Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА)".
5. Повышение уровня безопасности транспортной системы Задачами Транспортной стратегии в части повышения уровня безопасности транспортной системы являются: обеспечение безопасности движения, полетов и судоходства; обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям; обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение мобилизационной готовности транспортного комплекса; обеспечение безопасности перевозок грузов, требующих особые условия; обеспечение профессионального допуска к транспортной деятельности путем лицензирования или декларирования (уведомления); развитие средств и систем надзора в сфере транспорта; обеспечение потребности транспортного комплекса в специалистах с уровнем профессиональной подготовки, отвечающим требованиям безопасности и устойчивости транспортной системы. Реализация государственной транспортной политики и повышение ее эффективности в области обеспечения транспортной безопасности до 2030 года будет осуществляться на основе Федерального закона "О транспортной безопасности" и предполагает выполнение на всех видах транспорта системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства, для повышения состояния защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от противоправных действий, в том числе террористической направленности, включая: аккредитацию специализированных организаций в области обеспечения транспортной безопасности; утверждение результатов оценки уязвимости объектов транспорта; проведение категорирования объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; ведение реестра категорированных объектов; утверждение планов обеспечения транспортной безопасности. Развитие транспортной системы России должно быть ориентировано на обеспечение максимальной безопасности, полного и опережающего учета международных требований в области безопасности перевозок с использованием формализованных критериев и оценок, принятых или разрабатываемых в международной практике. Развитие транспортной системы должно быть увязано с обеспечением безопасности и обороноспособности страны. Задачами единой государственной политики и комплексного подхода к развитию транспортной системы с учетом требований обеспечения военной безопасности Российской Федерации являются: обеспечение соответствия уровня готовности транспортной системы потребностям страны, Вооруженных Сил Российской Федерации и других войск; восстановление и подготовка объектов двойного назначения, главным образом за счет координации деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти, оптимизации планирования и управления; создание сбалансированной транспортной системы Российской Федерации с учетом ее опережающего развития, в том числе в части объектов двойного назначения, для обеспечения потребностей Российской Федерации в мирное и военное время, решения мобилизационных и специальных задач; подготовка транспортных средств к использованию для обеспечения военной безопасности России; проведение мероприятий по поддержанию структуры парка железнодорожного подвижного состава общего пользования, при которой обеспечивается возможность выполнения массовых воинских перевозок в полном объеме и в заданные сроки; выполнение утвержденных Президентом Российской Федерации Основ политики Российской Федерации в области авиационной и морской деятельности, Военной доктрины и Плана строительства Вооруженных Сил Российской Федерации, Концепции национальной безопасности Российской Федерации; обеспечение информационной безопасности на транспорте при выполнении воинских и специальных перевозок и сохранение существующего порядка размещения органов управления этими перевозками; реализация положений Федерального закона "Об обороне", других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, регламентирующих вопросы обороны и безопасности государства и определяющих порядок оперативного оборудования территории Российской Федерации в целях обороны; выработка скоординированной системы мер заинтересованными органами государственной власти федерального, регионального и местного уровней, включая обеспечение мобилизационной подготовки, совершенствование нормативно-правовой базы и др.; организация необходимой подготовки работников транспорта, федеральных и региональных органов исполнительной власти в области транспорта. В связи с тем, что большая часть парка транспортных средств находится в частной собственности, необходимо создавать условия для эффективного участия организаций - владельцев транспорта в решении мобилизационных задач. Использование транспорта в целях решения задач обеспечения обороноспособности страны не должно приводить к уменьшению его конкурентоспособности, особенно на рынке внешнеторговых перевозок и экспорта транспортных услуг. Для снижения аварийности и риска возможных происшествий на транспорте необходимо: ужесточить контроль за выполнением нормативных требований эксплуатации транспортных средств, транспортной инфраструктуры и сделать обязательным условием учет этих требований при сертификации и лицензировании (или декларировании) деятельности на транспортном рынке; в целях уменьшения техногенной составляющей аварий и катастроф ускоренно осуществить списание физически устаревших и отработавших нормативный срок службы технических средств, которые уже не могут обеспечивать необходимую эксплуатационную надежность; повысить организационно-технологическую и исполнительскую дисциплину при осуществлении грузовой и пассажирской транспортной деятельности; повысить антитеррористическую защищенность объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств путем их оснащения современными системами видеонаблюдения, другими системами контроля пассажиров и несанкционированного проникновения человека и усилить административный режимный подход к организации антитеррористической деятельности с участием правоохранительных органов и частных охранных структур; обеспечить в сложных погодных условиях гарантированное высокоточное местонахождение потерпевших аварию транспортных средств с помощью космических систем, оснащенных спутниковой навигационной аппаратурой ГЛОНАСС/GPS, и на этой основе осуществить формирование региональных специализированных аварийно-спасательных служб во взаимодействии с Министерством Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий; повысить мобилизационную готовность транспортного комплекса за счет создания необходимых резервов и пополнения парков транспортных средств, что будет способствовать укреплению обороноспособности страны в особых условиях; необходимо с участием Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий разработать для снижения влияния природно-климатических угроз более совершенные программы своевременного оповещения о стихийных бедствиях, влияющих на транспортную безопасность; усилить информационный мониторинг при осуществлении перевозок опасных и крупногабаритных грузов, а также в случае возникновения при этом угроз с целью их недопущения; систематизировать случаи инцидентов с опасными грузами и крушений при перевозке крупногабаритных грузов на транспорте; обеспечить соответствие поставляемых новых транспортных средств, осуществляющих международные экспортно-импортные перевозки грузов и пассажиров, международным стандартам в области транспортной безопасности. Невыполнение этих требований ограничивает допуск отечественных перевозчиков к зарубежным объектам инфраструктуры и влечет за собой соответствующие издержки для владельцев подвижного состава при осуществлении международной торговли. Для обеспечения безопасности на железнодорожном транспорте необходимо решить следующие основные задачи: совершенствование нормативно-правовой базы обеспечения безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; разработка комплекса мероприятий по реализации государственной политики в области железнодорожного транспорта и приоритетных направлений обеспечения безопасности транспортной системы России; разработка методологии решения задач обеспечения безопасности на объектах железнодорожного транспорта; определение угроз безопасности объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта; проведение категорирования и оценки уязвимости объектов железнодорожного транспорта. Основными задачами в области обеспечения безопасности в автодорожном хозяйстве являются: обеспечение безопасности движения автомобильного транспорта и пешеходов; обеспечение деятельности специализированных аварийно-спасательных служб на уровне, соответствующем международным и национальным требованиям; обеспечение антитеррористической защищенности объектов дорожного хозяйства; обеспечение мобилизационной готовности дорожного хозяйства; обеспечение безопасности перевозок грузов, требующих особых условий; развитие средств и систем надзора в сфере дорожного хозяйства; определение угроз безопасности объектов дорожного хозяйства. Для решения этих задач предусматриваются меры по переустройству проблемных участков, в первую очередь вызывающих снижение безопасности движения, в том числе: замена железнодорожных переездов на транспортные развязки на разных уровнях; реконструкция находящихся в неудовлетворительном состоянии искусственных сооружений, состояние которых не может быть доведено до нормативных требований путем проведения капитального ремонта; повышение уровня обустройства автомобильных дорог современными типами барьерных ограждений, строительство пешеходных переходов на разных уровнях, шумозащитных сооружений, противолавинных галерей, других специальных защитных и укрепительных сооружений; обеспечение безопасности на объектах транспортной инфраструктуры, средствах автомобильного транспорта и дорожного хозяйства; улучшение освещения, разметки и конфигурации дорожной сети; поэтапное приведение прочностных характеристик магистральных автомобильных дорог федерального значения и искусственных сооружений на них в соответствие с требованиями национальных стандартов; повышение пропускной способности улиц и магистральных дорог; приведение в нормативное состояние полосы отвода автомобильных дорог; создание системы метеообеспечения на автомобильных дорогах федерального значения; введение повсеместного весового контроля на автомобильных дорогах федерального значения. Обеспечение безопасности на автомобильном транспорте включает решение следующих задач: совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения при автомобильных перевозках грузов и пассажиров; совершенствование системы обеспечения безопасности дорожного движения на федеральном и региональном уровнях, четкое разделение функций и полномочий органов исполнительной власти и введение их солидарной ответственности в сфере безопасности дорожного движения; формирование стабильных источников финансирования деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения, ориентированной на достижение конечных результатов; формирование территориальных транспортных систем, обеспечивающих снижение социального риска для участников дорожного движения; стимулирование использования автотранспортных средств, соответствующих действующим международным требованиям по безопасности; развитие системы подготовки водителей; разработка требований к уровню квалификации водителей транспортных средств с учетом особенностей управления различными видами транспортных средств, а также с учетом особенностей осуществления конкретных видов перевозок; совершенствование требований к профессиональной подготовке, переподготовке, повышению квалификации руководителей и специалистов по эксплуатации транспортных средств и безопасности движения; включение требований к квалификации персонала (инженерно-технических работников, менеджеров, водителей, рабочих) в обязательные условия допуска к профессиональной деятельности на рынке автомобильных перевозок (в первую очередь пассажирских перевозок автомобильным транспортом общего пользования); расширение сферы применения современных технических средств контроля за скоростными режимами движения транспортных средств, а также режимами труда и отдыха водителей (в том числе тахографов), имея в виду их использование не только при осуществлении международных перевозок грузов и пассажиров (в сфере действия Европейского соглашения, касающегося работы экипажей транспортных средств, осуществляющих международные перевозки), но и при осуществлении междугородных, пригородных и городских регулярных перевозок пассажиров автобусами, междугородных перевозок грузов автотранспортными средствами общей массой свыше 3,5 тонны; совершенствование требований к автомобильным дорогам и транспортным сооружениям в сфере безопасности дорожного движения; развитие систем своевременного обнаружения дорожно-транспортных происшествий и оказания срочной медицинской помощи пострадавшим; усиление ответственности за нарушение правил дорожного движения; совершенствование процедур регулирования допуска автомобильных перевозчиков на рынок в части соблюдения требований безопасности дорожного движения; совершенствование системы аттестации и переподготовки должностных лиц и специалистов организаций автомобильного транспорта в области обеспечения безопасности дорожного движения; разработка актов, необходимых для реализации положений Федерального закона "О транспортной безопасности" и определяющих порядок взаимодействия организаций автомобильного транспорта и государственных органов исполнительной власти в части обеспечения безопасности на автомобильном транспорте; определение угроз безопасности функционирования автомобильного транспорта. Обеспечение безопасности полетов направлено на сокращение числа авиационных происшествий. Количество авиационных происшествий должно быть снижено примерно в 2,5 раза по отношению к показателям безопасности полетов в Российской Федерации в 2007 году, что будет соответствовать уровню безопасности полетов в США и странах Европейского союза. В 2030 году уровень безопасности полетов не должен превышать 0,008 авиакатастрофы на 100 тыс. часов налета при осуществлении регулярных перевозок. Важными элементами обеспечения безопасности полетов являются: совершенствование системы поддержания летной годности воздушных судов в эксплуатации; внедрение нового поколения бортовых систем безопасности на основе компьютерных технологий с элементами искусственного интеллекта; соблюдение экипажами установленных правил полетов воздушных судов; внедрение современных методов защиты воздушных судов от внешних воздействий; внедрение средств обеспечения выживания пассажиров и членов экипажа при авиационных происшествиях, методов подготовки экипажей к действиям в условиях чрезвычайных ситуаций; совершенствование системы поиска и спасания на воздушном транспорте, бортового аварийно-спасательного оборудования; совершенствование системы медицинского обеспечения полетов, внедрение автоматизированного аппаратно-программного комплекса для медико-психофизиологического предполетного и предсменного контроля авиаспециалистов; существенное увеличение количества авиационного персонала, подготавливаемого образовательными учреждениями Министерства транспорта Российской Федерации, повышение качества его подготовки на основе оснащения учебных заведений и авиационных учебных центров современной учебной технической базой; внедрение новых средств идентификации и контроля характеристик эксплуатируемых воздушных судов на основе средств полетной информации и наземного контроля; совершенствование действующих и разработка новых требований к технологии маркировки комплектующих изделий в процессе их изготовления и системе контроля их оборота в эксплуатации. Для предотвращения возможности террористических актов предусматривается: формирование в России системы авиационной безопасности, соответствующей требованиям Международной организации гражданской авиации и интегрированной в мировую систему авиационной безопасности; определение угроз безопасности объектов воздушного транспорта; доведение оснащенности аэропортов России современными техническими средствами до уровня, при котором обеспечивается 100-процентный досмотр багажа, грузов, почты и бортовых запасов; оснащение международных аэропортов России современным оборудованием для обнаружения взрывчатых веществ, в том числе пластических; внедрение новых конструктивно-технических решений в области авиационной безопасности на гражданских воздушных судах; внедрение в аэропортах и на объектах организации воздушного движения интегрированных систем безопасности, систем защиты от воздействия электронных помех и вмешательства в работу компьютерных комплексов; развитие системы информационного обеспечения авиационной безопасности; совершенствование взаимодействия федеральных и региональных органов исполнительной власти в сфере обеспечения авиационной безопасности, а также субъектов воздушного транспорта; обеспечение профессиональной подготовки сотрудников служб авиационной безопасности; обеспечение безопасности технологических процессов при осуществлении деятельности гражданской авиации. Развитие аэронавигационного обслуживания полетов воздушных судов предполагает: реформирование Единой системы организации воздушного движения Российской Федерации, ведомственных служб аэронавигационной информации, метеорологического обеспечения, реализацию мероприятий по организации единой системы авиационно-космического поиска и спасания, созданию и поэтапному развитию Аэронавигационной системы России в соответствии с Концепцией создания и развития Аэронавигационной системы России, одобренной Правительством Российской Федерации 4 октября 2006 г.; развитие инфраструктуры Аэронавигационной системы России, обеспечивающей реализацию в Российской Федерации Глобальной эксплуатационной концепции организации воздушного движения, принятой Международной организацией гражданской авиации на период до 2020 года и основанной на использовании технологий цифровой связи, спутниковой навигации (CNS\ATM); развитие метеорологического обеспечения полетов воздушных судов; развитие единой системы авиационно-космического поиска и спасания в Российской Федерации. В целях устойчивого развития воздушного транспорта России предусматривается проведение государственной политики, направленной на обеспечение отрасли квалифицированными кадрами по всем направлениям ее производственной и управленческой деятельности. Необходимо сохранение в системе Министерства транспорта Российской Федерации учебных заведений, осуществляющих подготовку специалистов инженернотехнического, летного и диспетчерского состава по сертифицируемым и лицензируемым специальностям. Предусматривается обновление парка воздушных судов в летных училищах, поставка новых и модернизация действующих тренажеров, обеспечение учебных заведений современными техническими средствами обучения, реализация международных стандартов обучения. Более высокий уровень безопасности мореплавания и охраны окружающей природной среды обеспечивается путем: ввода в эксплуатацию необходимого количества судов обеспечивающего флота (аварийноспасательных, гидрографических и др.), создания и поддержания на должном уровне береговых средств обеспечения безопасности мореплавания, поиска и спасания, связи; создания и поддержания на должном уровне систем наблюдения за судами, участия в международном сотрудничестве в сфере глобального наблюдения за судами; усиления требований безопасности к конструкциям морских судов, а также при их эксплуатации; повышения технического оснащения для осуществления функций государственного морского надзора; определения угроз безопасности объектов морского транспорта; обеспечения защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства путем установки специализированного оборудования; развития материальной базы для подготовки квалифицированных специалистов в соответствии с международными стандартами. Предусматривается: строительство и реконструкция систем управления движением судов, объектов глобальной системы связи при бедствиях и для обеспечения безопасности на подходах к морским портам Российской Федерации и на трассах Северного морского пути, станций приема и обработки информации Международной системы поиска и спасания (Космическая система поиска аварийных судов - спутниковая система слежения для поиска и спасания); строительство судов обеспечивающего флота (ледоколов, аварийно-спасательных, природоохранных, гидрографических), объектов берегового базирования бассейновых аварийноспасательных управлений, приобретение глубоководного мобильного универсального оборудования. До 2015 года будет построено 90 единиц обеспечивающего флота. В 2016 - 2030 годах планируется продолжить строительство и модернизацию судов обслуживающего флота (атомные и дизель-электрические ледоколы, аварийно-спасательные суда, включая понтоны, природоохранные, гидрографические и другие суда обеспечивающего флота). Потребность в них составляет 340 единиц. Пополнение обеспечивающего флота предусматривается за счет: 3 атомных ледоколов нового типа мощностью 60 МВт для обеспечения круглогодичной работы транспортных судов на трассах Северного морского пути; дизель-электрических ледоколов для обслуживания месторождений на шельфах северных морей и решения других задач, в том числе ледоколов специального назначения мощностью 20 - 30 МВт для охраны российских арктических акваторий с модификациями для линейной работы, вспомогательных ледоколов мощностью 10 - 12 МВт, портовых ледоколов-буксиров мощностью 6 - 7 МВт; многофункциональных аварийно-спасательных судов мощностью 7 и 4 МВт, буксиров нового поколения, технических средств спасания с морских нефтегазовых объектов в ледовых условиях. Обеспечение морской безопасности и антитеррористической защищенности достигается путем: формирования в Российской Федерации системы морской безопасности, соответствующей международным требованиям Международной морской организации и интегрированной в мировую систему морской безопасности; полного оснащения морских портов и портовых средств современными инновационными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (охраны); внедрения новых конструктивно-технических решений в области морской безопасности на судах, используемых в целях морского судоходства; развития системы информационного обеспечения морской безопасности; повышения уровня взаимодействия по вопросам морской безопасности между субъектами морской транспортной деятельности и федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации; обеспечения профессиональной подготовки персонала, непосредственно связанного с обеспечением морской безопасности. Безопасность судоходства на внутренних водных путях обеспечивается путем: создания системы управления движением судов на внутренних водных путях на основе инновационных технологий; определения угроз безопасности объектов внутренних водных путей и внутреннего водного транспорта; повышения уровня безопасности действующих гидротехнических сооружений, обеспечения безопасности при проектировании, строительстве, капитальном ремонте, вводе в эксплуатацию, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений; регламентации и координации контрольных и надзорных функций государственных органов для повышения их эффективности в условиях снижения степени их вмешательства в деятельность субъектов рынка; охраны судоходных гидротехнических сооружений и средств навигационного оборудования, их защиты от противоправных посягательств, совершенствования комплекса мер антитеррористического характера; обновления обслуживающего флота; реконструкции и развития сетей технологической связи на внутренних водных путях; приобретения программно-аппаратных средств для оснащения лабораторий навигационной информации. На внутреннем водном транспорте предусматривается развитие страхования пассажиров и экипажей судов, страхования ответственности перед третьими лицами при перевозках опасных грузов и лоцманской проводке судов. Безопасность на внутреннем водном транспорте обеспечивается путем: формирования в Российской Федерации системы обеспечения безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры, в том числе судоходных гидротехнических сооружений, и транспортных средств, соответствующей требованиям Федерального закона "О транспортной безопасности"; оснащения речных портов, портовых средств и судоходных гидротехнических сооружений современными инновационными инженерно-техническими средствами обеспечения транспортной безопасности (охраны); внедрения новых конструктивно-технических решений в области транспортной безопасности на судах, используемых в целях осуществления судоходства по внутренним водным путям Российской Федерации; развития системы информационного обеспечения безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств; повышения уровня взаимодействия в целях обеспечения транспортной безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств между субъектами речной транспортной деятельности и федеральными и региональными органами исполнительной власти; обеспечения профессиональной подготовки персонала, непосредственно связанного с обеспечением безопасности объектов речной транспортной инфраструктуры и транспортных средств. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРАНСПОРТНОЙ СТРАТЕГИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА)".