Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ".
ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ В ОБЛАСТИ ЗАЩИТЫ ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ ПРИ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЯХ НА 2009 - 2010 ГОДЫ Организация медицинского обеспечения населения, пострадавшего при чрезвычайных ситуациях, отражает уровень качества жизни общества, состояние социально-экономического развития страны, является одной из важнейших функций государства, составной частью обеспечения его национальной безопасности. Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России (СМК) в 2007 - 2008 годах продолжала решать задачи по медицинскому обеспечению населения при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций (ЧС) и локальных вооруженных конфликтов. Основными целевыми и комплексными показателями Службы являлись: 1. Повышение готовности медицинских учреждений и формирований к реагированию на чрезвычайные ситуации. 2. Оказание медицинской помощи пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. 3. Повышение качества оказания медицинской помощи в догоспитальном периоде пострадавшим в чрезвычайных ситуациях. 4. Совершенствование системы оказания медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях. 5. Разработка, совершенствование и внедрение в практику медицины катастроф передовых технологий организации и оказания медицинской помощи пострадавшим. 6. Снижение уровня смертности среди пострадавших в чрезвычайных ситуациях. В течение 2007 - 2008 гг. специалисты Службы медицины катастроф принимали участие в ликвидации медико-санитарных последствий 23002 чрезвычайных ситуаций, в том числе 21535 техногенных, 60 природных и 558 биолого-социальных. Медицинская помощь была оказана 44479 пораженным, из которых 28503 госпитализированы. В общей структуре пораженных в ЧС наибольшей была доля пораженных в результате аварий на автомобильных дорогах - 74,2%, техногенных пожаров и взрывов - 5,4%. Для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций привлекались 12833 штатных и нештатных медицинских формирований, в том числе 11296 бригад скорой медицинской помощи и 1253 бригады специализированной медицинской помощи. Особо следует отметить работу специалистов ПМГ ВЦМК "Защита", службы медицины катастроф Республик Северная Осетия - Алания, Кабардино-Балкарской и Ставропольского края по медицинскому обеспечению населения Республики Южная Осетия. Своевременное проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в условиях ведения боевых действий позволило сохранить жизни сотням раненых и больных. Кроме того, специалисты службы медицины катастроф осуществляли медицинское обеспечение гуманитарных конвоев и оказали действенную помощь в восстановлении системы здравоохранения Республики Южная Осетия. В Российской Федерации функционируют 83 территориальных центра медицины катастроф (ТЦМК), из которых 61 аккредитованы как самостоятельные учреждения здравоохранения со статусом юридического лица. Организационно-штатная структура ТЦМК Чеченской Республики и Республики Татарстан; Алтайского, Приморского, Забайкальского, Красноярского и Краснодарского краев; Свердловской, Оренбургской, Воронежской, Иркутской, Нижегородской, Пермской, Мурманской, Новосибирской, Кемеровской, Московской и Тюменской областей в полном объеме позволяет выполнять различные задачи в режимах повседневной деятельности и чрезвычайной ситуации. Организационно-штатная структура некоторых ТЦМК (Чувашской Республики; Ленинградской, Костромской, Ростовской, Амурской, Тульской и Ульяновской областей; Еврейской автономной области) не соответствует имеющимся на территории рискам и угрозам, требует проведения мероприятий по ее совершенствованию. В современных условиях выполнение мероприятий Федеральной целевой программы (ФЦП) "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах" стало важным направлением в деятельности ТЦМК. В рамках осуществления этих мероприятий в 43 субъектах Российской Федерации на базе учебных подразделений ТЦМК проводится обучение различных контингентов слушателей приемам оказания первой помощи. Кроме того, создаются муниципальные учебные подразделения, в частности, в Самарской области создано 12 таких подразделений. В 2008 г. в 7 регионах созданы трассовые службы, что позволило за счет маневра силами и средствами сократить время прибытия медицинских бригад к месту дорожно-транспортного происшествия на 50%. Из состава резерва Минздравсоцразвития России для оказания медицинской помощи населению, пострадавшему при чрезвычайных ситуациях, подготовлены и отправлены грузы медицинского назначения: при ликвидации последствий землетрясения в КНР в мае 2008 г. - на общую сумму 2,7 млн. рублей; во время грузино-югоосетинского конфликта в августе 2008 г. - на общую сумму 8,6 млн. рублей; в качестве гуманитарной помощи от 12 фирм-поставщиков - на общую сумму 3087614 рублей; в рамках программы "Взаимопомощь. Сотрудничество. Безопасность" в приграничные районы Республики Ингушетия - на общую сумму 278480 рублей; со склада ответственного хранения ФГУП РО "Медтехснаб" отгружено медицинское имущество в адрес 11 медицинских учреждений Российской Федерации на общую сумму 35789218 рублей; на медицинском складе ВЦМК "Защита" хранится и находится в постоянной готовности к отправке в районы чрезвычайных ситуаций резерв медикаментов и медицинского имущества на сумму 19 млн. рублей, в каждом территориальном центре медицины катастроф - на 500 пострадавших. Лабораториями психофизиологического освидетельствования (ЛПФО), входящими в структуру ТЦМК 22 субъектов Российской Федерации, наряду с традиционными аспектами деятельности, осуществлялось медицинское освидетельствование кандидатов в водители и водителей автотранспортных средств. В Московской, Воронежской, Иркутской и Нижегородской областях; Ханты-Мансийском автономном округе созданы оперативные группы управления силами и средствами, принимающими участие в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, в том числе ДТП, оборудованные современными средствами связи и телемедицинскими терминалами. Продолжалась работа по совершенствованию оказания скорой специализированной (санитарно-авиационной) медицинской помощи. В ряде отделений экстренной и консультативной медицинской помощи (санитарная авиация) организованы круглосуточные дежурства врачей по наиболее востребованным специальностям, ведется динамическое наблюдение за тяжелыми больными, проводятся консультации с применением телемедицинских технологий (Свердловская, Ростовская области, Ханты-Мансийский автономный округ и др.). В связи с реализацией национального проекта "Здоровье" улучшилось материально-техническое обеспечение отделений санитарной авиации. Количество реанимобилей, выделенных отделениям, в 2007 г. по сравнению с 2005 г. увеличилось на 75,9% и составило в среднем 2,8 единицы на одно отделение. Количество машин скорой помощи за тот же период увеличилось в 2,2 раза и составило 8,9 единицы на одно отделение. Улучшилось обеспечение отделений средствами связи и портативным медицинским оборудованием. В то же время анализ деятельности отделений санитарной авиации за 2007 г. показал, что существенного сдвига в улучшении организации оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ЧС не произошло. Доля выездов/вылетов специалистов отделений санитарной авиации на чрезвычайные ситуации от общего количества выездов/вылетов составляет не более 5,1%, объем медицинской помощи, оказанной пострадавшим в ЧС, - не более 4,1% от всей медицинской помощи, оказанной больным и пострадавшим за год. В 2007 г. пострадавших в ЧС было эвакуировано на 35% меньше, чем в 2006 г. Воздушный транспорт используется отделениями санитарной авиации только в 19 ТЦМК. Повышению эффективности медицинского обеспечения в догоспитальном периоде ликвидации последствий ЧС, в том числе ДТП, способствует интеграция СМК с СМП. В ряде субъектов Российской Федерации директора ТЦМК являются главными внештатными специалистами органа управления здравоохранением по СМП (Алтайский край, Свердловская, Волгоградская области). Основными формами интеграции являются: организация в структуре ТЦМК подразделений, осуществляющих организационно-методическое руководство и координацию деятельности СМП (Свердловская, Кемеровская, Воронежская, Нижегородская области); объединение ТЦМК со станцией СМП - в Забайкальском крае; внедрение автоматизированной системы управления СМП (Пермский, Краснодарский края; Свердловская, Ивановская, Мурманская области). Повышению готовности СМК и оперативности при оказании экстренной медицинской помощи населению способствует создание филиалов ТЦМК. В настоящее время штатные филиалы центров успешно функционируют в Алтайском, Забайкальском, Красноярском и Хабаровском краях; Иркутской, Оренбургской, Свердловской и Тюменской областях. В субъектах Российской Федерации продолжалась работа по созданию формирований экстренного реагирования на базе ТЦМК и лечебно-профилактических учреждений (ЛПУ). Так, штатные мобильные медицинские отряды (ММО) сформированы в Республиках Татарстан, Коми, Карелия; Пермском, Хабаровском и Красноярском краях; Свердловской, Иркутской, Новосибирской, Нижегородской, Кемеровской, Тамбовской и Самарской областях; Ханты-Мансийском АО. В ряде субъектов Российской Федерации сформированы внештатные ММО: в Республиках Адыгея, Бурятия, Марий-Эл и Мордовия; в Ставропольском, Алтайском и Забайкальском краях; в Брянской, Воронежской, Владимирской, Калужской, Костромской, Новгородской, Мурманской, Липецкой, Ивановской, Ульяновской, Саратовской, Челябинской, Амурской и Рязанской областях и Ямало-Ненецком АО. Проводилась работа по созданию ММО в Карачаево-Черкесской Республике и Республике Карелия; Вологодской, Ивановской, Омской, Сахалинской и Тверской областях. Следует заметить, что ММО предназначены не только для медицинского обеспечения населения при ЧС мирного времени, но могут без дополнительных организационно-штатных изменений использоваться и в военное время, что значительно сокращает время перевода регионального здравоохранения на военное положение. В целях повышения оперативности и эффективности оказания экстренной медицинской помощи пострадавшим в ДТП в субъектах проводится разработка концепций создания трассовой службы, формирование трассовых бригад на базе ТЦМК. Создана трассовая служба в Свердловской области; Пермском, Красноярском, Алтайском краях; Нижегородской, Курганской и Рязанской областях; Ханты-Мансийском АО. Для оперативности выполнения мероприятий по ликвидации последствий ЧС и организации более тесного взаимодействия структур РСЧС - в 61 субъекте Российской Федерации ТЦМК функционируют в системе единой дежурно-диспетчерской службы (ЕДДС), тем самым значительно сокращается время реагирования экстренных служб на ЧС. По результатам деятельности в 2007 - 2008 гг. в лучшую сторону следует отметить ТЦМК г. Москвы; Республик Саха-Якутия, Татарстана и Дагестана; Краснодарского, Ставропольского, Алтайского, Пермского, Приморского, Красноярского, Забайкальского и Хабаровского краев; Свердловской, Волгоградской, Воронежской, Саратовской, Московской, Омской, Тюменской, Кемеровской, Мурманской, Иркутской, Брянской, Нижегородской, Новосибирской и Самарской областей; Ханты-Мансийского АО. В стадии развития находятся ТЦМК Рязанской, Кировской, Магаданской и Челябинской областей. Только в Ленинградской и Тульской областях до сих пор не созданы ТЦМК. В целях повышения готовности сил и средств СМК к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и совершенствования взаимодействия органов управления, подразделений и формирований РСЧС различного уровня по плану МЧС России и Минздравсоцразвития России в субъектах Российской Федерации подготовлено и проведено 16 командно-штабных учений, 9 штабных тренировок и 2 тактико-специальных учения. При этом следует отметить масштабность привлекаемых на эти тактико-специальные учения сил и средств различных ведомств и актуальность отрабатываемых на них учебных вопросов. На проведенных в Ставропольском крае и Московской области тактико-специальных учениях отрабатывалась система подготовки сотрудников служб, участвующих в ликвидации последствий ДТП, приемам оказания первой помощи пострадавшим, а также вопросы взаимодействия подразделений различных ведомств при проведении лечебно-эвакуационных мероприятий с использованием вертолетов. В течение 2007 - 2008 гг. в 23 учреждениях здравоохранения было проверено ведение вопросов объектовой гражданской обороны. В 2007 году проверены 12 учреждений. В 2008 году - 11 учреждений. Из проверенных организаций здравоохранения с лучшей стороны необходимо отметить Московскую центральную станцию переливания крови, Приволжский окружной медицинский центр (г. Н. Новгород), Нижегородское протезно-ортопедическое предприятие, Курский государственный медицинский университет, Ставропольскую государственную медицинскую академию, Пятигорский государственный НИИ курортологии, Тверскую государственную медицинскую академию. Основными недостатками при проверке вопросов объектовой ГО в учреждениях продолжает оставаться: крайне низкий процент обеспеченности персонала объектов средствами индивидуальной защиты. Даже нештатные аварийно-спасательные формирования в некоторых учреждениях не обеспечены средствами защиты на 100%; отсутствие пунктов управления и недостаточно четкое решение вопросов оповещения персонала в случаях возникновения чрезвычайных ситуаций на объекте. Продолжалась работа по созданию и накоплению запасов медицинского имущества для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в субъектах Российской Федерации. Созданы запасы медицинского имущества на 500 пораженных в 51 ТЦМК (61%), более чем на 500 пораженных в 2 ТЦМК (2%), менее чем на 500 пораженных в 30 ТЦМК (36%). Оперативно-тактические запасы (неснижаемые) медикаментов и медимущества имеются в 72 ТЦМК (87%). Следует отметить слабую работу по созданию резервов медикаментов и медицинского имущества в ТЦМК Республики Тыва; Приморского и Камчатского краев; Амурской, Ивановской, Курской, Новгородской, Оренбургской, Орловской, Тульской областей. Территориальные ведомственные аттестационные комиссии СМК (ТВАК) созданы в 54 субъектах Российской Федерации, в том числе в 2007 - 2008 годах - в 5-ти. Проведена аттестация 24 ТЦМК с получением Свидетельства на право ведения аварийно-спасательных и иных неотложных работ в чрезвычайных ситуациях, однако подтверждение на периодической аттестации получили только 15 (Алтайский, Красноярский, Хабаровский, Пермский, Забайкальский края; Владимирская, Калининградская, Саратовская, Омская, Тамбовская, Тюменская, Иркутская, Мурманская, Кемеровская, Астраханская области). Руководители органов управления здравоохранением вышеперечисленных субъектов Российской Федерации уделяют должное внимание аттестационной работе как существенного элемента степени готовности Службы к действиям в чрезвычайных ситуациях и фактора повышения уровня профессиональной подготовки ее специалистов. В целях дальнейшего повышения уровня подготовки специалистов Службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России в области защиты жизни и здоровья населения в чрезвычайных ситуациях и выполнения мероприятий гражданской обороны здравоохранения предлагаю: Главной задачей по подготовке органов управления и сил Службы медицины катастроф и гражданской обороны учреждений, организаций и предприятий здравоохранения федерального подчинения считать совершенствование системы медицинского обеспечения населения при чрезвычайных ситуациях, знаний и навыков, направленных на снижение рисков и уровня медико-санитарных последствий кризисных ситуаций, а также совершенствование системы медицинской защиты населения в мирное и военное время. В области Службы медицины катастроф основными задачами считать: обеспечение постоянной высокой готовности сил Службы к ликвидации медико-санитарных последствий ЧС в мирное и военное время; совершенствование взаимодействия органов управления Службы на всех уровнях; сопряжение и развитие информационно-управляющих систем, обеспечивающих их работу; совершенствование системы мониторинга и прогнозирования медико-санитарных последствий ЧС; совершенствование организационно-штатной структуры ТЦМК в соответствии с уровнем региональной опасности возникновения ЧС и экономическими возможностями субъектов Российской Федерации; создание системы авиамедицинской эвакуации; создание и содержание в соответствии с установленными требованиями, эффективное использование и восполнение резервов (запасов) финансовых и материальных ресурсов для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС; участие в создании и поддержании необходимых условий для обеспечения жизнедеятельности пострадавшего населения; повышение функциональной устойчивости объектов СМК к работе в условиях военного времени; совершенствование организации оказания медицинской помощи лицам, пострадавшим в результате ДТП, в соответствии с ФЦП "Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 гг."; участие в создании в субъектах Российской Федерации системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб через единый номер "112" на базе ЕДДС муниципальных образований. В области гражданской обороны учреждений, организаций и предприятий здравоохранения федерального подчинения основными задачами считать: обеспечение готовности органов управления и организаций здравоохранения по переводу в режим функционирования в условиях военного времени и выполнению задач по медицинскому обеспечению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий; обеспечение устойчивости объектов здравоохранения и их функционирования в условиях ведения военных действий; обеспечение дальнейшей реализации положений Федерального закона от 12.02.98 N 28-ФЗ "О гражданской обороне", распоряжения Президента Российской Федерации от 5 января 2004 г. N Пр-12 "Основы единой государственной политики в области гражданской обороны на период до 2010 года" и других нормативных правовых актов в области гражданской обороны по применению формирований СМК при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, террористических акций и военных конфликтов; при планировании очередного финансового года предусмотреть в расходной части бюджетов организаций здравоохранения федерального подчинения выделение средств на проведение мероприятий гражданской обороны; обеспечение готовности пунктов управления и систем связи к применению по предназначению, продолжить работу по их оснащению современными техническими средствами и совершенствованию практических навыков обслуживающего персонала; наращивание усилий по оснащению и поддержанию в готовности формирований СМК и ГО; продолжение работы по накоплению до установленных норм, содержанию и своевременному освежению в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; не допускать сокращения существующего фонда убежищ и укрытий для персонала учреждений здравоохранения, защищенных стационаров для нетранспортабельных больных, активизировать работу по обустройству и оборудованию убежищ в подвальных помещениях ЛПУ; принять меры по накоплению до установленных норм средств индивидуальной защиты и приборов радиационной и химической разведки. |
Фрагмент документа "ОБ ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЯХ".