслуживания (торговые киоски, кафе, гостиницы, туалеты), пешеходная и транспортная доступность объектов туристского показа, обеспеченность стоянками для паркирования туристских автобусов и т.д. Туристский ресурс и потенциал определяют характер развития основных форм туристской деятельности и туристской индустрии на территории округа, к которым может быть отнесено: создание туристско - рекреационных зон, развитие обзорных и тематических экскурсий, включение объектов туристского показа округа в экскурсии и программы общегородского и международного значения, развитие зон отдыха местных жителей и событийного туризма. Для формирования полноценных программ развития туризма необходимо организовать взаимосвязь и развитие различных форм туристской деятельности, которые имеют разные туристские составы, цели и задачи. Посетители туристско-рекреационных зон - в основном, экскурсанты и отдыхающие из числа москвичей. Тем не менее в экскурсии и программы, организованные на территории ТРЗ, привлекается и туристский контингент приезжих россиян и интуристов. Привлечение иностранных туристов на территорию Восточного административного округа возможно за счет включения в международные и общегородские туры наиболее значимых объектов показа, разработки уникальных историко-художественных программ, развития событийного туризма и создания туристских гостиниц, отвечающих современным требованиям. Гораздо более эффективную туристскую группу посетителей объектов округа определяет внутренний туризм - как организованный (в составе автобусных экскурсий), так и самодеятельный. Одну из самых больших групп посетителей, интересующихся объектами истории округа, могут составить местные жители и жители других округов Москвы. Школьные автобусные экскурсии, программы выходного дня, ориентированные на семейный туризм, социальный и спортивный туризм - все эти направления туристской деятельности более адекватны задаче развития туризма на территории города. Отличительной особенностью ТРЗ ВАО является наличие большого количества рекреационных зон (парков, садов, водоемов), пригодных для развития зон отдыха и развлечений местного населения. Это Лосиный остров, Измайловский парк, Терлецкий парк, Черкизовский парк, Кусковский парк, парк "Сокольники", система озер ледникового периода в Косино. Развитие подобных зон отдыха и развлечений в сочетании с развитием событийного туризма способно приносить существенные постоянные доходы в бюджет в виде налоговых и неналоговых отчислений, способствовать развитию малого бизнеса, улучшению социального климата. Особое внимание в развитии Программы будет уделено экологическому туризму, включая экскурсионные маршруты, их оборудование, а также инфраструктуру. Особенности потенциала ТРЗ ВАО: Сильные стороны: - уникальность основных достопримечательностей и высокий имиджеобразующий культурно-исторический потенциал (музеи, планировка территорий, облик улиц и др.); - градостроительная политика городских властей, создающая необходимые предпосылки для полноценного развития туристской функции ТРЗ; - благоприятный инвестиционный климат для реализации отдельных проектов в рамках Концепции создания туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на 2009-2011 гг. Слабые стороны: - недостаточное использование уникальности туристского потенциала ТРЗ ВАО при формировании туристского продукта города Москвы; - неопределенность стратегии и тактики формирования структуры туристского обслуживания; - отсутствие или недостаточное развитие ряда функций, присущих туристско-рекреационному назначению ТРЗ; - отсутствие структурирования (т.е. определения пропорций и приоритетов) в системе туристско-рекреационных функций как базы для формирования нового туристского продукта; - отсутствие координирующего органа в рамках территории ТРЗ ВАО; - отсутствие комплексного подхода при организации обслуживания в пределах ТРЗ ВАО. Возможности: - формирование нового качественного и конкурентоспособного туристского предложения; - создание эффективного механизма формирования, продвижения и реализации московского туристского продукта на внутрироссийском и зарубежных туристских рынках; - развитие зон отдыха местного населения; - создание специального уполномоченного органа по управлению и координации процессом формирования и функционирования ТРЗ. Опасности: - недостаток средств на реализацию программных мероприятий; - фрагментарный, некомплексный подход при реализации предложений; - зависимость от общей ситуации в стране (политической, экономической и т.д.). К основным проблемам туристской деятельности на территории Восточного административного округа следует отнести: 1. Недостаточное развитие туристского потенциала ТРЗ ВАО, что предусматривает проведение следующих мероприятий: - проведение реконструкции (реставрации) объектов туристского показа с целью подготовки их к эксплуатации в рамках ТРЗ ВАО и сохранения исторического наследия; - проведение реконструкции (реставрации) ландшафтных объектов с целью подготовки их к эксплуатации в рамках ТРЗ ВАО и организации массового отдыха. 2. Слабое развитие туристской индустрии ТРЗ ВАО. 3. Отсутствие единого координирующего центра по развитию ТРЗ ВАО и, как следствие: - слабое взаимодействие между субъектами туристских ресурсов и субъектами туристской инфраструктуры; - отсутствие четкой маркетинговой политики по продвижению туристского продукта ТРЗ ВАО. 4. Недостаточность использования туристских ресурсов и туристской индустрии округа для отдыха местных жителей. С созданием ТРЗ ВАО образуется единый туристский продукт. Это означает, что эффективно ТРЗ ВАО будет работать только при комплексном взаимодействии всех его составляющих. Программа объединяет объекты различной отраслевой принадлежности, а также различных видов собственности. Проведение мероприятий по Программе рассчитано на три года (2009-2011 гг.). При реализации Программы необходимо также учитывать создание и развитие ТРЗ в других округах города. Программа ТРЗ ВАО обеспечит согласованное, взаимоувязанное и устойчивое комплексное развитие туристско-рекреационных зон в Восточном административном округе города Москвы на основе планомерной реализации единой системы инвестиционных и управляющих решений, максимально обеспечивающей туристско-рекреационные, градостроительные и финансовые интересы города. Такой подход позволяет проводить общую градостроительную и инвестиционную политику в туристско-рекреационной зоне в целом, реализуя ее на каждом осваиваемом участке (объекте), и обеспечивает возможность планирования процесса реализации Программы, включая все стадии - от предпроектной и проектной подготовки до эксплуатации и получения дохода. Реализация данной Программы возможна по одному из трех вариантов. Первый вариант. Развитие происходит за счет бюджетных средств. Положительной стороной данного подхода является возможность полного контроля городом всех структур ТРЗ ВАО и всех доходов от дальнейшей эксплуатации объектов. Основные риски при реализации данного варианта связаны с необходимостью привлечения больших объемов бюджетных средств при ограниченных финансовых возможностях городского бюджета и с недостаточно эффективной эксплуатацией объектов ТРЗ ВАО. Во втором варианте предусматривается привлечение только частных инвестиций при отказе от городского финансирования. При реализации этого варианта требуется минимальное бюджетное финансирование, однако представляется маловероятным привлечение частных инвестиций в реконструкцию/реставрацию малодоходных объектов туристского показа, без которых развитие ТРЗ ВАО невозможно. Изменение же вида использования данных объектов в целях увеличения его эффективности может противоречить интересам города в целом и интересам развития ТРЗ ВАО в частности. Третий вариант предусматривает бюджетное финансирование мероприятий по реконструкции / реставрации объектов показа, проведение единой рекламно-информационной политики, создание условий для развития туристской инфраструктуры, привлечение, поддержку и координацию действий по привлечению частных инвестиций к коммерчески привлекательным объектам ТРЗ ВАО. Реализация данного варианта позволит сохранить контроль города над памятниками туристского показа, многие из которых являются памятниками истории, культуры и архитектуры, наиболее эффективно использовать туристский потенциал округа, создать наиболее эффективную систему поддержки и координации туристской деятельности на территории округа и города в целом, развить механизмы частно-государственного партнерства, обеспечить привлечение новых инвесторов к участию в реализации Программы. При реализации третьего варианта существует риск привлечения недостаточного объема частных инвестиций в Программу, а также риск создания неприемлемых для интересов города и его жителей видов деятельности на объектах, для финансирования которых привлекаются частные инвестиции. Этот риск может быть сведен к минимуму путем грамотной организации управления реализацией Программы, обеспечивающей обоснованную разработку и отбор проектов с учетом рыночной конъюнктуры, а также строгий оперативный контроль за ходом выполнения мероприятий Программы и ее результатами. Анализ вариантов реализации Программы показывает, что наиболее приемлемым является третий вариант, который позволяет при ограниченном бюджетном финансировании и привлечении частных инвестиций обеспечить наиболее эффективное решение поставленной проблемы при разумной степени риска. |
Фрагмент документа "О ПРОГРАММЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ СОЗДАНИЯ ТУРИСТСКО-РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН В ВОСТОЧНОМ АДМИНИСТРАТИВНОМ ОКРУГЕ ГОРОДА МОСКВЫ НА 2009-2011 ГГ.".