Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".
4.3. Ремонт дорожных одежд 4.3.1. Ремонт, как правило, выполняют в соответствии с проектно-сметной документацией. Допускается взамен проекта разработка сметной документации с описанием технических решений. 4.3.2. Восстановление дорожного покрытия осуществляют при наличии на нем большого числа выбоин и широких трещин, а также его истончения (физического износа) под воздействием движения. 4.3.3. При традиционном методе восстановления покрытия путем укладки нового слоя предварительно заделывают выбоины и широкие трещины, ликвидируют колеи глубиной 15 - 45 мм, срезают гребни выпора по колеям и локальные выпуклости (если это не было сделано в рамках текущего ремонта), очищают покрытие от пыли и грязи и подгрунтовывают. При ремонте изношенного покрытия его выфрезеровыванием и укладкой нового слоя отпадает необходимость в устранении повреждений и появляется возможность частичного исправления поперечных уклонов. 4.3.4. Для восстановления используют асфальтобетонные смеси, аналогичные применяемым при новом строительстве. С целью замедления процесса отраженного растрескивания восстановленного слоя при приготовлении асфальтобетона используют модифицированные битумы, полимербитумные вяжущие или модификаторы. 4.3.5. На дорожных одеждах автомобильных дорог III категории и ниже для восстановления покрытия используют ВОМС или эмульсионно-минеральную смесь (ЭМС) (холодная технология). Слой из ВОМС пластичен и более устойчив к отраженному трещинообразованию и поэтому предпочтителен для устройства в I - II климатических зонах. Его толщина принимается не менее 3 см. 4.3.6. На дорогах с интенсивным и тяжелым движением при ремонте покрытия может быть уложен макрошероховатый слой толщиной 1,5 - 2,5 см из специально подобранной горячей битумощебеночной смеси, содержащей 50 - 85% щебня, 4 - 8% минерального порошка, песок (остальное до 100%) и 5 - 8% битума (сверх 100%). По своему составу такая смесь близка к асфальтобетонной смеси типа А. Смесь распределяют слоем толщиной на 3 - 5 мм больше максимального размера щебня в смеси. 4.3.7. Для устройства покрытия на дорогах по п. 4.3.6 применяют также горячую щебеночно-мастичную асфальтобетонную смесь (ЩМА). Она содержит 70 - 80% щебня, 8 - 15% минерального порошка и не менее 5,5% битума. Благодаря повышенному содержанию в смеси мастики (битум + минеральный порошок) увеличивается водо-, морозо- и усталостная стойкость покрытия. Толщина покрытия из ЩМА - 3 - 5 см. 4.3.8. Разновидностью материала для покрытия на дорогах по п. 4.3.6 является вибролитая асфальтобетонная смесь (ВЛА), укладываемая толщиной 3 - 5 см. Она включает щебень с 50 - 55% частиц крупнее 5 мм и отличается повышенным содержанием асфальтовяжущего вещества (по 10 - 12% битума и частиц минерального порошка мельче 0,071 мм). ВЛА-смесь готовят на вязких битумах марок БНД 40/60 и 60/90 и укладывают при температуре смеси 190 - 220 град.С. Устройство слоя завершают распределением и втапливанием черного щебня из расчета 5 - 6 кг/кв. м. Применение ВЛА эффективно особенно на мостах, путепроводах, эстакадах. 4.3.9. Восстановление покрытия может быть осуществлено также способом термопрофилирования (см. п. 4.2.5) с добавлением 20 - 50 кг/кв. м новой асфальтобетонной смеси. При этом за счет последней, если это необходимо, корректируется состав восстанавливаемого слоя и устраняются последствия старения битума. Если корректировка состава старого асфальтобетона не требуется, ограничиваются введением только небольшого количества битума. 4.3.10. На магистралях, мостах и путепроводах, участках автомобильных дорог, приближенных к воде, и других гололедоопасных местах покрытие целесообразно устраивать из асфальтобетонных смесей, в состав которых входит антигололедный наполнитель типа "Грикол", заменяющий часть минерального порошка. "Грикол" придает антигололедные свойства покрытию и препятствует сцеплению с ним снежно-ледяных отложений. Его применяют во всех типах асфальтобетонных смесей. Асфальтобетонные смеси с антигололедным наполнителем "Грикол" приготавливают и укладывают обычным способом. 4.3.11. С целью задержки процесса разрушения покрытий, на которых появились трещины, шелушение, выкрашивания и др., а также для восстановления или улучшения сцепных свойств устраивают тонкий защитный слой (слой износа). Перед устройством защитного слоя покрытие очищают от пыли и грязи, устраняют имеющиеся повреждения (выбоины, просадки, наплывы, широкие трещины, колейность и др.). 4.3.12. Защитный слой на покрытии устраивают путем его поверхностной обработки органическим вяжущим с последующим распределением щебня (битумощебеночная обработка). В качестве вяжущего применяют вязкие дорожные битумы, нагретые до температуры, обеспечивающей их розлив. Для уменьшения числа незакрепившихся щебенок (катуна) в битум вводят поверхностно-активные добавки или применяют битум, модифицированный полимером. Движение открывают после остывания битума. В первые сутки скорость ограничивают до 40 км/ч и регулируют движение по ширине проезжей части техническими средствами организации движения. Поверхностную обработку устраивают, как правило, в летний период на сухом покрытии при температуре воздуха не ниже +15 град.С. Сроки устройства поверхностной обработки назначают с учетом перспективных погодных условий. 4.3.13. При поверхностной обработке с синхронным распределением вяжущего и щебня разрыв между операциями распределения вяжущего и щебня не превышает нескольких секунд. Отечественными аналогами этой технологии являются технологии на основе машин БЩР 375 и битумощебнераспределителя Саратовского ФГУП СНПД. Производительность указанных машин составляет 3 - 6 км/ч. 4.3.14. При использовании для поверхностной обработки вместо битума катионной битумной эмульсии (эмульсионнощебеночная обработка) обеспечивается продление строительного сезона (работы можно проводить на влажном покрытии и при температуре воздуха не ниже +5 град.С). Рекомендуемый тип используемой эмульсии - ЭБК-1 при концентрации 65 - 70%. При работах используют мытый щебень кубовидной формы. Его расход для фракций 5 - 10 мм и 10 - 15 мм составляет соответственно 0,008 - 0,009 куб. дм/кв. м и 0,011 - 0,013 куб. дм/кв. м, а норма дозирования остаточного вяжущего (эмульсионного битума) ориентировочно 1,0 - 1,3 л/кв. м. Если на битумощебнераспределителе отсутствуют прижимные (уплотняющие) валки, то щебень втапливают в битум пневмокатком. 4.3.15. На дорогах с интенсивным движением, особенно имеющих цементобетонное покрытие, более эффективно выполнение поверхностной обработки с двойной россыпью щебня: на слой вяжущего сначала рассыпают щебень фракции 10 - 15 мм, прикатывают его, а затем рассыпают щебень фракции 2 - 5 мм или 5 - 10 мм и уплотняют. Такая обработка целесообразна в качестве временной меры поддержания в работоспособном состоянии дорог с недостаточной прочностью при наличии на покрытии сетки трещин, выбоин, колей. 4.3.16. На дорогах с интенсивностью движения, приведенной к легковому автомобилю, менее 7000 авт./сут. можно устраивать защитные слои из литых эмульсионно-минеральных смесей (ЛЭМС) типа "сларрисил". Смесь состоит из дробленого каменного материала фракции 0 - 5 мм или 0 - 10 мм, 1 - 3% цемента (от массы щебня) и 5,5 - 9,5% (чаще - 7 - 8,5%) остаточного битума (сверх 100% минерального материала). Содержание фракций менее 0,071 мм - 5 - 15%. В качестве вяжущего используют 65%-ю катионную битумную эмульсию типа ЭБК-3 со скоростью распада 3 - 60 с, часто модифицированную латексом. Работы по устройству защитного слоя осуществляет специальная машина, имеющая смеситель для приготовления смеси минерального материала с эмульсией и устройство для раскладки смеси слоем 7 - 10 мм. Уплотнения катками этой смеси не требуется. 4.3.17. Ликвидацию колей глубиной 30 - 45 мм осуществляют удалением выпоров методом холодного фрезерования и укладкой в углубление выравнивающего асфальтобетонного слоя обычным способом или ЭМС инъекционным способом (см. п. 4.4.6). Колейность может быть устранена также методом горячей регенерации (см. п. 4.2.5) без добавления (или с добавлением) новой смеси на ширину полосы наката с устройством в последующем поверхностной обработки. 4.3.18. Наплывы, волны и сдвиги на покрытии, а также выступающие над поверхностью покрытия стыки и пломбы заделки выбоин устраняют фрезерующими или шлифовальными машинами. 4.3.19. Раковины, выбоины, отдельные очаги поверхностного разрушения цементобетонных покрытий заделывают цементо- и полимербетонными смесями, торкретбетоном, также смесями на жидком промышленном стекле. В исключительных случаях допускается применение асфальтобетонных смесей. 4.3.20. Заделку повреждений с помощью цементо- или асфальтобетонных (в том числе литых) смесей, а также смесей на жидком стекле выполняют в теплое время года при температуре воздуха не ниже +5 град.С. Смеси укладывают на очищенную от пыли и грязи сухую поверхность бетона (цементобетонную смесь укладывают на увлажненную поверхность). 4.3.21. Необходимая адгезия ремонтных материалов к старому бетону обеспечивается нанесением за 10 - 20 мин. на подготовленную ремонтную поверхность тонким слоем специальных грунтовочных составов или цементного клея, приготовленного из пластифицированного цемента марки не ниже М500. 4.3.22. Бетонную смесь готовят непосредственно вблизи места работ. 4.3.23. При глубине разрушения более 3 мм применяют также мелкозернистый торкретбетон. Работы ведут с помощью специального комплекта оборудования. 4.3.24. Для получения торкретбетона марки М300 и выше применяют портландцемент марки не ниже М500, а также заполнители с относительной влажностью от 2 до 6%. Водоцементное отношение принимают в пределах 0,40 - 0,45. Работы по заделке повреждений торкретбетоном включают: - подготовку ремонтируемой поверхности; - приготовление сухих смесей в стационарных бетоносмесителях или непосредственно на месте. Окончательную отделку поверхности выполняют с помощью поверхностных вибраторов или виброреек. 4.3.25. Уход за свежеуложенным бетоном осуществляют так же, как и при новом строительстве цементобетонных покрытий. При этом следует преимущественно использовать пленкообразующие материалы. Для их нанесения можно применять различные пневматические опрыскиватели или ручные насосы, а также малогабаритные распределители пленкообразующихся жидкостей. Движение открывают при наборе бетоном не менее 70% требуемой прочности. 4.3.26. Ремонтными материалами при ремонте цементобетонных покрытий являются также полимербетонные смеси, приготавливаемые на основе эпоксидного вяжущего. Полимербетонную смесь используют и при восстановлении поврежденных граней плит, в том числе и в местах температурных швов. В этом случае к поврежденной грани приставляют доску, обернутую полиэтиленовой пленкой (а при поврежденных кромках плиты у шва доску устанавливают в паз шва, предварительно очистив его от остатков мастики). Доска должна выступать над поверхностью покрытия на 3 - 5 см. Заполнение полимербетонной смесью поврежденных мест осуществляют согласно п. 4.3.20. 4.3.27. Если при ремонте цементобетонных покрытий используют асфальтобетонные смеси, их укладывают в ремонтируемое место после подгрунтовки разжиженным битумом или битумной эмульсией из расчета 0,3 - 0,5 л/кв. м. Уплотнение производят ручным катком или нагретыми трамбовками массой 12 - 16 кг. При заделке выбоин литыми асфальтобетонными смесями уплотнение не производят. 4.3.28. В местах поднятия плит необходимо вырубить цементобетонное покрытие на ширину разрушения и на месте вырубки уложить новое цементобетонное покрытие на всю толщину плиты. Как временная мера допускается ремонт асфальтобетонной смесью. 4.3.29. Устройство покрытий из битумоминеральных смесей на укрепительных и остановочных полосах обочин осуществляют общепринятым методом с применением щебня преимущественно крупных размеров (до 25 - 45 мм), а также из обработанных вяжущими местных материалов (гравийных, шлаковых и др.). Если необходимо, для укладки слоя покрытия методом фрезерования устраивают корыто. 4.3.30. При снижении ровности цементобетонных покрытий, вызванной образованием уступов в швах, устраивают слой износа из асфальтобетонной смеси, осуществляют поверхностную обработку или устраивают макрошероховатые слои толщиной 1,5 - 2,0 см. Перед выполнением этих работ производят весь цикл работ по содержанию цементобетонных покрытий, если они не были выполнены в текущем году. 4.3.31. Исправление продольного профиля существующего цементобетонного покрытия перед устройством слоев износа (усиления) осуществляют путем укладки выравнивающего слоя. 4.3.32. Составы и толщины слоев износа или усиления на цементобетонном покрытии назначают в соответствии с действующими документами, учитывая опыт эксплуатации аналогичных конструкций в конкретных дорожно-климатических условиях. 4.3.33. Для предотвращения появления на асфальтобетонных слоях, устраиваемых на цементобетонном покрытии, отраженных трещин над швами и трещинами укладывают прослойки из нетканых геотекстильных материалов, различных геосеток. Необходимость устройства прослоек, их тип и расположение устанавливается в проекте ремонта. 4.3.34. При ремонте дорожных одежд с переходными и низшими типами покрытий выполняют восстановление профиля и слоя износа с добавлением щебеночных и им подобных материалов в количестве до 500 куб. м на километр дороги согласно положениям действующих нормативных документов. 4.3.35. Восстановление профиля дорог с гравийными и щебеночными покрытиями достигается путем проведения сплошной ремонтной кирковки и профилировки покрытия с добавлением нового материала, обработки верхнего слоя органическими вяжущими или специальными обеспыливающими материалами методом смешения на месте. 4.3.36. Технология работ при проведении сплошной ремонтной профилировки состоит из: механической очистки поверхности покрытия от грунта, грязи, мусора, кирковки или фрезерования проезжей части и предварительной ее профилировки, доставки на покрытие готовой оптимальной гравийной или щебеночной смеси, ее распределения, профилирования, увлажнения и уплотнения. В процессе уплотнения следят за соблюдением поперечных уклонов и ровности покрытия, проверяя их шаблоном и 3-метровой рейкой. 4.3.37. Сплошную ремонтную профилировку можно осуществлять с применением стабилизера. Новую гравийную или щебеночную смесь подвозят и распределяют автогрейдером по старому покрытию, а затем осуществляют фрезерование на требуемую глубину с добавлением воды или раствора CaCl . После разравниваия автогрейдером материал уплотняют. 2 4.3.38. Приемке выполненных работ и оценке качества подлежат: а) работы по ремонту дорог, выполненные за квартал, с целью определения их объемов и качества - промежуточная приемка; б) работы, которые впоследствии будут частично или полностью скрыты, с целью проверки правильности их выполнения - приемка (освидетельствование) скрытых работ; в) отремонтированные дороги или их участки с целью проверки соответствия выполненных работ по качеству и объему утвержденной технической документации (по окончании указанных работ или в конце сезона) - приемка в эксплуатацию. Приемку осуществляет комиссия под председательством представителя вышестоящей организации или заказчика в составе главного инженера, мастера (бригадира) организации, выполнившей работы. Могут также привлекаться специалисты-эксперты. Приемку оформляют соответствующим актом, к которому прикладывают расчет оценки качества работ. |
Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".