Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".
ХАРАКТЕРИСТИКА МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПОЛНОГО ДНЯ НА БАЗЕ УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНОСИМЫХ К СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ" И "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ, УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ" 1. Образовательные группы полного дня для детей старшего дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного образования (дошкольных образовательных учреждений и образовательных учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста): --------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | |-----------------------|-------------------------------------------------| |1. Количество посещений|5 дней в неделю в течение полного дня | |в неделю | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |2. Педагогические кадры|Воспитатели, имеющие специальную | | |профессиональную подготовку для работы с детьми | | |старшего дошкольного возраста | |-----------------------|-------------------------------------------------| |3. Преемственность с |В дошкольных образовательных учреждениях | |более низкой ступенью |существует естественная преемственность между | |образования |образованием детей старшего дошкольного возраста | | |и образованием в младшем дошкольном возрасте | |-----------------------|-------------------------------------------------| |4. Преемственность с |Преемственность между дошкольным образовательным | |системой начального |учреждением и начальной школой заложена на | |общего образования |уровне реализуемых образовательных программ, | | |которые предусматривают, что дети старшего | | |дошкольного возраста должны быть подготовлены к | | |систематическому школьному обучению | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5. Особенности |Среда предполагает возможности для организации | |предметно-развивающей |различных видов деятельности детей дошкольного | |среды |возраста, а также включает условия для их | | |полноценного питания и отдыха | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.1. Для обучающих |Существуют специально организованные места для | |занятий |проведения обучающих занятий | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.2. Для организации |Пространство группы детского сада располагает | |совместной |возможностями для гибкой организации предметной | |(партнерской) |среды, постоянно подстраиваемой под развивающие | |деятельности взрослого |задачи и инициативу детей | |с детьми | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.3. Для организации |Все ДОУ располагают пространством для | |самостоятельной |организации самостоятельной деятельности детей | |деятельности детей |дошкольного возраста | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6. Особенности |Образовательный процесс строится в соответствии | |образовательного |с существующими образовательными программами для | |процесса |детей старшего дошкольного возраста. Составляющие| | |образовательного процесса в группах старшего | | |дошкольного возраста уравновешены и составляют | | |гармоничное единство | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.1. Учебный блок |Представлен обучающими занятиями, | | |соответствующими возрасту детей и организуемыми | | |в соответствии с дошкольными образовательными | | |программами; отличается высокой технологичностью,| | |доступностью любому профессионально обученному | | |педагогу | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.2. Блок совместной |Совместная деятельность занимает ведущее место в | |(партнерской) |образовательном процессе. | |деятельности взрослого |Данный блок предъявляет очень высокие требования | |с детьми |к общей культуре, гибкости, творческому | | |потенциалу и интуиции взрослого, без которых | | |модель просто не работает | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.3. Блок |Организация самостоятельной деятельности детей | |самостоятельной |направляет усилия воспитателя на создание | |(свободной) |предметной среды, в его функции входит подбор | |деятельности детей |развивающего материала. Данный блок ограничивает | | |образовательную среду только предметным материа- | | |лом и ставка на саморазвитие ребенка приводит к | | |исчезновению систематичности образовательного | | |процесса и резко сужает культурные горизонты | | |ребенка. При этом данный блок образовательного | | |процесса технологичен и не требует творческих | | |усилий от взрослого | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7. Особенности |Дошкольные образовательные программы, | |образовательных |предназначенные для реализации в ДОУ | |программ | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.1. Комплексные |Комплексные программы определяют основное | |программы |содержание образовательной деятельности детского | | |сада | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.2. Парциальные |Парциальные программы способствуют углублению | |программы |образовательного процесса по определенным | | |направлениям образования и развития детей | | |старшего дошкольного возраста, позволяют | | |расширить возможности организации | | |образовательного процесса за счет расширения | | |форм взаимодействия воспитывающего взрослого с | | |детьми | |-----------------------|-------------------------------------------------| |8. Возможности |Происходит многостороннее развитие детей | |полноценного развития |дошкольного возраста, охватывающее практически | |детей (широта охвата |все основные сферы | |сфер развития детей) | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |9. Охрана здоровья |Физическое развитие, формирование здорового | |детей |образа жизни и охрана здоровья детей - | | |приоритетные задачи | --------------------------------------------------------------------------- 2. Образовательные группы кратковременного пребывания детей старшего дошкольного возраста на базе образовательных учреждений (дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования), учреждений культуры и родительских сообществ: --------------------------------------------------------------------------- | 1 | 2 | |-----------------------|-------------------------------------------------| |1. Количество посещений|От 3 до 5 дней в неделю на период от 2 до 5 часов| |в неделю | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |2. Педагогические кадры|Воспитатели, имеющие специальную | | |профессиональную подготовку для работы с детьми | | |старшего дошкольного возраста | |-----------------------|-------------------------------------------------| |3. Преемственность с |Группы чаще всего предназначаются для старших | |более низкой ступенью |дошкольников, которые не посещали детский сад, а | |образования |воспитывались в домашних условиях. Поэтому в них | | |и решаются задачи развития навыков | | |взаимодействия со сверстниками, подготовки к | | |школе в интеллектуальном плане и физического | | |развития | |-----------------------|-------------------------------------------------| |4. Преемственность с |Преемственность между дошкольными группами | |системой начального |кратковременного пребывания и начальной школой | |общего образования |связана с тем, что цели образования связаны с | | |социализацией, личностным и физическим | | |развитием, специальной подготовкой к школе | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5. Особенности |Среда предполагает создание условий для | |предметно-развивающей |совместной деятельности взрослого с детьми и | |среды |свободной самостоятельной деятельности детей | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.1. Для обучающих |В помещении группы создается специальная рабочая | |занятий |часть для занятий, которые чаще всего | | |организуются в форме совместной деятельности | | |взрослого с детьми | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.2. Для организации |Рабочая часть предполагает в первую очередь | |совместной |организацию совместной деятельности взрослого с | |(партнерской) |детьми, кроме этого, пространство группы | |деятельности взрослого |располагает возможностями для гибкой организации | |с детьми |предметной среды, постоянно подстраиваемой под | | |развивающие задачи и инициативу детей | |-----------------------|-------------------------------------------------| |5.3. Для организации |Основное пространство группы отведено для | |самостоятельной |свободной самостоятельной деятельности детей по | |деятельности детей |интересам | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6. Особенности |Образовательный процесс строится в соответствии | |образовательного |с существующими образовательными программами для | |процесса |групп кратковременного пребывания. | | |Образовательный процесс строится на основе | | |баланса свободной самостоятельной деятельности | | |детей и совместной деятельности взрослого с | | |детьми | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.1. Учебный блок |Практически не используется | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.2. Блок совместной |Совместная деятельность составляет основу | |(партнерской) |образовательного процесса: взрослый привлекает | |деятельности взрослого |детей к занятиям без психологического | |с детьми |принуждения, опираясь на их интерес к содержанию | | |и форме деятельности, дополнительно мотивируя их | | |своим партнерским участием в деятельности | |-----------------------|-------------------------------------------------| |6.3. Блок |Организация самостоятельной деятельности детей | |самостоятельной |направляет усилия воспитателя на создание | |(свободной) |предметной среды, в его функции входит подбор | |деятельности детей |развивающего материала | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7. Особенности |Образовательные программы, специально | |образовательных |предназначенные для групп детей старшего | |программ |дошкольного возраста кратковременного или | | |временного пребывания | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.1. Комплексные |Основная образовательная программа носит | |программы |комплексный характер | |-----------------------|-------------------------------------------------| |7.2. Парциальные |Парциальные программы используются для того, | |программы |чтобы отразить специфику работы учреждения, при | | |котором создана группа; позволяют реализовать | | |возможности культурно-образовательного | | |учреждения в образовании дошкольников (например, | | |при работе группы в краеведческом музее, доме | | |детского творчества, доме культуры и т.п.) | |-----------------------|-------------------------------------------------| |8. Возможности |Образовательный процесс ДОЛЖЕН охватывать | |полноценного развития |практически все основные сферы развития детей | |детей (широта охвата |старшего дошкольного возраста | |сфер развития детей) | | |-----------------------|-------------------------------------------------| |9. Охрана здоровья |Физическое развитие, формирование здорового | |детей |образа жизни и охрана здоровья детей - | | |приоритетные задачи | --------------------------------------------------------------------------- |
Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".