О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Письмо. Министерство образования и науки РФ. 25.12.06 03-2998

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа

ХАРАКТЕРИСТИКА
       МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
        "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ ПОЛНОГО ДНЯ НА БАЗЕ
        УЧРЕЖДЕНИЙ, ОТНОСИМЫХ К СФЕРЕ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ"
        И "ДОШКОЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ГРУППЫ КРАТКОВРЕМЕННОГО
         ПРЕБЫВАНИЯ ДЕТЕЙ НА БАЗЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ,
            УЧРЕЖДЕНИЙ КУЛЬТУРЫ И РОДИТЕЛЬСКИХ СООБЩЕСТВ"

     1.   Образовательные   группы  полного  дня  для  детей  старшего
дошкольного возраста на базе учреждений, относимых к сфере дошкольного
образования  (дошкольных  образовательных учреждений и образовательных
учреждений для детей дошкольного и младшего школьного возраста):

---------------------------------------------------------------------------
|           1           |                        2                        |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|1. Количество посещений|5 дней в неделю в течение полного дня            |
|в неделю               |                                                 |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|2. Педагогические кадры|Воспитатели, имеющие специальную                 |
|                       |профессиональную подготовку для работы с детьми  |
|                       |старшего дошкольного возраста                    |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|3. Преемственность с   |В дошкольных образовательных учреждениях         |
|более низкой ступенью  |существует естественная преемственность между    |
|образования            |образованием детей старшего дошкольного возраста |
|                       |и образованием в младшем дошкольном возрасте     |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|4. Преемственность с   |Преемственность между дошкольным образовательным |
|системой начального    |учреждением и начальной школой заложена на       |
|общего образования     |уровне реализуемых образовательных программ,     |
|                       |которые предусматривают, что дети старшего       |
|                       |дошкольного возраста должны быть подготовлены к  |
|                       |систематическому школьному обучению              |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5. Особенности         |Среда предполагает возможности для организации   |
|предметно-развивающей  |различных видов деятельности детей дошкольного   |
|среды                  |возраста, а также включает условия для их        |
|                       |полноценного питания и отдыха                    |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5.1. Для обучающих     |Существуют специально организованные места для   |
|занятий                |проведения обучающих занятий                     |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5.2. Для организации   |Пространство группы детского сада располагает    |
|совместной             |возможностями для гибкой организации предметной  |
|(партнерской)          |среды, постоянно подстраиваемой под развивающие  |
|деятельности взрослого |задачи и инициативу детей                        |
|с детьми               |                                                 |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5.3. Для организации   |Все ДОУ располагают пространством для            |
|самостоятельной        |организации самостоятельной деятельности детей   |
|деятельности детей     |дошкольного возраста                             |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6. Особенности         |Образовательный процесс строится в соответствии  |
|образовательного       |с существующими образовательными программами для |
|процесса               |детей старшего дошкольного возраста. Составляющие|
|                       |образовательного процесса в группах старшего     |
|                       |дошкольного возраста уравновешены и составляют   |
|                       |гармоничное единство                             |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6.1. Учебный блок      |Представлен обучающими занятиями,                |
|                       |соответствующими возрасту детей и организуемыми  |
|                       |в соответствии с дошкольными образовательными    |
|                       |программами; отличается высокой технологичностью,|
|                       |доступностью любому профессионально обученному   |
|                       |педагогу                                         |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6.2. Блок совместной   |Совместная деятельность занимает ведущее место в |
|(партнерской)          |образовательном процессе.                        |
|деятельности взрослого |Данный блок предъявляет очень высокие требования |
|с детьми               |к общей культуре, гибкости, творческому          |
|                       |потенциалу и интуиции взрослого, без которых     |
|                       |модель просто не работает                        |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6.3. Блок              |Организация самостоятельной деятельности детей   |
|самостоятельной        |направляет усилия воспитателя на создание        |
|(свободной)            |предметной среды, в его функции входит подбор    |
|деятельности детей     |развивающего материала. Данный блок ограничивает |
|                       |образовательную среду только предметным материа- |
|                       |лом и ставка на саморазвитие ребенка приводит к  |
|                       |исчезновению систематичности образовательного    |
|                       |процесса и резко сужает культурные горизонты     |
|                       |ребенка. При этом данный блок образовательного   |
|                       |процесса технологичен и не требует творческих    |
|                       |усилий от взрослого                              |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|7. Особенности         |Дошкольные образовательные программы,            |
|образовательных        |предназначенные для реализации в ДОУ             |
|программ               |                                                 |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|7.1. Комплексные       |Комплексные программы определяют основное        |
|программы              |содержание образовательной деятельности детского |
|                       |сада                                             |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|7.2. Парциальные       |Парциальные программы способствуют углублению    |
|программы              |образовательного процесса по определенным        |
|                       |направлениям образования и развития детей        |
|                       |старшего дошкольного возраста, позволяют         |
|                       |расширить возможности организации                |
|                       |образовательного процесса за счет расширения     |
|                       |форм взаимодействия воспитывающего взрослого с   |
|                       |детьми                                           |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|8. Возможности         |Происходит многостороннее развитие детей         |
|полноценного развития  |дошкольного возраста, охватывающее практически   |
|детей (широта охвата   |все основные сферы                               |
|сфер развития детей)   |                                                 |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|9. Охрана здоровья     |Физическое развитие, формирование здорового      |
|детей                  |образа жизни и охрана здоровья детей -           |
|                       |приоритетные задачи                              |
---------------------------------------------------------------------------

     2. Образовательные   группы   кратковременного  пребывания  детей
старшего  дошкольного  возраста  на  базе  образовательных  учреждений
(дошкольных     образовательных     учреждений,    общеобразовательных
учреждений,  учреждений   дополнительного   образования),   учреждений
культуры и родительских сообществ:

---------------------------------------------------------------------------
|           1           |                        2                        |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|1. Количество посещений|От 3 до 5 дней в неделю на период от 2 до 5 часов|
|в неделю               |                                                 |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|2. Педагогические кадры|Воспитатели, имеющие специальную                 |
|                       |профессиональную подготовку для работы с детьми  |
|                       |старшего дошкольного возраста                    |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|3. Преемственность с   |Группы чаще всего предназначаются для старших    |
|более низкой ступенью  |дошкольников, которые не посещали детский сад, а |
|образования            |воспитывались в домашних условиях. Поэтому в них |
|                       |и решаются задачи развития навыков               |
|                       |взаимодействия со сверстниками, подготовки к     |
|                       |школе в интеллектуальном плане и физического     |
|                       |развития                                         |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|4. Преемственность с   |Преемственность между дошкольными группами       |
|системой начального    |кратковременного пребывания и начальной школой   |
|общего образования     |связана с тем, что цели образования связаны с    |
|                       |социализацией, личностным и физическим           |
|                       |развитием, специальной подготовкой к школе       |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5. Особенности         |Среда предполагает создание условий для          |
|предметно-развивающей  |совместной деятельности взрослого с детьми и     |
|среды                  |свободной самостоятельной деятельности детей     |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5.1. Для обучающих     |В помещении группы создается специальная рабочая |
|занятий                |часть для занятий, которые чаще всего            |
|                       |организуются в форме совместной деятельности     |
|                       |взрослого с детьми                               |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5.2. Для организации   |Рабочая часть предполагает в первую очередь      |
|совместной             |организацию совместной деятельности взрослого с  |
|(партнерской)          |детьми, кроме этого, пространство группы         |
|деятельности взрослого |располагает возможностями для гибкой организации |
|с детьми               |предметной среды, постоянно подстраиваемой под   |
|                       |развивающие задачи и инициативу детей            |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|5.3. Для организации   |Основное пространство группы отведено для        |
|самостоятельной        |свободной самостоятельной деятельности детей по  |
|деятельности детей     |интересам                                        |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6. Особенности         |Образовательный процесс строится в соответствии  |
|образовательного       |с существующими образовательными программами для |
|процесса               |групп кратковременного пребывания.               |
|                       |Образовательный процесс строится на основе       |
|                       |баланса свободной самостоятельной деятельности   |
|                       |детей и совместной деятельности взрослого с      |
|                       |детьми                                           |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6.1. Учебный блок      |Практически не используется                      |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6.2. Блок совместной   |Совместная деятельность составляет основу        |
|(партнерской)          |образовательного процесса: взрослый привлекает   |
|деятельности взрослого |детей к занятиям без психологического            |
|с детьми               |принуждения, опираясь на их интерес к содержанию |
|                       |и форме деятельности, дополнительно мотивируя их |
|                       |своим партнерским участием в деятельности        |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|6.3. Блок              |Организация самостоятельной деятельности детей   |
|самостоятельной        |направляет усилия воспитателя на создание        |
|(свободной)            |предметной среды, в его функции входит подбор    |
|деятельности детей     |развивающего материала                           |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|7. Особенности         |Образовательные программы, специально            |
|образовательных        |предназначенные для групп детей старшего         |
|программ               |дошкольного возраста кратковременного или        |
|                       |временного пребывания                            |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|7.1. Комплексные       |Основная образовательная программа носит         |
|программы              |комплексный характер                             |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|7.2. Парциальные       |Парциальные программы используются для того,     |
|программы              |чтобы отразить специфику работы учреждения, при  |
|                       |котором создана группа; позволяют реализовать    |
|                       |возможности культурно-образовательного           |
|                       |учреждения в образовании дошкольников (например, |
|                       |при работе группы в краеведческом музее, доме    |
|                       |детского творчества, доме культуры и т.п.)       |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|8. Возможности         |Образовательный процесс ДОЛЖЕН охватывать        |
|полноценного развития  |практически все основные сферы развития детей    |
|детей (широта охвата   |старшего дошкольного возраста                    |
|сфер развития детей)   |                                                 |
|-----------------------|-------------------------------------------------|
|9. Охрана здоровья     |Физическое развитие, формирование здорового      |
|детей                  |образа жизни и охрана здоровья детей -           |
|                       |приоритетные задачи                              |
---------------------------------------------------------------------------

Фрагмент документа "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО АПРОБАЦИИ МОДЕЛЕЙ ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА".

Предыдущий фрагмент <<< ...  Оглавление

Полный текст документа