Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСПРИРОДНАДЗОРА И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ".
II. Критерии определения приоритетов и основные принципы планирования контрольно-надзорных мероприятий 1. Основными принципами осуществления планирования являются: 1.1. Скоординированность и комплексность действий с иными контрольными органами. 1.2. Планирование территориальными органами Росприроднадзора контрольно-надзорных мероприятий осуществляемым в соответствии с Положением о Федеральной службе по надзору в сфере природопользования, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 N 400. 1.3. Непрерывность осуществления контроля и надзора. 1.4. Профессионализм проверяющих. 1.5. Неотвратимость наказания виновников, допустивших нарушения. 1.6. Соразмерность нарушений и принимаемых мер воздействия к нарушителям. 1.7. Обязательное расследование инцидентов, связанных с нарушениями, с последующим их анализом, разработкой соответствующих мер и корректировкой, при необходимости, нормативных и технических документов. 1.8. Гласность результатов проводимых проверок с сохранением государственной и служебной тайны, а также коммерческой тайны проверяемых субъектов хозяйственной деятельности. 1.9. Единая методология проведения контроля, общая информационная база, обеспечивающая доступ к информации, не представляющей государственную тайну. 1.10. Эффективная организация обратной связи, позволяющей установить непрерывный контроль за состоянием подконтрольного объекта. 1.11. Результативность и экономичность запланированных контрольно-надзорных мероприятий (обоснованность затрат на выездные контрольно-надзорные мероприятия и соответствие затрат результатам контрольно-надзорной деятельности). 1.12. Ежегодная инвентаризация подконтрольных объектов, ведение и регулярное обновление базы данных подконтрольных объектов по итогам проведенных контрольно-надзорных мероприятий. 2. Для целей Временного регламента организации планирования контрольно-надзорной деятельности Росприроднадзора и его территориальных органов используются следующие понятия: подконтрольный объект - хозяйствующий субъект (индивидуальный предприниматель, коммерческая организация, а также некоммерческая организация, физические лица), использующий в хозяйственной и иной деятельности объекты, связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду; подконтрольными объектами в части, относящейся к компетенции Росприроднадзора, являются также органы государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные им в соответствии с федеральными законами полномочия в сфере природопользования и охраны окружающей среды; объектами хозяйственной и иной деятельности данного хозяйствующего субъекта, подлежащими проверке, являются объекты, используемые указанными хозяйствующими субъектами и связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду (находящиеся в собственности или в пользовании на основании договора, лицензии, разрешения, иного документа, а также арендуемые объекты); контрольно-надзорные мероприятия - контрольные проверки (проверки) подконтрольных объектов на предмет соблюдения требований законодательства в сфере природопользования и охраны окружающей среды в рамках компетенции Росприроднадзора. 3. Территориальные органы Росприроднадзора по субъектам Российской Федерации (далее - управления) осуществляют планирование контрольно-надзорных мероприятий в виде комплексных или целевых проверок в соответствии с полномочиями Росприроднадзора. Планы контрольно-надзорных мероприятий в части мероприятий по государственному контролю за соблюдением законодательства Российской Федерации и международных норм и стандартов в области морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, территориального моря и в исключительной экономической зоне, за рациональным использованием минеральных и живых ресурсов на континентальном шельфе согласовываются с соответствующей дирекцией по техническому обеспечению надзора на море. 4. В случае, если хозяйствующий субъект использует в хозяйственной и иной деятельности более одного объекта, связанного с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду, и указанные объекты расположены на территории нескольких субъектов Российской Федерации, планирование контрольно-надзорных мероприятий осуществляется департаментом и/или центральным аппаратом Росприроднадзора, исходя из информации о перечне подконтрольных объектов, предоставленной территориальными органами. В случае, если указанные объекты, связанные с природопользованием и/или воздействием на окружающую среду, расположены на территории более одного федерального округа, предложения о включении такого контрольно-надзорного мероприятия в План представляются департаментом (департаментами) в центральный аппарат Росприроднадзора для принятия решения и утверждения соответствующего плана. 5. Территориальные органы Росприроднадзора по федеральным округам Российской Федерации (далее - департаменты) осуществляют планирование контрольно-надзорных мероприятий по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в план управлений соответствующего федерального округа путем планирования непосредственного участия в проводимой управлением проверке с соответствующим включением их в проекты планов департаментов, а также контрольно-надзорных мероприятий в случаях, указанных в пункте 4 настоящего Временного регламента. При рассмотрении проектов планов управлений, до их утверждения, департамент может включить в планы управлений контрольно-надзорные мероприятия в отношении любых подконтрольных объектов, в том числе в отношении органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. 6. Центральный аппарат Росприроднадзора осуществляет планирование контрольно-надзорных мероприятий по государственному контролю и надзору по всем видам контроля и надзора в отношении любого из подконтрольных объектов, включенных в планы территориальных органов Росприроднадзора путем планирования непосредственного участия в проводимых ими проверках. Центральный аппарат Росприроднадзора может включать в план контрольно-надзорных мероприятий проведение самостоятельных контрольных проверок в отношении подконтрольных объектов, не включенных в планы территориальных органов, а также контрольно - надзорных мероприятий в случаях, указанных в пункте 4 настоящего Временного регламента. В ходе подготовки проектов планов территориальных органов Росприроднадзора (управлений и департаментов) центральный аппарат Росприроднадзора может включить в планы контрольно-надзорных мероприятий соответствующих территориальных органов контрольно - надзорные мероприятия в отношении любых подконтрольных объектов, в том числе в отношении органов государственной власти соответствующих субъектов Российской Федерации. 7. В целях регламентации осуществления контрольно-надзорной деятельности в сфере природопользования и охраны окружающей среды: руководитель Росприроднадзора утверждает планы контрольно - надзорной деятельности центрального аппарата Росприроднадзора (далее - план ЦА) и планы контрольно-надзорной деятельности управлений и департаментов (далее - планы ТО и ДФО); руководитель департамента согласовывает планы контрольно - надзорной деятельности управлений соответствующего федерального округа (далее - планы ТО). 8. При планировании контрольно-надзорной деятельности должно обеспечиваться соблюдение требований Федерального закона "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)" от 08.08.2001 N 134-ФЗ, в части проведения планового контрольно-надзорного мероприятия в отношении подконтрольного объекта не более чем один раз в два года (за исключением мероприятий по государственному надзору и контролю за исполнением органами государственной власти субъектов Российской Федерации полномочий в сфере природопользования и охраны окружающей среды, переданных им в соответствии с федеральными законами Российской Федерации), а в отношении субъектов малого и среднего предпринимательства не более чем один раз в три года. 9. Контрольно-надзорные мероприятия проводятся на основании приказов (распоряжений) руководителя Росприроднадзора и руководителей территориальных органов Росприроднадзора, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля и надзора. 10. Контрольно-надзорные мероприятия могут быть плановыми или внеплановыми, целевыми и комплексными. 11. Плановые проверки - проверки, проводимые в соответствии с планами на текущий год, утвержденными приказами Росприроднадзора и департаментов в установленном порядке. Внеплановые проверки - проверки, проводимые на основании приказов (распоряжений) Росприроднадзора и его территориальных органов в случаях, указанных в пункте 5 статьи 7 Федерального закона от 08.08.2001 N 134-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)". 12. Внеплановой проверке, предметом которой является контроль исполнения предписаний об устранении выявленных нарушений, в соответствии с действующим законодательством подлежит деятельность подконтрольного объекта (юридического или физического лица) при выявлении в результате планового контрольно-надзорного мероприятия допущенных нарушений природоохранного законодательства. В текущем году такие контрольно-надзорные мероприятия являются внеплановыми. При планировании контрольно-надзорной деятельности на следующий год проверки подконтрольных объектов на предмет исполнения предписаний об устранении нарушений, выявленных в текущем году, включаются в планы контрольно-надзорных мероприятий с обязательной оговоркой "на предмет исполнения предписания, выданного в -------- году". Целевые проверки могут проводиться только для проверки исполнения ранее выданных предписаний. Комплексные проверки проводятся по нескольким видам государственного контроля и надзора. По составу затрат и характеру работ проверки подразделяются на камеральные и выездные (с выездом на место проверок) или могут состоять из камерального и выездного этапов. Вид контрольной проверки (целевая или комплексная) определяется соответствующим приказом (распоряжением) Федеральной службы по надзору в сфере природопользования о проведении конкретного контрольно - надзорного мероприятия за подписью руководителя Росприроднадзора или руководителя территориального органа Росприроднадзора, в компетенцию которых входит осуществление государственного контроля и надзора. 13. В целях планирования осуществляется выбор приоритетных подконтрольных объектов на плановый период (год). Выбор следует делать по результатам анализа контрольно-надзорных мероприятий, осуществленных в текущем году (предшествующем планируемому). Кроме того, в ходе планирования контрольно-надзорной деятельности целесообразно учитывать экономическую значимость каждого планируемого к проверке подконтрольного объекта для экономики субъекта Российской Федерации, в том числе с точки зрения характера и объемов используемых им природных ресурсов, воздействия его на окружающую среду и степени обеспечения им требований по рациональному использованию природных ресурсов и охране окружающей среды. 14. При подготовке проектов планов на следующий плановый период следует учитывать результаты прошлых лет в части соотношений плановых и внеплановых проверок. 15. Критерии приоритетности выбора подконтрольных объектов для контрольно-надзорных мероприятий должны исходить в первую очередь из характера природопользования и степени их воздействия на окружающую среду. При выборе приоритетных объектов для включения в план контрольно - надзорной деятельности рекомендуется руководствоваться следующими общими критериями: истечение двухлетнего срока с момента завершения последнего планового мероприятия по контролю, проведенного в отношении подконтрольного объекта; истечение срока исполнения предписания об устранении нарушений природоохранного законодательства, выданного в отношении подконтрольного объекта; предложения иных федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, общественных организаций, международных организаций и граждан; сообщения средств массовой информации, содержащие сведения о фактах нарушения природоохранного законодательства либо о наличии причин и условий, способствующих совершению указанных нарушений, а также официальные доказательства, подтверждающие указанные сведения, полученные в период, предшествующий плановому; имевшие место в предшествующем периоде факты аварий на объектах хозяйственной и иной деятельности, используемых конкретными хозяйствующими субъектами, последствием которых явилось загрязнение окружающей среды; имевшие место в предшествующем периоде факты истощения природных ресурсов или нерационального природопользования в результате хозяйственной или иной деятельности, осуществляемой каким-либо подконтрольным объектом, информация о которых получена по данным авиационной (космической) съемки и по результатам контрольно-надзорных мероприятий, проведенных уполномоченными контрольно-надзорными органами; данные мониторинга окружающей среды, официально поступившие в Росприроднадзор и позволяющие определить соответствующие подконтрольные объекты, оказывающие негативное воздействие на природные объекты, имеющие экосистемное значение, являющиеся основой жизнедеятельности городских (сельских) поселений, служащие основными источниками сырья для соответствующих отраслей региональной промышленности, имеющие рекреационное значение или охранный статус. При планировании государственного контроля и надзора в сфере недропользования из всего многообразия параметров, которые регламентируют и характеризуют процесс разработки месторождений на различных стадиях, выбираются наиболее существенные: объемы работ по изучению и разведке, установленные в лицензионном соглашении, проектном документе и определенные в формах государственной статистической отчетности 1-ЛС и 2-ЛС (далее - объемы ГРР); сроки ввода месторождения в опытно-промышленную эксплуатацию; объемы добычи полезных ископаемых, установленные в лицензионном соглашении, проектном документе и определенные в формах государственной статистической отчетности 1-ЛС и 2-ЛС (далее - объемы добычи); технологические показатели, установленные в лицензионном соглашении, проектном документе и определенные в формах государственной статистической отчетности 1-ЛС и 2-ЛС (далее - технологические показатели). При этом основаниями для включения приоритетного объекта контроля (надзора) в план контрольно-надзорной деятельности по видам контроля в сфере деятельности Росприроднадзора являются: ----------------------------------------------------------------------------- | 1. Государственный контроль и надзор за геологическим изучением, | | рациональным использованием и охраной недр | |---------------------------------------------------------------------------| | в первую очередь: | | нарушение срока ввода месторождения в опытно-промышленную эксплуатацию; | | непроведение ГРР; | | недовыполнение или перевыполнение по объемам добычи более чем на 50%; | | во вторую очередь: | | нарушение плановых сроков утверждения проектных и отчетных документов; | | недовыполнение по объемам ГРР (по сейсмике более чем на 20%, по | | бурению более чем на 10%); | | недовыполнение или перевыполнение по объемам добычи более чем на 20%; | | недовыполнение по технологическим показателям более чем на 20% | |---------------------------------------------------------------------------| | 2. Государственный контроль и надзор за использованием | | и охраной водных объектов (федеральный государственный | | контроль и надзор за использованием и охраной водных объектов) | |---------------------------------------------------------------------------| | данные государственного мониторинга водных ресурсов, содержащие сведения | | об объектах контроля (надзора), подпадающих под критерии отнесения | | объектов к объектам, подлежащим федеральному государственному контролю | | и надзору за использованием и охраной водных объектов (Постановление | | Правительства Российской Федерации от 04.11.2006 N 640) | |---------------------------------------------------------------------------| | 3. Государственный земельный контроль в пределах своих полномочий | |---------------------------------------------------------------------------| | данные органов государственной власти субъектов Российской Федерации и | | органов местного самоуправления о завершении в планируемом периоде | | разработки месторождений полезных ископаемых (включая | | общераспространенные полезные ископаемые), строительных, мелиоративных, | | лесозаготовительных, изыскательских работ (обеспечение соблюдения | | обязанности по рекультивации); | | данные мониторинга земель, свидетельствующие о наличии очагов ветровой, | | водной эрозии и других процессов, ухудшающих качественное состояние | | земель | |---------------------------------------------------------------------------| | 4. Государственный контроль за соблюдением требований законодательства | | Российской Федерации в области охраны окружающей среды (федеральный | | государственный экологический контроль), в том числе в области | | охраны атмосферного воздуха и обращения с отходами | | (за исключением радиоактивных отходов) | |---------------------------------------------------------------------------| | данные государственного мониторинга окружающей среды, содержащие | | сведения об объектах государственного экологического контроля | | (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 "О | | перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому | | контролю") | |---------------------------------------------------------------------------| | 5. Государственный контроль и надзор в области охраны, использования | | и воспроизводства объектов животного мира, находящихся на особо | | охраняемых природных территориях федерального значения, | | а также и среды их обитания | |---------------------------------------------------------------------------| | данные государственного мониторинга объектов животного мира, содержащие | | сведения о фактах нерационального или незаконного использования объектов | | животного мира или оказания негативного воздействия на среду их обитания | |---------------------------------------------------------------------------| | 6. Государственный контроль и надзор за соблюдением законодательства | | Российской Федерации и международных норм и стандартов в области | | морской среды и природных ресурсов внутренних морских вод, | | территориального моря и в исключительной экономической зоне, | | за рациональным использованием минеральных и живых | | ресурсов на континентальном шельфе | |---------------------------------------------------------------------------| | все объекты хозяйственной и иной деятельности, расположенные в пределах | | внутренних морских вод, территориального моря, исключительной | | экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации | | (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 "О | | перечне объектов, подлежащих федеральному государственному экологическому | | контролю"); | | разлив федерального значения свыше 5000 т нефти и нефтепродуктов на море | | (в соответствии с требованиями, установленными Постановлением | | Правительства Российской Федерации от 21 августа 2000 г. N 613, а также | | Приказом МПР России от 03.03.2003 N 156, определяющим величины нижнего | | уровня разлива нефти и нефтепродуктов для отнесения аварийного разлива | | нефти и нефтепродуктов к чрезвычайной ситуации) | |---------------------------------------------------------------------------| | 7. Государственный контроль и надзор в области организации | | и функционирования особо охраняемых природных территорий | | федерального значения | |---------------------------------------------------------------------------| | объекты, оказывающие негативное воздействие на подлежащие особой охране | | (Постановление Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 N 777 | | "О перечне объектов, подлежащих федеральному государственному | | экологическому контролю"): | | особо охраняемые природные территории федерального значения; | | природные объекты "Байкальской природной территории" | ----------------------------------------------------------------------------- При планировании проверок в сфере недропользования необходимо включать в проекты планов проверки подконтрольных объектов, допускающих в своей деятельности нарушения лицензионных соглашений, в соответствии с базой данных по подконтрольным объектам соответствующего управления. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ВРЕМЕННОГО РЕГЛАМЕНТА ОРГАНИЗАЦИИ ПЛАНИРОВАНИЯ КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОСПРИРОДНАДЗОРА И ЕГО ТЕРРИТОРИАЛЬНЫХ ОРГАНОВ".