О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ". Постановление. Правительство РФ. 23.04.09 365

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

I. Характеристика проблемы, на решение которой
                         направлена Программа

     Повышение  устойчивости  жилых  домов, основных объектов и систем
жизнеобеспечения,  а  также  минимизация  потерь  от  землетрясений  в
регионах  с  высоким  уровнем  сейсмических  рисков  являются  важными
факторами  устойчивого социально-экономического развития и обеспечения
национальной безопасности Российской Федерации.
     С  целью  уточнения  сейсмической опасности территории Российской
Федерации   Российской  академией  наук  в  1991  -  1997  годах  были
разработаны  и  дополнены  карты  общего  сейсмического  районирования
(ОСР-97)  с  использованием  усовершенствованных  методов и технологий
прогнозирования сейсмической опасности.
     Как   показали  результаты  общего  сейсмического  районирования,
сейсмическая  опасность  на  территории Российской Федерации оказалась
более  значительной,  чем  это представлялось прежде. В соответствии с
новыми  картами  сейсмическая опасность на территории многих субъектов
Российской  Федерации была уточнена и оказалась выше на 1 - 2 и даже 3
балла,  то  есть  уровень  сейсмического  риска  на  этих  территориях
значительно повысился в сравнении с прежними расчетными величинами.
     Вместе  с тем застройка данных районов много лет велась без учета
такого   уровня   сейсмической   активности.   Здания   и  сооружения,
построенные   до  уточнения  величины  сейсмической  опасности,  имеют
значительный  дефицит  сейсмостойкости,  их  разрушение  в  результате
землетрясений   может  привести  к  огромным  людским  и  материальным
потерям.
     Значительная  часть  территории  Российской  Федерации  (около 25
процентов), на которой расположены 27 субъектов Российской Федерации с
населением  около  20  млн.  человек, находится в сейсмоопасных зонах,
подверженных  воздействию  разрушительных  землетрясений.  В последние
годы  на территории страны произошло несколько крупных землетрясений в
районах,  традиционно  считавшихся  сейсмически  неопасными,  либо, по
прогнозам, относившихся к меньшей расчетной интенсивности сейсмических
воздействий,  в  том числе землетрясение мощностью 9 баллов на Алтае в
2003  году,  серия  землетрясений  мощностью  10  баллов  в  Корякском
автономном округе в 2006 году, на Средних Курилах в 2006 и 2007 годах,
на Сахалине в 2007 году.
     По    данным   Российской   академии   наук,   нарастает   угроза
возникновения  сильнейшего  землетрясения  в  Курило-Камчатской  зоне.
Согласно  результатам  долгосрочного  сейсмического  прогноза наиболее
опасными  территориями  являются район г. Петропавловска-Камчатского и
север Курильских островов.
     По  экспертным  оценкам,  имеют  дефицит  сейсмостойкости и могут
представлять  источник  опасности  при сейсмических воздействиях до 50
процентов объектов жилого, общественного, производственного назначения
и  коммунальной сферы (в некоторых регионах этот показатель составляет
от 60 до 90 процентов).
     Органы  государственной  власти  и органы местного самоуправления
осуществляют  комплекс  мер  по  повышению  достоверности  и  точности
прогноза  сейсмических  событий,  соблюдению требований сейсмостойкого
строительства  и  реализации  неотложных  мероприятий  по  обеспечению
сейсмической безопасности.
     В   рамках  федеральной  целевой  программы  "Снижение  рисков  и
смягчение  последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного
характера   в   Российской   Федерации  до  2010  года",  утвержденной
Постановлением  Правительства Российской Федерации от 6 января 2006 г.
N   1,  реализуются  мероприятия,  направленные  на  совершенствование
системы  мониторинга  и  прогнозирования  чрезвычайных ситуаций, в том
числе обусловленных сейсмической опасностью и цунами.
     Системы  сейсмонаблюдения и прогнозирования чрезвычайных ситуаций
позволяют обеспечить достаточно надежное прогнозирование землетрясений
на  среднесрочную  перспективу.  Однако  сложность  данного природного
явления  не  позволяет обеспечить высокую достоверность краткосрочного
прогноза сейсмических событий по месту и времени их проявления.
     Органы  исполнительной  власти  субъектов  Российской Федерации и
органы  местного самоуправления в рамках своих полномочий осуществляют
меры  по  сейсмоусилению  существующих  объектов и (или) строительству
новых  сейсмостойких  объектов взамен тех объектов, сейсмоусиление или
реконструкция  которых  экономически  нецелесообразны  (далее  - новые
сейсмостойкие  объекты),  осуществляют  мероприятия  по  сейсмическому
районированию   территорий,   обследование   жилых  домов  и  объектов
инфраструктуры,   а  также  выполнение  региональных  и  муниципальных
целевых  программ.  Вместе  с  тем указанные работы не скоординированы
должным  образом и не всегда обеспечиваются необходимыми материальными
ресурсами.
     В  период 2002 - 2006 годов осуществлялась реализация федеральной
целевой  программы "Сейсмобезопасность территории России" (2002 - 2010
годы),  утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации
от  25 сентября 2001 г. N 690 (далее - программа), однако ее потенциал
не был реализован в полной мере.
     Общий  объем  финансирования  программы  был  определен в размере
28783,9  млн. рублей, в том числе за счет средств федерального бюджета
-  3535,1  млн.  рублей (12,3 процента), бюджетов субъектов Российской
Федерации  и  местных  бюджетов  (далее - бюджеты субъектов Российской
Федерации)   -   9613,9  млн.  рублей  (33,4  процента),  внебюджетных
источников  -  15634,9  млн.  рублей  (54,3  процента). При этом объем
недофинансирования  программы  за  2002 - 2006 годы составил 9100 млн.
рублей  (31,6  процента),  в  том  числе  за счет средств внебюджетных
источников  -  5400  млн.  рублей  (34,5 процента), бюджетов субъектов
Российской  Федерации - 3300 млн. рублей (34,3 процента), федерального
бюджета - 517 млн. рублей (14,6 процента).
     В   ходе   реализации  программы  средства  федерального  бюджета
направлялись на объекты здравоохранения и образования. Запланированное
финансирование   сейсмоусиления  жилых  домов  и  объектов  инженерной
инфраструктуры не проводилось.
     Всего  в рамках программы были проведены работы по сейсмоусилению
42  объектов  образования  и  здравоохранения  в 8 регионах Российской
Федерации. Выполнение    научно-исследовательских    и    опытно     -
конструкторских   работ  было  направлено  на  уточнение  сейсмической
опасности территории некоторых субъектов Российской Федерации,  в  том
числе  Республики Алтай и Алтайского края,  и на разработку конкретных
технических   решений   по   способам   сейсмоусиления    строительных
конструкций указанных объектов.
     Недостаточная   результативность   программы   была   обусловлена
следующими причинами:
     нечеткость целей программы;
     фокусировка    на   узком   спектре   социальных   объектов,   не
обеспечивавшем    общего   снижения   возникающих   при   сейсмических
проявлениях   потерь   и   угроз  жизни  и  здоровью  людей,  а  также
функционирования основных объектов и систем жизнеобеспечения;
     отсутствие  скоординированного подхода и взаимной ответственности
федеральных  органов  исполнительной  власти  и органов исполнительной
власти   субъектов   Российской  Федерации  в  реализации  мероприятий
программы;
     недостаточность ресурсов для достижения целей программы.
     В  связи с неэффективностью программы распоряжением Правительства
Российской  Федерации от 11 ноября 2006 г. N 1546-р ее реализация была
завершена.
     При   реализации   федеральной   целевой   программы   "Повышение
устойчивости  жилых домов, основных объектов и систем жизнеобеспечения
в  сейсмических  районах  Российской  Федерации  на  2009 - 2013 годы"
(далее - Программа) необходимо:
     четко  следовать  установленным  целям  и  задачам для достижения
ожидаемых  конечных  результатов реализации Программы и показателей ее
социально-экономической эффективности;
     применять   системный   подход   к   планированию   и  выполнению
мероприятий    Программы   с   учетом   определенных   приоритетов   и
необходимости решения первоочередных задач;
     обеспечивать эффективное взаимодействие и координацию федеральных
органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и исполнителей Программы;
     привлекать   средства   на  реализацию  мероприятий  Программы  в
установленных  объемах  за  счет  средств бюджетов различных уровней и
внебюджетных средств.
     Приоритетными  направлениями  деятельности  в области обеспечения
сейсмической  безопасности  в  ближайшей  и  среднесрочной перспективе
определены:
     минимизация   потерь   вследствие   разрушительных  землетрясений
(включая  погибших  и  пострадавших  граждан, а также ущерб, наносимый
зданиям и сооружениям);
     создание  необходимых условий для бесперебойного функционирования
жилищного фонда, основных объектов и систем жизнеобеспечения в периоды
сейсмических событий и ликвидации их последствий.

Фрагмент документа "О ФЕДЕРАЛЬНОЙ ЦЕЛЕВОЙ ПРОГРАММЕ "ПОВЫШЕНИЕ УСТОЙЧИВОСТИ ЖИЛЫХ ДОМОВ, ОСНОВНЫХ ОБЪЕКТОВ И СИСТЕМ ЖИЗНЕОБЕСПЕЧЕНИЯ В СЕЙСМИЧЕСКИХ РАЙОНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ НА 2009 - 2013 ГОДЫ"".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа