Фрагмент документа "О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008)".
3.1. Существующее состояние. Основные цели и задачи К настоящему моменту практически завершено создание автоматической системы мониторинга качества атмосферного воздуха в городе Москве. В Москве действуют 29 автоматических стационарных постов, контролирующих уровень загрязнения воздуха на всей территории города. Еще 10 находятся в опытной эксплуатации либо монтируются. Представлены все функциональные зоны города (в жилых районах, вблизи крупных магистралей города, на территориях, прилегающих к крупным промышленным предприятиям города, и на особо охраняемых природных территориях). В каждом округе находится по 2-3 станции. В целом по городу контролируется содержание в воздухе 22 загрязняющих веществ, характерных для выбросов промышленных предприятий Москвы и автотранспортного комплекса. Автоматические стационарные станции в непрерывном режиме круглосуточно измеряют концентрации оксида углерода, диоксида и оксида азота, суммарных углеводородов, озона, диоксида серы, аммиака, сероводорода, с 2004 года - взвешенных частиц с размерами менее 10 мкм. Отдельно выделена подсистема автоматического контроля качества атмосферного воздуха на наиболее крупной транспортной артерии - 3-м транспортном кольце, которая позволяет измерять содержание в атмосферном воздухе более 16 загрязняющих веществ, содержащихся в выбросах автотранспортных средств: ароматических и алифатических углеводородов. Кроме содержания в воздухе загрязняющих веществ на каждой станции контролируются метеорологические параметры, такие как скорость и направление ветра, давление, влажность. С декабря 2003 года организован поток данных о профиле температуры и ветра с Останкинской телебашни. Контроль метеорологических параметров позволяет отслеживать изменение условий рассеивания загрязняющих веществ, а также прогнозировать уровень загрязнения воздуха на краткосрочный период. Дополнительно к стационарной автоматической системе в городе действуют передвижные лаборатории, совершающие регулярные рейды по микрорайонам города. Передвижные лаборатории обследуют территории, подверженные наибольшей антропогенной нагрузке, территории, откуда поступает наибольшее количество жалоб от населения, районы, планируемые к реконструкции. Приборное оснащение лабораторий позволяет измерять содержание в воздухе основных загрязняющих веществ: оксида углерода, оксида и диоксида азота, углеводородов, метана, озона и диоксида серы, метеорологических параметров, производить отбор проб с последующим лабораторным анализом. Кроме того, передвижная лаборатория позволяет контролировать уровень шума. Измерения лаборатории производятся в автоматическом непрерывном режиме, планы рейдов формируются по заявкам префектур и жалобам жителей. В состав системы мониторинга качества атмосферного воздуха входят также два метеорологических сонара, профилемер и шесть акустических метеостанций, обеспечивающих измерение метеорологических параметров, определяющих процесс рассеивания загрязняющих веществ. Данные о состоянии атмосферного воздуха от автоматических стационарных станций контроля передаются в непрерывном круглосуточном режиме в ГПУ "Мосэкомониторинг", выполняющее функции информационно-аналитического центра Единой системы экологического мониторинга города Москвы. По количеству автоматических постов контроля качества воздуха, принципам их размещения, методам и периодичности измерений автоматическая система контроля качества воздуха полностью удовлетворяет требованиям директив Европейского союза. Контролируемые загрязняющие вещества относятся к приоритетным загрязняющим веществам, рекомендованным Всемирной организацией здравоохранения для контроля и последующей оценки воздействия загрязнения воздуха на здоровье населения. Основной целью реализации Программных мероприятий настоящего раздела является обеспечение получения объективных полных актуальных данных о состоянии и загрязнении атмосферного воздуха, об условиях рассеивания загрязнения в условиях городской застройки (как текущих, так и прогнозных), которые в обязательном порядке учитываются городскими уполномоченными органами исполнительной власти с целью недопущения принятия хозяйственных решений, влекущих ухудшение качества атмосферного воздуха в целом и в связи с локальными изменениями отдельных территорий города. Действующая система мониторинга ориентирована на достижение следующих целей, связанных с управлением качеством воздуха, в том числе: - контроль за соблюдением государственных и международных стандартов; - получение объективных исходных данных для разработки природоохранных мероприятий, градостроительного планирования и планирования транспортных систем; - информирование общественности о качестве атмосферного воздуха и развертывание систем предупреждения о резком повышении уровня загрязнения; - проведение оценки воздействия на здоровье загрязнения воздуха; - оценка эффективности природоохранных мероприятий. Существующая система мониторинга качества атмосферного воздуха требует постоянного совершенствования (как технического, так и организационного), направленного на достижение целей экологического мониторинга, предусмотренных Законом города Москвы от 20 ноября 2004 года N 65 "Об экологическом мониторинге в городе Москве". В частности, необходимо обеспечить соответствие между перечнем контролируемых загрязняющих веществ и составом выбросов антропогенных источников. Для оценки эффективности природоохранных мероприятий, предусмотренных в том числе в области градостроительного планирования и развития транспортного комплекса, выявления источников загрязнения окружающей среды и определения их вклада в загрязнение, требуется корректировка и развитие существующей сети автоматических станций контроля качества атмосферного воздуха (АСКЗА). В целях регулярного мониторинга соблюдения установленных нормативов на содержание канцерогенных веществ (в первую очередь, полиароматических углеводородов), измерение которых в автоматическом режиме невозможно, необходим мониторинг качества атмосферного воздуха с помощью пассивных поглотителей. Частым нарушением природоохранного законодательства предприятиями города являются несанкционированные выбросы загрязняющих веществ в атмосферу города. Это создает неблагоприятную среду обитания для жителей прилегающих территорий, оказывает негативное воздействие на их здоровье. Для мониторинга соблюдения установленных нормативов качества атмосферного воздуха на территориях, с которых поступают жалобы населения, и выявления источников загрязнения воздуха на данных территориях необходим регулярный отбор и анализ проб атмосферного воздуха. Нарушения качества атмосферного воздуха, выявленные в результате анализа воздушных проб, являются основанием для проведения адресных инспекционных проверок. В настоящее время определение вертикального распределения загрязнения атмосферы производится только с помощью модельных расчетов без подтверждения прямыми инструментальными измерениями. В то же время наличие "горячих точек" над городом определяется не только объемами выбросов, но и зависит от высоты труб и условий вертикального переноса загрязняющих веществ в атмосфере. Создание автоматической системы контроля загрязнения атмосферы на различных высотах (на Останкинской телебашне) позволит проводить натурные наблюдения за загрязнением воздуха. Результаты измерений обеспечат проверку расчетных моделей с учетом этажности и застройки, подготовку ответов на обращения жителей, связанные с выбросами высоких источников, подготовку схем городского планирования и при соответствующих направлениях ветра определение вклада Москвы в загрязнение проходящей воздушной массы, в том числе парниковыми газами. Основными задачами мероприятий раздела являются: 1. Поддержка в технически исправном состоянии существующих автоматических средств измерений (39 автоматических станций, содары и профилемер, передвижная лаборатория). 2. Обеспечение соответствия функциональных и технических возможностей системы мониторинга качества атмосферного воздуха поставленным целям мониторинга. 3. Выявление на территории города локальных очагов загрязнения в связи со специфическим воздействием местных источников загрязнения. |
Фрагмент документа "О ФУНКЦИОНИРОВАНИИ ЕДИНОЙ СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА ГОРОДА МОСКВЫ И ПРАКТИЧЕСКОМ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ДАННЫХ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МОНИТОРИНГА (РЕДАКЦИЯ НА 22.04.2008)".