ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА). Распоряжение. Правительство РФ. 17.11.08 1662-Р

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2. Вызовы предстоящего долгосрочного периода

     В  середине  текущего  десятилетия российская экономика оказалась
перед  долговременными  системными  вызовами,  отражающими как мировые
тенденции, так и внутренние барьеры развития.
     Первый  вызов  - усиление глобальной конкуренции, охватывающей не
только  традиционные  рынки  товаров,  капиталов, технологий и рабочей
силы,  но  и  системы  национального  управления, поддержки инноваций,
развития человеческого потенциала.
     Основными    характеристиками    развития    мировой   экономики,
оказывающими  серьезное  влияние на социально-экономические процессы в
России, в ближайшие 10 - 15 лет будут:
     вероятное  возобновление  в 2010 году, после преодоления кризиса,
динамичного  роста  мировой  экономики  (в среднем около 4 процентов в
год).  Это  предъявляет  высокие  требования к темпам и качеству роста
российской  экономики,  необходимым  для  увеличения ее экономического
веса   в   мире,  обеспечения  регионального  лидерства  и  сокращения
отставания от развитых стран;
     превращение   Китая   и  Индии  в  основные  локомотивы  мирового
экономического  роста,  появление новых мировых центров экономического
развития  в  Азии  и  Латинской  Америке, рост их влияния в результате
финансового кризиса;
     преодоление  энергетических  барьеров  роста, в том числе за счет
повышения     энергоэффективности     и    расширения    использования
альтернативных  видов  энергии  при  сохранении тенденции к удорожанию
энергоносителей;
     усиление  влияния  экологических  факторов, рост дефицита пресной
воды  и  изменение климата, что создает дополнительные возможности для
России,   имеющей   огромные   запасы   пресной  воды  и  экологически
благополучные территории;
     сохранение  и  возможное  усиление  дисбалансов в области мировой
торговли,  движении  капиталов,  что  будет  способствовать  изменению
курсов  мировых  валют  и  перестройке  институтов  мировой  экономики
(мирового экономического порядка), мировой финансовой архитектуры;
     старение  населения  в  развитых  странах  на фоне быстрого роста
населения в развивающихся странах, что будет интенсифицировать мировые
миграционные  процессы  и  увеличивать  нагрузку на социальные системы
развитых стран.
     Предстоящий   период   характеризуется  структурной  перестройкой
мирового   хозяйства,   связанной   с   изменением  баланса  между  ее
экономическими  центрами, возрастанием роли региональных экономических
союзов.  Дальнейшее  развитие  мировой  экономики  будет  определяться
балансом  между  сложившейся  тенденцией  поступательной  глобализации
мировой  экономики  и  тенденциями  регионализации как реакции на рост
напряженности между мировыми центрами силы и накопление диспропорций в
мировой торговле и финансовой системе.
     Следствием  мирового  финансового  кризиса  может  стать развитие
кризиса   производства,   сопровождаемого  снижением  сырьевых  цен  и
замедлением  темпов  роста  мировой  экономики  в  2009  - 2010 годах.
Сочетание  кризисных процессов с высокими темпами роста инфляции может
привести   к   развитию  стагфляции,  которая  наблюдалась  в  мировой
экономике   в   80-е  годы.  Кризисные  явления  в  мировой  экономике
обусловливают  необходимость повышения устойчивости экономики России и
ее  способности  нейтрализовать негативные воздействия мировых рынков.
Динамика  курсов  акций и цен на сырьевые товары повышают актуальность
перехода  России на инновационный тип экономического развития, а также
формирования в стране самостоятельной мощной финансовой системы.
     Развитие   глобальной  экономической  конкуренции  сопровождается
усилением  геополитического соперничества, в том числе за контроль над
сырьевыми, энергетическими, водными и продовольственными ресурсами.
     Для   России   трансформация   мировой  экономики  создает  новые
возможности  для развития внешнеэкономической интеграции, укрепления и
расширения позиций на мировых рынках, импорта технологий и капитала.
     Второй  вызов  - ожидаемая новая волна технологических изменений,
усиливающая   роль  инноваций  в  социально-экономическом  развитии  и
снижающая влияние многих традиционных факторов роста.
     В  ближайшее  десятилетие развитые страны перейдут к формированию
новой   технологической   базы  экономических  систем,  основанной  на
использовании новейших достижений в области биотехнологий, информатики
и нанотехнологий, в том числе в здравоохранении и других сферах.
     Для   России   наличие   научно-исследовательского  потенциала  и
высокотехнологичных производств создает условия для:
     обеспечения   технологического   лидерства   по   ряду  важнейших
направлений;
     формирования  комплекса высокотехнологичных отраслей и расширения
позиций на мировых рынках наукоемкой продукции;
     увеличения   стратегического   присутствия   России   на   рынках
высокотехнологичной продукции и интеллектуальных услуг;
     модернизации традиционных отраслей экономики, в том числе за счет
развертывания     глобально     ориентированных     специализированных
производств.
     В  то  же время отставание в развитии новых технологий последнего
поколения  может снизить конкурентоспособность российской экономики, а
также  повысить ее уязвимость в условиях нарастающего геополитического
соперничества.
     Третий  вызов  -  возрастание  роли  человеческого  капитала  как
основного фактора экономического развития.
     Уровень конкурентоспособности современной инновационной экономики
в значительной степени определяется качеством профессиональных кадров,
уровнем   их   социализации   и  кооперационности.  Россия  не  сможет
поддерживать   конкурентные   позиции  в  мировой  экономике  за  счет
дешевизны   рабочей   силы   и  экономии  на  развитии  образования  и
здравоохранения.   Для   России   ответ  на  этот  вызов  предполагает
преодоление  имеющихся  негативных  тенденций в развитии человеческого
потенциала, которые характеризуются:
     сокращением численности населения и уровня занятости в экономике;
     растущей  конкуренцией  с  европейскими  и  азиатскими  рынками в
отношении квалифицированных кадров;
     низким  качеством и снижением уровня доступности социальных услуг
в сфере здравоохранения и образования.
     Четвертый вызов - исчерпание потенциала экспортно-сырьевой модели
экономического  развития,  базирующейся  на  форсированном наращивании
топливного  и  сырьевого  экспорта,  выпуске  товаров  для внутреннего
потребления  за  счет дозагрузки производственных мощностей в условиях
заниженного  обменного  курса рубля, низкой стоимости производственных
факторов - рабочей силы, топлива, электроэнергии.
     Кроме   того,   в   условиях   трансформации   мировой  экономики
конъюнктура  мирового  рынка  энергоносителей  весьма неустойчива. При
этом  конкурентоспособность  российских энергоресурсов может несколько
снизиться,  в том числе в связи с повышением требований к их качеству,
стремлением   стран-импортеров  к  расширению  источников  поставок  и
сокращению    доли    России    в   топливно-энергетическом   балансе.
Необходимость         укрепления         потенциала        российского
топливно-энергетического   комплекса,   его   модернизации,   развития
ресурсной   базы  и  инфраструктуры  требует  значительных  финансовых
ресурсов, что может привести к повышению уровня издержек в экономике.
     Обозначились  новые  внутренние  ограничения роста, обусловленные
недостаточным развитием транспортной и энергетической инфраструктуры и
дефицитом   квалифицированных   инженерных   и   рабочих  кадров.  При
сохранении   сложившихся  тенденций  действие  данного  фактора  может
привести к резкому замедлению темпов экономического роста.
     Действие  структурных  ограничений усиливается нерешенностью ряда
социальных и институциональных проблем, важнейшими из которых являются
следующие:
     высокий    уровень   социального   неравенства   и   региональной
дифференциации;
     высокие  риски ведения предпринимательской деятельности в России,
в  том числе в связи с наличием коррупции, излишними административными
барьерами,    недостаточным   уровнем   защиты   прав   собственности,
непрозрачностью  системы  земельных  отношений,  низкой  корпоративной
культурой;
     слабое  развитие форм самоорганизации и саморегулирования бизнеса
и  общества,  низкий  уровень  доверия  в  сочетании  с низким уровнем
эффективности государственного управления;
     низкий  уровень  конкуренции  на  ряде  рынков,  не создающий для
предприятий стимулов к повышению производительности труда;
     недостаточный   уровень   развития   национальной   инновационной
системы, координации образования, науки и бизнеса.

Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ КОНЦЕПЦИИ ДОЛГОСРОЧНОГО СОЦИАЛЬНО - ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2020 ГОДА)".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа