ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА. Постановление. Правительство Москвы. 02.12.08 1075-ПП

Фрагмент документа "ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

2.4. Анализ рынков энергоресурсов и проблемы их развития

     Рынок   электроэнергии.  В  2006  г.  более  98%  электроэнергии,
выработанной  в  Москве,  приходится на электростанции ОАО "Мосэнерго"
(ТГК-3).  В  секторе генерации электроэнергии Москвы доля потенциально
развивающейся  энергоснабжающей  организации  ОАО  "МОЭК"  в настоящее
время составляет менее 1%, а в перспективе планируется до 5-7%.
     От   общего   полезного  отпуска  электроэнергии  по  Москве  51%
приходится  на  коммунально-бытовой  сектор,  39% - на промышленность,
около 8% - на электрифицированный транспорт и 2% - на строительство.
     Услуги  по  передаче  электрической  энергии  потребителям Москвы
оказывают  свыше 10 энергоснабжающих организаций (ЭСО), крупнейшими из
которых   являются  ОАО  "МГЭсК"  и  ОАО  "МОЭСК".  Отдельные  крупные
потребители получают электроэнергию из сетей ФСК ЕЭС. Тарифы на услуги
по  передаче  электрической  энергии  по  сетям  ЭСО  (кроме  ФСК ЕЭС)
устанавливает РЭК Москвы.
     Прогнозная  потребность  в электрической энергии Москвы к 2025 г.
составляет  81-96  млрд. кВтч с ростом к 2005 г. в 1,6-2,1 раза или со
среднегодовым индексом роста около 3,7%.
     Объем реализации электрической энергии на рынке Москвы за 2006 г.
составляет около 52 млрд. руб. Динамика индексов роста среднеотпускных
тарифов на электроэнергию по ОАО "Мосэнерго" за период с 2001-2007 гг.
в  сопоставлении  с  ОЭС Центра и Россией представлена на рис. 2.9 (не
приводится).
     Рост  среднеотпускного  тарифа  по Москве (ОАО "Мосэнергосбыт") в
2007  г.  существенно  превысил  рост  тарифа по ОЭС Центра и России и
составил  16%  по  сравнению  с  7%  в  предшествующем году. Причинами
повышенного   роста   тарифов  в  Москве  являются  увеличение  объема
инвестиций  на развитие генерирующих и сетевых мощностей, а также рост
тарифов  на электроэнергию на оптовом рынке, в том числе в связи с его
частичной либерализацией.
     Результаты  анализа  состояния  и  структуры  рынка электрической
энергии  Москвы  показывают,  что  к настоящему времени разделены виды
деятельности  ОАО  "Мосэнерго"  (генерация,  передача, сбыт), на рынке
электроэнергии    Москвы    присутствуют   субъекты   оптового   рынка
электроэнергии   (мощности)   (далее   -   ОРЭМ)  и  розничного  рынка
электроэнергии (далее - РРЭ).
     Основными субъектами ОРЭМ являются:
     - ОАО  "Мосэнерго" - поставщик всей вырабатываемой электроэнергии
(мощности) на ОРЭМ;
     - ОАО  "Мосэнергосбыт"  -  покупатель электроэнергии (мощности) с
ОРЭМ,   имеющий   статус   гарантирующего  поставщика,  осуществляющий
перепродажу электроэнергии конечным потребителям Москвы на РРЭ.
     Необходимые критерии получения статуса субъекта ОРЭМ:
     - для  генерирующих компаний - установленная мощность не менее 25
МВт;
     - для    потребителей    и    сбытовых    компаний   -   мощность
энергопринимающего  оборудования  не  менее  750  кВА  (действует  с 1
февраля 2008 г.).
     В   соответствии   с   Правилами  ОРЭМ  торговля  электроэнергией
(мощностью)  осуществляется  с  применением двух видов тарифов (цен) -
регулируемых     (устанавливаемых     ФСТ    России)    и    свободных
(нерегулируемых).
     Объемы  электроэнергии,  не  покрытые  регулируемыми  договорами,
продаются  по свободным ценам. Таких способов торговли электроэнергией
два  - это свободные двухсторонние договоры и рынок на сутки вперед. В
рамках   свободных   двухсторонних   договоров  участники  рынка  сами
определяют  контрагентов,  цены  и  объемы  поставки. Основой рынка на
сутки  вперед  является  проводимый  НП АТС конкурентный отбор ценовых
заявок  поставщиков  и  покупателей  за  сутки  до  реальной  поставки
электроэнергии  с  определением  цен  и объемов поставки на каждый час
суток.  Если  происходит отклонение от запланированных на сутки вперед
объемов  поставки,  участники покупают или продают их на балансирующем
рынке.

         Рисунок 2.9. Динамика индексов роста среднеотпускных
              тарифов на электроэнергию в 2001-2007 гг.

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     Нормативными   актами  по  либерализации  цен  на  электроэнергию
предусмотрено  последовательное сокращение доли продаж по регулируемым
тарифам  не  более:  95%  с начала 2007 г., 90% к концу 2007 г., 70% к
концу 2008 г., и далее последовательно снижается до 0% с 2011 г.
     Влияние   либерализации   рынка   электроэнергии  на  соотношение
регулируемых  и  нерегулируемых  одно- и двухставочных тарифов покупки
электроэнергии  на  оптовом и розничном рынках для потребителей Москвы
представлено    на    рис.    2.10   (не   приводится)   (данные   ОАО
"Мосэнергосбыт"),  из  которого  следует, что нерегулируемые тарифы за
рассматриваемый период превышали регулируемый тариф на величину:
     - по  одноставочным  тарифам в среднем за период на 33% (максимум
на 74% в августе 2007 г.);
     - по  двухставочным  тарифам в среднем за период на 62% (максимум
на 127% в августе 2007 г.).
     Либерализация    цен    на   электрическую   энергию   происходит
одновременно  с реформированием как самих субъектов рынков (разделение
вертикально  интегрированных  компаний),  так и правил взаимоотношений
субъектов  на рынках электрической энергии, что создает дополнительную
нагрузку на потребителей.

       Рисунок 2.10. Соотношение средневзвешенных регулируемых
        и нерегулируемых одно- и двухставочных тарифов покупки
         на рынках электроэнергии Москвы за период с 2007 г.

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     Поскольку  в  процессе реформирования электроэнергетики не всегда
соблюдались  намеченные  Правительством  РФ сроки и последовательность
издания   нормативных  правовых  актов,  в  области  электроэнергетики
нормативная  правовая  база  до  настоящего времени находится в стадии
формирования.
     Так,  оптовый и розничные рынки электрической энергии работают по
правилам  переходного  периода, срок окончания которого определен до 1
июля 2008 года. Часть норм права, определяющих функционирование рынков
электроэнергии,  должна вступить в силу в будущем, что не способствует
развитию    конкуренции    на    территориальных    рынках.    Правила
функционирования рынков тепловой энергии отсутствуют.
     Вступление  в  силу долгосрочных (действующих три года) договоров
поставок  электрической  энергии  гарантирующим поставщикам определено
федеральным законом только с 01.01.2011 через 2,5 года после окончания
переходного   периода   (в   то  время,  как  основными  потребителями
гарантирующих поставщиков являются граждане).
     Несовершенство     нормативно-правовой     базы    реформирования
электроэнергетики   не   давало  возможности  оценить  правильность  и
обоснованность  принимаемых решений, а также их дальнейших последствий
для  экономики  страны,  не  позволяло  отрабатывать вновь создаваемые
модели  рынков электроэнергии и своевременно вносить в них необходимые
корректировки.
     В  связи с этим особое значение приобретают меры государственного
контроля  над  эффективностью  реформирования рынков электроэнергии, в
том  числе  систематизация и анализ информации о компаниях, работающих
на  рынках,  о  тарифах  на  отпускаемую  ими  электрическую энергию и
предоставляемые   услуги  для  субъектов  не  только  оптового,  но  и
розничных рынков.
     Необходим системный анализ состояния рынка электроэнергии Москвы,
роста  тарифов  (цен)  на  электроэнергию  для  конечных потребителей,
предложений по совершенствованию и развитию нормативной правовой базы,
обеспечивающей достижение баланса интересов потребителей и поставщиков
на  рынке  электроэнергии, в том числе используя опыт зарубежных стран
(ценовой контроль в виде наблюдения за динамикой цен, наличие ценового
законодательства, уведомительные цены, меры косвенного регулирования).
     Рынок  тепловой  энергии,  объединяющий системы централизованного
теплоснабжения Москвы, характеризуется следующими показателями за 2006
г.  Из  общей  выработки  тепловой энергии около 65% приходится на ОАО
"Мосэнерго"  (с  поставками  от  ТЭЦ-22  и ТЭЦ-27), около 23% - на ОАО
"МОЭК"  и около 12% - на прочие ведомства. Из общего полезного отпуска
тепловой  энергии  по  Москве  82,3% приходится на коммунально-бытовой
сектор, 11,9% - на промышленность, 1,7% - на транспорт.
     Услуги по передаче тепловой энергии потребителям оказывают:
     - ОАО "Московская теплосетевая компания" (далее - ОАО "МТК") - от
теплоисточников  ОАО  "Мосэнерго"  в  объеме более 60 млн. Гкал, в том
числе в сети ОАО "МОЭК" около 40 млн. Гкал;
     - ОАО  "МОЭК"  (от  собственных  теплоисточников  и прочих ЭСО, а
также полученных из сетей ОАО "МТК") в объеме около 65,2 млн. Гкал;
     - прочие  ЭСО  (свыше  40), в том числе имеющие теплоисточники, с
общим объемом до 5% от полезного отпуска по Москве.
     Тарифы  на выработку тепловой энергии, услуги по передаче и сбыту
в  соответствии  с  действующим  законодательством  устанавливает  РЭК
Москвы.
     Динамика  индексов  роста  среднеотпускных  тарифов  на  тепловую
энергию  по  ОАО "Мосэнерго" за период 2001-2008 гг. в сопоставлении с
ОЭС  Центра и России представлена на рис. 2.11 (не приводится). Индекс
роста   среднеотпускного  тарифа  в  Москве  (ОАО  "Мосэнерго")  имеет
тенденцию к снижению с 2003 г., в ОЭС Центра и России - с 2004 г.
     Оценка объема выручки от реализации тепловой энергии потребителям
Москвы  в  2006  г. составляет: ОАО "Мосэнерго" - 30,6 млрд. руб.; ОАО
"МОЭК" - 43,1 млрд. руб.
     Прогнозная  потребность  в  тепловой  энергии по Москве к 2025 г.
оценивается  величиной 116-120 млн. Гкал с ростом к 2006 г. в 1,16-1,2
раза (среднегодовой индекс роста около 1,0%).
     Приказом  Минпромэнерго  РФ от 04.10.2005 N 265 определен порядок
рассмотрения  и  утверждения  нормативов  технологических  потерь  при
передаче  тепловой  энергии.  Поскольку  тарифы  на  передачу тепловой
энергии подлежат государственному регулированию, а регулирующие органы
учитывают  при  расчете  тарифов  объемы  тепловой энергии на передачу
только    в    пределах   норматива   технологических   потерь,   цель
установленного  порядка  -  побудить  сетевые организации к уменьшению
потерь тепловой энергии.

        Рисунок 2.11. Динамика индексов роста среднеотпускных
                   тарифов на тепло в 2001-2007 гг.

----------------------------------------------------------------------
     Не приводится.

     К   проблемам  в  сфере  теплоснабжения  относятся  недостаточная
обеспеченность  нормативно-правовой  базой  и  неэффективная  тарифная
политика. До настоящего времени здесь применяются одноставочные тарифы
на выработку тепловой энергии и услуги по ее передаче, устанавливаемые
РЭК Москвы.
     Применение  одноставочных  тарифов при ярко выраженной сезонности
потребления тепла и его зависимости от зимних погодных условий (теплые
и холодные зимы) приводит:
     - к  недостатку  средств  энергоснабжающих  организаций  в летнее
время  и недофинансированию ремонтных работ в теплые зимы, что снижает
финансовую устойчивость организаций;
     - к  незаинтересованности  потребителей  не  завышать  договорные
нагрузки;
     - к повышению расходов бюджета на субсидирование населения и др.
     Переход  к  системе расчетов за тепловую энергию по двухставочным
тарифам позволит:
     - оптимизировать  тепловые  балансы,  высвободить  дополнительные
мощности источников тепла и подключить к ним новых потребителей;
     - повысить финансовую устойчивость теплоснабжающих организаций.
     Действующая  методика  позволяет применять двухставочный тариф со
ставками за установленную мощность и потребленное тепло.

Фрагмент документа "ОБ ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЙ СТРАТЕГИИ ГОРОДА МОСКВЫ НА ПЕРИОД ДО 2025 ГОДА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа