О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ". Постановление. Московская городская дума. 24.12.08 355

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

6.6. Архитектура и градостроительство

     В соответствии  с  Конституцией  Российской  Федерации  и Законом
Российской  Федерации  "О  статусе  столицы  Российской  Федерации"  в
предметы  ведения  Москвы  входит  градостроительное  законодательство
города.
     В Генеральном плане развития города,  принятом в 1935 году,  рост
численности населения ограничивался 5 млн.  человек, однако уже в 1950
году численность населения превысила 6 млн.  человек.  Принятый в 1971
году новый Генеральный план базировался на принципах ограничения роста
города.  Привлекательность  Москвы  для  проживания,  размещения новых
производств создала проблемы в процессах урбанизации города.
     Рост Москвы  как  крупнейшего  мирового  центра  обуславливает  и
острейшие градостроительные проблемы, возникшие в настоящее время.
     Стратегической целью  политики градостроительного развития Москвы
является  создание  совокупных  материально-пространственных  условий,
обеспечивающих экологическую безопасность,  качество жизни, сохранение
и реабилитацию культурного наследия и природы, устойчивость и динамизм
экономики,  укрепление  роли  Москвы  и  столичного региона в качестве
ведущего  национального  и  международного  делового  и  политического
центра.
     Необходимо отметить,  что ни в императорской России,  ни в России
советского  периода  не  существовало регионального градостроительного
законодательства,  и нормативная база в этой сфере в советский  период
формировалась   на   основе   нормативных   правовых   актов  союзной,
республиканской и городской администрации.
     Таким образом,  работа  по созданию городского градостроительного
законодательства была начата фактически с нуля.
     Одним из первых законов,  принятых Думой в этой сфере, стал Закон
города Москвы от 1 июля 1996 года N  22  "О  поддержании  в  исправном
состоянии  и  сохранении  фасадов  зданий  и  сооружений на территории
города Москвы",  обязавший собственников,  арендаторов  и  юридических
лиц,  имеющих  здания и сооружения на праве хозяйственного ведения или
оперативного управления,  своевременно  реставрировать,  ремонтировать
здания и сооружения в соответствии с действующими стандартами.  Особое
внимание в  Законе  уделено  сохранению  и  поддержанию  в  надлежащем
состоянии  памятников архитектуры,  истории и культуры.  В действующую
редакцию Закона вносились  изменения  в  связи  с  приведением  его  в
соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Неотъемлемой частью градостроительного законодательства города является Закон города 
     Москвы от  9 июня 2004 года N 40 "Об особом порядке регулирования
градостроительной  деятельности  на  исторических  территориях  города
Москвы  и  на  территориях  зон охраны объектов культурного наследия в
городе Москве",  направленный на сохранение исторического  своеобразия
столицы  при осуществлении градостроительного планирования территории,
проектирования,  строительства   и   реконструкции   градостроительных
объектов.     Закон    установил    особый    порядок    регулирования
градостроительной  деятельности  на  исторических  территориях  города
Москвы.
     Документом предусмотрены:    составление     историко-культурного
опорного   плана   территории   столицы   (на   нем  обозначаются  все
градостроительные  элементы   и   сооружения,   представляющие   собой
историко-культурную  ценность,  как сохранившиеся,  так и утраченные);
разработка Генеральной схемы особого  регулирования  градостроительной
деятельности  на  исторических территориях и на территориях зон охраны
объектов   культурного   наследия,    специальных    градостроительных
нормативов   и   правил   проектирования   планировки   и   застройки;
установление особых требований к  использованию  участков  территории,
предназначенной  для  строительства  или реконструкции.  Установленные
требования   и   ограничения    обязательны    для    всех    объектов
градостроительной деятельности,  расположенных в границах исторических
территорий, независимо от форм собственности.
     Большое значение   для   системы   обеспечения  градостроительной
деятельности  имеет  создание  доступного  для  всех   ее   участников
информационного  ресурса,  содержащего  градостроительные регламенты и
другие  сведения,  необходимые  для  осуществления   градостроительной
деятельности на территории столицы.  Закон города Москвы от 15 декабря
2004 года N 88 "О градостроительном кадастре города Москвы" регулирует
отношения,  возникающие  при  осуществлении деятельности по созданию и
ведению градостроительного  кадастра  города  Москвы  и  использовании
содержащихся  в  нем  сведений.  Законом  определены  состав,  порядок
формирования  и  ведения  информационных  ресурсов  градостроительного
кадастра.   В   отдельную   статью   выделен  перечень  информационных
материалов,  обязательных для включения в  кадастр,  в  частности  вся
градостроительная    и    проектная    документация,   разрешения   на
строительство  и  реконструкцию,   акты   разрешенного   использования
участков   территории   градостроительных  объектов.  Согласно  Закону
сведения  градостроительного  кадастра  носят  открытый   характер   и
предоставляются  всем  заинтересованным  лицам  в  соответствии  с  их
письменным   запросом,   за   исключением    сведений,    составляющих
государственную тайну.
     Сложные городские проблемы,  включающие  определение  очередности
развития   и   реконструкции   территории   города  в  соответствии  с
социальными,  экологическими и  экономическими  целями  и  критериями,
необходимость  координации  разработки и осуществления перспективных и
текущих  программ  развития   отраслей   городского   хозяйства,   его
инфраструктуры,  планов  развития  административных округов,  районов,
иных территориальных  единиц  города  Москвы,  могут  быть  эффективно
решены  исключительно  в  рамках  единой системы планирования развития
города.  Для повышения  эффективности  градостроительных  решений  был
принят  Закон города Москвы от 27 апреля 2005 года N 14 "О Генеральном
плане города Москвы (основные направления градостроительного  развития
города   Москвы)".   Правовой   акт   установил  основные  направления
градостроительного развития города Москвы (относящиеся к развитию  как
территории города в целом,  так и крупных территориальных зон).  Закон
определил   функциональное,   строительное,   ландшафтное   назначение
территорий.  Основными  положениями  плана  установлены первоочередные
градостроительные   мероприятия,   порядок   и   контроль   реализации
утвержденного Генерального плана на период до 2020 года.
     Для осуществления контроля за особыми  объектами  нежилого  фонда
принят  Закон  города  Москвы от 11 июля 2007 года N 35 "О мониторинге
особых объектов нежилого фонда города Москвы",  установивший  основные
требования  к  проведению  мониторинга  особых объектов нежилого фонда
города Москвы в целях обеспечения безопасности этих объектов: зданий с
большепролетными  конструкциями  покрытий,  нежилых  высотных  зданий,
находящихся в собственности города Москвы и принятых в эксплуатацию  в
установленном порядке.
     Градостроительная деятельность в  Москве  регулировалась  пакетом
законов,  охватывающих всю деятельность в этой сфере. Однако в связи с
принятием 29 декабря 2004 года Градостроительного  кодекса  Российской
Федерации  потребовалось  привести  законодательство  города  Москвы в
соответствие с федеральным и начать работу по восполнению  пробелов  в
московском законодательстве новыми нормами и институтами.  Кроме того,
важнейшей работой данного этапа законотворчества являлась  кодификация
большинства  действующих  законов  в  этой  области и создание единого
кодекса,  что позволило бы развить законодательство  города  Москвы  в
рамках   Градостроительного  кодекса  Российской  Федерации  с  учетом
особенностей Москвы - города федерального значения, столицы Российской
Федерации,  исторического  опыта  и  современной  практики московского
градостроительства,  интересов жителей  города  Москвы  в  обеспечении
благоприятных   условий  жизнедеятельности  и  эффективного  правового
регулирования градостроительной деятельности.  В соответствии  с  этим
был   принят   Закон   города  Москвы  от  25  июня  2008  года  N  28
"Градостроительный   кодекс   города   Москвы",   которым   закреплены
основополагающие    требования   к   осуществлению   градостроительной
деятельности  в  столице,  определены  субъекты  такой   деятельности,
утверждены  основные  гарантии  прав  и  законных  интересов субъектов
градостроительной деятельности,  полномочия Думы, Правительства Москвы
и   органов   местного   самоуправления  в  этой  области.  Документом
определены виды объектов градостроительной деятельности,  типы и  виды
функционального использования,  назначения территории. Отдельные главы
законодательного   акта   посвящены   градостроительному   зонированию
территории  города  Москвы,  правилам  землепользования  и  застройки;
архитектурно-строительному       проектированию,        строительству,
реконструкции,     капитальному     ремонту,    размещению    объектов
благоустройства;  особенностям градостроительной деятельности на особо
охраняемых  природных  территориях  и территориях объектов культурного
наследия,  исторических  зонах.  Закон  содержит   отдельный   раздел,
посвященный   взаимодействию   при   осуществлении   градостроительной
деятельности органов исполнительной власти города  Москвы  с  жителями
города Москвы и их объединениями,  с органами местного самоуправления,
с  правообладателями  земельных  участков  и   объектов   капитального
строительства.  Нормативный  акт  предусматривает  ответственность  за
нарушение   законодательства   города   Москвы   о   градостроительной
деятельности.

Фрагмент документа "О ДОКЛАДЕ МОСКОВСКОЙ ГОРОДСКОЙ ДУМЫ "О СОСТОЯНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА ГОРОДА МОСКВЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа