Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ".
IV. Планирование мероприятий ГОЧС Планирование мероприятий ГОЧС осуществляется с целью обеспечения организованности и целенаправленности в подготовке и проведении мероприятий ГОЧС по защите должностных лиц таможенных органов, повышению устойчивости работы объектов таможенных органов в военное время, а также при проведении аварийно-спасательных и других неотложных работ в очагах поражения. Руководители (начальники) таможенных органов в мирное время в пределах своих полномочий и в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами: планируют и организуют проведение мероприятий по ГОЧС; проводят мероприятия по поддержанию устойчивого функционирования в военное время; осуществляют обучение должностных лиц способам защиты от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности к использованию локальные системы оповещения; создают и содержат в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств; создают объекты гражданской обороны, обеспечивают их сохранность; ведут учет существующих и создаваемых защитных сооружений гражданской обороны, принимают меры по поддержанию их в состоянии постоянной готовности к использованию; создают и поддерживают в состоянии постоянной готовности нештатные аварийно-спасательные формирования; осуществляют другие мероприятия по выполнению организационных, инженерно-технических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и других требований ГОЧС. Указанные мероприятия осуществляются на основании ежегодно разрабатываемого плана основных мероприятий по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обеспечения пожарной безопасности и безопасности людей на водных объектах (далее - План основных мероприятий). В таможенном органе также разрабатываются и ежегодно уточняются: план гражданской обороны таможенного органа; план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа; план эвакуации таможенного органа. Работу по разработке Плана основных мероприятий на год условно можно разделить на 3 основных этапа: 1 этап - организационно-подготовительный; 2 этап - практическая разработка плана; 3 этап - согласование и утверждение плана. На первом этапе работы осуществляется определение состава исполнителей, подготовка исполнителей к работе, изучение руководящих документов, сбор и изучение исходных данных, необходимых для разработки плана, определение общего объема работ, распределение обязанностей, назначение ответственных исполнителей и расчет времени. На втором этапе проводится обобщение исходных данных, их согласование и уточнение, принимаются наиболее целесообразные решения по отдельным вопросам, организуется взаимодействие с организациями, расположенными в пунктах нахождения таможенного органа, осуществляется разработка проекта плана. На третьем этапе проект плана в рабочем порядке согласовывается с территориальными органами МЧС России и утверждается руководителем таможенного органа. Исходными данными для разработки Плана основных мероприятий таможенного органа на год являются: план основных мероприятий ФТС России по вопросам гражданской обороны, предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на год; приказ (распоряжение) таможенного органа по подготовке должностных лиц и работников таможенных органов в области ГОЧС; предложения по включению мероприятий в проект плана от должностных лиц таможенного органа; организационно-методические указания управления ГОЧС пункта нахождения таможенного органа по вопросам планирования мероприятий. План основных мероприятий таможенного органа состоит из шести основных разделов, которые в свою очередь делятся на подразделы. Разделы Плана основных мероприятий. I. Участие таможенного органа в мероприятиях, проводимых МЧС России, управлением МЧС по региону, городу. Мероприятия по подготовке органов управления сил и средств ГОЧС: учения, тренировки; обучение, повышение квалификации должностных лиц и работников таможенных органов по вопросам ГОЧС. Мероприятия по проверке готовности органов управления сил и средств ГОЧС таможенного органа по предназначению (ежемесячные плановые занятия в системе ГОЧС, проверки, конференции, сборы, соревнования). II. Разработка нормативно-правовой базы по вопросам ГОЧС и пожарной безопасности. В данном разделе планируются следующие мероприятия: разработка положения по гражданской обороне в таможенном органе; разработка проектов распоряжений о подготовке должностных лиц по вопросам ГОЧС на год; разработка документов статистической отчетности деятельности таможенного органа. III. Основные мероприятия таможенного органа по ГОЧС и обеспечению пожарной безопасности: проведение инструкторско-методических занятий с должностными лицами таможенного органа по вопросам ГОЧС; проведение заседаний штаба по делам ГОЧС, эвакуационной комиссии и комиссии по предупреждению и ликвидации ЧС и обеспечению пожарной безопасности таможенного органа; подготовка и направление в ФТС России материалов ежегодного доклада о состоянии гражданской обороны в таможенном органе; согласование и уточнение районов предполагаемой эвакуации и размещения должностных лиц таможенного органа; организация контроля за целевым расходованием денежных средств на ГОЧС по обеспечению пожарной безопасности; проверка состояния первичных средств пожаротушения; составление заявок на выделение денежных средств на мероприятия и имущество ГОЧС и обеспечение пожарной безопасности; приобретение и закупка для должностных лиц и работников таможенного органа индивидуальных средств защиты. IV. Учебно-тренировочные мероприятия: контроль подготовки должностных лиц и работников таможенного органа в области ГОЧС; проверка громкоговорящей связи на объектах таможенного органа; проведение тренировок по сбору, обработке и проверке систем оповещения объектов таможенного органа; проведение контрольных занятий по проверке готовности дежурного персонала органов управления к действиям в чрезвычайных ситуациях. V. Методическое обеспечение мероприятий ГОЧС таможенного органа: оборудование кабинета охраны труда и гражданской обороны; оборудование объектов таможенного органа информационными стендами "Действия должностных лиц в чрезвычайных ситуациях"; подписка на литературу по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности. VI. Контроль за организацией выполнения мероприятий ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности в таможенном органе: осуществление контроля за своевременной корректировкой планов и приказов по ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности; контроль за организацией обучения в подразделениях таможенного органа по вопросам ГОЧС и обеспечения пожарной безопасности, оказание помощи в проведении занятий; контроль за подготовкой к командно-штабным учениям, проводимым по плану региональных управлений МЧС; организация подготовки таможенного органа к комплексным проверкам. План гражданской обороны (далее - ГО) - это документ, который определяет объем, организацию, порядок, способы и сроки осуществления мероприятий по приведению ГО в установленные степени готовности, к переводу ее с мирного на военное положение и по выполнению возложенных на нее задач в военное время. В Плане ГО должны быть четко и ясно изложены задачи гражданской обороны, решение начальника таможенного органа на их выполнение; определены силы и средства для проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ, порядок взаимодействия, всестороннего обеспечения и управления; установлен порядок действий должностных лиц при решении задач ГО как в условиях внезапного нападения противника, так и при планомерном выполнении мероприятий ГО. План ГО таможенного органа должен содержать три раздела с приложениями. I раздел "Краткую оценку возможной обстановки на объектах таможенного органа после нападения противника". II раздел "Выполнение мероприятий ГО в таможенном органе". III раздел "Выполнение мероприятий ГО на объектах таможенного органа при внезапном нападении противника". К плану ГО целесообразно разработать следующие приложения: 1) основные показатели состояния ГО по состоянию на 1 января текущего года; 2) возможная обстановка на территории таможенного органа при возникновении ЧС; 3) календарный план выполнения основных мероприятий ГО при переводе таможенного органа с мирного на военное время; 4) план мероприятий по защите должностных лиц таможенного органа и членов их семей; 5) расчет укрытия должностных лиц таможенного органа и членов их семей в защитных сооружениях и в загородной зоне; 6) расчет на приведение в готовность защитных сооружений. Расчет на проведение мероприятий эвакуации; 7) план-график наращивания мероприятий по повышению устойчивости функционирования таможенного органа в военное время; 8) состав сил и средств ГО таможенного органа; 9) расчет обеспечения и порядок выдачи средств индивидуальной защиты должностным лицам таможенного органа; 10) схема управления, связи и оповещения. Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий, предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них, в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для должностных лиц таможенных органов, общества и государства, чем их ликвидация. Предупреждение чрезвычайных ситуаций в таможенных органах основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обуславливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения. Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно - экономического, инженерно-технического и специального характера. Планирование мероприятий предупреждения чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения, так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них проводится по следующим направлениям: мониторинг окружающей природной среды и состояния техногенных объектов; прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и оценка их риска; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающего потенциала; разработка и осуществление инженерно-технических мер по снижению возможных потерь и ущерба от чрезвычайных ситуаций (смягчению их возможных последствий) на объектах таможенных органов и территориях; подготовка объектов таможенных органов и систем жизнеобеспечения должностных лиц к работе в условиях чрезвычайных ситуаций; разработка и участие в специальных мероприятиях по предупреждению террористических и диверсионных актов и их последствий; проведение надзора и контроля по вопросам природной и техногенной безопасности; страхование природных и техногенных рисков; информирование должностных лиц о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания. Для комплексного решения вопросов, связанных с проведением конкретных мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, осуществляется их планирование. Планирование превентивных и ликвидационных мероприятий осуществляется в рамках планов действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, разрабатываемых штабами ГОЧС таможенных органов. В основе организации аварийно-спасательных и других неотложных работ лежит заранее разработанный план действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Этот план разрабатывается в таможенном органе на основе риска возникновения чрезвычайных ситуаций, для соответствующей территории нахождения таможенного органа, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. План действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа должен содержать два раздела с приложениями. I раздел "Краткая характеристика объектов таможенного органа и оценка возможной обстановки на его территории". II раздел "Мероприятия, проводимые таможенным органом при угрозе и возникновении крупных производственных аварий, катастроф и стихийных бедствий". К Плану действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера таможенного органа целесообразно разработать следующие приложения: 1) схема возможной обстановки при возникновении ЧС (на графическом плане таможенного органа); 2) календарный план основных мероприятий таможенного органа при угрозе и возникновении ЧС; 3) решение председателя комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности (далее - КЧС и ПБ) таможенного органа по ликвидации ЧС (на графическом плане таможенного органа); 4) расчет сил и средств, привлекаемых для выполнения мероприятий по предупреждению и ликвидации ЧС; 5) организация управления, оповещения и связи при угрозе и возникновении аварий, катастроф и стихийных бедствий. На схеме в виде таблиц и условных обозначений оформляются данные, характеризующие таможенный орган по аварийным и защитным свойствам. На схеме наносятся места размещения сил и средств НАСФ, а также сил, выделяемых по плану взаимодействия с органами МЧС и привлекаемых для ликвидации ЧС, защитные сооружения, органы управления, пункты размещения запасов материально-технических средств. Наносятся возможные масштабы и характер разрушений, пожаров, затоплений, заражения (загрязнения) аварийно химически опасными веществами (АХОВ) в результате аварий на предприятиях и объектах на прилегающей территории, численность работающих должностных лиц и тех, кто может находиться в зоне чрезвычайной ситуации. План эвакуации таможенного органа, как правило, составляется без деления на разделы и содержит приложения. План эвакуации включает: порядок оповещения должностных лиц и членов их семей о начале эвакуации; численность должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации; районы размещения эвакуируемых; сроки выполнения эвакуационных мероприятий; порядок вывоза (вывода) эвакуируемых транспортом из зоны ЧС; организация обеспечения общественного порядка и регулирования дорожного движения на маршруте эвакуации; организация обеспечения эвакуируемых средствами индивидуальной защиты; организация защиты эвакуируемых в местах сбора и на маршрутах эвакуации; порядок размещения эвакуируемых в безопасном районе и первоочередного жизнеобеспечения; санитарно-противоэпидемические и лечебно-эвакуационные мероприятия; порядок управления эвакомероприятиями; организация информационного обеспечения и порядок инструктирования должностных лиц и членов их семей в ходе эвакуации. К Плану эвакуации целесообразно разработать следующие приложения: расчет должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации; места размещения сборных эвакопунктов (СЭП), пунктов посадки и безопасного района; расчет транспорта и его распределение по структурным подразделениям таможенного органа; размещение СЭП, исходного пункта эвакуации пешим порядком, станций (пунктов) посадки и высадки эвакуируемых; состав эвакуационного органа и сроки его приведения в готовность; схема оповещения о начале эвакуации; организация связи; карта размещения эвакуируемых в безопасном районе; порядок оповещения должностных лиц и членов их семей о начале эвакуации и их инструктирования; численность должностных лиц и членов их семей, подлежащих эвакуации; СЭП, за которым закреплен или который развертывает таможенный орган, время развертывания СЭП и прибытия на него должностных лиц, а также членов их семей; порядок подготовки необходимых документов и минимально необходимых грузов к эвакуации, погрузке их на транспортные средства и разгрузке в пунктах эвакуации; порядок хранения документов, оборудования и имущества, вывозимых в пункт эвакуации и остающихся в пункте (месте) постоянной дислокации, а также охраны их; маршрут (маршруты) эвакуации, пункты посадки, высадки; пункты размещения эвакуируемых в загородной зоне; начальники эвакуационных эшелонов, старшие автомобильных колонн и другие должностные лица, ответственные за организацию вывоза (вывода) в загородную зону; порядок размещения в загородной зоне должностных лиц и членов их семей; организация защиты эвакоконтингента в местах сбора, на маршрутах эвакуации и в районах размещения в загородной зоне; организация первоочередного жизнеобеспечения эвакоконтингента в местах его размещения в загородной зоне; организация управления и связи в ходе эвакуации в загородной зоне. С учетом особенностей расположения таможенного органа в плане эвакуации могут отражаться и другие вопросы. Планы работ штаба по делам ГОЧС, КЧС и ПБ, эвакуационной комиссии и другие планы, приказы, распоряжения, решения в интересах ГОЧС отрабатываются ежегодно. |
Фрагмент документа "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ВОПРОСАМ ОРГАНИЗАЦИИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ И ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ В ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНАХ И УЧРЕЖДЕНИЯХ, НАХОДЯЩИХСЯ В ВЕДЕНИИ ФТС РОССИИ".