Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2008)".
3.1.7. Образование Описание направления и его значимости. Базовыми задачами информатизации столичной образовательной системы является автоматизация управления образовательными учреждениями, автоматизация образовательного процесса и формирование единого информационного пространства школ как части региональной системы образования. Автоматизация управления образовательными учреждениями должна способствовать повышению качества процессов образования и воспитания детей и молодежи. Глобальной целью автоматизации является поддержка процессов создания в РФ интеллектуально развитого, образованного, культурного общества с устойчивой гражданской позицией. Модернизация столичной образовательной системы предполагает не только совершенствование уже существующих механизмов и технологий, но и создание различного рода инноваций. За последние годы разработан ряд инновационных проектов, позволяющих вывести на новый уровень процессы образования, воспитания и обеспечения жизнедеятельности детей в городе и процессы функционирования образовательных учреждений. В процессе реализации мероприятий ГЦП "Электронная Москва" в 2003 - 2007 годы созданы и продолжают разрабатываться различные информационные системы в области столичной образовательной системы. Одним из таких комплексных и инновационных проектов является проект "Карта учащегося". Основной целью данного проекта является совершенствование процессов образования, воспитания, профессиональной подготовки и жизнедеятельности обучающихся в социальной системе города с использованием технологий Smart-card. Проект "Электронная карта учащегося" является логическим продолжением проекта "Социальная карта москвича". Другим важным результатом выполнения ГЦП "Электронная Москва" стало создание Комплексной системы управления Департамента образования. На этапе создания первой очереди системы была произведена формализация информационных потоков образовательной среды, сформирована структура взаимно интегрированных банков данных, создан инструментарий для их аналитической обработки. Развитие системы предусматривает обеспечение потребностей всех уровней управления образованием города Москвы в комплексном использовании сформированных информационных массивов, автоматизацию существующих рабочих процессов, создание среды ситуационного моделирования, обеспечение образовательной сферы города системой поддержки принятия управленческих решений. Еще одним достижением стала реализация первой очереди АИС "ПрофТехОбразование", предназначенной для поддержки управления системой профессионального образования города Москвы. Полученные результаты показывают актуальность использования информационно - коммуникационных технологий в управлении этой сферой по следующим направлениям: 1. Мониторинг деятельности образовательных учреждений по целому комплексу задач. 2. Учет и предоставление управленческому звену профессионального образования актуальных данных по контингенту, кадрам, материально-техническому оснащению, комплектованию, трудоустройству выпускников и т.д. 3. Предоставление данных по производственной базе образовательных учреждений, отслеживание и анализ выпуска продукции и оказания услуг. 4. Создание единой электронной среды предоставления широким слоям населения информационных услуг о профессиональном образовании города в системе городских порталов. 5. Предоставление дистанционного образования для обучающихся, для лиц с ограниченными возможностями, педагогических кадров. Также среди результатов ГЦП "Электронная Москва" следует отметить выполненные работы по созданию цифровых электронных ресурсов, средств информатизации школьных библиотек, систем информатизации учебных заведений. На сегодняшний день столичная система образования продолжает остро нуждаться в информационных системах, предназначенных для комплексной автоматизации как управления образовательными учреждениями, так и автоматизации процессов учебно-воспитательной деятельности: урочной деятельности педагогов, системы контроля успеваемости, управления системами доставки медиа-контента, комплекса задач организации персонального образовательного пространства обучающегося. Мероприятия, планируемые в 2009-2011 годах, направлены на повышение уровня информатизации сферы образования. Цели и задачи направления. Целями данного направления являются: 1. Обеспечение информационной поддержки учебно-воспитательного и сопутствующих процессов, информатизация учреждений Департамента образования, создание и развитие необходимой для этого информационной и телекоммуникационной инфраструктуры. 2. Повышение качества государственных услуг, предоставляемых жителям города в области образования, обеспечение открытости и доступности информации о системе образования, создание дополнительных востребованных информационных сервисов для жителей города. Для достижения данных целей планируется выполнить следующие задачи: 1. Создание и внедрение комплексной многоцелевой системы "Комплексная система управления и мониторинга системой образования", автоматизирующей процессы управления общегородской инфраструктурой, унификацию и стандартизацию технологических механизмов и программно-аппаратных решений, автоматизацию управленческих функций и комплекса систем обеспечения учебных и вспомогательных процессов в образовательных учреждениях с использованием технологий Smart-card (унифицированных с технологическими стандартами социальной карты москвича). 2. Создание единой системы идентификации обучающихся в комплексе информационных систем, автоматизирующих жизнедеятельность образовательной и социокультурной среды города. 3. Внедрение механизмов безналичных расчетов в образовательных учреждениях, в том числе учет и контроль за использованием средств, выделяемых на организацию питания обучающихся, повышение эффективности использования бюджетных средств города в системе школьного питания, обеспечение их адресного предоставления, привлечение родительских средств на дополнительное горячее питание. 4. Организацию комплексной безопасности образовательных учреждений, в том числе за счет автоматизации процессов мониторинга присутствия детей в образовательных учреждениях и оперативного информирования официальных представителей и органов правопорядка об их отсутствии. 5. Создание АИС поддержки образовательного процесса с целью дальнейшей интеграции автоматизированных систем образовательных учреждений и построение единой универсальной информационно-образовательной среды, направленной на увеличение образовательных возможностей обучающихся и повышение качества их образования, независимо от места жительства и учебы, а также позволяющей реализовать себя в образовательном учреждении любой структуры. Целевые показатели направления: - доля образовательных учреждений Департамента образования, подключенных к мультисервисной корпоративной сети и обеспеченных подключением к сети Интернет, - 100%; - количество учеников на один школьный компьютер - не более 6 (в 2007 году - 10); - обеспечение автоматизированного сбора статистики по вопросам организации и хода учебного процесса в 100% учебных заведениях; - обеспечение автоматизированного учета и анализа использования учебных библиотечных фондов во всех учреждениях Департамента образования к 2011 г.; - достижение доступности 90% информационных и образовательных ресурсов учреждения в общем объеме данных через информационную систему поддержки образовательного процесса; - предоставление информационных услуг и сервисов через единую точку входа - портал услуг и информационного обеспечения ОУ; - повышение оперативности (снижение совокупного времени на оперативную деятельность) внедрения и адаптации, дополнительных ЭОР и иных информационных ресурсов на 50%; - вовлечение обучающихся в единую образовательную информационную среду не менее 30% к 2011 г. |
Фрагмент документа "О ГОРОДСКОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ЭЛЕКТРОННАЯ МОСКВА (2009 - 2011 ГГ.)" (РЕДАКЦИЯ НА 30.12.2008)".