Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2008)".
3.1.3. Жилищно-коммунальное хозяйство Описание направления и его значимости. По результатам реализации ГЦП "Электронная Москва" за последние годы в части решения задач информатизации и автоматизации в сфере жилищно-коммунального хозяйства и административного управления территорией города Москвы на сегодняшний день создан ряд функционирующих и развивающихся автоматизированных систем. Эти системы направлены на повышение качества обеспечения безопасности населения, уровня эффективности реагирования на аварийные ситуации в области ЖКХ, а также контроль и учет потребления энергоресурсов в целях повышения качества предоставления жилищно-коммунальных услуг в городе в целом. В рамках реформирования комплекса жилищно-коммунального хозяйства проведены работы по установке в жилищном фонде общедомовых приборов учета горячего водоснабжения (ГВС), холодного водоснабжения (ХВС) и др. устройств. В настоящее время установлено 25 тыс. общедомовых приборов учета. Планируется установка 1 млн. 200 тыс. индивидуальных приборов учета, из них в 2007 году - 190 тыс. Успешно функционирует в 8 из 10 административных округов Москвы Система расчета и учета коммунальных платежей (АСУ ЕИРЦ), ежемесячно выпускающая 3 млн. платежных документов. До конца 2007 года единым программным обеспечением АСУ "ЕИРЦ" будут оснащены все ЕИРЦ, вошедшие в состав ГУ ИС округов. Кроме того, в городе создана и действует уже длительное время система объединенных диспетчерских служб (ОДС, 1116 ОДС на сегодняшний день), предназначенная для мониторинга состояния инженерного оборудования зданий и сооружений, в том числе лифтового оборудования и критических параметров энергоресурсов. Вместе с тем в ходе развития вышеуказанных систем был выявлен и ряд проблем. В частности, отсутствие в 2000-2005 годах единой политики в выборе технического решения систем телевизионного наблюдения в жилищном секторе привело к наличию разнородных систем, в том числе ряда морально устаревших, не всегда увязанных между собой и построенных на различной технической базе. Это в свою очередь привело к сложностям в эксплуатации и техническом обслуживании систем, что сказывалось на качестве и стоимости этих работ. В связи с массовой установкой приборов учета и переходом на расчеты по факту потребления возникает проблема своевременной передачи верифицированных показаний приборов для формирования платежных документов, причем без существенного увеличения нагрузки на штатных операторов ГУ ИС. В настоящее время только 5 тыс. приборов общедомового учета ресурсов подключено к автоматизированным системам снятия показаний, прошедшим метрологическую сертификацию. Существующая система ОДС является устаревшей морально, а зачастую и технически, более 500 ОДС отработали срок эксплуатации и требуют реконструкции. Многие ОДС по количеству контролируемых параметров не соответствуют требованиям сегодняшнего дня и нуждаются в модернизации. Сегодня уровень технической оснащенности, сложившийся функциональный состав, а также обособленность от других информационных систем ЖКХ объединенных диспетчерских служб окружного и районных уровней города не позволяют оперативно использовать актуальную информацию из других систем. Такое положение вещей качественно ухудшает предоставление жителям города всего комплекса жилищно-коммунальных услуг. Кроме того, существует ряд важных, не до конца решенных задач, а именно: 1. Получение объективной и независимой от субъектов городского хозяйства информации для принятия эффективных управленческих решений, направленных на сокращение времени при устранении последствий чрезвычайных ситуаций, а также их раннее предупреждение. 2. Контроль использования бюджетных средств. 3. Сокращение расходов на деятельность городского хозяйства за счет оптимизации путей следования специальной техники к местам проведения работ. 4. Автоматизация процессов контроля и управления городским хозяйством за счет создания единой системы диспетчеризации, включающей в себя визуальный контроль (с помощью технических средств) за уборочной и аварийной техникой и телеметрический контроль инженерных систем обеспечения объектов городского хозяйства всеми видами ресурсов. 5. Повышение качества и оперативности реагирования на обращения жителей. 6. Повышение уровня информированности жителей по теме ЖКХ. Сегодня стало совершенно очевидно, что в дальнейшем без взаимного обмена данными узконаправленные системы будут либо все более дублировать информационные ресурсы и функции друг друга, либо станут функционально неполными и не смогут в полной мере отразить картину, происходящую в жилищном фонде, даже в границах их назначения. Дальнейшее создание и развитие узконаправленных систем в секторе ЖКХ будет только усугублять проблему взаимосвязи и избыточности. Задачи интеграции систем в единую автоматизированную систему управления, построение единой среды передачи данных, контроль принятия управленческих решений, принятых по результатам получения информации от существующих информационных систем, остаются нерешенными. Открытым остается и вопрос о создании специализированных структур - операторов данной интегрированной системы. Цели и задачи направления. Основными целями направления являются: 1. Повышение оперативности и достоверности принимаемых решений в текущих задачах диспетчерского управления: - при перспективном и краткосрочном планировании развития ЖКХ; - при локализации и устранении нештатных и аварийных ситуаций. 2. Повышение эффективности реагирования на обращения граждан. 3. Повышение информированности граждан об услугах в сфере ЖКХ. Вышеуказанные цели должны быть достигнуты посредством создания иерархической структуры автоматизированных систем как районного, так и городского уровней, предоставляющих полноценное информационное обеспечение процесса управления комплексом жилищно-коммунального хозяйства, благоустройства и мониторинга территории города, а также создание специализированного информационного портала ЖКХ. Нижним, районным уровнем структуры информационных систем должна стать Единая информационная система инженерно-технических центров районов, обеспечения безопасности и мониторинга жилищно-коммунального хозяйства (АИС ОБиМЖКХ) на основе АСОИ ИТЦ, включающей ряд подсистем, решающих вышеуказанные проблемы и осуществляющих между собой тесное информационное взаимодействие. В рамках создания АИС ОБиМЖКХ должны быть выполнены следующие задачи: 1. Создание подсистемы телевизионного наблюдения (ПТН) жилищного фонда на базе унифицированного в рамках создания АИС ОБиМЖКХ технического решения на основе АСОИ ИТЦ, что позволит выработать единую техническую политику строительства, технического обслуживания и эксплуатации, существующих и модернизируемых систем наблюдения в жилом секторе города, а также обеспечит возможность качественно повысить результаты работы СОБГ в целом. 2. Решение проблемы своевременного сбора показаний с приборов учета, которое должно быть достигнуто путем создания соответствующей подсистемы на базе ПКУЭ АСОИ ИТЦ. 3. Достижение современного уровня диспетчеризации жилищного фонда, которую планируется обеспечить путем создания Системы мониторинга инженерного оборудования зданий и сооружений на базе ПДиУ АСОИ ИТЦ. Верхним, городским уровнем структуры должна стать Единая система диспетчерских служб ЖКХ (АИС ОДС ДЖКХиБ). В рамках создания АИС ОДС ДЖКХиБ должны быть решены следующие задачи: 1. Создание программно-аппаратного комплекса АИС ОДС, состоящего из отказоустойчивого серверного узла, поддерживающего централизованную базу данных контрольных параметров (ЦБДКП), поставляемых с нижнего уровня, а также от специализированных информационных систем. 2. Создание телекоммуникационной инфраструктуры, обеспечивающей передачу данных от нижнего уровня к АИС ОДС. 3. Создание ситуационного центра для размещения основного рабочего подразделения оперативного реагирования, управления и контроля исполнения. 4. Создание аналитического подразделения, в обязанности которого входит подготовка периодической отчетности об исполнении городскими службами функциональных задач и реагирования на аварийные ситуации, а также подготовка информации для руководителей различного уровня для принятия управленческих решений. Также планируется создание специализированного информационного портала ЖКХ для населения г. Москвы, который должен решать следующие задачи: 1. Предоставление населению города Москвы полного объема информации, касающейся сферы ЖКХ, в том числе контактной, об управляющих компаниях, тарифах на услуги, графиках проведения плановых работ (ремонтных, по благоустройству территорий) и т.д. 2. Организация единой диспетчерской города Москвы, позволяющей реализовать прием заявок от населения в режиме "одного окна" через Интернет, с регистрацией обращений в карточке ЖКХ и возможностью отслеживания статуса обработки обращения. 3. Организация сервисов интеграции с ГУ ИС, в том числе получение счетов на оплату услуг, доступ к истории платежей, получение справки ГУ ИС о произведенных начислениях за ЖКУ по выбранному временному периоду, включая данные о потреблении жителями ресурсов на основе показаний общедомовых приборов учета. 4. Организация сервисов визуализации аналитических данных, включая отображение отчетных данных по округам на интерактивной карте Москвы, сведения о программах ЖКХ в городе и ходе их реализации, а также статистику аварий и устранения их последствий. Целевые показатели направления: - охват общедомовых и квартирных приборов учета ЖКХ автоматизированной системой сбора информации - не менее 90% (в 2007 г. соответственно - около 25% и 10%); - охват систем диспетчеризации зданий автоматизированной системой передачи информации - не менее 90% (в 2007 г. - около 5%); - экономия средств на эксплуатацию и модернизацию систем видеонаблюдения в жилищном фонде на 20% благодаря 100% охвату территории города единым техническим решением (АИС СОБГ и ЖКХ) на базе АСОИ ИТЦ; - сокращение времени реагирования на нештатную или аварийную ситуацию в среднем на 30%. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2008)".