ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ. Письмо. Министерство здравоохранения и социального развития РФ. 27.02.09 14-1/10/2-1249

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
        ПО ПОДГОТОВКЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ
         ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ
                          НА 2009 - 2010 ГОДЫ
     
     Организация медицинского обеспечения населения, пострадавшего при
чрезвычайных  ситуациях,  отражает  уровень  качества  жизни общества,
состояние  социально-экономического развития страны, является одной из
важнейших   функций  государства,  составной  частью  обеспечения  его
национальной безопасности.
     Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России (СМК) в 2007
-  2008  годах  продолжала  решать  задачи по медицинскому обеспечению
населения  при  ликвидации  последствий  чрезвычайных  ситуаций (ЧС) и
локальных вооруженных конфликтов.
     Основными целевыми и комплексными показателями Службы являлись:
     1.  Повышение  готовности медицинских учреждений и формирований к
реагированию на чрезвычайные ситуации.
     2.   Оказание  медицинской  помощи  пострадавшим  в  чрезвычайных
ситуациях.
     3.    Повышение    качества   оказания   медицинской   помощи   в
догоспитальном периоде пострадавшим в чрезвычайных ситуациях.
     4.   Совершенствование   системы   оказания   медицинской  помощи
пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях.
     5.  Разработка, совершенствование и внедрение в практику медицины
катастроф  передовых  технологий  организации  и  оказания медицинской
помощи пострадавшим.
     6.  Снижение  уровня смертности среди пострадавших в чрезвычайных
ситуациях.
     В  течение  2007 - 2008 гг. специалисты Службы медицины катастроф
принимали  участие  в  ликвидации  медико-санитарных последствий 23002
чрезвычайных  ситуаций,  в том числе 21535 техногенных, 60 природных и
558   биолого-социальных.   Медицинская   помощь  была  оказана  44479
пораженным,  из  которых  28503  госпитализированы.  В общей структуре
пораженных в ЧС наибольшей была доля пораженных в результате аварий на
автомобильных  дорогах  - 74,2%, техногенных пожаров и взрывов - 5,4%.
Для  ликвидации  медико-санитарных  последствий  чрезвычайных ситуаций
привлекались 12833 штатных и нештатных медицинских формирований, в том
числе   11296   бригад   скорой  медицинской  помощи  и  1253  бригады
специализированной медицинской помощи.
     Особо  следует  отметить  работу  специалистов ПМГ ВЦМК "Защита",
службы   медицины   катастроф  Республик  Северная  Осетия  -  Алания,
Кабардино-Балкарской    и   Ставропольского   края   по   медицинскому
обеспечению   населения   Республики   Южная   Осетия.   Своевременное
проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях ведения боевых
действий  позволило  сохранить  жизни  сотням раненых и больных. Кроме
того,  специалисты  службы медицины катастроф осуществляли медицинское
обеспечение  гуманитарных  конвоев  и  оказали  действенную  помощь  в
восстановлении системы здравоохранения Республики Южная Осетия.
     В  Российской  Федерации  функционируют 83 территориальных центра
медицины   катастроф   (ТЦМК),   из   которых   61  аккредитованы  как
самостоятельные  учреждения  здравоохранения  со статусом юридического
лица.
     Организационно-штатная  структура  ТЦМК  Чеченской  Республики  и
Республики   Татарстан;   Алтайского,   Приморского,   Забайкальского,
Красноярского  и  Краснодарского  краев;  Свердловской,  Оренбургской,
Воронежской,    Иркутской,    Нижегородской,   Пермской,   Мурманской,
Новосибирской,  Кемеровской,  Московской и Тюменской областей в полном
объеме  позволяет  выполнять  различные  задачи в режимах повседневной
деятельности и чрезвычайной ситуации. Организационно-штатная структура
некоторых  ТЦМК  (Чувашской  Республики;  Ленинградской,  Костромской,
Ростовской,  Амурской,  Тульской  и  Ульяновской  областей;  Еврейской
автономной  области) не соответствует имеющимся на территории рискам и
угрозам, требует проведения мероприятий по ее совершенствованию.
     В современных условиях выполнение мероприятий Федеральной целевой
программы  (ФЦП)  "Повышение  безопасности дорожного движения в 2006 -
2012  годах"  стало  важным направлением в деятельности ТЦМК. В рамках
осуществления  этих мероприятий в 43 субъектах Российской Федерации на
базе   учебных   подразделений   ТЦМК  проводится  обучение  различных
контингентов  слушателей  приемам  оказания первой помощи. Кроме того,
создаются   муниципальные   учебные   подразделения,  в  частности,  в
Самарской  области  создано  12  таких  подразделений.  В  2008 г. в 7
регионах  созданы  трассовые  службы,  что  позволило  за счет маневра
силами  и  средствами  сократить  время  прибытия медицинских бригад к
месту дорожно-транспортного происшествия на 50%.
     Из   состава  резерва  Минздравсоцразвития  России  для  оказания
медицинской   помощи   населению,   пострадавшему   при   чрезвычайных
ситуациях, подготовлены и отправлены грузы медицинского назначения:
     при ликвидации последствий землетрясения в КНР в мае 2008 г. - на
общую сумму 2,7 млн. рублей;
     во  время грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г. - на
общую  сумму  8,6  млн.  рублей;  в качестве гуманитарной помощи от 12
фирм-поставщиков - на общую сумму 3087614 рублей;
     в рамках программы "Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность" в
приграничные  районы  Республики  Ингушетия  -  на  общую сумму 278480
рублей;
     со  склада ответственного хранения ФГУП РО "Медтехснаб" отгружено
медицинское  имущество  в  адрес  11 медицинских учреждений Российской
Федерации на общую сумму 35789218 рублей;
     на  медицинском  складе  ВЦМК  "Защита"  хранится  и  находится в
постоянной готовности к отправке в районы чрезвычайных ситуаций резерв
медикаментов  и  медицинского  имущества  на  сумму  19 млн. рублей, в
каждом   территориальном   центре   медицины   катастроф   -   на  500
пострадавших.
     Лабораториями  психофизиологического  освидетельствования (ЛПФО),
входящими в структуру ТЦМК 22 субъектов Российской Федерации, наряду с
традиционными   аспектами   деятельности,  осуществлялось  медицинское
освидетельствование кандидатов в водители и водителей автотранспортных
средств.
     В  Московской,  Воронежской,  Иркутской и Нижегородской областях;
Ханты-Мансийском   автономном   округе   созданы   оперативные  группы
управления  силами  и  средствами,  принимающими  участие в ликвидации
медико-санитарных  последствий  ЧС,  в  том  числе  ДТП, оборудованные
современными средствами связи и телемедицинскими терминалами.
     Продолжалась   работа   по   совершенствованию   оказания  скорой
специализированной  (санитарно-авиационной) медицинской помощи. В ряде
отделений  экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная
авиация)  организованы  круглосуточные  дежурства  врачей  по наиболее
востребованным  специальностям,  ведется  динамическое  наблюдение  за
тяжелыми    больными,    проводятся    консультации    с   применением
телемедицинских    технологий   (Свердловская,   Ростовская   области,
Ханты-Мансийский автономный округ и др.).
     В связи с реализацией национального проекта "Здоровье" улучшилось
материально-техническое   обеспечение  отделений  санитарной  авиации.
Количество реанимобилей, выделенных отделениям, в 2007 г. по сравнению
с  2005  г.  увеличилось на 75,9% и составило в среднем 2,8 единицы на
одно  отделение.  Количество  машин  скорой  помощи  за  тот же период
увеличилось  в  2,2  раза  и  составило 8,9 единицы на одно отделение.
Улучшилось   обеспечение  отделений  средствами  связи  и  портативным
медицинским оборудованием.
     В то же время анализ деятельности отделений санитарной авиации за
2007  г.  показал,  что  существенного  сдвига в улучшении организации
оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС не произошло.
Доля  выездов/вылетов  специалистов  отделений  санитарной  авиации на
чрезвычайные  ситуации от общего количества выездов/вылетов составляет
не  более 5,1%, объем медицинской помощи, оказанной пострадавшим в ЧС,
-  не  более  4,1%  от  всей  медицинской  помощи, оказанной больным и
пострадавшим  за год. В 2007 г. пострадавших в ЧС было эвакуировано на
35% меньше, чем в 2006 г. Воздушный транспорт используется отделениями
санитарной авиации только в 19 ТЦМК.
     Повышению эффективности медицинского обеспечения в догоспитальном
периоде  ликвидации  последствий  ЧС,  в  том  числе ДТП, способствует
интеграция  СМК с СМП. В ряде субъектов Российской Федерации директора
ТЦМК  являются  главными  внештатными  специалистами органа управления
здравоохранением  по  СМП (Алтайский край, Свердловская, Волгоградская
области).   Основными   формами  интеграции  являются:  организация  в
структуре          ТЦМК          подразделений,         осуществляющих
организационно-методическое руководство и координацию деятельности СМП
(Свердловская,   Кемеровская,   Воронежская,  Нижегородская  области);
объединение  ТЦМК  со  станцией  СМП - в Забайкальском крае; внедрение
автоматизированной  системы  управления  СМП  (Пермский, Краснодарский
края; Свердловская, Ивановская, Мурманская области).
     Повышению  готовности СМК и оперативности при оказании экстренной
медицинской  помощи  населению  способствует создание филиалов ТЦМК. В
настоящее  время  штатные  филиалы  центров  успешно  функционируют  в
Алтайском, Забайкальском, Красноярском и Хабаровском краях; Иркутской,
Оренбургской, Свердловской и Тюменской областях.
     В  субъектах Российской Федерации продолжалась работа по созданию
формирований    экстренного    реагирования    на    базе    ТЦМК    и
лечебно-профилактических  учреждений  (ЛПУ).  Так,  штатные  мобильные
медицинские  отряды  (ММО) сформированы в Республиках Татарстан, Коми,
Карелия;  Пермском,  Хабаровском  и  Красноярском краях; Свердловской,
Иркутской,  Новосибирской,  Нижегородской,  Кемеровской,  Тамбовской и
Самарской  областях;  Ханты-Мансийском АО. В ряде субъектов Российской
Федерации  сформированы внештатные ММО: в Республиках Адыгея, Бурятия,
Марий-Эл  и  Мордовия;  в  Ставропольском,  Алтайском  и Забайкальском
краях;  в Брянской, Воронежской, Владимирской, Калужской, Костромской,
Новгородской,    Мурманской,    Липецкой,   Ивановской,   Ульяновской,
Саратовской,    Челябинской,   Амурской   и   Рязанской   областях   и
Ямало-Ненецком    АО.   Проводилась   работа   по   созданию   ММО   в
Карачаево-Черкесской  Республике  и  Республике  Карелия; Вологодской,
Ивановской, Омской, Сахалинской и Тверской областях. Следует заметить,
что ММО предназначены не только для медицинского обеспечения населения
при    ЧС    мирного    времени,    но    могут   без   дополнительных
организационно-штатных изменений использоваться и в военное время, что
значительно  сокращает время перевода регионального здравоохранения на
военное положение.
     В   целях   повышения   оперативности  и  эффективности  оказания
экстренной   медицинской   помощи   пострадавшим  в  ДТП  в  субъектах
проводится    разработка    концепций   создания   трассовой   службы,
формирование трассовых бригад на базе ТЦМК. Создана трассовая служба в
Свердловской   области;   Пермском,   Красноярском,  Алтайском  краях;
Нижегородской, Курганской и Рязанской областях; Ханты-Мансийском АО.
     Для    оперативности   выполнения   мероприятий   по   ликвидации
последствий  ЧС  и  организации  более тесного взаимодействия структур
РСЧС - в 61 субъекте Российской Федерации ТЦМК функционируют в системе
единой  дежурно-диспетчерской  службы  (ЕДДС),  тем  самым значительно
сокращается время реагирования экстренных служб на ЧС.
     По  результатам  деятельности  в 2007 - 2008 гг. в лучшую сторону
следует  отметить  ТЦМК г. Москвы; Республик Саха-Якутия, Татарстана и
Дагестана;  Краснодарского,  Ставропольского,  Алтайского,  Пермского,
Приморского,   Красноярского,  Забайкальского  и  Хабаровского  краев;
Свердловской,  Волгоградской,  Воронежской,  Саратовской,  Московской,
Омской,   Тюменской,  Кемеровской,  Мурманской,  Иркутской,  Брянской,
Нижегородской,  Новосибирской  и Самарской областей; Ханты-Мансийского
АО. В стадии развития находятся ТЦМК Рязанской, Кировской, Магаданской
и Челябинской областей.
     Только  в Ленинградской и Тульской областях до сих пор не созданы
ТЦМК.
     В  целях  повышения  готовности  сил  и  средств СМК к ликвидации
медико-санитарных  последствий  ЧС  и совершенствования взаимодействия
органов  управления,  подразделений  и  формирований  РСЧС  различного
уровня  по  плану  МЧС России и Минздравсоцразвития России в субъектах
Российской  Федерации  подготовлено  и  проведено  16 командно-штабных
учений,  9 штабных тренировок и 2 тактико-специальных учения. При этом
следует  отметить масштабность привлекаемых на эти тактико-специальные
учения  сил и средств различных ведомств и актуальность отрабатываемых
на  них  учебных  вопросов.  На  проведенных  в  Ставропольском крае и
Московской  области тактико-специальных учениях отрабатывалась система
подготовки  сотрудников  служб,  участвующих  в ликвидации последствий
ДТП,  приемам  оказания  первой  помощи  пострадавшим, а также вопросы
взаимодействия   подразделений   различных   ведомств  при  проведении
лечебно-эвакуационных мероприятий с использованием вертолетов.
     В  течение  2007 - 2008 гг. в 23 учреждениях здравоохранения было
проверено ведение вопросов объектовой гражданской обороны.
     В 2007 году проверены 12 учреждений. В 2008 году - 11 учреждений.
     Из  проверенных  организаций  здравоохранения  с  лучшей  стороны
необходимо  отметить Московскую центральную станцию переливания крови,
Приволжский окружной медицинский центр (г. Н. Новгород), Нижегородское
протезно-ортопедическое     предприятие,    Курский    государственный
медицинский  университет,  Ставропольскую  государственную медицинскую
академию,   Пятигорский  государственный  НИИ  курортологии,  Тверскую
государственную медицинскую академию.
     Основными  недостатками  при  проверке  вопросов  объектовой ГО в
учреждениях продолжает оставаться:
     крайне   низкий   процент   обеспеченности   персонала   объектов
средствами индивидуальной защиты. Даже нештатные аварийно-спасательные
формирования  в  некоторых учреждениях не обеспечены средствами защиты
на 100%;
     отсутствие  пунктов  управления  и  недостаточно  четкое  решение
вопросов  оповещения  персонала  в  случаях возникновения чрезвычайных
ситуаций на объекте.
     Продолжалась работа по созданию и накоплению запасов медицинского
имущества  для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в субъектах
Российской  Федерации.  Созданы  запасы  медицинского имущества на 500
пораженных в 51 ТЦМК (61%), более чем на 500 пораженных в 2 ТЦМК (2%),
менее  чем  на  500 пораженных в 30 ТЦМК (36%). Оперативно-тактические
запасы  (неснижаемые)  медикаментов  и  медимущества имеются в 72 ТЦМК
(87%).
     Следует  отметить слабую работу по созданию резервов медикаментов
и  медицинского  имущества  в  ТЦМК  Республики  Тыва;  Приморского  и
Камчатского   краев;   Амурской,  Ивановской,  Курской,  Новгородской,
Оренбургской, Орловской, Тульской областей.
     Территориальные  ведомственные аттестационные комиссии СМК (ТВАК)
созданы в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в 2007 - 2008
годах - в 5-ти.
     Проведена  аттестация 24 ТЦМК с получением Свидетельства на право
ведения  аварийно-спасательных  и иных неотложных работ в чрезвычайных
ситуациях,  однако  подтверждение на периодической аттестации получили
только    15    (Алтайский,   Красноярский,   Хабаровский,   Пермский,
Забайкальский   края;   Владимирская,   Калининградская,  Саратовская,
Омская,  Тамбовская,  Тюменская,  Иркутская,  Мурманская, Кемеровская,
Астраханская     области).     Руководители     органов     управления
здравоохранением   вышеперечисленных  субъектов  Российской  Федерации
уделяют  должное  внимание  аттестационной  работе  как  существенного
элемента   степени   готовности  Службы  к  действиям  в  чрезвычайных
ситуациях  и  фактора  повышения уровня профессиональной подготовки ее
специалистов.
     В  целях  дальнейшего  повышения  уровня  подготовки специалистов
Службы  медицины катастроф Минздравсоцразвития России в области защиты
жизни  и  здоровья  населения  в  чрезвычайных  ситуациях и выполнения
мероприятий гражданской обороны здравоохранения предлагаю:
     Главной  задачей  по  подготовке  органов управления и сил Службы
медицины  катастроф  и  гражданской  обороны учреждений, организаций и
предприятий    здравоохранения    федерального    подчинения   считать
совершенствование   системы  медицинского  обеспечения  населения  при
чрезвычайных  ситуациях,  знаний  и  навыков, направленных на снижение
рисков  и  уровня  медико-санитарных последствий кризисных ситуаций, а
также  совершенствование системы медицинской защиты населения в мирное
и военное время.
     В области Службы медицины катастроф основными задачами считать:
     обеспечение постоянной высокой готовности сил Службы к ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время;
     совершенствование  взаимодействия  органов  управления  Службы на
всех  уровнях; сопряжение и развитие информационно-управляющих систем,
обеспечивающих их работу;
     совершенствование    системы    мониторинга   и   прогнозирования
медико-санитарных последствий ЧС;
     совершенствование   организационно-штатной   структуры   ТЦМК   в
соответствии  с  уровнем  региональной  опасности  возникновения  ЧС и
экономическими возможностями субъектов Российской Федерации;
     создание системы авиамедицинской эвакуации;
     создание   и   содержание   в   соответствии   с   установленными
требованиями,   эффективное   использование   и  восполнение  резервов
(запасов)   финансовых   и   материальных   ресурсов   для  ликвидации
медико-санитарных последствий ЧС;
     участие   в   создании  и  поддержании  необходимых  условий  для
обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения;
     повышение  функциональной  устойчивости  объектов  СМК к работе в
условиях военного времени;
     совершенствование  организации оказания медицинской помощи лицам,
пострадавшим  в  результате  ДТП,  в  соответствии  с  ФЦП  "Повышение
безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг.";
     участие  в  создании  в  субъектах  Российской  Федерации системы
обеспечения  вызова  экстренных  оперативных  служб через единый номер
"112" на базе ЕДДС муниципальных образований.
     В   области   гражданской   обороны   учреждений,  организаций  и
предприятий здравоохранения федерального подчинения основными задачами
считать:
     обеспечение   готовности   органов   управления   и   организаций
здравоохранения  по  переводу  в  режим  функционирования  в  условиях
военного  времени  и  выполнению  задач  по  медицинскому  обеспечению
населения,  пострадавшего  при ведении военных действий или вследствие
этих действий;
     обеспечение    устойчивости   объектов   здравоохранения   и   их
функционирования в условиях ведения военных действий;
     обеспечение  дальнейшей  реализации положений Федерального закона
от  12.02.98  N 28-ФЗ "О гражданской обороне", распоряжения Президента
Российской  Федерации  от  5  января  2004  г.  N Пр-12 "Основы единой
государственной  политики  в  области гражданской обороны на период до
2010  года"  и других нормативных правовых актов в области гражданской
обороны  по  применению  формирований  СМК  при ликвидации последствий
чрезвычайных    ситуаций    природного   и   техногенного   характера,
террористических акций и военных конфликтов;
     при  планировании  очередного  финансового  года  предусмотреть в
расходной  части  бюджетов  организаций  здравоохранения  федерального
подчинения  выделение  средств  на  проведение мероприятий гражданской
обороны;
     обеспечение  готовности  пунктов  управления  и  систем  связи  к
применению  по  предназначению,  продолжить  работу  по  их  оснащению
современными  техническими средствами и совершенствованию практических
навыков обслуживающего персонала;
     наращивание  усилий  по  оснащению  и  поддержанию  в  готовности
формирований СМК и ГО;
     продолжение   работы   по   накоплению   до  установленных  норм,
содержанию  и  своевременному  освежению  в  целях гражданской обороны
запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных
средств;
     не  допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий для
персонала   учреждений  здравоохранения,  защищенных  стационаров  для
нетранспортабельных  больных,  активизировать работу по обустройству и
оборудованию убежищ в подвальных помещениях ЛПУ;
     принять   меры   по  накоплению  до  установленных  норм  средств
индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки.
     

Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа