ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

11. Экологическая безопасность экономики
                         и экология человека

     В  целом  уровень  экологической нагрузки на российскую экономику
пока  значительно  ниже,  чем  в  развитых  странах.  Россия  обладает
колоссальными пространствами девственных территорий, запасами ресурсов
пресной  воды  и леса. Вместе с тем на протяжении многих десятилетий в
России формируются полюса экологического неблагополучия (и не только в
европейской  части), что негативно отражается на качестве жизни людей,
их здоровье и продолжительности жизни.
     Динамика   основных  экологических  показателей  развития  России
показывает  на  увеличение негативного воздействия на окружающую среду
(суммарные выбросы в атмосферу от стационарных и мобильных источников,
объемы  образования  отходов  на фоне снижения уровня их переработки).
Снижение  показателей  сброса  загрязненных сточных вод сопровождается
увеличением  концентрации ряда опасных веществ, в том числе металлов и
органики.
     Около 15 процентов территории России по экологическим показателям
находятся  в  критическом  или  околокритическом состоянии. Отмечаются
тенденции  сокращения видового биологического разнообразия и изменения
состояния  окружающей  среды  на  фоне потепления климата. В городах с
высоким  и  очень  высоким  уровнем  загрязнения  воздуха проживает 56
процентов  городского  населения.  Ситуация  с качеством питьевой воды
продолжает   оставаться   крайне   неблагоприятной  в  первую  очередь
вследствие  сбросов  сточных вод в поверхностные водные объекты (более
40 процентов населения страны сталкивается с проблемой качества воды).
Экономический  подъем  при  сохранении современного уровня негативного
воздействия и непринятии мер по сокращению накопленного экологического
ущерба может привести к дальнейшему обострению экологических проблем.
     Прогноз  основных  опасностей  и угроз природного, техногенного и
социального  характера показывает, что на территории России сохранится
высокая  степень  риска  возникновения  крупномасштабных  чрезвычайных
ситуаций различного характера.
     Институциональной  основой  новой  экологической  политики должна
стать     обновленная     система     экологического    регулирования,
соответствующая  приоритетам  развития  страны до 2020 года и новому -
постиндустриальному уровню развития российского общества.
     Цель  экологической  политики  -  значительное улучшение качества
природной  среды  и экологических условий жизни человека, формирование
сбалансированной    экологически   ориентированной   модели   развития
экономики  и  экологически  конкурентоспособных  производств. Успешная
реализация   Россией   программы   экологического   развития  является
важнейшим   вкладом   России   в  сохранение  глобального  биосферного
потенциала и поддержание глобального экологического равновесия.
     Выделяются    следующие    основные    направления    обеспечения
экологической   безопасности   экономического   развития  и  улучшения
экологической среды жизни человека.
     Первое направление - экология производства - поэтапное сокращение
уровней воздействия на окружающую среду всех антропогенных источников.
     Основными элементами этого направления должны стать новая система
нормирования    допустимого    воздействия    на   окружающую   среду,
предусматривающая  отказ от установления индивидуальных разрешений для
каждого  предприятия  и  установление  нормативов  и планов поэтапного
снижения    загрязнения    до   уровней,   соответствующих   наилучшим
экологически   безопасным   мировым   технологиям,  создание  развитой
индустрии  утилизации отходов, расширение использования возобновляемых
источников энергии.
     Будут активно стимулироваться процессы модернизации производства,
ориентированные  на снижение энергоемкости и материалоемкости, а также
сокращение  и  вторичное использование отходов, разработка и внедрение
новых  эффективных  технологий  производства  электрической и тепловой
энергий,  сопряженных  с  экологически  безопасной утилизацией отходов
этих производств, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых
газов.
     Способствовать  внедрению  новых  технологий должны в том числе и
меры  налоговой  политики,  в  соответствии с которыми при внедрении и
использовании экологически чистых и (или) энергосберегающих технологий
будут  предоставляться  соответствующие  льготы  по  налогу на прибыль
организаций, земельному налогу, налогу на имущество, а также различные
вычеты  по  налогу  на  доходы  физических  лиц.  Таким образом, будут
созданы   экономические   стимулы   для  модернизации  производства  и
использования соответствующих технологий гражданами.
     Целевым ориентиром является снижение удельных уровней воздействия
на окружающую среду в 3 - 7 раз в зависимости от отрасли.
     Второе  направление  -  экология человека - создание экологически
безопасной  и комфортной обстановки в местах проживания населения, его
работы и отдыха.
     Необходимо  установить  нормативы качества воздуха, воды, почвы и
других важных экологических характеристик, соответствующих как минимум
безопасному   уровню  воздействия  этих  сред  на  здоровье  человека.
Одновременно   для   этих   территорий  следует  установить  нормативы
допустимой  антропогенной нагрузки, осуществление которой обеспечивает
непревышение  нормативов  качества  природной  среды.  Тем самым будут
установлены  количественные  и  качественные  ориентиры для разработки
местных  экологических  программ  и  поэтапного  снижения  негативного
воздействия  субъектов  экономической  деятельности.  Одной  из  целей
введения   нормирования   качества   среды  должно  стать  определение
территорий,  концентрация  загрязнения  на которых квалифицируется как
опасная,  что  создает  угрозу  здоровью  и  жизни проживающего на них
населения.
     Это   направление   включает   в   себя  ликвидацию  накопленного
загрязнения,  восстановление  эродированных,  захламленных территорий,
обеспечение   эффективной  санитарии,  управление  бытовыми  отходами,
пропаганду  здорового  образа  жизни.  Следует разработать специальные
экологические  медико-биологические  нормы безопасности и комфортности
среды проживания человека, осуществлять специализированный мониторинг.
     Целевыми  показателями  реализации  этого направления к 2020 году
являются:
     сокращение  числа  городов  с  высоким  и  очень  высоким уровнем
загрязнения не менее чем в 5 раз;
     сокращение  количества  жителей,  проживающих  в  неблагоприятных
экологических условиях, не менее чем в 4 раза.
     К  2020  году необходимо полностью решить проблему восстановления
безопасной  среды  обитания  в  регионах  экологического  кризиса, где
проживают около 1 млн. жителей страны.
     Третье направление - экологический бизнес - создание эффективного
экологического  сектора  экономики.  Этот сектор может включить в себя
конкурентоспособный  бизнес  в  области  общего  и специализированного
машиностроения, экологического консалтинга. Роль государства состоит в
формировании  правил осуществления экологического аудита, требований к
разработке   технологий,   создании  условий  для  широкого  внедрения
экологического   менеджмента,   повышения   информационной  открытости
промышленных  предприятий в части их воздействия на окружающую среду и
предпринимаемых  мер  по снижению негативного воздействия, организации
мониторинга динамики экологических показателей экономики.
     Целевыми  показателями прогресса в этом направлении являются рост
рынка   экологического  девелопмента,  товаров  и  услуг  в  5  раз  и
расширение занятости с 30 тыс. до 300 тыс. рабочих мест.
     Четвертое  направление  - экология природной среды - сохранение и
защита природной среды.
     Основу  действий в этом направлении будут составлять новые методы
территориального    планирования,    землепользования   и   застройки,
учитывающие  экологические  ограничения. Следует создать такую систему
особо   охраняемых   природных  территорий,  которая  бы  обеспечивала
сохранение   естественных  экосистем  во  всех  природно-климатических
регионах  страны,  делая  их  центрами сохранения генетического фонда,
инкубаторами восстановления исходного биоразнообразия.
     Целевыми  показателями  прогресса в этом направлении должны стать
сокращение  региональных  различий  в  сети особо охраняемых природных
территорий, повышение биопродуктивности природных систем до безопасных
уровней, восстановление видового разнообразия.
     Обеспечение  экологической  эффективности  экономики  является не
только   особым  направлением  деятельности  бизнеса  и  экономической
политики,   но   и   общей   характеристикой  инновационного  развития
экономики,     тесно     связанной    с    повышением    эффективности
ресурсопотребления.   В   результате   повышения   технологической   и
экологической  эффективности  экономики  к  2020  году  предполагается
снижение  уровня  экологического  воздействия  в  2  -  2,5  раза, что
позволит выйти на современные показатели сохранения природы в развитых
европейских  странах.  При этом уровень экологических издержек (затрат
на  снижение  вредных  выбросов,  утилизацию  отходов и восстановление
природной   среды)  может  возрасти  до  1  -  1,5  процента  валового
внутреннего   продукта  в  2020  году.  Для  России  актуальна  задача
капитализации ее экологических преимуществ, что должно найти выражение
в развитии экологического туризма, продаже чистой воды и др.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа