ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ. Письмо. Министерство транспорта РФ (Минтранс России). 17.03.04 ОС-28/1270-ИС

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа

ТЕРМИНЫ И ОПРЕДЕЛЕНИЯ
          (дополнительно к справочнику Дорожная терминология
        под ред. М. Вейцмана, изд. Транспорт, Москва, 1985 г.)

     Армирование   -   усиление   дорожных  конструкций  в  результате
перераспределения  геосинтетическим материалом напряжений, возникающих
в   грунтовом  массиве,  дорожной  одежде  при  действии  нагрузок  от
транспортных средств и собственного веса.
     Безопасность  движения  - состояние данного процесса, отражающего
степень    защищенности   его   участников   от   дорожно-транспортных
происшествий и их последствий.
     Геосетки  (сетки)  -  материалы,  выполненные прядением из жгутов
синтетических  волокон или волокон из стекла, базальта, а также литьем
из  расплава полимера с образованием между ними прямоугольных полостей
размером  от  1  х  1  см до 5 х 5 см и более или другой конфигурации.
Используются  для усиления элементов дорожной конструкции и замедления
в покрытии процесса трещинообразования.
     Геосинтетические  материалы  - класс строительных материалов, как
правило,  синтетических,  поставляемых  в  сложенном  компактном  виде
(рулоны,  блоки,  плиты и др.), обеспеченных документами соответствия,
предназначенных   для   создания   дополнительных   слоев   (прослоек)
различного     назначения    (армирующих,    защитных,    дренирующих,
гидроизолирующих,  теплоизолирующих)  в основании земляного полотна, в
самом земляном полотне, в дорожной одежде, включающий следующие группы
материалов:  геотекстильные,  георешетки,  геомембраны,  геокомпозиты,
геооболочки, геоэлементы, геоплиты.
     Георешетка  -  плоский  рулонный  материал  с  ячейками  линейных
размеров  от  1  см  и толщиной до 2 мм (геосетка) или такой же тонкий
материал  толщиной  2  - 30 мм, выполняющие преимущественно армирующие
функции,   или   объемный   материал  с  ячейками  высотой  от  3  см,
поставляемый    в   виде   блоков   слоев   со   сложенными   ячейками
(пространственная георешетка).
     Диагностика  автомобильных  дорог  -  обследование, сбор и анализ
информации  о  параметрах, характеристиках и условиях функционирования
дорог  и  дорожных сооружений, наличии дефектов и причин их появления,
характеристиках транспортных потоков и другой необходимой для оценки и
прогноза  состояния  дорог и дорожных сооружений в процессе дальнейшей
эксплуатации.
     Дорожные  сооружения  -  сооружения,  являющиеся  конструктивными
элементами   дороги:  искусственные  сооружения  (мосты,  путепроводы,
эстакады,  трубы,  тоннели  и др.), защитные сооружения (снегозащитные
лесонасаждения,    постоянные   снегозащитные   заборы,   шумозащитные
устройства,  устройства  для защиты дорог от снежных лавин и обвалов и
др.),  элементы обустройства дорог (остановочные и посадочные площадки
и павильоны для пассажиров), площадки отдыха, специальные площадки для
остановки или стоянки автомобилей и т.д.
     Затор  (на  дорогах)  - временная остановка транспортного потока,
вызванная   превышением  фактической  интенсивности  движения  предела
пропускной способности дороги.
     Затор  (на  реках) - резкое стеснение (перекрытие) живого сечения
русла  реки  неподвижными  посторонними  предметами  (льдинами крупных
размеров, плавающими предметами и т.д.).
     Защита  -  предотвращение  или замедление процесса эрозии грунта,
предотвращение  взаимопроникновения  материалов контактирующих слоев в
период   строительства   (технологическая   прослойка)  или  в  период
строительства     и     эксплуатации    (разделительная    прослойка),
предотвращение  кольматации  дренажей  (фильтр), предотвращение выноса
частиц грунта потоком (обратный фильтр).
     Зимнее  содержание  -  работы  и  мероприятия  по защите дороги в
зимний период от снежных отложений, заносов и лавин, очистке от снега,
предупреждению  образования и ликвидации зимней скользкости и борьбе с
наледями.
     Капитальный  ремонт  автомобильной  дороги  - комплекс работ, при
котором     производится    полное    восстановление    и    повышение
работоспособности  дорожной  одежды  и  покрытия,  земляного полотна и
других    дорожных   сооружений,   осуществляется   смена   изношенных
конструкций  и деталей или замена их на более прочные и долговечные. В
необходимых  случаях  повышаются  геометрические  параметры  дороги  с
учетом  роста  интенсивности  движения и осевых нагрузок автомобилей в
пределах    норм,   соответствующих   категории,   установленной   для
ремонтируемой  дороги,  без  увеличения  ширины  земляного  полотна на
основном протяжении дороги.
     Коэффициент  прочности  - отношение фактического модуля упругости
(прогиба)  дорожной  конструкции  в данный момент времени к требуемому
общему  модулю упругости (прогибу), если дорожная одежда рассчитана по
Инструкции  ВСН  46-83, или к минимальному модулю упругости (прогибу),
если дорожная одежда рассчитана по ОДН 218.046-01 или МОДН 2-2001.
     Коэффициент  относительной аварийности (коэффициент происшествий)
-   показатель,   значение   которого   для   данных   однородных   по
геометрическим   элементам  участков  дорог  определяется  количеством
происшествий  на  1  млн.  авт. км. Для очень коротких участков дорог,
резко отличающихся от смежных по условиям движения (мосты, пересечения
дорог  и  т.п.),  определяется  количеством  происшествий  на  1  млн.
автомобилей, прошедших через этот участок.
     Неблагоприятный   период   года   (расчетный   период)  -  период
наибольшего  увлажнения земляного полотна (обычно весенний), в течение
которого   влияние   автомобильного   движения   на   работу  дорожной
конструкции является наиболее существенным.
     Непрерывность  движения  автомобилей  -  отсутствие  перерывов  и
остановок движения, вызванных несоответствием параметров или состояния
дороги  и  дорожных  сооружений  нормативным  требованиям. При этом не
учитывают  случаи  остановок и перерывов движения транспортных средств
из-за  их  технической  неисправности, состояния водителей, пассажиров
или перевозимого груза, на железнодорожных переездах и у светофоров.
     Нормативная  нагрузка - нагрузка, установленная для целей расчета
конструкций  сооружения  (расчет  дорожных  одежд,  мостов,  земляного
полотна  и  т.д.).  Используются  дополнительные  понятия: нагрузка на
колесо,  нагрузка  на  ось  автомобиля, нагрузка приведенная, нагрузка
временная, нагрузка динамическая и статическая.
     Ограничение  движения  -  временное запрещение движения по дороге
отдельных  типов  транспортных средств, осуществляемое в установленном
порядке.
     Озеленение дороги - работы по созданию лесных насаждений и посеву
трав  в  полосе  отвода,  необходимых для защиты от снежных и песчаных
заносов,    ветровой    и   водной   эрозии,   для   эстетического   и
архитектурно-художественного  оформления  дороги,  а  также  работы по
уходу за элементами озеленения.
     Перерыв  движения  -  прекращение  движения автомобилей по дороге
продолжительностью более 1 часа.
     Потребительские      свойства      дороги      -     совокупность
транспортно-эксплуатационных  показателей  (ТЭП  АД),  непосредственно
влияющих   на   эффективность  и  безопасность  работы  автомобильного
транспорта, отражающих интересы пользователей дорог и влияние дорог на
окружающую среду. К транспортно-эксплуатационным показателям относятся
обеспеченные дорогой: скорость, непрерывность, безопасность и удобство
движения;   пропускная   способность  и  уровень  загрузки  движением;
допустимая  для  пропуска  осевая  нагрузка,  общая  масса  и габариты
автомобилей, а также экологическая безопасность.
     Ремонт  автомобильной  дороги - комплекс работ по воспроизводству
ее   первоначальных  транспортно-эксплуатационных  характеристик,  при
котором  производится  возмещение  износа  покрытия,  восстановление и
улучшение его ровности и сцепных качеств, устранение всех деформаций и
повреждений    дорожного   покрытия,   земляного   полотна,   дорожных
сооружений,  элементов обстановки и обустройства дороги, организация и
обеспечение безопасности движения.
     Скорость обеспеченная - максимально возможная безопасная скорость
движения  автомобилей, которая может быть достигнута на каждом участке
дороги        при        данных       геометрических       параметрах,
транспортно-эксплуатационных  характеристиках  и состоянии дороги. При
измерениях  принимается  как скорость 95% обеспеченности транспортного
потока   или   как  скорость  85%  обеспеченности  одиночных  легковых
автомобилей.
     Содержание  автомобильной  дороги  -  выполняемый в течение всего
года  (с  учетом  сезона)  на всем протяжении дороги комплекс работ по
уходу   за  дорогой,  дорожными  сооружениями  и  полосой  отвода,  по
профилактике и устранению постоянно возникающих мелких повреждений, по
организации  и  обеспечению  безопасности движения, а также по зимнему
содержанию и озеленению дороги.
     Технический  уровень  автомобильной дороги - степень соответствия
нормативным   требованиям   постоянных   (не   меняющихся  в  процессе
эксплуатации  или  меняющихся  только  при  реконструкции или ремонте)
геометрических  параметров  и  характеристик  дороги  и  ее инженерных
сооружений.
     Транспортно-эксплуатационное  состояние автомобильной дороги (ТЭД
АД)   -  комплекс  фактических  значений  параметров  и  характеристик
технического  уровня  и  эксплуатационного  состояния  дороги в данный
момент времени, обеспечивающих ее потребительские свойства.
     Трещиновато-блочное  покрытие  -  покрытие,  сплошность  которого
нарушена  трещинами  (среднее  расстояние  между  трещинами 1 - 4 м) с
образованием отдельных блоков с замкнутым контуром.
     Условия  погоды  благоприятные  -  состояние  погоды, при котором
метеорологические  факторы  не  оказывают  отрицательного  влияния  на
состояние   поверхности   дороги,  скорость  и  безопасность  движения
автомобилей (сухо, ясно, отсутствие ветра или ветер со скоростью до 10
м/с,  отсутствие  тумана,  относительная  влажность  воздуха  до  90%,
температура воздуха в пределах от -30 град.С до +30 град.С в тени).
     Условия  погоды  неблагоприятные  - состояние погоды, при котором
под  действием метеорологических факторов заметно изменяется состояние
поверхности  дороги,  ухудшается взаимодействие автомобиля с дорогой и
ее  восприятие  водителем,  в  результате  чего  снижается  скорость и
безопасность  движения.  К  неблагоприятным  условиям погоды относится
отдельное  и  совместное  действие  следующих  факторов: осадки в виде
дождя  или снегопада интенсивностью до 0,1 мм/мин., ветер со скоростью
10  - 20 м/с, метель со скоростью 3 - 9 м/с, туман с метеорологической
дальностью  видимости  200  -  500  м, относительная влажность воздуха
более 90%, температура воздуха +/- 30 - 40 град.С в тени.
     Условия  погоды  особо  неблагоприятные  -  состояние погоды, при
котором под действием метеорологических факторов состояние поверхности
дороги,  условия  взаимодействия  автомобиля с дорогой и ее восприятие
водителями  изменяются настолько, что движение становится затрудненным
и без специальных мер по защите дорог от воздействия метеорологических
факторов  может быть прервано. К особо неблагоприятным условиям погоды
относятся:  осадки  в  виде дождя и снегопада интенсивностью более 0,1
мм/мин.,  гололедица и гололед, метель со скоростью ветра более 9 м/с,
ветер со  скоростью  более  20  м/с,  туман  с видимостью менее 200 м,
температура воздуха летом выше +40 град.С в тени и  зимой  ниже  -  40
град.С.
     Эксплуатационное   состояние   автомобильной   дороги  -  степень
соответствия   нормативным   требованиям   переменных   параметров   и
характеристик   дороги,   инженерного   оборудования  и  обустройства,
изменяющихся   в   процессе   эксплуатации  в  результате  воздействия
транспортных средств, метеорологических условий и уровня содержания.

Фрагмент документа "ОТРАСЛЕВОЙ ДОРОЖНЫЙ МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКУМЕНТ. МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕМОНТУ И СОДЕРЖАНИЮ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ ОБЩЕГО ПОЛЬЗОВАНИЯ".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление  ... >>> Следующий фрагмент

Полный текст документа